картотека малоподвижных игр
картотека по физкультуре на тему

Копылова Евгения Николаевна

Картотека составлена на основе сборника "Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3 - 7 лет" М. Борисовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_malopodvizhnyh_igr.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                      СВОБОДНОЕ МЕСТО
Играющие сидят по кругу. Педагог вызывает двух рядом сидящих, они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три, беги!» - бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Взрослый и дети отмечают, кто первый занял свободные места. Затем воспитатель вызывает двух детей, и игра повторяется.

                                         ТИК-ТАК-ТУК!
Дети стоят врассыпную по залу. По сигналу «Тик!» все делают наклоны влево- вправо, по сигналу «Так!» останавливаются, а по сигналу «Тук!» подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

                                 

                               КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ
Ведущий объясняет правила игры: слова текста постепенно заменяются движениями.

Колпак мой треугольный.
          Треугольный мой колпак.
          А если не треугольный,
          То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; потом слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст,
заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.

                               

                                      ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Играющие выполняют движения в соответствии с сигналами: «Земля!» - руки вниз; «Вода!» -руки вперед, «Воздух!» - руки вверх; «Огонь!» - вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

                                    ВОЗДУШНЫЙ ШАР игра для детей 3–6 лет
Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу.
                       С мамой в магазин ходили,
                       Шар воздушный там купили.
                       Будем шарик надувать,
                       Будем с шариком играть.
(Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

                        Шар воздушный, надувайся!
                       Шар воздушный, раздувайся!
(Идут назад маленькими шагами - надувают шар)
                        Надувайся большой
                       Да не лопайся!
(Хлопают в ладоши.)
                        Шар воздушный улетел,
                       Да за дерево задел
                       И... лопнул!
Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону; затем ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».

                                      РОВНЫМ КРУГОМ
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, читая стихотворение.
                            Ровным кругом
                            Друг за другом
                            Мы идем за шагом шаг.
                            Стой на месте!
                            Дружно вместе
                            Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например поворачиваются, наклоняются, приседают и т.п.

               ШЕЛ КОРОЛЬ ПО ЛЕСУ
Дети становятся в круг, взявшись за руки.
                 Шел король по лесу,
                По лесу, по лесу.
(Ходьба по кругу)
                 Нашел себе принцессу,
                Принцессу, принцессу.
                Давай с тобой попрыгаем,
                Попрыгаем, попрыгаем.
(Прыжки на двух ногах на месте.)
                 И ножками подрыгаем,
                Подрыгаем, подрыгаем.
(Выбрасывают прямые ноги вперед)
                 И ручками похлопаем,
                Похлопаем, похлопаем.
(Хлопают в ладоши)
                 И ножками потопаем,

                 Потопаем, потопаем.
(Топают ногами на месте)

                     

                   ТРИ, ТРИНАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ
Игроки выбирают водящего, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий – в середине круга.
Когда игра проводится впервые, желательно, чтобы водящим был педагог. Педагог объясняет: «Если я скажу: три, все разводят руки в стороны; если тринадцать – ставят руки на пояс; если тридцать – поднимают руки» (можно выбрать любые движения).
Педагог быстро называет то одно, то другое движение. Ребенок,
допустивший ошибку, садится на пол. Когда останутся один – два игрока, игра заканчивается. Оставшиеся – победители.

                                         ВОРОТА
Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «Ворота!» останавливаются и поднимают руки. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Игра продолжается.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему.
               
Водящий. Баклажаны.
            1-й ребенок. Вершки.
           
Водящий. Редька.
           
2-й ребенок. Корешки.
           
Водящий. Капуста.
           
3-й ребенок. Вершки.
           
Водящий. Картофель.
           
4-й ребенок. Корешки.
           
Водящий. Клубника.
           
5-й ребенок. Вершки.
           
Водящий. Чеснок.
           
6-й ребенок. Корешки.
           
Водящий. Огурцы.
           
7-й ребенок. Вершки.
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.


