картотека подвижных игр для старшего возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Картотека подвижных игр для детей старшего возраста. На листе А4 представлены по 2 игры . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Саранча

               Перед началом игры выбирают ребенка – ловца «саранчи». Он встает с одной стороны зала (площадки). Остальные дети – «саранча» стайкой располагаются в любом месте. Среди них выбирают ведущего.

               По сигналу воспитателя «ловец» начинает шагать на месте или по периметру зала (площадки), произнося текст:

 

Стрекоча, стрекоча, стрекоча,

Черной тучею летит саранча.

Все съедает на своем пути –

Ни листочка, ни травинки не найти.

Чтобы сад и огород сохранить,

Надо быстро саранчу переловить!

               Ребята стайкой за ведущим в любом направлении выполняют медленный бег или подскоки с ноги на ногу.

               После слова «переловить» начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Загадка:   Съест все посевы она хохоча.

                 С поля на поле летит ….  (саранча)

Синичка

            Перед началом игры выбирают ребенка, который будет выполнять  роль синички-мамы. Остальные дети «птенцы» встают в круг, берутся за руки и по сигналу взрослого начинают ходьбу, произнося текст:

Покинула мама-синичка гнездо.

Без мамы-синички пусто оно.

Синички-птенцы без мамы скучают,

Один за другим из гнезда вылетают.

Скорее, синичка, найди малышей,

В семейном гнезде будет всем  веселей!

             «Мама» в это время выполняет за кругом любые движения, имитирующие полет.

              С окончанием слов дети разъединяют руки и начинают бегать в медленном темпе врассыпную по площадке.

              По команде воспитателя «Найди малышей!» «мама» ловит «птенцов». Ребенок, которого запятнали, отходит в указанное место, где лежит большой обруч – «гнездо», и выполняет любой вид ходьбы.    

Загадка:   К нам в окно зимой стучится

                 Желтогрудая ….. (синица)

Сова

                По всему пространству зала (площадки) расставлены предметы для подлезания под них и проползания под ними.

                Выбирают ребенка, который будет выполнять роль совы. Он садится на стул (скамейку). Остальные дети – «мыши» располагаются врассыпную по залу (площадке).

                По сигналу взрослого ребенок-«сова» начинает произносить слова:

Днем мышата веселятся,

Днем мышата все резвятся,

Так как спит сова при свете,

Это знают даже дети!

А наступит темнота –

Мыши, прячьтесь кто куда!

                 Ребята в это время передвигаются по площадке: бегают в медленном темпе, ползают, выполняют подскоки, проползают под предметами.

                 С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием.

                 Правила игры:

  • «Ловишка» не пятнает ребенка, который успел подлезть под предмет
  • Нельзя находиться под предметом больше трех счетов: один, два, три.

Загадка:      Всю ночь летает –
                   Мышей добывает.
                  А станет светло –
                  Спать летит в дупло
.      (сова)

Сороконожки

               Все играющие делятся на две равные по количеству участников подгруппы, в каждой из которых выбирают ведущего – «голову сороконожки». Остальные дети – «ножки сороконожки». Ведущие запоминают ребят своей группы, затем встают в середине зала (площадки) лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные ребята располагаются за ними в колонны, кладут ладони на плечи впереди стоящего.

               По сигналу взрослого все начинают ходьбу приставным шагом вправо (влево) и одновременно произносят:

Как-то две сороконожки

Разыгрались на дорожке.

В «карусельку» играют,

Всеми ножками шагают.

А потом так закружились –

Друг от друга отцепились.

              После слова «отцепились» ходьба прекращается,

Ведущие остаются стоять на месте, держась за руки, а остальные дети разбегаются. Затем ведущие вместе произносят:

Свои ножки лови,

На другие - не смотри.

После этого начинается бег с ловлей и увертыванием. Каждый ведущий пытается вернуть в свою колонну убежавшие «ножки». Пойманный ребенок отходит  заранее указанное для своей подгруппы место.

Тихо бегают мышата.

              Перед началом игры выбирают «кота». Он встает (садится на стул, скамейку) на одной стороне зала (площадки). Остальные дети – «мышата2 располагаются врассыпную по залу.

               По сигналу воспитателя «кот» начинает произносить слова:

Тихо бегают мышата

На носках по кладовой.

Только я все это слышу,

Старый я, но не глухой.

Тише, тише, не топчитесь,

Вот возьму и изловлю!

                  (грозит пальцем)

Котик я совсем не злобный

                  (улыбается)

С мышками играть люблю!

