Программа кружковой деятельности "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Левковская Татьяна Викторовна

      Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старшего дошкольного возраста не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологической потребностью ребенка в движении. При недостатке двигательной активности влияющей на состояние здоровья и работоспособность растущего организма возникает целый ряд неблагоприятных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

   Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. С этой целью в нашем детском саду мной организован спортивный кружок «Школа мяча», который предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья.

   Работа такого кружка является одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей. В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом занимают важное место. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют ориентировку в пространстве. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов: силы, уравновешенности, подвижности.

   В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_shkola_myacha.docx70.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. ЦИМЛЯНСКА

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ д/с «Сказка» г. Цимлянска

_________________З. В. Атрохова

«____» ___________20____г.

Программа кружковой деятельности «ШКОЛА МЯЧА»

для детей старшего дошкольного возраста

                                           Разработала инструктор по физической культуре Левковская Татьяна Викторовна

г. Цимлянск

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Название

Страница

  1. Целевой раздел

3

  1. Пояснительная записка
  1. Цель и задачи программы «Школа мяча»

4

  1. Принципы, отражающие закономерности физического развития

5

  1. Значимые для реализации программы характеристики

7

  1. Планируемые результаты освоения программы

8

  1. Система оценки результатов освоения программы

9

  1. Содержательный раздел

9

  1. Описание кружковой деятельности
  1. Перспективный план занятий кружка «Школа мяча»

10

  1. Организационный раздел

18

  1. Объём кружковой нагрузки
  1. Материально-техническое обеспечение

19

  1. Спортивный инвентарь

19

  1. Технические средства

19

  1. Диагностика

20

  1. Методическое обеспечение программы

21

Приложение

22

  1. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

      Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старшего дошкольного возраста не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологической потребностью ребенка в движении. При недостатке двигательной активности влияющей на состояние здоровья и работоспособность растущего организма возникает целый ряд неблагоприятных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

   Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. С этой целью в нашем детском саду мной организован спортивный кружок «Школа мяча», который предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья.

   Работа такого кружка является одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей. В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом занимают важное место. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют ориентировку в пространстве. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют

на совершенствование психических процессов: силы, уравновешенности, подвижности.
   В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом.

     Программа «Школа мяча» разработана в соответствии с:

-  Федеральным законом «№ 273 от 29.12.2012 г.  «Об образовании в Российской Федерации»;

- ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.2013 г.);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- Уставом МБДОУ д/с «Сказка» г. Цимлянска.

   Программа написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л. И. Пензулаевой и элементами программы «Школа мяча» Н. И. Николаевой.  

    Программа физкультурно-спортивной направленности, предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста 5 - 7 лет.

Список детей.

Фамилия имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1.  Цель и задачи программы «Школа мяча».

     Направление работы:

     Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол.

    Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.

Цель: овладение детьми разнообразными действиями с мячом на более высоком уровне.

Задачи:

Оздоровительные:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

Образовательные:

- познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол;

- учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

Развивающие:

- развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;

- формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через верёвку, забрасывание в корзину, подача мяча, ведение мяча ногами, и умение применять их в игровой ситуации;

- развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.

Воспитательные:

- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни;

- воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;

- воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.

  1. Принципы, отражающие закономерности физического развития.

Принцип непрерывности - выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.

Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходит волнообразно и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.

Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.

Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.

Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни.

Использование разнообразных способов обучения обеспечивает принцип единства оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.

Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

  1. Значимые для реализации программы характеристики.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребенок может вырасти до 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106-107 см, а масса тела – 17-18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200 г, а роста - 0,5 см.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития не одинаковы.

Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода заканчиваются к шести годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга продолжается.

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет, но к шести годам еще не окончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении всех занятий по физической культуре, во избежание травм, так как даже легкие ушибы в области носа, уха или головы могут иметь серьезные для здоровья последствия.

Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений с мячом - у ребенка достаточно силы, чтобы добросить мяч до партнера, но недостаточно развитая координация движений может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо, поэтому детям необходимо давать своевременные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.    

Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков может образоваться грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений педагог должен следить за посильностью физических нагрузок.

В развитии мышц выделяют несколько этапов, среди которых — возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90 процентов размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения. Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых у взрослого. Они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводит к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20 процентов.

Жизненная емкость легких у детей 5-6 лет в среднем составляет 1100-1200 см3, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыханий в минуту в среднем -25. Максимальная вентиляция легких к шести годам составляет примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, а при беге - еще больше.

Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью детей с учетом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации ребят, предпочитающих «сидячие» игры.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

В ходе реализации Программы ребенок:

- научится понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила;

- научится быстро реагировать на сигнал;

- овладеет действиями с мячом: подбрасыванием мяча вверх и ловлей обратно, отбиванием мяча об пол, передачей мяча другому, ведением мяча, двигаясь вперёд, забрасыванием мяча в баскетбольное кольцо;

- сформируется интерес к спортивным играм.