                             ОВОЩИ И ФРУКТЫ
Дети стоят шеренгой или врассыпную по залу. Педагог называет различные овощи (дети должны быстро присесть) и фрукты (поднять руки). Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают дети, сделавшие меньше ошибок.

                                           ЗЕВАКИ
Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего «Стоп!»
останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры.

ХЛОПАЙ – ТОПАЙ (Старший возраст)

Цель: Развивать у детей внимательность.

Дети стоят или сидят в кругу. Педагог задает вопросы, а дети отвечают хлопками или притопами. 

Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!

Постоянно нужно есть,
Для здоровья важно:
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.               (
дети хлопают)

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.          (
дети топают)

Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.                   (
дети топают)

ЧЕЛОВЕЧЕК (для детей 4 – 6 лет)

Цель: развитие слухового, зрительного внимания, памяти. Закрепление знаний частей тела.

Ведущий (взрослый), а затем кто-нибудь из детей произносит текст:         

                      Я – веселый человечек,

Ты меня нарисовал.

Покажу я части тела,

Что сейчас ты называл.

После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим. Ведущим становится тот. Кто сделал меньше ошибок.

КАБАЧКИ (для детей 4 – 7 лет)

Цель: координация речи с движением, обогащение словаря, обучение элементам релаксации.

Дети лежат на спине, согнутые в коленях ноги стоят на полу.

           Кабачки лежат на грядке и стараются, растут. (Выпрямляют ноги и кладут их на пол) 

            Солнце ласково их греет,

(Поднимают руки вверх, разводят их в стороны, кладут на пол ладонями вверх.)

             И дождинки пить дают.

(Поднимают руки вверх перед собой и делают помахивающие движения кистями и пальцами рук.)

             Надоело им лежать, и решили дружно с грядки

             Кабачки все убежать.

(Пальцы рук сжаты в кулаки. Круговые движения согнутых в локтях рук, имитирующие упражнение «Велосипед»)

              Но поймали их за пятки очень ловкие ребятки.

(Медленно садятся, наклоняются вперед и дотрагиваются до ступней ног)

               Кабачки они подняли,

(Встают на ноги и охватывают себя руками)

               А потом отдали маме.

(Протягивают обе руки вперед)

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ (для детей 5 – 6 лет)

Цель: развивать у детей умение ловить и отбивать мяч, развивать умение классифицировать.

Выбирают водящего любым способом. Остальные играющие становятся в линию на расстоянии 2 – 3 метра от водящего. Водящий кидает мяч первому из играющих и называет какое – либо слово. При слове со съедобным значением мяч надо ловить, при несъедобном – отбивать.

Можно менять задания в соответствии с темой занятия: овощи- фрукты; дикие и домашние животные; цветы- ягоды и т.д.

БРОСАЙ, ЛОВИ, КАКОЙ СКАЖИ (для детей 4 – 7 лет)

Цель: учить детей ловить мяч, не прижимая к себе, бросать точно в руки. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Дети стоят по кругу, инструктор бросает мяч и называет предмет. Ребенок бросает его обратно, называя, какой он.  Например, мама – добрая, мяч – резиновый.

РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА

(игра средней подвижности для детей 5 – 7 лет)

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и выполнять перестроения.

Дети стоят в двух – трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.

ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА

 Цель: передавать мяч точно в руки, никого не пропуская.

         Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание: мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу. Усложнение:

  • Мячи разной массы.
  • Мячи разного размера.
  • Количество мячей более двух.

ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

 Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что – нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

ЭХО

Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.

     Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Воспитатель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, Воспитатель говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении.

ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ (6 – 7 лет)

Цель: Развитие координации движений в крупных и мелких мышцах рук.

Дети сидят или стоят, руки на коленях. Педагог показывает разные гимнастические движения последовательно для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног. Дети повторяют все упражнения, кроме одного условленного заранее – «запрещённого». Игра усложняется с изменением правила: при показе ведущим «запрещённого» движения дети выполняют назначенное вместо него другое движение. Например, вместо запрещённого – вытягивание рук вперёд – дети должны выполнить заранее условленное движение – хлопнуть в ладоши или надуть щёки.

