Диагностика физической подготовленности дошкольников
статья по физкультуре на тему

В физическом воспитании дошкольников тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам. На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность как отдельных исследуемых, так и целых групп; проводить отбор для занятий тем или иным видом физических упражнений; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные планы индивидуальных и групповых занятий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_fizicheskoy_podgotovlennosti_doshkolnikov.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика физической, подготовленности

дошкольников

В физическом воспитании дошкольников тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам. На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность как отдельных исследуемых, так и целых групп; проводить отбор для занятий тем или иным видом физических упражнений; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные планы индивидуальных и групповых занятий.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указывается на необходимость разработки нормативов физической подготовленности различных категорий населения (статья 6, п. 6) и внедрение в учебный процесс дошкольных образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста нормативных требований (статья 6, п. 7).

Так в нормативных документах определяется отношение государства к контролю физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребенка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья. Это требует выбора оптимальных вариантов развития потенциала физической дееспособности каждого ребенка с учетом морфо-функционального статуса, физических способностей и личностных свойств. Выдвигается требование к необходимой информации об уровне его двигательных способностей и задатков с рекомендациями по выбору индивидуально адекватного пути физического развития и двигательной активности.

Данный подход предполагает проведение обследований детей с целью диагностики двигательных способностей и ориентацию каждого обследуемого на соответствующий для него двигательный режим.

В большинстве публикаций дана типовая методика тестирования, которая рассчитана для «средних условий» и направлена на решение «общих задач». Однако на практике от педагога требуется использование тестирования для решения конкретных задач. В современных условиях руководителям физического воспитания дошкольных учреждений зачастую приходится самим выбирать тесты для проведения диагностики физической подготовленности дошкольников. Успех же в этом может быть достигнут только при учете педагогом требований к подбору тестов.

В качестве необходимых условий объективизации результатов тестирования в теории и практике физического воспитания принято, что для проведения обследований методы и средства контроля должны отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать критериям стандартизации (надежность, информативность, наличие систем оценки, стандартность условий проведения);
  • быть простыми и доступными возможностям испытуемых;
  • исключать (по возможности) влияние предыдущего двигательного опыта и морфофункциональных особенностей развития;
  • быть применимыми для массовых обследований в любых условиях внешней среды и не требовать дорогостоящего инвентаря и оборудования;
  • позволять количественно оценить показанный результат тестов.

Физическая подготовленность дошкольников определяется тестами, выявляющими уровень развития у детей физических качеств и сформированности двигательных навыков. Определяя уровень развития физических качеств, следует помнить, что чем младше дети, тем более интегрированно проявляется моторная одаренность. По мере роста и развития двигательные способности дифференцируются. У детей 4—6 лет основные компоненты структуры двигательных способностей тесно взаимосвязаны между собой, поэтому оценить каждый из них в относительно «чистом» виде практически невозможно. В этой связи тесты лишь условно характеризуют проявление быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости.

Для определения скоростных способностей чаще всего используется тест «бег 30 м с высокого старта». Кроме данного теста используется контрольное упражнение «бег 10 метров с хода».

С целью определения гибкости, как правило, применяют тест «наклон вперед из положения стоя».

Уровень развития силы определяется у дошкольников при помощи ручного динамометра, а также упражнения «подъем туловища в сед из положения лежа».

Для измерения силы мышц ног и рук, как правило, в батарею тестов включают упражнения скоростно-силового характера — «прыжок в длину с места» и «бросок набивного мяча (1 кг)». Несколько реже применяется тест «прыжок в высоту с места».

Для определения у дошкольников ловкости наиболее часто используется тест «челночный бег» 5 по 6 м; «бег 10 м змейкой», а также «полоса препятствий». Следует отметить, что тест «полоса препятствий» может в наибольшей степени характеризовать развитие ловкости у дошкольников. Однако сложность стандартизации условий позволяет использовать его только в конкретном дошкольном учреждении, не сравнивая с результатами детей, полученными в других условиях.