Итог реализации программы «Школа мяча» подводится в конце учебного года в форме физкультурного развлечения.

  1.  Система оценки результатов освоения программы «Школа мяча».

Для решения поставленных задач проводится оценка индивидуального развития детей.

- Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1 - 2 неделе сентября; 3 - 4 неделе мая.

- Обследование дошкольников проводится с использованием методик М. А. Руновой «Диагностика уровня физической подготовленности детей 5-7 лет» и Л. Н. Волошиной «Диагностика уровня физической подготовленности». Полученные данные заносятся в диагностическую карту физического развития ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале.

 

  1. Содержательный раздел.

  1. Описание кружковой деятельности.

Организация занятий с детьми осуществляется в музыкально-спортивном зале дошкольного учреждения.

На занятиях:

- проведение бесед об правилах спортивных игр с мячом;

- демонстрация презентации об истории возникновения мяча;

-  освоение детьми элементами игр в пионербол, баскетбол, футбол, волейбол, состоящих действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнёру;

-  перемещение по залу осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками.

Формы работы с детьми: групповая.

Методы работы с детьми:

- наглядный показ и прием практического выполнения (показ действий с мячом);

- речевая мотивация (поощрения) визуальные;

- показ упражнений с соблюдением правил игры и техники движений, слуховые и зрительные ориентиры.

Приемы работы с детьми:

- «круговой» тренировки (суть которых заключается в чередовании игровых упражнений, силовых возможностей разных мышечных групп и упражнений);

- прием визуальной информации (для контакта с занимающимися, для того чтобы передать им информацию об упражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения детей).

Структура проводимых занятий:

- Вводная часть: различные виды ходьбы и бега, подскоков, прыжков, корригирующие упражнения.

- Основная часть: ОРУ, упражнения и задания с мячом, элементы спортивных игр, подвижные игры, эстафеты с мячом.

- Заключительная часть: малоподвижная игра.

  1.  Перспективный план занятий кружка «Школа мяча».

СЕНТЯБРЬ

Неделя/число

1/3

3/17

Тема занятия

Диагностика

Задачи

Выявить уровень физической подготовленности детей.

Содержание

- Подбрасывание и ловля мяча.        

- Дальность броска набивного мяча (1 кг)

из-за головы, стоя.

- Ведение мяча между кеглями.        

- Отбивание мяча рукой.

- Бросок мяча в корзину.


ОКТЯБРЬ

Неделя/число

1/1

3/15

Тема занятия

«История возникновения мяча»

«Подбрасывание мяча»

Задачи

- Познакомить детей с различными видами мячей, с историей возникновения мяча.

- Углубить представление детей о спортивных играх с мячом.

- Развивать ловкость.

- Учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить обратно.

- Развивать ловкость, координацию движений.

Содержание

1. Показ презентации «Мячик, мячик, ты откуда?»

2. И/у: «Подбрось – поймай» (2) к. и/у с мячом.

- И/у: «Мяч среднему» (7) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Кружочек»  (49) к. мп/и.

1. Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух с продвижением вперёд.

2. ОРУ: Без предметов (1) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

- Подбрасывание мяча двумя руками вверх/ловля обратно, стоя на месте (не менее 10 раз подряд).

- Подбрасывание мяча двумя руками вверх/ловля одной рукой обратно (не менее 4 – 6 раз подряд).

- П/и: «Стой!» (33) к. и/у с мячом.

3. И/з: «Быстро отвечай» (42) к. и/у с мячом.


НОЯБРЬ

Неделя/число

1/5

3/19

Тема занятия

«Подбрасывание мяча»

«Отбивание мяча»

Задачи

- Учить детей подбрасывать мяч двумя руками вверх/ловить после быстро выполненного задания.

- Развивать ловкость, координацию движений.

- Учить детей отбивать мяч двумя руками об пол, стоя на месте.

- Развивать ловкость, силу.

Содержание

1. Ходьба/бег в колонне по одному – в чередовании.

2.ОРУ: с мячом (2) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

Подбросить мяч двумя руками вверх:

- хлопнуть в ладоши перед собой и поймать обратно;

- хлопнуть в ладоши за спиной и поймать;

- повернуться кругом и поймать;

- сесть, скрестив ноги, и поймать обратно.

- П/и: «Мяч с топотом» (46) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Угадай по голосу» (7) к. мп/и.

1. Ходьба в колонне по одному, бег с высоким подниманием колен.

2. ОРУ: Без предметов (3) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

- Отбивание мяча двумя руками об пол и ловля обратно.

-  Отбивание мяча двумя руками об пол, стоя на месте (не менее 10 раз подряд).