 

ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ (6 – 7 лет)

Цель: развитие навыка бросания и ловли мяча, координации движений; формирование правильной осанки; тренировка внимания.

Играющих делят на две равные группы и выстраивают в две параллельные друг другу шеренги, которые стоят перед скамейками. Каждая команда выбирает капитана, которые становятся на расстоянии 5-6 шагов от своих команд. У капитанов в руках по мячу. По сигналу педагога капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан бросает мяч следующему игроку в своей команде. Тот бросает его обратно капитану и садится рядом с первым. Так же поступают и другие играющие. Игра заканчивается тогда, когда все игроки команды будут сидеть. Игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать и вернуться на своё место.

СНЕЖИНКИ (5 – 7 лет)

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы; обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.

Группу детей делят на «снежинки» и «ветерки», ведущий - «Мороз». «Ветерки» сидят на стульях (скамейке), «снежинки» разбегаются по всей площадке (залу), «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветерки» начинают дуть вместе с «Морозом»: «ш-ш-ш». «Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на лёгкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз!», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками приговаривая: «Ахх-х-х», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ффф-у-у», «снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку, и дети дуют на пушок, изображающий летающие снежинки. Игра повторяется: «снежинки» становятся «ветерками» и наоборот.

ДОБРОЕ УТРО

Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение и действовать согласно тексту.

Дети свободно располагаются по залу и выполняют игровые движения.

Доброе утро! — птицы запели. (дети машут руками) 

Добрые люди встали с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются) 

Прячется все темнота по углам, (приседают на корточки и закрывают глаза руками) 

Солнце взошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

ЗИМНИЙ ХОРОВОД (старший возраст)

Цель: развитие согласованности движений, внимания, быстроты реакции.

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

Шире круг, шире круг, зимушка зовет.

(Шагают на месте, хлопают в ладоши)

Всех девчонок и ребят в зимний хоровод.

Дружно за руки возьмитесь, раз, два, три.

И по кругу все пройдитесь, раз, два, три!

(Шагают по кругу, держась за руки)

А теперь вы повернитесь, раз, два, три!

(Дети поворачиваются в другую сторону)

И по кругу все пройдитесь, раз, два, три!

(Шагают по кругу, держась за руки влево)

А теперь шагайте вместе, раз, два, три!

На одном и том же месте, раз, два, три!

(Шагают на месте)

Как снежинки покружитесь, раз, два, три.

(Кружатся на месте, руки в стороны – вниз)

И на землю опуститесь, раз, два, три!

(Присаживаются на корточки)

ИГОЛКА И НИТКА (для детей 4 – 7 лет)

Цель: развивать ориентировку в пространстве и в некоторой степени координацию движений и внимательность.

Дети становятся друг за другом, крепко держась за руки – это «длинная нитка» Педагог стоит первым - «иголка». Он ходит на пятках, на носках, внешней стороне стопы или высоко поднимая колени, постоянно меняя направление. Остальные дети повторяют все движения за ним, стараясь не отставать.

   Иголочка, иголочка по улице идёт

   И ниточку, и ниточку за собой ведёт.

   Иголочка, иголочка на пяточках (как мишка, лошадкой…) идёт

   И ниточку, и ниточку за собой ведёт.

ДА ИЛИ НЕТ (старший возраст)

Цель: развивать внимательность.

Дети свободно располагаются по комнате. На вопросы педагога отвечают да или нет

Любят дети утром рано
Глазки мыть водой из крана?
(Да) 
Моют детки носик чисто?
(Да) 
Ну, а зубы любят чистить?
 (Да) 
А капризничать, кричать?
(Нет) 
Лечь в ботинках на кровать?
(Нет) 
Любят собирать игрушки?
(Да) 
Прыгать на своей подушке?
(Нет) 
Сказки с мамою читать?
(Да) 
Листики у книжки рвать?
(Нет) 
Маму слушаться всегда?
(Да) 
Плакать громко иногда?
(Нет) 
Любят песни слушать ушки?
(Да)

ПЕРЕДАЙ МЯЧ (старший возраст)

Цель: развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому, у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.

