Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"
методическая разработка (старшая группа)

Майорова Людмила Павловна

Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах жизни.

Основным ее правилом является:

Воображение + положительные эмоции = секрет успешного обучения.

Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.

Занятия помогут детям старшего дошкольного возраста подготовиться к обучению в школе в игровой форме, улучшить слуховую, зрительную и образную память, внимание, развивать произвольность психических процессов, образное, логическое, творческое мышление, мелкую моторику рук, повысить уровень саморегуляции, формировать мотивационную готовность к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_eydetiki.docx145.11 КБ

Предварительный просмотр:

F:\МЛП 001.jpg 

     

     Дошкольное детство - период накопления базовых знаний, формирование умений и навыков. У ребенка появляются новые возможности для анализа и синтезирования всего, что происходит с ним и вокруг него; в коре больших полушарий головного мозга возникают новые связи; накапливаются и систематизируются впечатления и представления о мире.

Родители и воспитатели стремятся как можно больше информации заложить в детские головы, ведь надо успевать за развитием современного информационного мира. Детство -благодатная пора, однако, если детскую память перегружать большим количеством учебной информации, да еще и применять метод «многократного повторения», то результат может быть непредсказуемым. Например, ребенок может потерять интерес к учебе или постоянно переутомляться и поэтому быть невнимательным, чувствовать себя истощенным.

Для того, чтобы избежать такой ситуации в обучении ребенка необходимо опираться на психологические особенности восприятия, присущие его возрасту. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок учится, развивается и формируется как личность. Игровая система улучшает восприятие и воспроизводит информацию, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Именно этим требованиям отвечает обучение с помощью эйдетики.

Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах жизни.

Основным ее правилом является:

Воображение + положительные эмоции = секрет успешного обучения.

Обучение с помощью эйдетики, основанное на игре и фантазии дает возможность ребенку быстро и надолго запомнить нужную информацию, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.

Занятия помогут детям старшего дошкольного возраста подготовиться к обучению в школе в игровой форме, улучшить слуховую, зрительную и образную память, внимание, развивать произвольность психических процессов, образное, логическое, творческое мышление, мелкую моторику рук, повысить уровень саморегуляции, формировать мотивационную готовность к школьному обучению.

Цель программы:

 сформировать основы эйдетических навыков методами мнемотехники (базируются на вербально-логическом мышлении) и эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении), развить образную память и творческое мышление, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Задачи:

- способствовать общему развитию детей;

- развивать ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, интуицию;

- улучшать мелкую моторику руки у детей;

- формировать умения и  навыки, которые понадобятся ребенку в будущем обучении;

- воспитывать веру в собственные силы и потенциал для повышения самооценки.

Основные принципы программы:

- учет индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- удовлетворение потребностей и интересов детей;

- создание условий для максимального раскрытия личности ребенка, его потенциальных возможностей.

Форма работы: игровые занятия с элементами тренинговых упражнений.

Методы: 

- игровые упражнения, задания;

 - графические упражнения для развития мелкой моторики руки;

- игры, этюды, беседы;

- эйдетическое запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов и т.п. Особенностью этих методов являются: яркость, эмоциональность, визуализация, меньше логичности. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь.

Технологии эйдетики:

- оживление (хорошо развивает воображение и образное мышление);

- вхождение (войти внутрь воображаемой картины)

- образные сцепления (используют для запоминания чисел);

- припоминание (тренировка точности и скорости воспроизведения)

- фотографическая память (видение картинки в своем воображении)

- динамическая соответствие (распределение внимания одновременно во время выполнения 2-3-х действий);

- метод Цицерона (совмещение мнимого действия с элементами фантазии).

Организация работы с детьми

Система занятий предназначена для работы с детьми 5-6 лет.

Реализуется через игровые занятия с элементами тренинговых упражнений.

Продолжительность курса: 16 занятий по 30 мин. 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей - 8-10 человек.

Структура занятий

Вступительная часть каждого занятия настраивает группу на совместную работу, устанавливает эмоциональный контакт между всеми участниками.

Рабочая часть - основная смысловая нагрузка всего занятия. Она состоит из игровых, тренинговых упражнений, бесед, игр, психогимнастики.

Заключительная часть каждого занятия закрепляет положительные эмоции, предусматривает рефлексию, групповое единение.

Ожидаемые результаты:

- овладение детьми современными методами и техниками эффективного запоминания;

- сформировать умение нестандартно, творчески мыслить;

- осмысленное использование своего воображения для воспроизведения любой информации;

- осознавать свои чувства и эмоции, уметь их выражать;

- формировать положительное отношение к учебе: «Учиться - это интересно и весело!»

Правила организации и проведения занятий:

1. Начало должно быть необычным.

2. На занятии должен господствовать «дух открытия» (ничего не сообщать детям в готовом виде).

3. Держать паузу, способствуя включению мыслительных процессов у детей.

4. Не оставлять без внимания ни одного ответа детей.

5. Поддерживать ощущение успешности.

6. Принимать себя и каждого из участников такими, какие они есть на самом деле.

7. В играх, упражнениях должны принимать участие все желающие, однако ничего не навязывать и не требовать, учитывать настроение участников.