- И/у: «Мяч среднему» (7) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Кто позвал?» (108) к. п/и ст. в.


ДЕКАБРЬ

Неделя/число

1/3

3/17

Тема занятия

«Прокатывание мяча»

«Отбивание мяча»

Задачи

- Учить детей прокатывать мяч из разных исходных положений.

- Развивать ловкость, координацию движений.

- Учить детей отбивать мяч двумя руками об пол из разных исходных положений.

- Развивать ловкость, координацию движений.

Содержание

1. Ходьба на носках. Бег с захлёстыванием голени назад.

2. ОРУ: с мячом (15) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

Прокатить мяч:

 - двумя руками между предметами «змейкой» (расстояние 50 см);

- одной рукой в прямом направлении (расстояние 3 – 4 м);

- ногами в прямом направлении (расстояние 5 м).

- П/и: «Зайчики» (49) к. и/у с мячом.

3.И/з: «Быстро отвечай» (42) к. и/у с мячом.

1. Ходьба с высоким подниманием колен, перекат с пятки на носок. Бег «змейкой» в колонне по одному, используя всю площадь зала.

2.ОРУ: без предметов (5) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

-  Бросить мяч двумя руками перед собой об пол, повернуться кругом и поймать его обратно.

-  Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, бросить мяч левой рукой об пол, так чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч левой рукой.

- П/и: «Мячик кверху» (56) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Ровным кругом» (6) к. мп/и.


ЯНВАРЬ

Неделя/число

3/21

Тема занятия

«Подбрасывание мяча»

Задачи

- Учить детей подбрасывать мяч двумя руками вверх и ловить обратно в движении.

- Упражнять в перебрасывании мяча друг другу через верёвку.

- Развивать глазомер, координацию движений.

Содержание

1. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег между предметами.

2.ОРУ: с мячом (19) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

- Броски мяча двумя руками вверх и ловля обратно в движении (не менее 10 раз подряд);

- Перебрасывание мяча друг другу через верёвку (высота 120 см), стоя в шеренгах (расстояние между детьми 2 м). Способ: двумя руками снизу.

- П/и: «Воевода» (52) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Эхо» (61) к. мп/и.


ФЕВРАЛЬ

Неделя/число

1/4

3/18

Тема занятия

«Отбивание мяча»

«Отбивание мяча»

Задачи

- Учить детей отбивать мяч одной рукой, стоя на месте.

- Упражнять в быстрой и точной передаче мяча в парах, во время ходьбы/бега.

- Развивать ловкость, координацию движений, силу.

- Учить детей отбивать мяч об пол в движении.

- Развивать ловкость, координацию движений, силу.

Содержание

1. Ходьба с высоким подниманием колен, перекат с пятки на носок.  Бег. Подскоки и прыжки на двух ногах, продвигаясь вперёд.

2. ОРУ: без предметов (9) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

- Отбивание мяча правой/левой рукой об пол, стоя на месте.

- Перебрасывание мяча двумя руками друг другу во время ходьбы/бега.

 - П/и: «Мяч с топотом» (46) к. и/у с мячом.

3. И/з: «Быстро отвечай» (42) к. и/у с мячом.

1. Ходьба на носках. Бег с захлёстыванием голени назад.

2. ОРУ: с мячом (24) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

- Отбивание мяча правой/левой рукой об пол, двигаясь в прямом направлении (расстояние 5 - 6 м).

- Отбивание мяча одной рукой, двигаясь «змейкой» между предметами (расстояние 1 м).

- Ведение мяча правой/левой рукой, продвигаясь по кругу.

- И/у: «Вызови по имени» (65) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Угадай по голосу» (7) к. мп/и.


МАРТ

Неделя/число

1/3

3/17

Тема занятия

«Отбивание мяча»

«Забрасывание мяча»

Задачи

- Учить детей отбивать мяч, поочерёдно меняя руку, стоя на месте.

- Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.

- Развивать ловкость, координацию движений, силу.

- Учить детей забрасывать мяч в баскетбольное кольцо.

- Упражнять в передаче мяча, из руки в руку, при ходьбе.

- Развивать глазомер, ловкость.

Содержание

1. Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух с продвижением вперёд.

2.ОРУ: без предметов (12) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

- Отбивание мяча поочерёдно правой/левой рукой об пол, стоя на месте;

- Перебрасывание мяча друг другу, стоя в шеренгах (расстояние 2 м). Способ: бросок двумя руками из-за головы, ловля после отскока от пола.

- И/з: «Вызовы по номерам» (83) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Эхо» (61) к. мп/и.

1. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег между предметами.

2. ОРУ: с мячом (25) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

- Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов).

- Передача мяча, из руки в руку, на каждый шаг (перед собой и за спиной), двигаясь шагом в прямом направлении (расстояние 6 м).

- П/и: «Мячик кверху» (56) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Кружочек»  (49) к. мп/и.


