Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познавательное разСистематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Применение камешков «Марблс» - это один из инновационных приёмов обучения, интересный для детей.

Игры с камешками «Марблс» воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.

 

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Процесс обучения ребенка не может проходить без игры, тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

          Шарики Марблс и декоративные камешки вызывают у дошкольников чувство радости, счастья, стремление щупать, трогать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.

Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации.витие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое творчество», «Социально – коммуникативное»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Семицветик»

 г. Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска

Протокол №  от                  2023 года

                                                                                               

УТВЕРЖДЕН

приказом МДОУ ДС Семицветик

г. Краснослободска от        2023г. №____

___________________ Ю.В.Останкова

C:\Users\Анюта\Desktop\IMG_20221021_152308.jpg                C:\Users\Анюта\Desktop\IMG_20220427_153150.jpg

Программа

кружковой деятельности

по речевому развитию

с использованием инновационной

технологии «Волшебные камешки»

                                     Возраст обучающихся: 6 -7 лет

Срок реализации программы:1 год

                                                                Автор составитель:

                                                               Овсянникова А.М.

                                                                             воспитатель первой

                                                                                  квалификационной категории

                                               

                                                         

2023- 2024 уч. год

Содержание

I. Целевой раздел программы …………………………………………..   3

1. Пояснительная записка……………………………………………….   3

1.1. Направленность программы…………………………………………3

1.1.1. Актуальность…………………………………………………………3

1.1.2. Новизна Программы…………….......................................................3

1.1.3. Педагогическая целесообразность………………………………... 3

1.1.4. Цели и задачи программы…………………………………………. 4

1.1.5. Принципы и подходы к формированию Программы………….. 4

1.1.6. Методы реализации программы………………………………….  5

1.1.7. Характеристика нетрадиционного материала – «Марблс» ……5

1.1.8. Сроки реализации программы……………………………………..6

1.1.9. Формы и режим занятий ……………………………………………6

1.1.10 Планируемые результаты освоения Программы и способы

определения их результативности………………………………………..6

II. Содержательный раздел программы…………………………………6

2.Описание образовательной деятельности в рамках Программы…..6

Особенности организации образовательного процесса……………….. 6

2.1. Календарное планирование…………………………………………..  6

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………. 14

3.1. Методическое обеспечение программы ……………………….… ..19

3.2. Список литературы…………………………………………………..  19

I. Целевой раздел программы

1.Пояснительная записка

Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Применение камешков «Марблс» - это один из инновационных приёмов обучения, интересный для детей.

Игры с камешками «Марблс» воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Процесс обучения ребенка не может проходить без игры, тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

          Шарики Марблс и декоративные камешки вызывают у дошкольников чувство радости, счастья, стремление щупать, трогать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.

Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации.

1.1. Направленность программы

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое творчество», «Социально – коммуникативное»)

  1. Актуальность

 Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная        и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешков Марблс способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. 

  1. Новизна Программы

    Работа с камешками Марблс – это один из наиболее эффективных способов работы с детьми. В процессе работы с камешками дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояние своего внутреннего «Я». 

  1. Педагогическая целесообразность

      Использование этих камешков в педагогической работе не требует длительной подготовки к занятию. Все камешки хранятся в отдельных контейнерах. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.

      Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического и познавательного развития Марблс способствует решению целого ряда задач: развивают сенсорику, закрепляем понятие величины, цвета, формы, количества; развивают умения группировать, сравнивать, классифицировать, чередовать по признаку, развивают навыки порядкового и количественного счета; развивают чувство ритма, цвета, композиции; способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений; способствуют развитию воображения и творчества, можно проводить с шариками Марблс массаж.

       Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

1.1.4. Цели и задачи программы

Цель программы:

 комплексное развитие речевой деятельности детей и фонематического слуха, с помощью использования камешков Марблс.

Задачи:

  • Развивающие: Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
  • Упражнять в ориентировке на плоскости листа
  • Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
  • Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца

- Развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев, память, внимание, логическое мышление, фантазию и творческое мышление.

- Формировать правильный захват камешка кистью руки;

Обучающие: 

- Сформировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, умение ориентироваться на листе бумаги.

-  Познакомить детей с разными видами сенсорных эталонов.

-  Стимулировать речевую активность.

- Обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитание культуры общения и поведения в социуме, умение работать коллективно, в паре, согласовывать действия.