                Ребята все это время бегают врассыпную по площадке.

                С окончанием слов «котик» начинает догонять «мышат», и вместо простого касания рукой он их щекочет. В этой игре нет выбывающих – все продолжают бегать до ее остановки взрослым. Выигрывают ребята, которых «котику»  не удалось пощекотать.

Загадка:        «Маленький рост, длинный хвост.

                       Собирает крошки, прячется от кошки.

                       Кто эта малышка, скажите, дети?»

                                                          (мышка)

Цапля

          Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль цапли. Остальные дети  - «лягушки». Они встают врассыпную по залу (площадке).

          По сигналу воспитателя ребенок-«цапля» начинает выполнять ходьбу с высоким подниманием бедра вдоль одной из сторон зала (площадки), произнося слова:

Птица с длинными ногами,

Цапля с тонкими ногами

По болоту шагает и лягушек считает:

«Один, два, три, четыре, пять…

Надоело мне считать.

Дальше – шесть, дольше – семь.

Лучше их поймаю, съем!»

            Ребята в это время выполняют любые прыжки на месте или с продвижением.

            С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Загадка:           Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет!          
(цапля)

                                                                                   

Эй, ловишка, выходи!

            Дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель обходит ребят по внешнему  кругу и мягко касается плеч одного из них. Он будет в игре 2ловишкой2.

            По сигналу воспитателя дети открывают глаза и начинают ходить врассыпную по залу (площадке), произнося слова:

Мы шагали по площадке,

Только строили догадки –

Кто нас будет догонять?

От кого нам убегать?

Эй, ловишка, выходи!

Нас попробуй догони!

            После слова «догони» дети останавливаются, а «ловишка» встает в заранее указанное место (обруч,  положенный на краю площадки) и произносит:

Быстро всех переловлю.

Я ловить ребят люблю.

             После этого начинается бег с ловлей и увертыванием. Пойманные дет выбывают из игры.

Конь-огонь

              Игроки стоят по кругу, один в центре (вода) с флажком.

Дети в кругу прыгают подскоками по кругу со словами игры.

У меня есть конь, этот конь-огонь! -  вода выполняет подскоки на месте.

Но-но-но-но, но-но-но-но! - останавливаются на месте, делают движение согнутой ногой («конь бьет копытом»).

Я скачу на нём, на коне своём - дети движутся по кругу, бегом лошадки, вода противоходом в другую сторону.

Но-но-но-но, но-но-но-но! - внешний круг остается, выполняет движение согнутой ногой.

          Вода продолжает движение. С окончанием  слов он останавливается и протягивает флажок между двумя игроками. Один игрок бежит в правую сторону,  другой в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому удалось - вода.

        

Встречная эстафета

             Играющие делятся на две команды. Каждая в свою очередь делится пополам. Играющие выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу).

            По команде: "Марш!" они начинают бег.  Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящим команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив, и т.д.

           Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

          Чтобы увеличить нагрузку, можно проводить игру с двойными перебежками: игрок, оказавшийся на противоположной стороне, после передачи ему эстафеты снова бежит туда, откуда начинал бег.

         Чтобы научить ребят передавать палочку по правилам легкой атлетики - вручать игроку, который стоит спиной, надо дать задание обегать колонну справа налево и после этого передавать эстафету игроку, который вышел на полшага вправо. Можно предложить игроку, ожидающему эстафету, встать спиной к бегущему, выйдя из своей колонны на полшага в сторону. Тогда игрок, получив эстафету, обегает всю колонну, бежит к противоположной.

        Во встречной эстафете игроки могут быть построены и так, чтобы каждый игрок, перебежавший на противоположную половину, отдает эстафету товарищу по команде и остается на его месте. Заканчивается эстафета перебежкой последнего игрока

Гуси-лебеди

            На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится Волк. Остальное место - луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей.

           Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу.

Пастух: Гуси, гуси !

Гуси (останавливаются и отвечают хором): Га, га, га!

Пастух:     Есть хотите?

Гуси:         Да, да, да !

Пастух:    Так летите!

Гуси:        Нам нельзя,

                 Серый Волк под горой

                 Не пускает нас домой.

Пастух:   Так летите, как хотите,

                 Только крылья берегите!

 

            Гуси, расправив крылья (вытянув в сторону руки), летят через луг домой, а Волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.

           После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые Волк и Пастух. Игра повторяется 3-4 раза.

           Вначале роль волка исполняет воспитатель.