АПРЕЛЬ

Неделя/число

1/31

3/14

Тема

«Перебрасывание мяча»

«Перебрасывание мяча»

Задачи

-  Учить детей передавать мяч друг другу в движении (парами).

- Упражнять в бросании мяча вдаль.

- Развивать ловкость, выдержку, силу броска.

- Учить детей управлять своими движениями в разных игровых ситуациях.

- Упражнять в точной передаче мяча друг другу.

- Развивать чувство ритма, ловкость, координацию движений.

Содержание

1. Ходьба/бег в колонне по одному – в чередовании.

2.ОРУ: без предметов (14) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

- Перебрасывание мяча двумя руками в паре, двигаясь в прямом направлении, друг напротив друга (расстояние, дистанция 6 м).

- Бросание мяча до указанного ориентира. Способ: двумя руками из-за головы.

- И/з: «Ловец с мячом» (81) к. и/у с мячом.

3. Мп/и: «Ровным кругом» (6) к. мп/и.

1. Ходьба с высоким подниманием колен, перекат с пятки на носок. Бег «змейкой» в колонне по одному, используя всю площадь зала.

2. ОРУ: без предметов (16) к. ОРУ ст. гр.

ОВД:

Перебрасывание мяча:

- из одной руки в другую;

- друг другу в паре с отскоком от пола (расстояние 2,5 м);

- друг другу в паре одной рукой, ловля двумя руками (расстояние 2 м).

- И/у: «Ловкая пара» (8) к. и/у с мячом. 

3.  Мп/и: «Кто позвал?» (108) к. п/и ст. в.

МАЙ

Неделя/число

1/5

3/19

Тема

Диагностика

Задачи

Выявить уровень физической подготовленности детей.

Содержание

- Подбрасывание и ловля мяча.        

- Дальность броска набивного мяча (1 кг)

из-за головы, стоя.

- Ведение мяча между кеглями.        

- Отбивание мяча рукой.

- Бросок мяча в корзину.

Итог

Физкультурное развлечение с детьми (см. приложение).

  1. Организационный раздел.

  1. Объем кружковой нагрузки.

      Занятия по программе «Школа мяча» проводятся 2 раза в месяц в музыкально-спортивном зале ДОУ под руководством

инструктора по физической культуре.

День недели: вторник (1-я, 3-я неделя месяца).

Продолжительность одного занятия: 30 мин.

Время проведения: 10.30 - 11.00

Количество детей: 10 человек.

Срок реализации программы: 1 учебный год (сентябрь – май).

Перспективное планирование занятий.

Раздел

Количество

Теоретический

Практический

1

Возрастные характеристики возможных

достижений ребенка

2

-

2

2

История возникновения мяча

1

1

-

3

Подбрасывание мяча

3

-

3

4

Отбивание мяча

5

-

5

5

Прокатывание мяча

1

-

1

6

Перебрасывание мяча

2

-

2

7

Забрасывание мяча в корзину

1

-

1

8

Итого

15

1

14

  1. Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы «Школа мяча»  в детском саду имеется музыкально-спортивный зал. Оборудование соответствует требованиям данной программы.

3.2.1. Спортивный инвентарь:

1. Мячи: резиновые (большие) (10 шт.);

2. Баскетбольное кольцо (1 шт.);

3. Шнур для натягивания (1 шт.);

4. Обручи (10 шт.);

5. Кубики (20 шт.);

6. Кегли (20 шт.);

7. Гимнастические скамейки (3 шт.);

8. Свисток (1 шт.).

 

3.2.2. Технические средства: 

- магнитофон;

- флеш карта (музыка для ходьбы, бега, упражнений; презентация);

- ноутбук;

- интерактивная доска с проектором.

  1. Диагностика.

Критерии оценки двигательных умений и навыков владения мячом.

Наименование показателя

Пол

Низкий

(1 балл)

Средний

(2 балла)

Высокий

(3 балла)

1

Подбрасывание и ловля мяча

(количество)

М

15 – 25

25 – 30

30 – 45

Д

15 – 19

20 – 25

25 – 30

2

Дальность броска набивного мяча (1 кг) из-за головы, стоя (см)

М

160 – 200

200 – 240

240 – 260

Д

150 – 190

190 – 210

210 – 230

3

Ведение мяча между кеглями – 10 м (расстояние между кеглями – 2 м) (м)

М

1 – 3

4 – 7

8 – 10

Д

1 – 3

4 – 7

8 – 10

4

Отбивание мяча рукой (количество)

М

5 – 6

7 – 13

14 – 20

Д

5 – 6

7 – 13

14 – 20

5

Бросок мяча в корзину с расстояния 3 м (высота кольца 2 м) (количество попаданий из 3 попыток)

М

0

1

2 – 3

Д

0

1

2 – 3

Итоговая оценка двигательных умений и навыков владения мячом ребенком определяется общей суммой баллов:

- 12 - 15 балла – высокий уровень;

- 8 - 11 баллов – средний уровень;

- 5 -7 баллов – низкий уровень.