- формирование навыков здорового образа жизни.

1.1.5. Принципы и подходы к формированию Программы

- Главный принцип использования камешек Марблс – это безопасность, выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

- Принцип развивающего обученияразвитие всех познавательных психических процессов;

- Принцип последовательностиважным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.

- Принцип учета индивидуальных особенностей личностипозволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

- Принцип систематичности: обуславливает необходимость последовательности, преемственности;

- Принцип наглядности: учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности, и обозначающими их словами.

- Принцип связи с жизненным опытом: от этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

- Принцип интегрированного подхода: реализуется в сотрудничестве с воспитателями и педагогами дополнительного образования, а также с семьёй.

- Принцип комплексности: предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей.

Главная цель использования камешков «Марблс» на занятиях — это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.

1.1.6. Методы реализации программы:

- Наглядные - наблюдение, показ, образец;

- Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

- Практические – работа с камешками Марблс

- Игровые – дидактические игры, с/р игры, подвижные игры

1.1.7. Характеристика нетрадиционного материала – «Марблс» .

Камешки Марблс- это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.

Камешки – интересный, доступный, природный, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, которые можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, конструировать, развивать мелкую моторику, восприятие и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Их привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. При помощи камешков можно изготавливать украшения, разные поделки или конструкции. Ребенок берёт любой конструктор, собирает постройку, поделку и украшает её камешками Марблс. Наряду с такими камешками в работе можно использовать различные мелкие игрушки. Их рекомендуется применять в работе с сюжетными картинами, в д/и «Найди и назови», «Чудесная коробочка», «Сухой бассейн» и др.

    Картины и узоры дети в начале года выполняют, используя шаблоны, по образцу или по замыслу, а также по словесным инструкциям педагога. В течение года, по мере взросления детей, сложность заданий и рисунков усложняется.

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Современный ребенок– прирожденный творец, изобретатель, исследователь.
      Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

      Камешки Марблс материал который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

1.1.8. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один учебный год: с октября по май.

1.1.9. Формы и режим занятий

Учебная нагрузка – 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Группа состоит из 11 человек. Занятия проводятся в игровой форме в творческой мастерской.

1.1.10 Планируемые результаты освоения Программы и способы определения их результативности

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

- Ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

-У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

-Усвоены основные приёмы работы с камешками «Марблс»;

-Мелкая моторика развита на достаточном уровне;

- Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

- У детей повысится познавательная активность, воспитанники станут более внимательны и усидчивы, будут самостоятельно находить способы решения, поставленных перед ними задач, применяя усвоенный опыт в новые ситуации.

II. Содержательный раздел программы 

2.   Описание образовательной деятельности в рамках Программы

Особенности организации образовательного процесса

  • программе использованы различные формы организации детской деятельности: занимательное дело (занятия), творческие задания, фронтальная работа, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, сюжетная подача материала, элементы театрализованной деятельности.

  • начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики и физминуток воспитатель подбирает самостоятельно.

Формы проведения итогов реализации программы: мастер - классы для родителей, педагогов.

Для реализации программы необходимо следующее обеспечение: картотека карточек к играм, набор камешков Марблс, карточки с эталонами цвета, карточки с заданиями, мешочки.

Обоснование социальной значимости. В результате реализации программы у детей должен сформироваться интерес к предлагаемой деятельности, повыситься познавательная активность, проявиться интерес к совместной деятельности со взрослым, увеличиться потребность ребенка в общении посредством речи. Используя полученные на занятиях навыки в повседневной деятельности, дети с радостью играют в игры с камешками.

2.1   Календарно - тематическое планирование

Октябрь

1 занятие

Игра №1 «Расскажи про свой узор?».

Цель: развивать воображение, связную речь.

Инструкция: Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.»

Игра: №2 «Цветочная поляна»

Цель: формирование навыков фонематического анализа. Оборудование: камешки «Марблс», картинки: аист, сом, облако мак, удочка, кот, игла, лук. Ход игры. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на цветочную поляну и заполните недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове

2 занятие

Игра №1 «Чудесный мешочек».

Инструкция: Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на заданный звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Игра№2 «Тучка и дождик» 

Цель: совершенствование фонематического слуха. Оборудование: камешки «Марблс», картинки: тучка, цветы.