Загадка:      Саша - трус, кричит :"Боюсь!"

                     Зашипел на Сашу ... (гусь)

Затейники

            Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносит:

Ровным  кругом,                

Друг за другом,                  

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно, вместе

Сделаем ... вот так.

            Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети повторяют его. После 2-3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается.

           Повторяется игра  3-4 раза.

           Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя уже показанных.

Веночек

          Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадки: это цветы в саду. Выбирается водящий - садовник. Становится напротив детей на расстоянии 3-4 м.  

Садовник произносит слова:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок

 

Дети:

Не хотим чтоб нас cрывали - (махи руками перед собой).

И венки из нас сплетали -       ("вертушка" руками).

Мы хотим в саду остаться - (встать на носки, руки вверх).

Будут нами любоваться -       (кружение на носках, руки           вверх с наклоном головы).

Дети перебегают на другую сторону. Водящий ловит. Тот, кого поймали становится новым водой.

Зверолов

       Дети идут по кругу, Зверолов идет противоходом в другую сторону.

В лесу, в лесочке

Средь зеленых дубочков,

Звери гуляли,

Опасности не знали,

Ой! Зверолов идет!

Он в неволю нас возьмет

Звери убегайте!

5 строка - полуприсед, на каждое слово хлопок по коленям.

6 строка - три хлопка в ладоши на каждое слово.

      По окончании речитатива дети разбегаются в разные стороны. Зверолов догоняет.

      Игра повторяется 3-4 раза.

Караси и щука

         Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, назначенный воспитателем, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие - караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду.

         По сигналу воспитателя "щука" щука быстро заплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из игроков, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом.

        Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза.

При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.

Золотые ворота

          В игре участвуют 10-20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят (или поют):

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: Луны или Солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца.

         Когда все игроки распределены, дети выполняют упражнения. Воспитатель дает разные упражнения для команды «Луна» и команды «Солнце».

Медведи и пчелы

          Улей (гимнастическая стенка или скамейка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне - луг. В стороне - медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12-15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи - в берлоге.

         По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подает сигнал "медведи", пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой).

        Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

         

После двух повторений дети меняются ролями, воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

Загадки:  

  • Домовитая хозяйка
    Пролетела над лужайкой,
    Похлопочет над цветком -
    Он поделится медком.  (пчела)
  • Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой, под вьюжный вой,
    Спит в избушке снеговой.        
    (Медведь)

Мы, веселые ребята

           Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята,              

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три - лови!

После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и  выбирается новый ловишка.

        Игра повторяется 4-5 раз.

Если после 2-3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый  ловишка.

Вариант игры:

Дети стоят в кругу и произносят слова игры. Вода – заранее названный воспитателем ребенок.

Мышеловка

           Игроки делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,                

Все погрызли, все поели,

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки.

Переловим всех сейчас!

          Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями - игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

       

          После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить

Охотники и зайцы

             На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца.  

             Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе.

           Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.

         

У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.

 Загадка:           Кто любит морковку

                          И прыгает ловко,

                          Портит грядки,

                          Удирает без оглядки?        ( Заяц )

Передал – садись

            Эта игра появилась в России еще в начале ХХ века.

            Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3-4 м. У капитанов в руках по мячу.

           По сигналу воспитателя капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.

Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та и считается победительницей.

Пожарные на учениях

           Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролетов). Первые в колоннах стоят на черте. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики.

          По сигналу воспитателя "раз, два, три - беги" все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны.     Воспитатель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети.  

          Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

Загадка:   С огнём бороться мы должны,
               С водою мы напарники.
               Мы очень людям всем нужны,
               Ответь скорее, кто же мы?        (пожарные)

Хитрая лиса

         Игроки стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из игроков. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится Хитрой Лисой.

         Игроки хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): "Лиса, кто ты?" При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: " Лиса, кто ты?" - будет произнесен в третий раз, игрок, выбранный Хитрой Лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: "Я здесь" Все игроки разбегаются по площадке, а Лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в «дом».

         После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: "В круг". Игроки образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5-6 раз.

Если Лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую Лису. Если Лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Загадка:       Хитрая плутовка,

                     Рыжая головка,

                     Хвост пушистый - краса,

                     А зовут меня ... (лиса)!

Цыплята и ястреб

Один ребенок - ястреб. Цыплята гуляют. Неожиданно ведущий говорит: "Ястреб!". Ястреб бросается на цыплят, те замирают, кто шевельнулся, того забирает ястреб.