Протокол обследования уровня развития двигательной координации.

Фамилия имя ребёнка

Подбрасывание и ловля мяча

(количество)

Дальность броска набивного мяча (1 кг)

из-за головы, стоя (см)

Ведение мяча между кеглями –10 м (расстояние между кеглями –2 м) (м)

Отбивание мяча рукой

(количество)

Бросок мяча в корзину с расстояния 3 м (высота кольца 2 м) (количество попаданий из 3 попыток)

Количество

баллов

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

Качественная характеристика уровней двигательных умений и навыков владения мячом:

Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.

Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты с мячом.

  1.  Методическое обеспечение программы:

1 Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

2 Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа. – М.: Мозаика – Синтез, 2010 – 224 с.

3. Волошина, Л.М., Курилова, Т.В. Игры с элементами спорта. - М.: Просвещение, 2004г., - 156с.

4.Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.
5. Николаева Н. И. Школа мяча. – СПб.: Детство – Пресс, 2008 – 86 с.

6. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет». М.: Просвещение, 1988.

7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2008.

Приложение

Игры и упражнения с мячом.

  1. И/у: «Подбрось – поймай».

   Играющие дети распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и  ловит  мяч,  второй  считает,  сколько  раз  удалось  бросить  и  поймать  мяч.  По  сигналу инструктора  дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч.

  1. И/у: «Мяч среднему».

  Играющие  дети образуют  3 - 4  круга  с  равным  числом  детей.  Внутри  каждого  круга водящий.  Он  по  очереди  бросает  мяч  каждому  играющему  и  ловит  от  него.  Когда  мяч вернётся к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая переброску мяча.

  1. П/и: «Ловишки с мячом».

  Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося:

«Раз, два, три  – мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять – бросай,  кто умеет».

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч,  стараясь  осалить  разбегающихся  детей.  Тот,  кого  запятнает  мяч,  пропускает  игру. Целиться нужно в ноги.

  1. П/и: «Стой!»

   Дети  стоят  по  кругу.  Педагог  подбрасывает  мяч  высоко  вверх  и  называет  имя ребёнка. В этот момент все разбегаются в разные стороны. А тот, чьё имя было названо, быстро подбегает, ловит мяч и кричит: «Стой!». Все играющие останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в ноги кого-то из играющих детей. Если он попадёт, ребёнок быстро ловит мяч и кричит: «Стой!» и бросает мячом в кого-то опять и т.д. если водящий ни в кого не попадёт, он бежит за мячом, берёт его и снова бросает до тех пор, пока не осалит кого-то. Когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увёртываться, подпрыгивать, приседать и т.д.

  1. И/з: «Быстро отвечай».

  Дети  стоят  в  кругу.  В  центре  педагог  с  мячом.  Он  по  очереди  задаёт  каждому ребёнку вопрос, например: «Как зовут твою маму?» или «Какое число следующее после пяти?»  и  т.д.  Затем  бросает  ребёнку  мяч,  он  быстро  отвечает  на  вопрос  и  бросает  мяч обратно взрослому. В случае если ребёнок не отвечает в течение 5 сек., он передаёт мяч соседу и вопрос переадресовывается ему.

  1. П/и: «Мяч с топотом».

   Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга на расстоянии 4 - 6 м. На середину поля кладут любой предмет. Игру начинают по жребию первый игрок одной из команд. Он называет по имени игрока из второй команды, бросает ему мяч, быстро бежит на середину поля, останавливается у предмета, топает ногами и возвращается на место. В это время игрок, поймавший мяч, старается его осалить. Если он промахнется, то осаленный переходит во вторую группу. Побеждает группа, в которой окажется больше детей.

  1. П/и: «Зайчики».

 Водящий с мячом располагается в центре круга. Пока водящий ударяет мячом об пол, зайчата прыгают, резвятся, имитируя бодрое и веселое настроение. Как только водящий поднимает мяч над головой, играющие дети быстро приседают и принимают позу «спящих». Водящий внимательно следит за «спящими». Тот, кто не сохранит позы спящего, выходит в центр круга и становиться водящим.

  1. П/и: «Мячик кверху».

  Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга, и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Дети в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круг. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. «Запятнанный» становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

  Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из детей после слова: «Стой!» - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

  1. П/и: «Воевода».

      Играющие дети по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:  

Катится яблоко в круг хоровода,

Кто его поднял, тот воевода...

 Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:  

Я сегодня воевода.

 Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:  

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

  1.  И/у: «Вызови по имени».