Выносливость у дошкольников характеризуется результатами в длительном беге. В различных методических пособиях длина дистанции колеблется от 150 до 1000 м для старших дошкольников.

Набор тестов, определяющий уровень сформированности двигательных навыков для старших дошкольников, как правило, состоит из следующих тестов: бег 30 м; метание на дальность; прыжки в длину с разбега; лазание по гимнастической стенке. Помимо традиционного набора в различных методических пособиях предлагается использовать и другие контрольные упражнения: прыжки на скакалке, ведение мяча, лазание по канату, метание в цель. При определении уровня сформированности двигательных навыков применяется как количественная, так и качественная оценка.

В оценке физической подготовленности дошкольников особое место занимает вопрос нормативов. В большинстве программ дошкольного образования — как традиционной, так и новых — определены конкретные результаты тестов для детей каждой возрастно-половой группы. Однако, ориентируясь на норматив в оценке физической подготовленности дошкольников, необходимо учитывать, что нормативы должны:

  • обновляться каждые, пять лет;
  • быть региональными;
  • учитывать индивидуальные особенности детей.

Следует заметить, что в большинстве работ по методике

физического воспитания детей дошкольного возраста приводится формула определения темпов прироста показателей физических качеств:

100 (V2-V1 )

W=         

1/2(V2+ V1)

где: W — тренируемость, %;

V1-— исходный уровень;

V2 — конечный уровень.

Результаты, полученные в ходе расчета, оцениваются по шкале:

до 8% — за счет естественного роста ребенка;

8—-10% — за счет естественного роста и естественной двигательной активности;

10—15% — за счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания;

свыше 15% — за счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений.

Оценивая эффективность занятий по приросту результатов, следует помнить, что различия в физической подготовленности дошкольников, как правило, значительные, а известно, что чем лучше начальный результат, тем меньше может быть прирост. Если эта закономерность не учитывается, то оценка результатов может оказаться необъективной.

Например, старший дошкольник в начале года в прыжках в длину показал результат 70 см, а в конце года 90 см. Таким образом, его прирост составил 25%, что по предложенной шкале следует считать исключительно высоким показателем, и в практике работы дошкольного учреждения это происходит повсеместно. Другой же ребенок в начале года прыгнул 150 см. И если он в конце года так же, как первый, улучшит свой показатель на 20 см (что почти нереально, т. к. результат составит 170 см, и его следует назвать чудо-ребенком), то в соответствии с представленной шкалой, его достижения будут считаться средними, т. к. прирост составит всего 12,5%.

Кроме того, прирост в развитии физических качеств зависит от возможности их проявления у детей разного пола, возраста и типа конституции. Поэтому, например, рассчитанный прирост для девочек мышечного типа может оказаться недостаточным, когда в отношении мальчиков астеноидного типа этот же результат может быть оценен как высокий.

В большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы, различные для, мальчиков и девочек. Однако исследователи, пытавшиеся обосновать нормативы физической подготовленности для мальчиков и девочек, вынуждены были констатировать значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей, не совпадавшие со схемой «мальчики — девочки».

На протяжении всего дошкольного периода выявляется положительная связь морфологических показателей роста, веса с рядом показателей, отражающих скоростно-силовую подготовленность детей, прыжок в длину с места и бросок набивного мяча. При этом в младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) эта связь более выражена, а с возрастом уменьшается. Следует отметить, что в каждой возрастной группе есть 1—2 ребенка, которые опережают сверстников на 2—3 года.        '

Известно, что результаты во многих физических упражнениях зависят от тотальных размеров тела ребенка. Например, в метаниях имеют преимущество дети с более тяжелой массой; в прыжках в высоту — более высокие, в упражнениях, достижения в которых определяются величиной относительной силы (например, в подтягивании), лучше показатели у детей, имеющих небольшую массу.

В. Ю.Давыдов (1995) показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции. В своем исследовании он использовал традиционную для русской антропологической школы схему В. Г. Штефко и А. Д. Островского, по которой типы конституции подразделяются на астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.

Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.

