«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)
материал по физкультуре на тему

Балеевских Вера Анатольевна

Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективность организации педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_ns_portal.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Опыт работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста»

Подготовила: Балеевских Вера Анатольевна

              Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективность организации педагогического процесса.

                     

Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста Сегодня уровень нагрузок не соответствует функциональным возможностям организма ребенка. Это несоответствие влечет за собой отклонения в состоянии здоровья, увеличение числа детей с функциональными расстройствами и так же с нервно - психическими заболеваниями. Несколько десятилетий тому назад вопрос о качестве двигательной активности ребенка не стоял. Стремление к движению  у ребенка было естественным и неудержимым. В настоящее время детей нельзя оторвать от компьютера, они подолгу смотрят телевизионные передачи , соответственно находятся в статическом положении . В связи с тем, что двигательная активность современного ребенка резко сократилась, стало задерживаться его физическое развитие, ребенок становится вялым, малоподвижным, нездоровым.

ФГОС  направлен на решение задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

В настоящее время  всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В своей работе для  достижения новых образовательных результатов с детьми дошкольного возраста,  использую  здоровьесберегающие технологии. С их помощью можно  решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей  не формально, а осмысленно, с учётом их  возрастных особенностей.        

В практике современных здоровьесберегающих  технологий  выделяются три группы:

Технологии, стимулирующие  сохранение здоровья. К  ним относятся различные виды гимнастики: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, подвижные и спортивные игры, релаксация, ритмопластика, динамические паузы.

2. Технологии, обучающие  здоровому образу жизни: это физкультурные занятия, игры коммуникативного характера, беседы на тему  «Здоровье», точечный массаж, самомассаж.

3. Технологии коррекции: воздействие цветом, музыкальное воздействие, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика.

Каждая из технологий используется  в комплексе здоровьесберегающей  деятельности, имеет оздоровительную направленность, позволяет сформировать у детей  твердую  мотивацию на здоровый образ жизни.

МБДОУ Детский сад «Ёлочка» на протяжении 10 лет имеет приоритетным направлением:   Сохранения и укрепления психического,  физического здоровья дошкольника.

Работа по оздоровлению  проводится в комплексе, это развитие физических способностей,  обеспечение психического благополучия и воспитание здорового образа жизни.  Я работаю воспитателем по физической культуре, поэтому раскрою  физическое направление. 

Свою работу строю в соответствии с примерной программой  "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.А. Васильевой с учетом Федерального государственного образовательного стандарта.  Технология Пензулаевой Л.И.,  К.К Утробина,  Занимательная физкультура

Реализуя  программу, стараюсь  сделать образовательную деятельность по физической культуре радостным событием для детей, и потребностью в режиме дня дошкольников. Стараюсь повысить интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во все части НОД, во время режимных моментов, игры. Работу с детьми провожу во  взаимодействии с семьей.

        В связи с тем,  что Утренняя гимнастика – является одной из важных  составляющих  в ходе режимных моментов.  Она позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Использование обычных традиционных методов и форм  проведения занятий и утренней гимнастики не обеспечивает нужной эффективности данного направления работы, поэтому для повышения интереса, все комплексы общеразвивающих  упражнений построены в форме   игры  и игровых упражнений, и  включают в себя упражнения с предметами: обручами, палками, средними и большими мячами, кубиками, скакалками, гантелями. Упражнения выполняются  под музыку, т к  она способствует  созданию  правильного  представления о характере движений, ритме, темпе. Дети лучше чувствуют  характер  музыкального произведения, и в соответствии с музыкой меняют темп своих движений.

Музыкальное сопровождение дисциплинирует детей, повышает их работоспособность и внимание. Положительные эмоции, которые возникают при выполнении  упражнений под музыку, увеличивают  их физиологический эффект.

Утренняя гимнастика в  нетрадиционной форме  не только укрепляет и сохраняет здоровье детей, но и формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, помогает поддерживать  положительное эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня.

  2.  Физкультурные занятия  отличаются от традиционных занятий по программе тем, что они   основаны на повышение интереса детей за счет разных увлекательных упражнений во всех частях занятия. Особое внимание в разминке  уделяю на увеличение количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом по кругу.

-  разные виды ходьбы: «слоники», «обезьянки», «раки», «пауки»….

- игровые приемы, например, во время бега, дети должны взять один или два кубика, шара из корзины, и, пробежав один круг, положить их обратно в корзину, прыжки в высоту с разбега до какого- либо предмета, например, бубна., или платочка. Во время выполнения детьми в  разминке использую рифмованные фразы. Особенно нравится детям разминка под музыкальное сопровождение. Это повышает интерес и помогает правильно выполнять упражнения.