   Дети делятся на 3 - 4 группы, каждая из них становится вокруг обруча. Один игрок группы встает в обруч, у него в руках мяч. Назвав по имени кого-то из играющих детей, он бросает мяч высоко вверх. Ребенок, чье имя назвали, должен успеть поймать мяч. После этого он меняется с водящим местами. Игра продолжается. (Перед игрой надо обратить внимание детей на то, что сначала произносят имя и лишь, затем бросают мяч).

  1.  И/з: «Вызовы по номерам».

   Дети делятся на несколько команд (по 4 - 5 человек). В команде дети рассчитываются по номерам и становятся в колонну друг за другом. Перед каждой колонной расставляют кегли (5 - 6) на расстоянии 1 - 2 м одна от другой. Педагог называет номер игроков (не по очереди). Ребенок, чей номер назван, ведет мяч, обходя первую кеглю справ, вторую слева и т.д. последнюю же кеглю обегает кругом и так же, бегом, возвращается обратно. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и уронившая меньше кеглей.

  1.  И/з: «Ловец с мячом».

   Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них - водящий. Его задача, ведя мяч правой рукой, левой коснуться кого-то из игроков. Если ему это удается, «осаленный» становится водящим. Вначале роль водящего выполняет педагог, в дальнейшем - ребенок, хорошо владеющий мячом.

  1.  И/у: «Ловкая пара».

На  полу  выкладываются  6  линий,  параллельных  одна  другой,  на  расстоянии  1  м.  Дети  встают  в  две  шеренги  друг  против  друга  между  третьей  и  четвёртой  линией.  На сигнал:  «Начали!»,  каждая  пара  играющих  по  три  раза  подряд  перебрасывает  друг  другу  мяч.  Если  при  этом  мяч  не  упал,  один  из  партнёров  переходит  за  следующую  линию (делает  шаг  назад)  и  расстояние  между  ними  увеличивается.  Если  кто-либо  из  пары уронил  мяч,  надо  считать  снова.  После  трёх  бросков  то  один,  то  другой  играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не станут у самых последних границ.

Малоподвижные игры.

  1. «Кружочек».

Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят:

Кру-кру-кружочек,

Сыграй во рожочек,

Раз, два, три —

Таня, перевернись ты!

Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180°. Игра продолжается.

  1. «Угадай по голосу».

Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину, закрывает глаза.

Дети идут по кругу, читая стихотворение:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша (Наташа), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются. Инструктор показывает на кого-нибудь из играющих детей. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если отгадывает - открывает глаза и меняется с ним местами. Если ошибается - снова закрывает глаза. Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

  1. «Ровным кругом».

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, читая стихотворение.

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, поворачиваются, наклоняются, приседают и т.п.

  1. «Эхо».

Играющие дети встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.

  1.  «Кто позвал?»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Один ребенок сидит в центре круга. На голове у него бумажный колпак, который прикрывает глаза, а в руке цветок. Дети ходят вокруг ребенка в колпаке, выполняя разные упражнения для рук. На сигнал педагога дети ровно встают. Ребенок встает со стула, поднимает цветок вперед, поворачивается вокруг себя и останавливается. Тот, напротив кого остановился цветок, называет имя ребенка в колпаке, а он должен отгадать, кто его позвал. Если угадает, дети меняются ролями.

Методические рекомендации к программе.

Формирование действий с мячом у детей старшего дошкольного возраста.

Ловля мяча двумя руками – основная задача погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. Подойти к мячу на удобное расстояние, отойти назад, сделать выпад или шаг в сторону, подпрыгнуть, присесть. Развивается глазомер, меткость, координацию движений, ловкость. Укрепляются мышцы плечевого пояса, туловища, ног. Подбрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захват мяча, силы замаха согласования со способами (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). Плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол, как на месте, так и с продвижением вперед (ведение мяча). Целесообразно формировать навыки владения мячом посредством подвижных игр, дети контролируют свои движения, учатся понимать, правильно или нет, они выполняют, учатся вести себя в коллективе, соблюдают правила игры. Совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания, ведения и ловли.

Техника перемещения.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Как правильно стоять? Дети часто стоят на прямых, плотно сжатых ногах. Такая постановка не обеспечивает устойчивого положения, поэтому они часто теряют равновесие в последующих действиях. На первых занятиях дети не умеют распределять тяжесть тела на обе ноги и прямо держать тело, смещают центр тяжести на одну ногу, а туловище чрезмерно направляют вперед. Уже на 3 - 4м занятии они начинают принимать разное положение, что позволяет быстро включаться в активные действия, перемещаясь в нужном направлении. Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любые действия с мячом и без мяча. Она состоит в следующем: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно.

Остановки.

Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Обучение этим способом, во многом облегчает последующее обучение передаче мяча в движении, броску мяча в корзину после его ведения и т. д. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно. Следует обращать внимание на постановку ног и равномерное распределение тяжести тела, на правильное положение корпуса. В дальнейшем дети приучаются занимать правильную стойку в игровых упражнениях и играх. В передвижении приставными шагами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а не подпрыгивающими, движения мягкими. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.