 Ход игры. Ребенку предлагается положить на верхнюю часть стола тучку, а снизу выложить полянку из цветочков. - Цветочки давно не поливал дождик. Набежала тучка, необходимо полить каждый цветочек. Подбирай слова с заданным звуком и выкладывай камешками струйку дождя: на каждый цветочек капельки от тучки вниз к цветочку. А). Задание: полей первый цветочек, называя слова начинающиеся со звука [Ш]: шапка, шубка, шустрый, шинель, шкаф, шайба. Б). Задание: второй цветочек польет дождик, когда ты назовешь слова со звуком [С] в середине слова: маска, миска, каска, лиса, коса, оса. В). Задание: третий цветочек польет дождик, когда ты назовешь слова со звуком [Л] в конце слова: гол, пенал, пол, зал, бокал, шакал.

3 занятие

Игра№1 «Сочинялки»

Цель: Формирование представлений о построении связного предложения.

Инструкция: выложи камешки. Давай попробуем составить рассказ. У нас есть камешки разного цвета, поэтому рассказ может быть таким: «Светило желтое солнышко. Девочка в красном платье пошла в лес. Она увидела синюю речку. Вдруг она увидела зеленую полянку. На ней растут оранжевые цветы….(камешки лежать в определенном порядке и по их цвету придумывается история)

Игра№2 «Составь словосочетание»

Выложить камешки в произвольном порядке, и дети называют слова: желтое — солнышко, красный — шарик, синий флажок, зеленый листик.

4 занятие

Игра№1 «Определи звук»

Цель: развивать слуховую память, фонематический слух, навыки звукового анализа, формировать умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.

Инструкция: У ребенка-подносы с разноцветными камешками, педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук. Например, педагог показывает картинку с изображением аист. Ребенок называет первый звук в слове «А» и выкладывает красный камешек.

Игра №2 на постановку и автоматизацию поставленных звуков
 Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук.

5 занятие

Игра: №1 «Какой? Какая? Какие?», «Что делает?»

Цель: обогащение словаря прилагательными, глаголами.

Инструкция: Ребенок придумывает слово – описание (прилагательное), слово – действие (глагол), опираясь на предложенную картинку. На каждое правильное слово выкладывается камешек на картинку (морковь: сладкая, оранжевая, твердая и т.д.)

Игра: №2 Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне.

6 занятие

Игра№1 «Найди и назови»

Цель: формирование грамматического строя речи, на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа.

Инструкция: У ребенка есть карточка с разными предметами, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает Марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Одна лиса, две лисы, пять лис. Формируем у ребенка навык согласования количественных числительных с существительными.

№2 задание: Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.

7занятие

Игра №1 «Назови картинку и найди гласный звук»

Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова.

№2 задание: Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.

8 занятие

Дидактическая игра№1 «Чей поезд быстрее поедет».

Инструкция: педагог дает задание, дети по очереди его выполняют, получают камешек и кладут его на вагоны. Чей поезд быстрее всех будет заполнен камешками, тот поедет быстрее и победит. Задания можно давать на развитие грамматического строя речи, например: «Назови ласково», «Один-много», «Назови какой, какая?» на согласование существительных с глаголом (машина едет-машины едут) и т.д.

Игра№2 «Согласование числительных с существительными».

Цель: формирование грамматического строя речи, на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа.

Инструкция: У ребенка есть карточка с разными предметами, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает Марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Одна лиса, две лисы, пять лис. Формируем у ребенка навык согласования количественных числительных с существительными.

Ноябрь

1занятие

Игра№1 «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «М» и «Н». Повторение лексической темы «Мебель». Закрепление предлога В.

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови всю мебель с заданным звуком . Проговори по образцу: Помидор в корзину

№2 задание: Выложи слово из букв с автоматизированным звуком.

2 занятие

Игра:№1 «Слова-противоположности».

Цель:  Учить сравнивать предметы, выделяя противоположные признаки.

Инструкция: даем ребенку задания для выкладывания длинного и короткого карандаша. Рядом на карточке выкладываем длинную и короткую дорожку из камешков. 

№2 задание: сделай звукобуквенный разбор заданных слов.

3 занятие

Игра №1 «Ходилка». 

Инструкция: Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

№2 задание: Заполни дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.

4 занятие

Игра №1 «Сочинялки». 

Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Инструкция: выложить камешки в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

Игра: №2 «Исправлялки». В рамочке есть изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.

5 занятие

Игра№1 «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «П» и «Т». Повторение лексической темы «Овощи»..