Играем 3-4 раза. Выбираем самого проворного цыпленка. Меняем ястреба.

Загадки:

  1. Явился в желтой шубке:
    - Прощайте, две скорлупки!
                        (цыпленок)
  2. Желтые комочки,

Легкие, как вата.

Бегают за квочкой.

Кто это?... (цыплята)

Бусинки

          Перед началом игры выбирают ведущего,

который будет ловить детей — «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается ходьба за ведущим (дети 4—5 лет выполняют ходьбу по кругу, дети 5—7 лет — «змейкой» по залу или площадке), одновременно все дети произносят текст:

Раскатились бусинки по ковру.               

Я сегодня бусинки соберу.

Насажу на ниточку по одной —

Бусики получатся для мамочки  родной.

            С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру зала (очередность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).

Веселые козлики

         Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль козликов, остальные — «ребята». Варианты распределения ролей:  

  • девочки — «козлики», мальчики — «ребята», и наоборот;
  • дети делятся поровну и запоминают, кто будет «козликами», а кто — «ребятами»).
  • 1 или 2 ребенка –«козлики».

         «Ребята» встают в круг в середине зала (площадки), берутся за руки и начинают ходьбу по кругу, произнося текст:

Мы водили хоровод на лугу.

 Пастушок играл на дудке — ту-ру-ру.        

Пас пастух корову и козлят.

А козлята ведь всегда чуть-чуть шалят:

Стали прыгать по траве и играть,

Подбежали к нам — и ну нас бодать!

        «Козлики» все это время находятся за кругом и выполняют любые движения: ходьбу, медленный бег в любом направлении, подпрыгивания на месте или с продвижением.

          С окончанием слов «козлики» начинают «бодаться» — пятнать детей. Ребята, которых запятнали, выбывают из игры. Они могут просто наблюдать за игрой, а могут в указанном заранее месте организовать спокойную игру — поиграть в ладошки, передавать или перебрасывать мяч из рук в руки.

Рыбак

             Перед началом игры выбирают «рыбака». Он садится на пол (стул) в одном из углов зала (площадки) (в руках — гимнастическая палка), а по всему остальному пространству располагаются врассыпную остальные дети — «рыбки».  

             С началом произнесения «рыбаком» текста дети медленно начинают бегать (можно выполнять движения руками, как при плавании брассом):

 

В камышах сижу я тихо — очень опытный рыбак.      

Но не ловится рыбешка, на крючке висит червяк.

Рыбка плавает, мелькает, но все мимо червяка.

И поэтому, конечно, нет движенья поплавка.        

Без улова мне — никак.        

Буду я ловить вот так!

               С окончанием слов «рыбак» кладет в указанное место «удочку». Хлопает в ладоши, показывая, что будет ловить рыбку руками, и начинает «ловить» (пятнать детей).

             Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Раз, два, три, прилетели комары

              Перед началом игры выбирают двоих детей, которые будут «играющими ребятами». Они встают в любой части зала (площадки). Остальные дети — «комары» располагаются врассыпную по всему пространству, где проводится игра.

             По сигналу взрослого ведущие начинают выполнять заранее оговоренное движение и произносить слова, а остальные ребята — бегать в медленном темпе вокруг них врассыпную или по кругу.

 

Раз, два, три, прилетели комары.

Стали комары пищать,

Не дают нам поиграть.

Раз, два, три, надоели комары.

Надоели комары. Комара скорей лови!

                С окончанием слов «играющие ребята» заканчивают выполнение задания, и начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Примечание. «Играющие ребята» могут: выполнять ходьбу по кругу, держась за руки; играть в ладошки; каждый бросать свой мяч вниз и ловить после отскока; отбивать мяч от пола (земли).

Загадка:

Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.             (комар)

Пугало

             Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль пугала. Он встает на одной стороне зала (площадки), на голове у него шляпа. Остальные дети — «птицы» встают врассыпную по всему пространству, где проводится игра.

            По сигналу взрослого «пугало» начинает выполнять любые движения руками, стоя на месте, а дети — ходить в произвольном направлении по залу (площадке), поднимая руки в стороны и опуская вниз, и произносить слова:

Как на наш огород

Птичий налетел народ.        

Галки, воробьи, синицы —

Им на месте не сидится.        

Урожай клюют, клюют,

И щебечут, и поют.

Только вот боятся галки        

Человечка на палке.

Взрослый произносит:

Пугало, скорее оживай,
                         Гостей незваных разгоняй!