Упражнения для обучения стойке и передвижению по площадке.

1. Построение: дети разбегаются по площадке с мячом в руках.

Выполнение: свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правильную стойку.

2. Построение: дети без мячей распределяются по кругу, лицом к середине его, на расстоянии 2-3 шагов друг от друга.

Выполнение: передвигаются приставным шагом в сторону, указанную воспитателем.

Инструктор часто меняет направление передвижения.

Техника удержания мяча.

1.Мяч держать на уровне груди.

2.Руки согнуты, пальцы широко расставлены.

3.Логти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.

Возможные ошибки: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороны, держание мяча высоко.

Пути исправления: контролировать широкое расположение пальцев, не закрывать лицо мячом.

Правила ловли мяча.

1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

2. Не задерживать мяч в руках, быстро действовать с ним.

Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватить его руками; узкое расположение пальцев и ловля напряженными кистями рук; прием мяча на заранее согнутые руки, без амортизирующего движения.

Правила передачи мяча.

1. Локти опустить вниз.

2. Бросай мяч на уровне груди партнера.

3. Сопровождай мяч взглядом и руками.

Возможные ошибки: неправильная стойка – плотно сжатые и прямые ноги; чрезмерное разведение локтей в стороны.

Пути исправления: контролировать постановку ног, сохранять положение незначительного полуприседа; следить, чтобы полусогнутые руки в локте касались туловища.

Упражнения для обучения ловле и передаче мяча.

1.Построение: дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2-3м.

Выполнение: дети в парах передают мяч друг другу.

Вариант. Мяч имеет один ребенок из первой пары. После сигнала он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвращает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив и т.д.

Так мяч путешествует из одной шеренги в другую, не пропуская никого из игроков.

Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится первым в своей шеренге.

2.Построение: дети по трое становятся в одну линию на расстоянии 2 м один от другого.

Мяч находится у среднего ребенка каждой тройки.

Выполнение: в середине стоящий ребенок бросает мяч сначала стоящему ребёнку справа, получает от него мяч и бросает стоящему слева. Упражнения повторяется 6-8 раз.

Правила ведения мяча.

1.Не бей по мячу, а толкай его вниз.

2.Веди мяч вперед - сбоку, а не прямо перед собой.

3.Смотри вперед, а не вниз на мяч.

Возможные ошибки: туловище сильно наклонено вперед, прямые ноги: удары по мячу расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.

Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; следить за расстановкой пальцев; мяч посылать вперед – в сторону предстоящего движения.

Упражнения для обучения ведению мяча.

1.Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.

2.Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой, накладывая правую кисть сверху справа, а затем левую – сверху слева.

3.Ведение мяча вокруг себя правой, затем левой рукой и попеременно правой и левой рукой.

4. Ведение мяча по кругу правой и левой рукой.

5.Построение: дети строятся в две разомкнутые шеренги.

Выполнение: первый ребенок первой шеренги ведет мяч, передает его первому игроку второй шеренги и сам становится на его место; тот ведет и передает мяч второму игроку первой шеренги и выполняет то же самое. Второй игрок первой шеренги передает мяч второму игроку второй шеренги, тот третьему игроку первой шеренги и т.д. Последний ребенок первой шеренги, получив мяч, ведет его вдоль колонны, отдает мяч и сам остается на его месте. Упражнение повторяется.

Правила броска мяча в корзину.

1.Бросая мяч, не опускать голову, сопровождая его руками.

2.Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находиться не по прямой перед корзиной, бросать нужно с отскоком от щита – прицеливаться в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.

3.Бросать мяч смело; если мяч не попадет, не падай духом, повтори еще раз или передай мяч партнеру, который находиться в более удобном положении.

Возможные ошибки: неправильное исходное положение – ноги вместе, прямые; несогласованное движение рук и ног; выпуск мяча усилием плеча и предплечья со слабым участием кисти руки.

Пути исправления: соблюдать правильную стойку; при броске одновременно выпрямлять руки и ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается).

Упражнения для обучения броскам мяча в корзину.

Построение: дети строятся в две колонны по 4-6 в каждой напротив одной корзины. Одна колонна занимает место с одной стороны корзины, другая – с другой.

Выполнение: стоящие первыми дети выполняют бросок, стараясь попасть в корзину, ловят мяч и становятся в конец своей колонны. То же самое повторяют и другие игроки.

Физкультурное развлечение для детей «Разноцветный быстрый мяч».

  1. Спортивный зал украшен различными красивыми шарами, на стене рисунки с разными видами мячей.