Для торакального типа характерны: развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жизненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально развитая мускулатура. Форма спины прямая, живот прямой, эпигастральный угол прямой, форма ног нормальная.

Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и высокими плечами, прямой спиной и эпигастральным углом, близким к прямому, округлой или квадратной формой лица.

Дигестиеный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы, тупым эпигастральным утлом, выпуклым животом, Х-образными ногами, выраженными жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.

Исследования показывают, что в каждой группе дошкольников 4—6 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, дигестивному), результаты мальчиков действительно лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции. Например, в беге на 30 м результаты девочек мышечной группы лучше результатов мальчиков всех других групп. То же самое можно сказать и о тесте «прыжок в длину с места»: результаты мальчиков дигестивного типа значительно хуже результатов девочек мышечного и торакального типов.

Гибкость также в значительной степени зависит от типа конституции ребенка. Во все годы (с 3 до 6 лет) девочки показывают лучшие результаты, чем мальчики того же типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы у представителей мышечного типа конституции. Например: в 3 года эти мальчики показывают лучше результат, чем девочки дигестивного типа; в 4 года — лучше, чем девочки астеноидного типа.

Прирост результатов развития гибкости с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у мальчиков, и у девочек самый незначительный прирост наблюдается у представителей астеноидного типа (соответственно 1,2 см и 4,5 см), а самый большой — у представителей мышечного типа (соответственно 4,2 см и 12 см).

В упражнении «подъем туловища» с 3 до 6 лет в каждой конституциональной группе результаты мальчиков лучше результатов девочек. Однако во все годы (с 3 до 6 лет) девочки мышечного типа выигрывают у мальчиков дигестивного типа.

        Опираясь на средние показатели бега на выносливость у дошкольников, можно отметить следующую тенденцию.

В 5 лет результаты мальчиков и по продолжительности бега, и по преодоленной дистанции превышают результаты девочек. В 6 лет показатели практически уравниваются, а в 7 лет девочки и по продолжительности бега, и по длине дистанции показывают лучшие результаты, чем мальчики. В качестве примера в литературе приводятся результаты девочек, одна из которых свободно преодолела дистанцию 4 км, а другая более 7 км.

В 6 лет самые значительные результаты в беге на выносливость отмечаются у девочек

мышечного типа, которые пробегают дистанцию 300 м более чем в 1,5 раза быстрее, чем мальчики дигестивного типа.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышают естественные различия между половыми группами. Это подтверждает необходимость учета типа конституции дошкольников при оценивании их двигательных возможностей.

Таким образом, определяя систему диагностики физической подготовленности ребенка, руководитель физического воспитания должен выбрать количество тестов, простых в использовании, имеющих высокую корреляцию с основными показателями здоровья и комплексно характеризующих развитие ребенка.

Особо следует отметить, что двигательная деятельность дошкольников младшего и среднего возраста должна оцениваться качественно: уровень овладения движениями (бег, прыжки, метание, лазание) в соответствии с возрастной нормой. Количественная оценка тестов должна производиться только у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика физической подготовленности дошкольников должна проводиться по двум блокам: уровень развития физических качеств и степень сформированности  двигательных навыков.

В первый блок целесообразно включать тесты, которые не только хорошо зарекомендовали себя в практике физического воспитания дошкольников, но и разносторонне характеризуют развитие физических качеств детей. Например, челночный бег 5 раз по 6 м, прыжок в длину с места, поднимание туловища в сед из положения лежа за 30 сек. Челночный бег. Испытуемые пробегают дистанцию 30 метров (5 отрезков по 6 метров), перенося поочередно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см).

Тестирование проводится парами. На линии старта устанавливаются два набора кубиков (по 3). На расстоянии 6 метров от линии старта обозначается линия финиша. За линией финиша напротив каждого набора кубиков кладется по обручу. По команде «На старт!» двое тестируемых встают около своих кубиков, по команде «Внимание!» наклоняются к первому кубику, но не касаются его. По команде «Марш!» дети хватают первый кубик, добегают до своего обруча, ставят (не бросают!) кубик в обруч, возвращаются бегом к линии старта, берут второй кубик и снова бегут к обручу, ставят кубик, возвращаются бегом к линии старта, берут третий кубик, бегут к обручу, ставят в обруч третий кубик и встают около обруча, подняв руку вверх, обозначая окончание выполнения теста.