8. Не использовать оценочных высказываний.

9. Быть доброжелательным и открытым.

      Программа «Школа эйдетики» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 года жизни) и имеет целью сформировать основы эйдетических навыков, а также развить образную память и творческое мышление дошкольников.

Программа будет полезна практическим психологам, воспитателям ДОУ, и родителям, которые интересуются вопросами воспитания и развития детей.

Программа занятий

Занятие 1 «Давайте познакомимся»

Цель: создать комфортную атмосферу на занятии, формировать мотивацию к обучению, способствовать повышению детской самооценки.

План проведения занятия

1. Упражнение «Приветствие» 2 мин

2. Упражнение «Мое имя» 5 мин. (Игрушка)

3. Беседа «Кем я хочу быть?» 5 мин

4. Игра-рисунок «Я умею ...» 10 мин. (Цветная бумага, ножницы, клей, ватман)

5. Игра «Мои мечты осуществятся, когда я буду ...» 5 мин. (Игрушка)

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 2 «Ассоциации».

Цель: познакомить с понятием «ассоциация», развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, воспитывать доброжелательное отношение к другим и уверенность в себе.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие «Улыбнись» 2 мин

2. Беседа «Ассоциации» 3 мин

3. Компьютерная игра «Ассоциации» 5 мин (Компьютер)

4. Упражнение «Ассоциации» 15 (Бумага, цветные карандаши, музыкальное сопровождение)

5. Домашнее задание 2 мин

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин

Занятие 3 «Запомни слова

Цель: продолжать учить детей запоминать слова, используя метод ассоциаций, развивать образную долговременную память, внимание, воображение, формировать умение работать в паре.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие «Комплимент» 2 мин. (Звонок)

2. Упражнение «Запомни слова». 5 мин. (Набор иллюстраций (10 картинок)

3. Пластический танец «Волшебный цветок». 5 мин. (Музыкальное сопровождение)

4. Упражнение «Запомни слова» II этап. 10 мин. (Набор иллюстраций (10 картинок)

5. Упражнение «Попробуй найти». 5 мин. (Коробки с рисом, мелкие предметы: ложки, скрепки, пуговицы, монеты, карандаши, магнитные буквы (цифры)

6. Рефлексия занятия. Итог. 3 мин.

Занятие 4 «Вместе играть веселее»

Цель: закрепить умение запоминать слова методом ассоциаций, развивать память, внимание, формировать навыки эффективного взаимодействия.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие. 2 мин.

2. Работа в парах I этап. 5 мин. (Альбомы с картинками)

3. Ролевое упражнение-сказка «Старый дом» 10 мин. (Текст сказки)

4. Работа в парах II этап. 5 мин. (Альбомы с картинками)

5. Упражнение-массаж «Изменчивая погода» 5 мин.

6. Домашнее задание

7. Рефлексия занятия. Итог. 3 мин.

Занятие 5 «Придумываем сказку»

Цель: познакомить с методом связных ассоциаций, тренировать образную память, внимание, координацию, уверенность в себе.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Упражнение-игра «Рисуем слова» 15 мин. (Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, клей)

3. Игра «Магазин игрушек» 5 мин. (Набор из 10 игрушек, платок)

4. Подвижная игра «Наступи на хвост» 5 мин (Веревки)

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин

Занятие 6 «Страна Мультляндия»

Цель: продолжать учить детей использовать метод невербальных ассоциаций для запоминания словесной информации, развивать долговременную память, стимулировать активность, интерес к занятиям.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Проверка домашнего задания

3. Упражнение «Невербальные ассоциации» 15 мин. (Рисунки, клей, муляж телевизора)

4. Игра с картинками 5 мин. (Альбом с иллюстрациями)

5. Игра-танец «Маки» 5 мин.

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 7 «Метод невербальных ассоциаций»

Цель: познакомить детей с методом звуковых ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин

2. Игра «Шумы» (чайные ложки, 2 стакана (пустой, с водой), ножницы, лист бумаги, расческа, монеты, спичечный коробок, колокольчик, ключи, бутылка с крупой)

3. Упражнение «Нарисуй круг и треугольник» 5 мин.

4. Подвижная игра «Твистер» 5 мин. (Игровое поле, рулетка)

5. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 8 «Ассоциативная мозаика»

Цель: закрепить умение использовать метод звуковых ассоциаций, развивать воображение, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Игра «С открытками» 5 мин. (Набор картинок)

3. Упражнение-зарядка «Желе и лед» 5 мин.

4. Игра «Ассоциации» 5 мин. (Альбомы с открытками)

5. Упражнение «Рисование веревкой» 7 мин. (Шнур длиной 0.5 - 1,5м)

6. Психогимнастика «Улыбнись» 3 мин.

7. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 9 «Веселые цифры»

Цель: учить запоминать цифры на основе образного мышления, развивать память, внимание, глазомер, воспитывать уверенность в себе.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Игра «На что похожи цифры?»

7 Тетради, карандаши, таблица с цифрами.

3. Игра «Наоборот» 3 мин. (Набор цифр)

4. Игра «Телевизор» 10 мин.