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови все овощи со звуком «М». Проговори по образцу: Помидор в корзину

Игра: № 2«Магия».  Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

6 занятие

Игра:№1 «Лабиринт на звук»

Цель: Закрепление поставленного звука.

Инструкция: Выкладывание камешков – марблс с проговариванием звука , слогов, слов с поставленным звуком.

Игра№2 «Придумай картинку по теме…»

Цель: учить придумывать сюжет по заданной теме, развивать мышление и фантазию.

7 занятие

Игра:№1 «Проговори правильно»

 Цель: Закрепление поставленного звука в чистоговорках и стихах.

 Ход игры: Дети выкладывают рисунок и проговаривают чистоговорку или стихотворение на поставленный звук.

Игра:№2 «Назови ласково»

 Цель: Упражнять в словообразовании, постановка существительных в уменьшительно – ласкательную форму.

Ход игры: Выкладывать по лабиринту камешки – марблс и называть существительные в уменьшетельно – ласкательную форму.

8 занятие

 Игра:№ 1 «Расскажи про свой узор?».

 Цель: развивать воображение, связную речь.

Игра № 2 «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «К» и «Ф». Повторение лексической темы «Овощи».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови все овощи со звуком «К» и «Ф». Проговори по образцу: Помидор в корзину

Декабрь

1 занятие

Игра № 1  «Сочинялки». 

Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Инструкция: выложить камешки  в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

№2 задание: Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук

2 занятие

Игра № 1 Умный лабиринт

 Цель: Закрепление поставленного звука «Й».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови слова  со звуком «Й». Проговори по образцу: Помидор в корзину

№2 задание: Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.

- Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук.

3 занятие

Игра:№1 «Какой? Какая? Какие?», «Что делает?»

Цель: обогащение словаря прилагательными, глаголами.

Инструкция: Ребенок придумывает слово – описание (прилагательное), слово – действие (глагол), опираясь на предложенную картинку. На каждое правильное слово выкладывается камешек на картинку (морковь: сладкая, оранжевая, твердая и т.д.)

№2 задание: Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук.

4 занятие

Игра:№1 «Чудесный мешочек»

 Цель: Развитие фонематического звука и закрепление понятий гласный и согласный звук.

Ход игры: Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный - красный).

№ 2 Задание: Звуко- буквенный анализ заданных слов

5 занятие

Игра: № 1«Разбери слово»

 Цель: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.

Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

№ 2 Задание: «Солнышко» (задание на усмотрение руководителя)

6 занятие

Игра:№ 1  «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «Я». Повторение лексической темы «Фрукты».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови все фрукты со звуком «Я». Проговори по образцу: Помидор в корзину

Игра № 2 «Необычная буква»

 Цель: Повторение изученной буквы.

Ход игры: ребенок по готовому образцу выкладывает букву и придумывает на эту букву слово.

7 занятие

Игра:№1  «Пройди лабиринт»

Цель: развитие связной речи.

Пройди лабиринт и назови «Какой, какая?» 

№2 задание: Звуко- буквенный анализ заданных слов

8 занятие

Игра:№ 1  «Слова – камешки»

Цель: Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении. Ход игры: Дети выкладывают из букв заданное слово.

Игра№ 2 «Звуковая дорожка»

Цель: закрепление произношения изолированного звука. Оборудование: камешки "Марблс". Ход: педагог предлагает ребенку выложить звуковую дорожку, повторяя определенный звук.

Январь

1 занятие

Игра № 1 «Найди и назови». 

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Самостоятельные игры, создание фантазийных рисунков

Игра № 2  «Выложи букву»

Цель: закрепление навыков звуко- буквенного синтеза, профилактика дисграфии и дислексии. Оборудование: камешки "Марблс". Ход: педагог предлагает ребенку выложить букву, слог, слово на заданную букву.

2занятие

Игра№1 «Веселые гусеницы»

 Цель: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукобуквенном разборе слова. Закрепление навыка чтения.

Ход игры: Дети выкладывают слово по цветовому обозначению звуков.

Игра № 2   «Выложи слог»

Цель: закрепление навыков звуко- буквенного синтеза, профилактика дисграфии и дислексии. Оборудование: камешки "Марблс". Ход: педагог предлагает ребенку выложить букву, слог, слово на заданную букву.

3 занятие

Игра№ 1  «Чудесный мешочек».