ТЫКВА (старший возраст)

Цель: развивать координацию речи с движением, развивать слуховое внимание и память.

Дети стоят по кругу взявшись за руки, в центре ребёнок - «тыква».

Тыква маленькой была,

(«Тыква» сидит на корточках в центре круга, держа мяч в руках)

Каждый день она росла.

(Дети, взявшись за руки, небольшими шагами отходят от «тыквы», ритмично произнося текст)

Разрасталась и желтела,

(«Тыква» встает на ноги. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.) 

Наливалась и добрела.

Тот, кто мимо проходил, тыкве что-то говорил:

«Крупная, пузатая, желтая, покатая,

Звонкая, ребристая, спелая, душистая!»

Тыкве нравились слова

Повторит их все она!

После того как дети запомнят текст, они могут сами включать в игру новые прилагательные, подходящие по смыслу: красивая, большая, оранжевая, зеленая, сладка, хрустящая, круглая, аппетитная и др.

ЛЮДОЕД

Выбирают водящего - «людоеда». «Людоеду» завязывают глаза, и он садится на стул. Остальные игроки становятся в цепочку и, по очереди проходя перед людоедом, касаются его колена.

Людоед пытается поймать за руку игрока. Тот, кого он поймал, становится людоедом.

ВЕТЕР (для детей 4 – 6 лет)

Цель: координация речи с движением, обогащение словаря, обучение элементам релаксации, закрепление знаний детей о природных явлениях (ветре).

Ветер сильный налетел, закружил, загудел: «У – у – у – у!» (Дети размахивают руками в стороны над головой, затем кружатся)

Закачал деревьев ветки

(Наклоняются вправо – влево, руки подняты вверх)

И пригнул к земле кусты.

(Присаживаются, одновременно опуская перед собой поднятые вверх руки.)

Полетал он над полянкой, лег на травку и цветы.

(Ложатся на ковер)

Ветерок наш отдыхает, не гудит и не летает.

(Лежат в расслабленной позе некоторое время)

Но лишь ветер отдохнет – вновь отправится в полет. (Встают на ноги).

ЭТО «Я» (для детей 3 – 5 лет)

Цель: координация речи с движением, развитие общей моторики, создание положительного эмоционального настроя.

Это глазки. Вот. Вот.

(Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.)

         Это ушки. Вот. Вот.

(Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое)

Это нос. Это рот.

(Левой рукой показывают на нос, правой – на рот)

Там спинка. Тут живот.

(Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот)

Это ручки. Хлоп, хлоп.

(Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают)

Это ножки. Топ. Топ.

(Кладут ладони на бедра, топают ногами)

Ой, устали - вытрем лоб.

(Правой ладонью проводят по лбу).

КТО УШЕЛ? (для детей 5 – 7 лет)

Цель: развивать у детей внимание, память и коммуникативные качества.

Дети стоят полукругом. Игрок напротив детей, он сначала внимательно смотрит на детей, запоминает, затем отворачивается. Один из детей прячется. Дети зовут игрока «отгадай, кто ушел», после слов игрок поворачивается и говорит, кого нет среди детей. Если он отгадал, то выбирается новый водящий. Если не отгадал, то снова отворачивается, а тот, кто прятался становиться на свое место. Отгадывающий должен его назвать. Дети не должны подсказывать.

По такому же принципу можно играть в игру «Что изменилось в одежде».

ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ

Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом:

По дорожке мы идем и деревья узнаем!

По команде педагога «Елка!» дети останавливаются, поднимают руки в стороны – вниз; по команде «Береза!» дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо – влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки – в кольцо перед грудью. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждают 2 – 3 самых внимательных игрока.

