Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гигиенической гимнастики в старшей группе ДОУ»
консультация по физкультуре на тему

В консультации представлены методицеские рекомендации по проведению утренней гимнастики в старшей группе ДОУ и предложены комплексы утренней гимнастики для воспитанников 2 - 7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Методика проведения утренней гигиенической гимнастики в старшей группе ДОУ»

Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не задерживали друг друга разговорами. Продолжительность утренней гигиенической гимнастики - 8—10 мин.

В ходьбе необходимо использовать различные виды: ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, в полуприседе, с перешагиванием через препятствия., в чередовании с другими упражнениями. Например, педагог поднимает желтый флажок —дети идут, зеленый — бегут, красный — останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег. Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в небольших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом. Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мелкими шажками,- с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед.  Бег снова переходит в спокойную ходьбу. Производится перестроение.

В комплексе используются 5—6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построения в 2-3 колонны. В колоннах дети размыкаются так, чтобы не мешать друг другу, соблюдая интервал и дистанцию. Используется построение в шахматном порядке, когда дети через одного делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево. Среди разнообразных исходных положений применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь), различны исходные положения для рук.

Возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 5—6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием невысоких предметов и пр. повторяются 20—30 раз (один или два раза с небольшим перерывом). Подскоки на месте в конце утренней гимнастики могут быть заменены бегом или несложной эмоциональной подвижной игрой.

Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 2 недели. По своему усмотрению педагог может вносить в него уточнения и изменения.

Основная особенность утренней гимнастики в старших группах — ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Инструктор по физической культуре и воспитатель поясняют детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в развитии кондиционных физических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы, улучшении состояния здоровья.

При проведении утренней гигиенической гимнастики педагог даёт воспитанникам  методические указания с целью правильного выполнения упражнений, точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения. Педагог обращает внимание воспитанников на то, чтобы в упражнениях тянуть (т. е. выпрямлять до отказа) ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной несколько напряженной и подтянутой позе. Особое внимание необходимо уделять правильной осанке и правильному дыханию во время выполнения физических упражнений: не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны — вдох, руки вниз — выдох; наклон — выдох, выпрямление — вдох; приседание — выдох и т. п.). Некоторые упражнения связаны с небольшим естественным натуживанием. В момент такого натуживания происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательные выдох и вдох. Воспитанники будут стремиться выполнять движения хорошо, красиво.

Так как на утренней гимнастике применяются главным образом известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику — оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседания и т. п.), требования к его качеству.

Пояснение упражнения сочетается с показом в первые дни проведения комплекса. К показу педагог привлекает детей, хорошо владеющих движением.

Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего примера педагога. Дети могут ориентироваться на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность педагогу не находиться все время впереди группы, а ходить между рядами детей, наблюдать за, упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

В конце утренней гимнастики рекомендован бег активный, энергичный или подскоки. Во время подскоков педагог задает определенный темп — примерно 12—15 подскоков за 10 сек. Высокий темп объясняется тем, что дети 5-6 лет подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоиться. С этой целью необходимо использовать обычную ходьбу на месте или дыхательные упражнения (руки в стороны — вдох, руки опустить — выдох; руки вниз-назад — вдох, руки опустить — выдох, то же, поднимаясь на носки и т. п.).

 Эти же упражнения иногда используют и в конце утренней гимнастики. Их выполнение не является обязательным, они предлагаются педагогом, если это необходимо. Легкое учащение дыхания является естественной реакцией на интенсивные движения.

Разработал:

 инструктор по физическому воспитанию

 Болдырева Надежда Владимировна


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада»

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено н...

Организация и методика проведения утренней гигиенической гимнастики для разновозрастных детей в условиях детского оздоровительного лагеря

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящи...

«Методика проведения утренней гигиенической гимнастики в средней группе »

Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в д/с....

Консультации для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики в соответствии с ФГОС ДО»

Методика проведения утренней гимнастики во всех группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп»

Консультация для воспитателей«Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп»Утренняя гимнастикаЗначение утренней гимнастикиВ дошкольных учреждениях обычного ...

Консультация для педагогов Методика проведения занятий по пересказу в старшей группе

Консультация для педагогов Методика проведения занятий по пересказу в старшей группе...