Инструкция: Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на заданный звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Игра № 2   «Выложи слово»

Цель: закрепление навыков звуко- буквенного синтеза, профилактика дисграфии и дислексии. Оборудование: камешки "Марблс". Ход: педагог предлагает ребенку выложить букву, слог, слово на заданную букву.

4 занятие

Игра: № 1 «Лабиринт сказок». 

Цель: развитие связной речи. Пройди лабиринт и расскажи сказку

Игра№ 2  «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».

Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему. Составляет рассказ по завершению работы.

5 занятие

Игра: № 1«Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «Л» «В». Повторение лексической темы «Ягоды».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови все ягоды со звуком «Л» и «В».

Игра №2 «Выложи звуковую дорожку», повторяя поставленный звук.

6 занятие

Игра: № 1«Разбери слово»

 Цель: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.

Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

Игра№ 2  «Назови ласково».

Цель: формирование грамматического строя речи, учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме

Февраль

1 занятие

Игра №1 «Необычная буква»

 Цель: Повторение изученной буквы.

Ход игры: ребенок по готовому образцу выкладывает букву и придумывает на эту букву слово.

Игра №2 «Дорожка»

Цель: закрепление произношения звука в словах. Оборудование: картинка с изображением «дорожки», предметные картинки на закрепляемый звук, камешки «Марблс». Ход: педагог предлагает заполнить дорожку камешками, называя картинки с определенным звуком.

2 занятие

Игра№ 1 «Кривое зеркало»

 Цель: Закрепление правильного графического изображения  букв. Развитие пространственной ориентации.

 Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.

Игра №2 «Сочинялки». 

Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Инструкция: выложить камешки в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

3 занятие

Игра: №1 «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «Ч» «Щ». Повторение лексической темы «Рыбы».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови всех рыб со звуком «Ч» и «Щ».

Игра№ 2  «Собери слово»

Цель: Повторение пройденных букв. Звукобуквенный разбор слова. Развитие фонематического слуха. Упражнение в чтении. Развитие логического мышления. Ход игры: Детям дается задание собрать слово с помощью камешков.

4 занятие

Игра№1   «Лабиринт сказок». 

Цель: развитие связной речи. Пройди лабиринт и расскажи сказку

Игра: № 2 «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «Б» «Д». Повторение лексической темы «Транспорт».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови весь транспорт со звуком «Б» и «Д».

5 занятие

Игра № 1 «Создай свою картину»

 Цель: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь.

Ход игры: Ребенок работает с камешками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Игра № 2 «Крестики - нолики»

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков по твердостимягкости. Оборудование: игровое поле «Крестики-нолики», синие и зеленые камешки «Марблс». Ход: играют 2 игрока. У одного синие камешки, у другого-зеленые. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», а другой - с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку

6 занятие

Игра№ 1  «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».

Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему. Составляет рассказ по завершению работы.

Игра № 2  «Выложи букву»

Цель: закрепление графического образа буквы, развитие творческого воображения. Оборудование: рамка, камешки «Марблс». Ход: педагог предлагает ребенку выложить в рамочке заданную букву.

7 занятие

Игра№ 1 «Назови ласково».

Цель: формирование грамматического строя речи, учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме

Игра № 2 «Выложи звуковую дорожку», повторяя поставленный звук.

8 занятие

Игра № 1 «Кто живет в воде?»

 Цель: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка.

 Ход игры: Дети создают из камешков марблс пейзаж морского дна. Составляют предложения: кто живет в море.

Игра № 2  «Волшебная дорожка»

Цель: развитие цветовосприятия, слуховой памяти, фонематического слуха, навыков звукового анализа, формирование умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета. Оборудование: подносы, камешки «Марблс». Ход: педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, название цвета которого начинается с такого же звука. Например, педагог называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок называет первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек

Март

1 занятие

Игра: № 1  «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «С» «Ц». Повторение лексической темы «Птицы».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови всех птиц со звуком «С» и «Ц».

Игра  № 2 «Зоркий глаз»

Цель: развитие зрительной памяти. Оборудование: камешки «Марблс». Ход: педагог выкладывает 5 любых камешков в ряд, предлагает ребенку запомнить их последовательность, закрыть глаза и проговорить.

2занятие

Игра№ 1  «Полянка»

Цель: развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук.

Игра «Знакомство с буквой». Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы. Ход: Детям раздаются картинки с изображением букв, дети с помощью камешков Марблс выкладывают контур этих букв.

Игра  № 2 «Раздели слова на слоги»

3 занятие

Игра№ 1 «Сезонное дерево»

 Цель: Развивать творческие способности. Закреплять у детей последовательность времена года. Формировать связную речь.

 Ходи игры: Ребенок в зависимости от времени года украшает дерево.

«Чудесный мешочек» Ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и словопризнак: Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д. Синий камешек – синий кит, синие колокольчики, синий шарик и т.д. Жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтая коляска, жёлтое солнце и т.д.

Игра № 2 «Звукобуквенный анализ слов»
Цель:
развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком? На каком месте находится звук (:) (в начале, середине, конце?) Сколько в слове гласных, сколько согласных?

4 занятие

№ 1 Упражнение "Фишки-камушки выкладывать под буквами".

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком мест находится звук (:) ( в начале, середине, конце?)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

Игра № 2 «Сочинялки» Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик

5 занятие

Игра:№ 1 «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «Г» «З». Повторение лексической темы «Животные».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови всех животных со звуком «Г» и «З».

Игра № 2 «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги

6 занятие

Игра № 1 «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком

Ход игры: У детей – карты с нарисованными картинками. Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее камешком. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Игра № 2 "Гласная или согласная?"
Цель:
 развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.

7 занятие

Игра №1 «Солнышко» «Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: Педагог предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. За правильный ответ ребёнку даётся право строить лучик из камешков. Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)Чем больше ребёнок назовёт слов, тем длиннее у него будет лучик.

№ 2 «Составление короткого рассказа по готовому      дидактическому синквейну» с использованием                    слов и фраз, входящих в состав синквейна.

8 занятие

№ 1 - Упражнение «Раскрась» картинку камешками.

Цель: Развивать умение различать цвета. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению. Стимулировать зрительно поисковую деятельность. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

№ 2 - «Составление короткого рассказа по готовому      дидактическому синквейну» с использованием                    слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Апрель

1 занятие

Игра:№ 1 «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука «Ш» «Ж». Повторение лексической темы «Одежда».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови всю одежду со звуком «Ш» и «Ж».

№ 2 - «Составление короткого рассказа по готовому      дидактическому синквейну» с использованием                    слов и фраз, входящих в состав синквейна.

2занятие

Игра № 1 «Автоматизация звука». Прохождение лабиринта с помощью большого

камешка.

Игра № 2 «Составим схему слова»

3 занятие

Игра №1 «Разбери слово»

Цель: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.

Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

Игра № 2 «Из какой сказки этот герой?» Выложи дорожку и расскажи сказку про этого героя

4 занятие

Игра№ 1 «Веселые гусеницы» 

Цель: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукобуквенном разборе слова.

Ход игры: дети выкладывают слово по цветовому обозначению звуков.

Игра №2 «Выложи по контуру»

Цель: развитие зрительного внимания, моторных способностей

Игровые действия: выложить по контуру изображения предмета камешками.

5 занятие

Игра: № 1 «Умный лабиринт»

 Цель: Закрепление поставленного звука. Повторение лексической темы «Цветы».

 Инструкция: Прокати шарик – марблс и назови все цветы с заданным  звуком.

Игра № 2 «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком

Ход игры: У детей – карты с нарисованными картинками. Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее камешком. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

6 занятие

Игра№ 1 «Помоги друзьям встретится»

Цель: развитие фонематического слуха. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на игру.

№ 2 - «Составление короткого рассказа по готовому      дидактическому синквейну» с использованием                    слов и фраз, входящих в состав синквейна.

 7 занятие

№ 1 Упражнение «Раскрась» картинку камешками.

Цель: Развивать умение различать цвета. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению. Стимулировать зрительно поисковую деятельность. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

№ 2 - «Составление короткого рассказа по готовому      дидактическому синквейну» с использованием                    слов и фраз, входящих в состав синквейна.

8 занятие

Игра№ 1  «Волшебный мешочек»

 Цель: развитие фонематического слуха. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на игру.

Игра№ 2 «Зажги фонарики»

Игровые действия: логопед обращает внимание ребенка на «погасшие фонарики» и

прости ребенка зажечь их: ребенок определяет первый (последний) звук в слове, дает

ему качественную характеристику, соотносит его с соответствующим камушком

(гласные фонемы-красные камешки, согласные фонемы - синие камешки) и

«зажигает» фонарики.