Примечание. При разучивании игры рекомендуется на начальном этапе использовать 2 команды (например, «елка» и «береза»), затем добавить 3-ю команду.

ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и выполнять перестроения.

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь), воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
          Полетели капельки на землю…

Попрыгаем, поиграем.

Скучно им стало по одиночке прыгать.

Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.

(капельки составят ручей, взявшись за руки) 

Встретились ручейки и стали большой рекой.

(Ручейки соединяются в одну цепочку)

Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла-текла речка и попала в океан

(дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

           Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх).

           Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

ЛОВКИЕ НОГИ (5 – 7 лет)

Дети сидят на полу, на ковре, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. У её конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палку. Правую ногу вернуть в и.п. То же сделать левой ногой. Повторить упражнение 2 – 4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно проговаривать: 

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю

Палку я не зацеплю.

ИГРА «СВЕТОФОР»

Цель: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать ориентироваться в пространстве, развивать внимание, закрепить знания о светофоре и правилах дорожного движения.

Дети образуют круг. Педагог встает в его центр. В руках педагога 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета (диаметр кружка 15 см, длина палочки 20 см).

По сигналу педагога (свисток, удар в бубен) дети начинают движение по кругу друг за другом, наблюдая за действиями педагога. Когда педагог поднимет кружок красного цвета, группа останавливается, желтого цвета – шагает на месте, зеленого цвета – дети идут по кругу друг за другом. Если ребенок ошибся при выполнении задания, он отходит в сторону от играющих. Побеждают 1- 2 самых внимательных ребенка.

СЛУШАЙ СИГНАЛ (старший возраст)

Цель: развивать внимательность.

Дети идут в колоне по одному. Ведущий дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например, когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут.

НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ!

Цель: учить детей ходить на звуковой сигнал, развивать ориентировку в пространстве.

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой – нибудь предмет. По сигналу дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Тот, кто нашел предмет, подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если он не ошибся, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Цель: учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь, не мешая друг другу, действовать по сигналу, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту реакции.

По считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура … на месте замри». Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим.

Вариант игры: Дети сидят полукругом или в кругу.

По команде: «Море спокойно» - все замирают.

«Море волнуется» - поднимают руки и колышут ими.

«На море буря - разбегаются.

«Море спокойно» - стараются сесть на свое место.

.

ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?

Цель: сохранять выдержку, развивать слуховое внимание.

Играющие берутся за руки и образуют хоровод, внутри круга стоит водящий с закрытыми глазами. Если дети еще маленькие, достаточно просто закрыть глаза ладошками - это позволяет ребенку чувствовать себя комфортно и безопасно, нет страха потерять равновесие и ориентацию в пространстве. Если дети постарше - можно повязать платок на глаза. Хоровод ходит по кругу и произносит следующее:

Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг.

(В это время хоровод поворачивается и идет в другую сторону)

           А как скажем «Скок – скок – скок»

           Отгадай, чей голосок?

Слова «Скок – скок – скок» произносит один из участников хоровода. Делает это по сигналу руководителя. Задача водящего – угадать, кто произнес эти слова. Если отгадал, он становится в хоровод, а произносивший слова становится водящим.

ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ...

Дети стоят в кругу.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст.

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши)

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши)

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши)

Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: «Ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения.

В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее.

Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.

КОЛЕЧКО

Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. В ладонях он держит колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей: ладошками, сложенными лодочкой, по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. Тот, кому досталось колечко, не должен выдать себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. Тогда игру продолжает прежний водящий.

КОЛЕЧКО С ЛЕНТОЙ

На яркую ленту надевают колечко. Концы ленты связывают, чтобы колечко свободно проходило по ленте. Дети встают в круг и берутся за ленту руками. В центре круга стоит ведущий. Он закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети говорят такие слова:

Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Выходи кольцо искать!

Пока звучит стишок, дети быстро передвигают кольцо по ленте. Когда звучит фраза «Выходи кольцо искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в руках. Ведущий открывает глаза и ищет кольцо. Если он угадал, у кого в руках кольцо, то тот ребёнок становится ведущим.

ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО (для детей 4 – 7 лет)

Цель: развивать моторно – слуховую память, умение действовать по сигналу.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Все шагают свободно врассыпную, а по сигналу педагога (удар в бубен, звонок колокольчика, хлопок и т.д.) возвращаются на свои места

ЖУЧОК

Дети образуют круг. В центре круга водящий – жучок. Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Жучок – паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили.

(Играющие подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Жучок танцует, а затем выбирает следующего водящего. Игра повторяется.

СОЛНЫШКО, ЗАБОРЧИК, КАМЕШКИ

Дети повторяют движения за взрослым.

«Солнышко» - руки подняты вверх, пальцы обеих рук сильно растопырены.

 «Заборчик» - руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.

«Камешки» - руки сжаты в кулаки.

ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз – присядка, (приседают)

Два – прыжок. (подпрыгивают на двух ногах на месте)

Это заячья зарядка. (кладут ладошки на голову - «ушки на макушке»)

А лисята как проснутся, (кулачками «трут глаза»)

Любят долго потянуться, (потягиваются с отведением рук)

Обязательно зевнуть, (зевают, прикрывая рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону)

А волчата – спинку выгнуть (наклоняются вперед)

И легонечко подпрыгнуть. (прыгают на двух ногах)

Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе, (переступают с ноги на ногу)

Долго топчется на месте. (раскачивают туловище из стороны в сторону.)

А кому зарядки мало -

Начинайте все сначала! (разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

КРАСКИ (МОНАХ)

Считалкой выбираются два игрока - «продавец» и «покупатель (Монах)», а остальные дети - «краски». Каждая «краска» загадывает свой цвет на ухо «продавцу», который запоминает и следит, чтобы цвета не повторялись. Когда все расселись на лавке, подходит «покупатель» (Монах). Между ними начинается диалог:

- Тук, тук.

- Кто там?

- Я монах в красных штанах, синей рубахе, приехал на собаке.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

«Монах» называет цвет. Если такого цвета нет, то «продавец» говорит: «Такой краски нет, скачи по дорожке на одной ножке».

«Монах» быстро прыгает вокруг скамейки, возвращается и снова пытается купить краску. Если краска угадана, «продавец» называет цену (до 10). Пока Монах «платит», хлопая по ладони «продавца», «краска» убегает. Монах ловит краску. Если поймал, садится на скамейку к краскам, а пойманная краска становится Монахом. Если монах не поймал краску, игра продолжается.

 

ЛАДОШКИ (для детей 5 – 7 лет)

Двое играющих становятся друг против друга.

Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и снова ладони вместе.

Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

ВОЕВОДА

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

Катится яблоко в круг хоровода,

Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

Я сегодня воевода.

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

НИЗКИЕ – ВЫСОКИЕ (для детей 5 – 7 лет)

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит: «В лесу деревья разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу:

«Высокие» – поднимайте руки вверх;

«Низкие» – приседайте и руки опускайте;

«Широкие» – делайте круг шире;

«Тонкие» – делайте круг уже.

Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей.

СБЕЙ ГРУШУ (для детей 6 -7 лет)

(игра средней подвижности)

Цель: равновесие, броски мяча, метание.

         Участники игры делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперек зала. Игроки второй команды, «метатели», берут по одному мячу (d=15,25 см) и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5-6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5-6 раз, подсчитывается общее количество сбитых груш. Выигрывает команда, которая сбила большее количество груш.  Сбитым считается тот игрок («груша»), в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

 Усложнение: 1. Обе команды стоят на параллельных скамейках.

2. Скамейка «метателей» стоят перпендикулярно скамейке с «грушами» на расстоянии 5-6 м, перед броском игрок – «метатель» пробегает по скамейке.

ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

   Дети стоят в кругу, в центре – инструктор. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают. Называя предмет, инструктор поднимает руки в стороны – вверх. Например, говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» - и т.д.