5. Подвижная игра «Прямое попадание» 5 мин. (Пластиковые бутылки с песком, обернутые бумагой с цифрой, мяч)

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 10 «Цифры-волшебницы»

Цель: продолжать развивать образное мышление, устойчивость внимания, умение фантазировать, представлять конечный результат, воспитывать настойчивость.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Игра «День - ночь» 3 мин. (Цифры, мяч, цветные фишки)

3. Игра «На что похожи цифры?» 7 мин. (Таблица с цифрами)

4. Игра «Наоборот» 5 мин.

5. Зарядка-пантомима «Где были мы, не расскажем, чем занимались - покажем» 5 мин.

6. Зрительный диктант 5 мин. (Таблица с фигурами)

5. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 11 «Загадочный мир цифр»

Цель: учить запоминать цифровую информацию через образы цифр, развивать интеллектуальные и творческие способности детей, стимулировать активность, воспитывать интерес к занятиям.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Игра «На что похожи цифры?» 10 мин. (Таблица с цифрами)

3. Игра «Наоборот» 5 мин.

4. Упражнение «Ловим цифры на крючок» 5 мин. (Карандаш, тонкая веревка, маленький магнит, магнитные цифры)

5. Упражнение «Формы» 5 мин. (Набор геометрических фигур)

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 12 «Метод Цицерона»

Цель: познакомить с методом Цицерона, развивать умение создавать и воспроизводить мысленные образы, воспитывать любознательность, чувство гармонии.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Упражнение «Цифры в комнате» 10 мин.

3. Упражнение-фантазия «Мнимое путешествие» 5 мин.

4. Подвижная игра «Жу-жу» 5 мин.

5. Работа в тетради. Зрительный диктант 5 мин. (Таблица с цифрами)

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 13 «Мнимое путешествие»

Цель: продолжать развивать визуальное мышление, логическую интуицию, скорость и гибкость мысли, воспитывать любознательность, настойчивость, активность.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Игра «Моя комната» 10 мин. (Картина с изображением комнаты)

3. Упражнение-зарядка «Запрещено движение» 5 мин.

4. Упражнение «Вспомни слово по картинке» 5 мин. (Набор рисунков)

5. Работа в тетради. Зрительный диктант 5 мин. (Набор рисунков)

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 14 «Фантазия ощущений»

Цель: тренировать умение запоминать с помощью зрительных, слуховых, осязательных ассоциаций, развивать восприятие, ощущение, формировать умение справляться с трудностями.

План проведения занятия:

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Игра «Цветная дорожка» 10 мин. 5 дощечек (спички, вата, зерна, веревка, фольга)

3. Игра «Музыкальные движения» 3 мин (Различные музыкальные инструменты)

4. Упражнение-фантазия «Волшебные круги» 5 мин. (Листы бумаги с нарисованными 10 кругами)

5. Игра «Я знаю» 3 мин. (Мяч)

6. Работа в тетради. Зрительный диктант 5 мин. (Таблица с точками)

7. Рефлексия занятия. Итог  2 мин.

Занятие 15 «Живые слова»

Цель: познакомить с «методом оживления слов», учить использовать движения для запоминания словесной информации, развивать оригинальность мысли, воспитывать уверенность в себе.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Упражнение «Запомни и воспроизведи» 7 мин.

3. Игра «Пирамида» 5 мин.

4. Подвижная игра «Кричалки - шепталки - молчалки» 5 мин. (Цветные силуэты ладошек)

5. Игра «Веселые цифры» 3 мин.

6. Игра «Назови 5 предметов» 5 мин. (Карточки разных цветов)

7. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Занятие 16 «Путешествие в страну Фантазию»

(Итоговое 40 мин.)

Цель: вспомнить методы эффективного запоминания, развивать различные виды памяти, внимания, воображения, мышления, воспитывать интерес и желание познавать новое, способствовать раскрытию потенциальных возможностей дошкольника.

План проведения занятия

1. Упражнение-приветствие 2 мин.

2. Упражнение «Помнишь - воспроизведи» 5 мин.

3. Упражнение «Воспроизведи слова» 5 мин.

4. Упражнение «Шифровальщик» 5 мин. (Набор картинок)

5. Игра «Цветная дорожка» 5 мин. дощечки (спички, вата, зерна, веревка, фольга)

6. Упражнение «Бесконечное предложение» 5 мин.

7. ритмичный танец дружбы «Делай так» 10 мин.

8. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Техника "Изонить".

Прием использования  графики в технике "Изонить" привлекает детей дошкольного возраста. Он несложен, дети легко усваивают  эту технику, быстро добиваются результатов. Я разработала  вид...

«Организация кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Золотые ручки» (экопластика)»

Природа всегда была неиссякаемым источником творчества. Разнообразие ее форм - вызов человеческой фантазии. Войти в этот таинственный мир, познакомится с его особенностями поможет работа с природным м...

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений  изобразител...

Методическая разработка. "Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Театр "Сказка".

Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры. В методической разработке представлены цели, задачи ...

Программа дополнительного образования по кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучка» направленности для детей 6-8 лет «Совята».

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ...