ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
материал по физкультуре на тему

Ионцева Наталья Владимировна

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстро­та, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используют­ся контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или со­ревновательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_razvitie.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (группы 2 младшая – подготовительная)

Экспресс-диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. В ходе экспресс-диагностики целесообразно установить особенности развития у детей физических качеств, накопленного двигательного опыта (овладения основными движениями), динамику этих показателей в течение года.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5—7 м ставится хорошо видимой с линии старта черта - ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления

ребенком движения на финише. По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится результат лучший из трех попыток.

Сила

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног — становым динамометром.

Скоростно-силовые качества

Скоростно-силовые возможности плечевого пояса и мышц ног можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, и прыгает в длину с места. Это связано с тем, что прыжок и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений.

Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

Ловкость

Ловкость — это способность быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 м + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

Дошкольники  3—7 лет с интересом выполняют и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы т.д.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Выносливость

Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 100 м — для детей 4 лет; 200 м — для детей 5 лет; 300 м — для детей 6 лет; 1000 м — для детей 7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

Выносливость как одну из сторон физического развития ребенка оценивают по коэффициенту выносливости (КВ). Рассчитать его можно по частоте пульсового давления: КВ = П x 100 / ПД, где П — пульс, ПД — пульсовое давление. Пульсовое давление представляет собой разницу между показателями систолического и диастолического артериального давления.
По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются:

Возраст (лет)

3

4

5

6

Коэффициент
выносливости

30

29

25

23

Гибкость

Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения: наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком «минус». При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Равновесие

 для детей 4 лет.

И. П.: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Необходимо сохранить данную позицию в течение 15 секунд с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

для детей 5 лет.

Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма — 10 секунд.

для детей 6 лет.

В течение 10 секунд ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°. После 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ног

Возрастно-половые показатели развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста

Быстрота

Скоростно-силовые качества

Гибкость

Выносливость

Ловкость

Пол/ возраст

Бег на 30 м, с.

Бег

на 10 м, с.

Метание набивного мяча (1 кг.) см.

Метание мешочка с песком вдаль, м.

Прыжок в длину с места, см.

Прыжок в высоту с места, см.

Статическое

равновесие,

сек.

Равновесие

Становая сила, кг.

Наклон ниже уровня скамейки см.

Длительный бег

Правая рука

Левая рука

2 года

---

10-10,2

1-2,0

---

---

---

---

---

---

---

---

3 года

13-13,5

---

90

2-2,5

---

---

---

---

---

---

---

---

 4 года

Мальчики

10.5-8.8

3.3-2.4

117-185

2.5-4.1

2.0-3.4

60-90

14-18

---

15 сек

14-18

3-7

100 м

Девочки

10.7-8.7

3.4-2.6

97-178

2.4-3.4

1.8-2.8

55-93

12-15

---

12-16

2-6

5 лет

Мальчики

9.2-7.9

2.5-2.1

187-270

3.9-5.7

2.4-4.2

100-110

20-26

7.0-11.8

---

18-25

2-7

200 м

Девочки

9.8-8.3

2.7-2.2

138-221

3.0-4.4

2.5-3.5

95-104

20-35

9.4-14.2

---

14-20

4-8

6 лет

Мальчики

7.8-7.0

2.2-2.0

450-570

6.7-7.5

5.8-6.0

116-123

22-25

40-60

---

20-23

3-6

300 м

Девочки

7.8-7.5

2.4-2.2

340-520

4.0-4.6

4.0-4.4

111-123

21-24

50-60

---

19-21

4-8

Для оценки темпов прироста показателей физических качеств можно воспользоваться формулой, предложенной В.И. Усаковым:

W = 100(V2 - V1)
         1/2 (V1 + V2)
где W — темпы прироста показателей физических качеств (%);
V1 — исходный уровень;
V2 — конечный уровень.
Например, Саша прыгнул в длину с места в начале года на 42 см, а в конце на 46 см. Подставляя эти значения в формулу, получаем:
W = 100 (46 - 42) =9(%)
       1/2(42 + 46)
Шкала оценки темпов роста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы прироста %

Оценка

За счет чего достигается прирост

до 8%

неудовлетворительно

За счет естественного роста

8-10 %

удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественной активности

10-15 %

хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

свыше 15 %

отлично

За счет эффективного использования сил природы и физических упражнений


Бег. С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде "Марш!" дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, В которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, "полёта", прямолинейность бега у каждого из детей.