     

              После этих слов «путало» снимает шляпу и начинает ловить «птиц» — старается коснуться ею головы каждого играющего.

              Ребенок — «пойманная птица» выбывает из игры.

Пингвины

             По всему пространству зала (площадки) расставлены предметы (высотой 10—20 см). Между ними врассыпную располагаются дети, они — «пингвины». На одной из сторон зала (площадки) встает ребенок, выбранный перед началом игры «тюленем».

             По сигналу взрослого «пингвины» начинают свободно передвигаться по площадке (ходить, медленно бегать), подниматься на предметы и спрыгивать с них, а «тюлень» ходит вокруг них и после знака взрослого произносит слова:

Плавают в воде пингвины,

Забираются на льдины,

Любят в воду с них нырять,

Любят рыбку догонять.

В воду прыгать им не лень.

Только ждет их там тюлень.

              После произнесения последнего слова «пингвины» разбегаются, а «тюлень» их ловит.

              Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Загадки:

  • Ходит вразвалку, как моря.

Черный галстук, белый фрак.

В Антарктиде, среди льдин

Проводит дни свои….. (пингвин)

  • В Антарктиде среди льдов
    Ходит в фраке день деньской.
    Крылья есть, но не летает,
    Лихо в прорубь он ныряет,
    Очень важный господин,
    Семенит сюда...          
    (пингвин) 

Одуванчик

            Перед началом игры выбирают двух детей, которые будут «ловишками». Они встают на разных сторонах площадки. Остальные дети образуют круг и берутся за руки — это «одуванчик».

            По сигналу взрослого все дети начинают ходьбу («ловишки» идут за кругом, а остальные — по кругу) и одновременно произносят слова:

Одуванчик, одуванчик

Скинул желтый сарафанчик,

Превратился в шар воздушный,

Шар воздушный — непослушный!  

Мы его сорвать хотели,        

А пушинки полетели!                

           С окончанием слов «ловишки» дуют на «одуванчик» — и «пушинки разлетаются», начинается бег с ловлей и увертыванием.
          Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.        

Примечание. Для детей 4—5 лет следует выбирать только одного «ловишку».

Загадки:

  • Золотой и молодой
    За неделю стал седой,
    А денечка через два
    Облысела голова.
    Спрячу-ка в карманчик
    Бывший ….  
    (одуванчик)
  • У меня была сперва
    Золотая голова.
    А потом вдруг побелела
    И от ветра облетела.  
    (одуванчик)

Непоседа воробей

              Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль кота. Он встает на одной из сторон зала (площадки). Остальные дети — «воробьи» встают в круг на расстоянии шага друг от друга.

              По сигналу взрослого «воробьи» начинают выполнять прыжки. В зависимости от возраста и умения детей прыжки могут быть: на двух ногах; ноги врозь — вместе; смена ног в прыжке — одна вперед, другая назад; подскоки с ноги на ногу; все перечисленные виды с поворотом вокруг себя или с разными движениями рук; по 4 (8) прыжков на одной ноге.

              Ребенок-«кот» вместе со взрослым четко произносит слова:

Непоседа воробей прыгает и кружится,
Очень радуется он: не замерзла лужица.
Хорохорится, храбрится!
Только «мяу» он боится!

            С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием: «кот» бегает за «воробьями». Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Загадка:     Серый маленький комочек

                   Чик-чирик! - замерз он очень!

                   Солнце, выгляни скорей,

                   Ждет тебя наш ...  (воробей)

На лошадке Зорьке

           Дети встают по двое друг за другом и размещаются по периметру зала (площадки), где проводится игра. В каждой паре стоящий впереди — «лошадка Зорька», а стоящий сзади в шаге от него — «наездник». «Наездник» кладет ладони на плечи впереди стоящему.

           По сигналу взрослого дети начинают ходьбу: «лошадки» идут с высоким подниманием бедра, а «наездники» — обычным шагом и при этом произносят слова:

На лошадке Зорьке еду,

Еду, еду не спеша.        

Утомилась моя Зорька —

Едет тихо, чуть дыша.                

Я лошадку распрягу —        

Пусть попьет водички.        

Сам я тоже (сама тоже) отдохну,

Погляжу на птичку.

           С последними словами «наездники» опускают руки и садятся на пол (приседают при проведении на открытом воздухе), а «лошадки» расходятся в разные стороны подальше от своего «наездника».

          По сигналу взрослого «Побежали!» «лошадки» начинают бегать в медленном темпе врассыпную. Взрослый произносит:

Зорька хочет убежать. Надо нам ее догнать.