Инвентарь: мячи, набивные мячи.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под музыку и садятся на скамейки.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу поделиться с вами, рассказать историю о том, как появился мяч у нас в России. Мяч придумали очень давно, в древности, встречается он почти у всех народов мира. У нас в России простой народ чаще всего мячи делал из тряпок, тряпками их и набивали. В некоторых местах делали мячи из овечьей шерсти, специально их обрабатывали, и получался такой легкий и мягкий мяч, а своей упругостью не уступал резиновому. Делали мячи еще из лыка - ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри они были пустые или набивались песком. Резиновых мячей было мало, а играли с ними лишь дети из богатых семей (показ рисунков мячей). Вот такая история.

(Дети читают стихи).

1-й ребенок.

Мячик новый есть у нас,

Мы играем целый час,

Я бросаю - ты поймай,                          

А уронишь - поднимай.

2-й ребенок.

До чего ж веселый мячик-

Так и скачет, так и скачет.                                      

Там, где нету потолка,

Он летит под облака.

(Подбрасывают мяч и ловят его).

Все дети исполняют песню «Мяч» М. Красева и выполняют упражнение с мячами.

Ведущий: Давайте поиграем в игру «Мячик кверху».

Подвижная игра «Мячик кверху»

Ведущий: Предлагаю провести соревнование.

Эстафета «Гонка мячей».

Танец с мячами.

Ведущий: Как вы знаете, мячи бывают не только легкие, но и тяжелые, набивные.

Называются они так, потому что набиты опилками. Попробуем с ними поиграть, (дети

берут набивные мячи).                                                      

Игровое упражнение «Ловкая цапля».

(Победит тот ребенок, кто дольше устоит на одной ноге).

Ведущий: Молодцы, справились с заданием. Хочу вас пригласить на новую игру.

Подвижная игра «У кого меньше мячей».

Перебрасывание мячей одной командой на поле другой. Побеждает та команда, на чьем поле окажется меньше мячей.

Подведение итогов. Награждение сладкими призами.                                                            

Мячи разные бывают.

  1. Спортивный зал празднично украшен, на стене таблица с изображениями спортивных мячей разных видов.

Инвентарь: мячи: баскетбольный, волейбольный, теннисный; бадминтон.

Ход мероприятия:

Дети входят в зал под музыку. Их встречает Спортик. Спортик:

Очень рад увидеть вас,

Но вот грустно мне сейчас.

Чтоб меня развеселить,

Надо мяч в игру пустить.

Ведущий: Не расстраивайся, Спортик, детям, наверное, интересно узнать, какие бывают мячи. Но сначала ответьте: для чего нужен мяч, из чего он может быть сделан, чем наполнен внутри? (ответы детей).

Ведущий: Правильно. Существуют разные виды спорта, которые имеют свой определенный мяч, соответствующей формы, веса, размера. Многие спортивные игры с мячом вы знаете, но есть и те, о которых вы никогда не слышали.

Показ таблицы. (Рассказ о спортивных мячах, спортивных играх, как в них играют).

Спортик: Как жаль, что я не умею играть в эти спортивные игры, но я могу оживить

мячи, которые у вас на таблице.

Ведущий: Ведущий. Хорошо, Спортик, но сначала нужно сделать небольшую разминку. Вставай с нами.

Разминка под музыку с мячами среднего размера.

Ведущий: А вот теперь, Спортик и дорогие ребята, на соревнования стройтесь. Спортик:

Давайте, давайте. Раз-два-три - смотри! (Показывает баскетбольный мяч). Что за мяч у меня? Какая спортивная игра с ним проводится? (Ответы детей).

1 эстафета: «Самые меткие».

Дети забрасывают мяч в баскетбольное кольцо. Побеждает та команда, которая забросит больше мячей в кольцо.

(Спортик достает волан и ракетку).

2 эстафета: «Не урони».

Дети держат ракетку с воланом на вытянутой руке, идут по гимнастической скамейке, обегают стойку и возвращаются обратно.

Ведущий: А вот этот мяч веселый - маленький и желтенький (теннисный).

3 эстафета: «Быстро поймай».

Дети в парах передают друг другу мяч с отскоком от земли, обходя стойку.

Спортик: Я хочу пригласить мальчиков для соревнования с этим мячом (доказывает футбольный мяч).                

 4 эстафета: «Футболисты».

Дети в парах перекатывают мяч друг другу до стойки и обратно. Ведущий: А я приглашаю девочек. (Игра с волейбольным мячом).

5 эстафета: «Пингвины».                                                      

Зажав волейбольный мяч между колен, девочки прыгают вокруг стоек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений  изобразител...

Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"

Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах ж...

Программа по кружковой работе для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Чудесные пейзажи" правополушарное рисование

Кружковая программа по рисованию для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)«Чудесные пейзажи»(правополушарное рисование)Цель и задачиЦель: развитие творческих способностей, посредс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»

МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек "Город Смоленск 2022  Программа рассмотрена и одобренана заседании педагогического советаПротокол № ____от «____»___...