Испытуемым предоставляются две попытки. Учитывается время лучшей попытки в секундах.

Прыжок в длину с места. Ребенок встает у линии старта, касаясь ее носками. Подседая, отводит руки назад и с махом руками вперед выполняет прыжок, приземляясь на две ноги.

Учитывается преодоленное расстояние от линии старта до места соприкосновения пяток с грунтом. Результат оценивается в сантиметрах по лучшему прыжку из двух попыток.

Подъем туловища из положения лежа на спине. Ребенок садится на мат, ноги согнуты в коленных суставах, стопы под нижней рейкой гимнастической стенки, руки на груди скрестно.

Из исходного положения ребенок ложится на спину, коснувшись плечами мата, поднимается в сед и, выпрямляя руки вперед, касается пальцами гимнастической стенки. По команде «Марш!» ребенок старается делать опускание-поднимание туловища, как можно быстрее на протяжений 30 сек.

Подсчитывается число полных циклов (цикл считается завершенным, когда ребенок коснулся пальцами перекладины гимнастической стенки).

Второй блок — степень сформированности двигательных навыков — является не только показателем развития ребенка, но и состояния физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и, в частности, уровня профессиональной компетенции педагога, организующего двигательную деятельность детей. В этот блок могут быть включены, например, такие упражнения, как: метание в цель, прыжки через короткую скакалку за 30 сек., ведение мяча -— 30 сек.

Метание теннисного мяча в цель. Метание в обруч диаметром 50 см, высота до центра цели — 1,5 м с расстояния 3 м.

В протокол заносится число попаданий в обруч из 5 попыток.

Прыжки через скакалку. Ребенку предлагается выполнить как можно больше прыжков через короткую скакалку за 30 сек. Количество выполненных прыжков заносится в протокол.

Ведение мяча. Ребенку предлагается отбивать мяч от пола с продвижением вперед в течение 30 сек. Фиксируется количество ударов об пол. При потере мяча ребенок подбирает мяч и снова выполняет отбивание до истечения времени.

В протокол заносится общее количество ударов об пол за 30 сек.


Формула определения темпов прироста показателей

физических качеств:

100 (V2-V1)

W=         

1/2(V2+ V1)

где: W — тренируемость, %;

V1— исходный уровень;

V2 —конечный уровень.

Результаты, полученные в ходе расчета, оцениваются по шкале:

до 8% — за счет естественного роста ребенка;

8—10% — за счет естественного роста и естественной двигательной активности;

10—15% — за счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания;

свыше 15% — за счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений.

Оценивая эффективность занятий по приросту результатов, следует помнить, что различия в физической подготовленности дошкольников, как правило, значительные, а известно, что чем лучше начальный результат, тем меньше может быть прирост. Если эта закономерность не учитывается, то оценка результатов может оказаться необъективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика физической подготовленности старших дошкольников

Данный материал поможет инструктору по физической культуре, воспитателю  определить физическую подготовленность детей 6 - 7 лет на основе тестов  для определения скоростных качеств, скоростн...

Диагностика физической подготовленности детей 4-5 лет

Методическая разработка по физкультуре по теме: методика оценки физической подготовленности детей 4-5 лет...

Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста

Тесты для определения уровня сформированности быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости и ловкости, а также задания для оценки функции равновесия, координации движения у детей дошкол...

Диагностика физической подготовленности 2015-2019 гг.

Анализ диагностики позволяет вовремя увидеть проблемы в физическом развити, спрогнозировать направления работы, составить  индивидуальные образователные маршруты....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

Каждый ребенок неповторим, он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития!...

Диагностика физической подготовленности дошкольников

Диагностика физической подготовленности дошкольников. Физическая подготовленность ребёнка-дошкольника характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метан...