          После этих слов сидящие дети быстро встают, и начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, поймавший «лошадку» (коснувшийся партнера рукой), «запрягает» ее — кладет руки на плечи, и пара выполняет ходьбу.

         Затем дети меняются ролями.

         Правило игры. Ребенок, стоящий сзади, легко держит руки на плечах товарища, не хватая за одежду, не подталкивая его вперед.

Мыши и котята

            Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль «котят», остальные — «мыши». Варианты распределения ролей:

  • 2 «котенка» {для младшего возраста);      
  • девочки — «котята», мальчики — «мыши», и наоборот.    
  • дети делятся поровну и запоминают, кто будет «котятами», а кто — «мышами» {для старшего возраста).

           

           «Мыши» распределяются врассыпную по залу (площадке), «котята» встают по его краям.

           По сигналу взрослого «мыши» начинают ходить на носках (руки на поясе) в любом направлении, а «котята» обычной ходьбой передвигаются по периметру площадки, говоря слова:

Забрались в кладовку мыши,        

Ходят тихо, тише, тише...
                         Но хозяйские котята

Тихо ходят, как мышата,

Поохотиться хотят

И поймать мышат-ребят.                

 

         С окончанием слов «мыши» разбегаются, а «котята» их ловят. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

 Загадка:        «Маленький рост, длинный хвост.

                       Собирает крошки, прячется от кошки.

                       Кто эта малышка, скажите, дети?»

                                                          (мышка)

Мыльные пузыри

            Перед началом игры выбирают «ловишку», который встает на одной стороне зала (площадки). Остальные ребята — «мыльные пузыри» — располагаются врассыпную по всему пространству.

           По сигналу взрослого «ловишка» начинает шагать на месте, а ребята — по всей площадке, и одновременно все вместе произносят слова:

 

  Что за чудо-шарики в воздухе летят!
                      Красные, зеленые — радуют ребят.

  Желтые и синие из мыла пузыри

  Ветерком уносятся — их скорей лови!

     

         После слова «лови» начинается бег с ловлей и увертыванием.  Ребенок, которого запятнал «ловишка», выбывает из игры.

Медвежонок

                 По всей площадке расставлены предметы — «деревья» (высотой 5—15 см — для детей среднего возраста, 5—30 см — для детей старшего возраста). Можно использовать гимнастические скамейки.

              Перед началом игры выбирают «медвежат» и «пчелок». Варианты распределения ролей:

  • 2 «пчелки» (для среднего возраста);
  • девочки — «пчелки», мальчики — «медвежата», и наоборот;
  • дети делятся поровну и запоминают, кто будет «пчелками», а кто — «медвежатами» (старший возраст).

             «Пчелки» встают в круг (пару) на одной стороне площадки, а «медвежата» — около предметов.

             По сигналу взрослого «пчелки» начинают ходьбу по кругу с произнесением слов:

Сладкий, желтый, вкусный мед

Mедвежонок знает.    

Ох, как любит мишка мед!

Он в дупло влезает.

Зы-зы-зы, жи-жи-жи —

Mишеньку кусают.

Это пчелки в дупле

Mед свой охраняют.

               В это время «медвежата», передвигаясь от одного предмета к другому, выполняют подъем на них и спуск.

С окончанием слов «пчелки» кусают (пятнают) «медвежат». Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Лежебока кот проснулся

                Перед началом игры выбирают «кота». Остальные дети — «птички». «Кот» садится на стул (скамейку) и делает вид, что спит. «Птички» встают друг за другом.

                По сигналу взрослого «Полетели птички» ребята начинают бежать по кругу в медленном темпе. Через 10—15 секунд взрослый произносит:

Лежебока кот проснулся,

Он лениво потянулся.

 

              Ребенок-«кот» открывает глаза, потягивается — поднимает руки вверх, опускает их через стороны и произносит:

На охоту пора.

Начинается игра!

             После этого начинается бег с ловлей и увертыванием: «кот» ловит «птичек». Пойманная «птичка» выбывает из игры.

             Варианты игры.

1. В начале игры дети встают врассыпную и бегают врассыпную в медленном темпе.

2. Для детей 5—7 лет можно поставить предметы — кубы, гимнастические скамейки — «деревья». «Птички» при приближении к ним «кота» могут «взлетать высоко на ветки».

             Правило игры. Нельзя находиться на «дереве» больше трех счетов: один, два, три.