Бег 30м (с)

4 года

5 лет

6 лет

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

10,7-8

10,5-8

9,8-8,3

9,2-7,9

7,5-7,8

7,0-7,3

Метание на дальность. Обследование дальности метания следует производить на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим - показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду с количественными отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:

  • исходное положение вполоборота к направлению метания;
  • наличие замаха;
  • перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;
  • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
  • энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).

Метание мешочка с песком вдаль 200 г (м)

4 года

5 лет

6 лет

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

2,4-3,4

1,8-2,8

2,5-4,1

2,0-3,4

3,0-4,4

2,5-3,5

3,9-5,7

2,4-4,2

4,0-4,6

4,0-4,4

6,7-7,5

5,8-6,0

Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток. Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но обследующий в зависимости от качества прыжка оценивает его, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат. Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку - туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание - энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет - в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление - мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

Протокол исследования физических качеств

Ф.И. ребенка __________________________________________ Дата рождения ________________________________

1 младшая

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

н.г

к.г.

W

н.г

W

к.г

W

н.г

W

к.г

W

н.г

W

к.г

W

н.г

W

к.г

W

Быстрота

Бег на 30 (10) м, с.

Скоростно-силовые качества

Метание набивного мяча, см.

Метание мешочка с песком вдаль, м.

Правая рука

Левая рука

Прыжок в длину с места, см.

Прыжок в высоту с места, см.

Статическое равновесие   сек.

Становая сила, кг

Гибкость

Наклон ниже уровня скамейки см.

Выносливость

Длительный бег


Карта развития физических качеств детей второй младшей группы   за 2016-2017 учебный год

Имя, фамилия ребёнка

Быстрота

Выносливость

Скоростно-силовые качества

Бег на 30м

Метание мешочка с песком вдаль,  м.

Метание набивного мяча весом 1кг

Правая рука

Левая рука

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

оценка

W%

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

W%

оценка

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

Богданов Саша          

2

Мирошниченко Доминика

3

Гузеев Адам              

4

Пупква Ксения.              

5

Елисеева Маша              

6

Пустакова Аня              

7

Саломатин Кирилл    

8

Гвоздев Саша                  

9

Малюгина Саша              

10

Курносов Никита        

11

Семенова Валерия      

12

Андреева Юля                

13

Авдеев Влад                  

14

Панкратова Вероника

15

Гусаров  Данил              

16

Болтышева Настя

17

Игнатов Илья                

18

Луконина Вика                

19

Тарасова Вика                

20

Рагулина Вика                

21

Шамов Денис                

22

Мистратова Вика    

23

Шурар Илья                

24

Пешкова Ирина

Уровень:  Н – норма      ВН – выше нормы     НН – ниже нормы

Оценка: Н – неудовлетворительно    У – удовлетворительно     Х - хорошо           О - отлично

.

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

W%

оценка

сен.

май

уровень

W%

оценка

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

Богданов С.              

2

Мирошниченко

3

Гузеев А.                  

4

Пупква К.              

5

Елисеева М.                

6

Пустакова А.                

7

Саломатин К.        

8

Гвоздев С.                    

9

Малюгина С.              

10

Курносов Н.          

11

Семенова В.      

12

Андреева Ю.                  

13

Авдеев В.                    

14

Панкратова В.

15

Гусаров  Д.                

16

Болтышева Н.    

17

Игнатов И.                

18

Луконина В.                

19

Тарасова В.                

20

Рагулина В.                

21

Шамов Д.                

22

Мистратова В.      

23

Шурар И.                    

24

Пешкова И.

Уровень:  Н – норма      ВН – выше нормы     НН – ниже нормы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств.

Работа по оценке эффективности системы работы по физическому воспитанию....

Методические рекомендации по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья.Решение данной задачи требует выбора оптимал...

Методы оценки физических качеств дошкольников

Материал разработан для педагогов и родителей...

Доклад "Оценка физических качеств в ДОУ"

Доклад "Оценка физических качеств в ДОУ"...

Оценка физической подготовленности детей по показателям развития физических качеств

Оценка физической подготовленности детей по показателям развития физических качеств Средние возрастно – половые значения показателей развития физических качеств детей 4-7 летПо программе &l...

Критерии оценки смотра- конкурса физкультурных уголков «Создание условий для оздоровления и развития физических качеств детей»

Данный материал рекомендован старшим воспитателям, методистам дошкольных учреждений, для проведения смотра-конкурса физкультурных уголков групп....

Нормативы для оценки результатов физических качеств

Рациональное сочетание разных видов деятельности по «Физическому развитию», способствовало созданию двигательного режима ДОУ....