     Дети должны поднять руки в стороны – вверх, только если назван летающий предмет.

Вариант

     Игру можно проводить во время медленной ходьбы.

МАРТЫШКИ (для детей 4 – 7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом.

Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем,
(Хлопают.)
Мы ногами топаем,
(Топают.)
Надуваем щечки,
(Надувают щеки.)
Скачем на носочках
(Подпрыгивают на месте.)
И друг другу даже Язычки покажем.
(Показывают язык.)
Дружно прыгнем к потолку,
(Подпрыгивают.)
Пальчик поднесем к виску.
(Подносят к виску палец.)
Шире рот откроем,
(Открывают рот.)
Гримасы все состроим.
(Строят гримасы.)
Как скажу я цифру 3 -
Все с гримасами замри!

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА (для детей 5–7 лет)

Назначаются двое ведущих. Они встают, взявшись за руки, и поднимают их вверх, показывая ворота. Все остальные участники проходят через ворота, проговаривая:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

Ведущие опускают руки по окончании стиха. Перед кем закрылись ворота, тот участник встает вместе с ведущими, поднимают руки.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не превратятся в ворота.

КРАСКИ (для детей 5–7 лет)

Дети выбирают «хозяина» и двух «покупателей», все остальные играющие – «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выберут цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится:

– Тук – тук!

– Кто там?

– Покупатель.

– Зачем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит:

Иди по голубой дорожке,
Найди голубые сапожки,
Поноси да назад принеси!

Если же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе.

Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели подходят по очереди и разбирают краски.

Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие.

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю

ПОЧТА (для детей 5–7 лет)

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

     – Динь, динь, динь!

– Кто там?

– Почта.

– Откуда?

– Из страны сказок.

– А что там делают?

– Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.). Играющие имитируют или выполняют названное действие.

ПЯТЬ ИМЕН (для детей 5 – 7 лет)

Дети делятся на две команды. Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями.

По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое – нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков).

Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

ДНИ НЕДЕЛИ (для детей 4 – 7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

В понедельник я купался, (Изображают, как плавают)
А во вторник рисовал,
(Изображают, как рисуют)
В среду долго умывался,
(Изображают, как умываются)
А в четверг в футбол играл,
(Бегут на месте)
В пятницу я прыгал, бегал,
(Прыгают на месте)
А в субботу танцевал,
(Кружатся на месте)
В воскресенье торт я кушал,
(Изображают, как едят)
А под вечер отдыхал.
(Приседают, сложенные ладони кладут под щеку, глаза закрывают.)

КАК ЖИВЕШЬ? (для детей 4–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

– Как живешь?

– Вот так! (Показывают большие пальцы)

– А плывешь?

– Вот так! (Имитируют плавание)

– Как бежишь?

– Вот так! (Бег на месте)

– Вдаль глядишь?

– Вот так! (Приставляют к глазам пальцы «биноклем»)

– Ждешь обед?

– Вот так! (Подпирают щеку кулачком)

– Машешь вслед?

– Вот так! (Машут руками)

– Утром спишь?

– Вот так! (Кладут обе руки под щеку)

– А шалишь?

– Вот так! ( Хлопают себя по надутым щекам)

ПЕРЕДАЙ МЯЧ (для детей 4 – 7 лет)

Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!», дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:

Ты беги, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!».

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.

МАРИНА БОРИСОВА - МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ. СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека малоподвижных, хороводных игр

                    Тема: «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!»...

картотека малоподвижных игр для детей младшего возраста

Картотека малоподвижных игр для 2 младшей группы «Запрещённое движение»Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запре...

Картотека "Малоподвижные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Подвижные игры широко используются в детском саду, однако малоподвижные используют реже в связи с их малочисленностью. Данная картотека - это первая часть цикла малоподвижных игр....

Картотека "Малоподвижные игры для детей среднего дошкольного возраста"

Катотека для предназначена для среднего дошкольного возраста...

Картотека малоподвижных игр

Малоподвижные игры...