Загадка: Он пушистый, погляди-ка,

И умеет он мурлыкать,

А мышей Вы не найдете,

Если рядом серый...   (котик)

Котик и курица

              Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль котика и курицы. Они встают на противоположных сторонах зала (площадки). Остальные дети — «цыплята» располагаются по всему пространству, где будет проходить игра, и по сигналу взрослого начинают выполнять ходьбу с полунаклонами и выпрямлением (руки за спину) — «ищут червячков», а выбранные дети — произносить свои слова.

Котик:        Мама-курица сидит

                    И цыплятам говорит:


Курица.      Ко-ко-ко, ко-ко-ко,        

                    Не ходите далеко.                              

                    Раз, два, три, четыре, пять                          

                                   (делает вид, что считает),
                    Может котик вас поймать.

                С окончанием слов «котик» выбегает и старается поймать «цыплят». Ребенок, исполняющий роль курицы, пытается помешать ему: разведя руки в стороны, все время передвигается лицом к ловящему, как бы отгораживает собой «цыпленка»; «цыплята» прячутся — забегают за спину «курицы».

                Ребенок, которого все-таки запятнали, выбывает из игры.

Правила игры.

1. При передвижениях «котик» и «курица» не должны касаться друг друга руками.

2. «Цыплята» не трогают за спину «курицу».

Примечание. В игре 4-летних детей роль курицы исполняет взрослый.

Колобок

             Перед началом игры выбирают «лису». Этот ребенок встает на одной стороне зала (площадки). Здесь же в шеренгу располагаются остальные дети — «колобки», в руках у каждого по мячу.

            По сигналу взрослого они начинают отбивать мяч, стоя на месте (дети 5 лет — бросать вниз и ловить после отскока), под четкое совместное произнесение слов:

Я веселый колобок, колобок.

У меня румяный бок, вкусный бок.

Я от дедушки ушел. Да, ушел!

Я от бабушки ушел. Да, ушел!

Никого я не боюсь, не боюсь,

По дорожке покачусь, покачусь.

С окончанием слов дети толчком обеих рук прокатывают мячи к противоположной стороне зала (площадки), бегут за ними и кладут мячи в корзины (обручи), стоящие там. Один из ребят произносит:

Ой, беда, беда, беда, ой, беда!

Может съесть меня лиса, ой, лиса.

Очень быстро покачусь, покачусь,

Может быть, еще спасусь. Да, спасусь!

 После этого начинается бег с ловлей и увертыванием: «лиса» ловит «колобков». Пойманный «колобок» выбывает из игры.

 

Примечания. Если игра проводится на площадке на открытом воздухе и покрытие — трава, то вместо отбивания и бросков мяча вниз используется подбрасывание вверх и ловля. Вместо прокатывания мяча толчком рук дети могут его катить, подталкивая пальцами.

Как у бабушки Маруси убежали как-то гуси

                Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль «гусей», остальные — «ребята». Варианты распределения ролей:

  • 2 «гуся» (для младшего возраста);
  • девочки — «гуси», мальчики — «ребята», и наоборот;
  • дети делятся поровну и запоминают, кто будет «ребятами», а кто — «гусями» (для старшего возраста).

               «Ребята» встают в круг в середине зала (площадки), берутся за руки и по сигналу взрослого начинают ходьбу, произнося текст:

Как у бабушки Маруси

Убежали как-то гуси.

Травку есть не хотят —

Догоняют ребят,

Щиплют малышей за пятки.

Убегайте без оглядки!

               «Гуси» находятся за кругом и выполняют ходьбу: дети 4 лет — на месте; 5—7 лет — в полуприседе по периметру зала (площадки). С окончанием слов «гуси» начинают «щипать» — пятнать детей.
              Ребята, которых запятнали, выбывают из игры. Они могут просто наблюдать за игрой, а могут в указанном заранее месте организовать спокойную игру — поиграть в ладошки, передавать или перебрасывать мяч из рук в руки.        

Загадка:        По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.          
(гусь)

Заяц любит есть морковку

                 В зале на небольшом расстоянии от стен поставлены дуги, воротики, гимнастические скамейки.

Перед началом игры выбирают «сторожа», он встает в середину зала — охраняет огород, где растет морковка. Остальные дети — «зайцы» размещаются по его периметру за оборудованием, возле стен.

               По сигналу взрослого «сторож» начинает произносить слова:

Заяц любит есть морковку.

Должен делать он все ловко —

Под забором подлезать,

Тихо-тихо проползать,

Перелезть через ограду —

Получить свою награду.