В каждое занятие включаю:

 Комплексы дыхательной гимнастики и точечного массажа, потому что от того, как дышит ребенок (правильно или нет), зависит его здоровье, а также его умственная и физическая деятельность.

 С помощью точечного массажа учим детей, сознательно заботится о своем здоровье, так  как он является профилактикой простудных заболеваний.

Несколько минут на каждом занятии отвожу веселому тренингу. Он рассчитан на дополнительные физические нагрузки  определенных групп мышц.  Провожу его после основных движений. Все упражнения имеют названия, подражают каким либо персонажам из сказок, предметам, птицам, рыбам, животным. Это позволяет детям лучше запоминать и качественно выполнять упражнения. Например, такие игровые упражнения «Качалочка», «Звезда»», «Стойкий оловянный солдатик», «Ловкий чертенок» и другие.

Неотъемлемой частью занятия  является игра. Раскрою более интересные, значимые, яркие, захватывающие игры.

 Например, игра «Полоса препятствий», «Парашют», простейшие элементы спортивных  игр: баскетбол и волейбол. Игры такого вида командные. Они    эмоциональные, включают в себя быстрый бег, прыжки, метания в кольцо, через сетку, вождение и передачу мяча.

                                   

Работу по данному направлению провожу на кружках «Топотушки»

и «Спортивная карусель»

Важно знать, что при подготовке ребенка к школе физическое развитие стоит на первом месте. Физически готовый ребенок – это, прежде всего физически

здоровый, выносливый, способный выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня..

В целевых ориентирах ФГОС на этапе завершения дошкольного периода у ребенка должна быть развита крупная и мелкая моторика; он должен быть подвижным, выносливым, владеть основными движениями,  уметь контролировать свои движения и управлять ими. Но не все дети могут овладеть этими качествами вместе. При низком уровне физического развития у школьников часто возникают трудности в овладении письменной речью, ребенок не может аккуратно выполнять работы на уроках труда и изобразительного искусства Необходимо проводить дополнительную работу с теми детьми, которые имеют проблемы в физическом развитии.

 Поэтому организовали кружок «Спортивная карусель».  Программа кружка рассчитана на 2 года, начинается со старшего возраста т.к  именно с этого  возраста, наблюдается действенность физического воспитания, и возможность  проследить результаты работы.

Кружок  посещают  дети:

 1.- у которых есть проблемы в освоении физических качеств (гибкости, силе, выносливости,  координации движений, в ориентировке пространства),

 2.- физически ослабленные,

3.- часто болеющие детей

Занятия проводятся в игровой  форме, и объединены сюжетом. Игровой метод обеспечивает  запоминание освоения и совершенствование упражнений, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.

Хотя кружок дети посещают год, но уже сейчас видна положительная динамика.

Повысился  уровень  физического здоровья детей:

-умеют играть в команде, начинают и заканчивают действия по сигналу,

-  выполняют действия в соответствии с заданием.

-выполняют несложные ритмические танцы под музыку.

Кружок «Топотушки» (по профилактике плоскостопия)

В настоящее время проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста особенно актуальна.

В ДОУ  у 30%  детей  выявлено плоскостопие. Для профилактики плоскостопия создан кружок «Топотушки».

 Занятия проводятся в игровой форме и начинаются с разминки. Предлагаются  разные  виды ходьбы и бега, с помощью игр  «Лисички»,  «Кабанчики»,  «Мишки» , «На пляже с камешками»

После разминки, дети делают массаж стоп. Он улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод, оказывает хорошее вспомогательное воздействие.

Далее общеразвивающие и специальные игровые упражнения;

В гимнастику для стоп включаю упражнения из разных исходных положений, но особенно полезны упражнения из положения сидя и лежа.. Гимнастика сопровождается потешками или стихами.

Заканчивается занятие подвижной  игрой  или игровым упражнением.

 «Посади цветы на клумбу» , «Весёлый зоопарк» , «Великаны и гномы» ,

 «Веселые комочки» ….

В заключении спокойная ходьба

Вывод:  Целенаправленная система в работе по здоровьесберегающим технологиям с добавлением в них эмоционального содержания обеспечивает  индивидуальный подход к каждому ребенку, помогает добиться снижения заболеваемости, и в целом  решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей  

Литература: Журнал «Инструктор по физкультуре», №6, 2011г

              К.К Утробина» Занимательная физкультура для дошкольников, 5-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Консультация для воспитателей«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»...

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Задачи:1.                      Систематизировать образовательную работу по областям «Физическая...

Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях

Одним из важнейших направлений в работе коллектива ДОУ является забота о здоровье воспитанников. Инновационность нашего подхода к организации работы по здоровьсбережению в том, что...

Консультация по теме: "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Консультация для воспитателей. «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Консультация для воспитателей. «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» ...