Май

1 занятие

Игра №1 «Разбери слово»

Цель: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.

Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

№ 2 Самостоятельные игры, создание фантазийных рисунков

2 занятие

Игра№ 1 «Определи звук»

Цель: развивать слуховую память, фонематический слух, навыки звукового анализа, формировать умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.

Инструкция: У ребенка-подносы с разноцветными камешками, педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук. Например, педагог показывает картинку с изображением аист. Ребенок называет первый звук в слове «А» и выкладывает красный камешек.

№ 2 Упражнение «Раскрась» картинку камешками.

Цель: Развивать умение различать цвета. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению. Стимулировать зрительно поисковую деятельность. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

3 занятие

Игра: № 1 «Какой? Какая? Какие?», «Что делает?»

Цель: обогащение словаря прилагательными, глаголами.

Инструкция: Ребенок придумывает слово – описание (прилагательное), слово – действие (глагол), опираясь на предложенную картинку. На каждое правильное слово выкладывается камешек на картинку (морковь: сладкая, оранжевая, твердая и т.д.) 

Игра № 2 "Гусеничка-модница"

Игровые действия: Логопед называет ряд слов, а ребёнок определяет первый

(последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий

камушек (синий цвет - согласный звук, красный-гласный звук).

4 занятие

Игра:№ 1 «Слова-противоположности».

Цель:  Учить сравнивать предметы, выделяя противоположные признаки.

Инструкция: даем ребенку задания для выкладывания длинного и короткого карандаша. Рядом на карточке выкладываем длинную и короткую дорожку из камешков. 

Игра №2 «Разбери слово»

Цель: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.

Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

5 занятие

№ 1 - Упражнение «Раскрась» картинку камешками.

Цель: Развивать умение различать цвета. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению. Стимулировать зрительно поисковую деятельность. Развивать мелкую моторику рук. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

Игра № 2 «Запиши слово»

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игровые действия: дети проводят звуковой анализ слова и выкладывают камешки

соответствующие данному звуку.

6 занятие

Игра № 1 «Помоги бабочке долететь до полянки»

Цель: развитие фонематического слуха. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на игру.

Игра№ 2 «Определи звук»

Цель: развивать слуховую память, фонематический слух, навыки звукового анализа, формировать умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.

Инструкция: У ребенка-подносы с разноцветными камешками, педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук. Например, педагог показывает картинку с изображением аист. Ребенок называет первый звук в слове «А» и выкладывает красный камешек.

7 занятие

Игра № 1 «Ходилка». 

Инструкция: Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

Игра№ 2 «Волшебный мешочек»

 Цель: развитие фонематического слуха. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на игру.

8 занятие

Игра № 1 «Сочинялки». 

Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Инструкция: выложить камешки  в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

Игра№ 2 «Определи звук»

Цель: развивать слуховую память, фонематический слух, навыки звукового анализа, формировать умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.

Инструкция: У ребенка-подносы с разноцветными камешками, педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук. Например, педагог показывает картинку с изображением аист. Ребенок называет первый звук в слове «А» и выкладывает красный камешек.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Методическое обеспечение программы

1. Наборы камешков Марблс

 2. Карточки с заданиями

 3. Мелкие игрушки

4. Контейнеры для разбора камешков Марблс

5. Мешочки (чудесный, волшебный).

 6.Ноутбук

7. Интерактивная доска

3.2. Список литературы

1.Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007, с. 126

2.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.

3.Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» /2015. – с. 28-37

4.Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.:Мозаика-Синтез, 2014.

5.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. 3. 6.Интернет ресурсы.

6.Акименко В. М.Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В. М. 7.Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-

8.Семихатская С. В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.

9.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.- М.: Школьная пресса, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием инновационных технологий в старшей группе

В рамках детского сада познание окружающего мира осуществляется разными путями, в том числе и через ознакомление с художественной литературой. На сегодняшний день остро стоит проблема организации осно...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием инновационных технологий по теме: По следам Колобка

Занятие по развитию речи с использованием инновационных технологий, направленной на развитие активной связной речи детей раннего возраста....

Конспект Открытой непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию с использованием инновационных технологий «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной к школе группе

Цель: совершенствовать устную речь детей.Задачи:Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего;Упражнять в умении...