          В это время «зайцы» начинают двигаться к центру: ползти, перелезать через предметы и пролезать под ними, а оказавшись в середине зала — продолжают ползать.

После окончания слов «сторожа» дети какое-то время еще ползают. По сигналу взрослого «сторож» очень медленно произносит слова:

Только сторож строгий я!

Разбегайтесь-ка, друзья!

           После этого начинается бег с ловлей и увертыванием. Пойманный «заяц» выбывает из игры.

Правила игры. Бег выполняется на ограниченной предметами территории. Ребенок, оказавшийся за ее пределами, автоматически выбывает из игры.

 

Примечания. Игра может проводиться на площадке на открытом воздухе. Ползание выполняется только при наличии чистой травы. Его можно заменить ходьбой и ограничиться подлезанием, а не проползанием (вместо оборудования натягивают веревку).    

Друга удалось догнать?

              Дети образуют пары и договариваются между собой о том, кто в данной игре будет догоняющим, а кто — убегающим. Взрослый вызывает любую пару. Догоняющий встает на одной стороне зала (площадки), а убегающий — на противоположной стороне. Остальные дети врассыпную распределяются по всему пространству, где проводится игра, и по команде взрослого начинают ходьбу на месте (можно с хлопками) с произнесением слов:

        Кто шагает? Мы шагаем.

        Ира Ваню догоняет.

        Раз, два, три, четыре, пять.

        Друга удалось догнать?

             Выбранная пара в это время выполняет бег с ловлей и увертыванием между детьми. После слова «догнать» игра останавливается — все дети перестают шагать, а пара детей — бегать.

              Если ребенку удалось догнать партнера раньше окончания текста, то ходьба всеми детьми все равно продолжается, только последняя строка произносится не в вопросительной форме, а в утвердительной. Ребята стараются запомнить момент (слово), когда догоняющий ребенок коснулся рукой убегающего.

             Затем приглашается другая пара. Когда все пары поучаствовали в игре, подводится итог, кто из догоняющих ребят был самым ловким, кому удалось быстрее догнать товарища. Все ему (им) аплодируют.

Грибник

           Перед началом игры выбирают «грибника». Остальные дети — «грибы» встают врассыпную на одной стороне зала (площадки) и по сигналу взрослого начинают ходьбу на месте, произнося хором текст («грибник» в это время расхаживает на другой стороне площадки):

Шел грибник лесной тропинкой -        

За грибами, за малинкой,

Шел и песню напевал:
                  «Тара-тара-тара-там».

А сорока-белобока

На сосне сидит высоко,

Громко на весь лес трещит

И грибочкам говорит:

«Чтобы не попасть в корзинку,

Прячьтесь в мох и под травинку».

           С окончанием слов дети-«грибы» разбегаются. «Грибник» старается «сорвать гриб» — коснуться ребенка рукой. Чтобы этого не произошло, при его приближении «грибок» приседает — прячется. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Правила игры.

1. Ловящий не пятнает того, кто присел; он не стоит и не ждет, когда тот поднимается, а догоняет других.

2. «Спрятавшийся гриб» находится в приседе не более трех счетов: один, два, три.

Вариант игры. Перед началом игры кроме «грибника» выбирают еще и «сороку». Ребенок-«сорока» произносит две последние строки текста. Когда «грибник» запятнает убегающего, тот не выбывает игры, а останавливается и стоит до тех пор, пока «сорока» его не освободит — не «облетит» (пробежит в любом темпе) вокруг него три круга, после чего он вновь может продолжить игру.        

Космонавты

            По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

                     «Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим –

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.»

           

            С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.

           После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

           Во время полета вместо рассказа об увиденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста

Подвижные игры и упражнения с ходьбой и бегом.Подвижные игры и упражнения с прыжками.Подвижные игры и упражнения с бросанием и ловлей.Подвижные игры и упражнения с ползанием и лазаньемИгры...

Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста

Картотека игр на развитие двигательных способностей для старшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста

в картотеке содержатс игры на ходьбу и бег, прыжки, лазание, метание,с разнообразными движениями, игры малой подвижности, в общем подвижные и малоподвижные игры......

Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста

Подвижные игры в детском саду для детей не только радость, но и необходимость....

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижные игры в детском саду необходимы для развития детей.Эта картотека поможет молодым специалистам более качествено проводить данный вид игровой деятельности....

Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для старшего возраста

Картотека подвижных игр для старшего возраста...