" Влияние народных игр на развитие дошкольников"
статья по физкультуре на тему

народная игра является неотъемлимой частью всестороннего воспитания ребенка. Особенно велика роль игры в физическом развитии малыша. Народная игра знакомит детей с культурой, бытом. народным фольклором. Игры бывают сюжетные и бессюжетные, зависят от возраста, и климатических условий, но никогда не бывают неинтересными. Очень важна роль взрослых в этой игре: он не сторонний наблюдатель, а роавноправный партнер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsdlya_vospit.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой. Народные игры имеют многовековую историю, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о смелости, чести, выдержке и стремление к победе.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В народных играх много юмора, соревновательного задора. В них отражается исконная любовь народа к веселью и  удальству. Это определяет педагогическую ценность народных игр, т.к. доброжелательный смех действует на ребенка сильнее, чем замечания.

 Многие из них незаслуженно забыты. Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.

Народные игры хорошо развивают физически, укрепляют силу воли и выдержку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развивают мышление, воображение, активизируют умственную деятельность, воспитывают активность, сноровку и сообразительность.

Игры создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Формирует чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и  традициями. Развивает нравственные и патриотические чувства, учат преодолевать неудачи, переживать неуспех.

Народные игры знакомят с различными видами фольклора. Это – считалки, перевертыши, загадки, зачины, хороводы, заклички, народные песни. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый  народный колорит.

Большую помощь по приобщению детей к истокам культуры может принести сотрудничество с семьей. Первые участники игр малышей – родители.  При проведении развлечений и праздников  дети совместно с родителями разучивают слова, готовят костюмы, знакомятся с правилами игры. Это объединяет семью, наполняет ее досуг новым содержанием. Помогает родителям лучше узнать своего ребенка, стать его другом. Народные игры – одно из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье между взрослыми и детьми.

Народные игры не требуют сложного оборудования, специально отведенного места и времени. В соответствии с требованиями ознакомление  с этими играми необходимо проводить постоянно, а не от случая к случаю. Педагог должен сам хорошо знать народные игры, историю их появления,  а также уметь заинтересовать детей. Воспитатель, кроме всего прочего, должен знать разные варианты одной и той же игры, способы окончания и начала игры, знать считалки, владеть различными способами сбора детей на игру. А самое главное - он должен иметь гибкую позицию: он равноправный партнер в игре, а не равнодушный взрослый, наблюдающий со стороны.

Для подбора игр надо учитывать возраст детей, климатические  и сезонные  условия, разновидности движений, физическую и эмоциональную нагрузку.

В начале обучения игре воспитатель должен четко, лаконично и образно объяснить детям правила, последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и использование оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры и вообразил игровые ситуации, а для этого можно задать один-два уточняющих вопроса. На игру детей можно собрать зачином, а роли распределить с помощью жеребьевки. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям.

После игры надо подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные  и отрицательные стороны, проанализировать  игровые действия вместе с детьми. Обязательно надо положительно отметить поступки тех ребят, кто проявил смелость, выдержку, ловкость, товарищескую взаимопомощь.

Для детей младших групп рекомендуются элементарные по содержанию и правилам игры. Основная роль здесь отводится педагогу. В средней группе педагог может усложнить правила и даже назначить водящего. В средних группах широко используются сюжетные игры «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др. Для детей старших групп игры усложняются по содержанию, по количеству ролей, вводятся задания на коллективное соревнование. Дети этого возраста могут быстро переключиться с одной деятельности на другую, например «День и ночь», «Салки в кругу», «Совушка».  

Дети подготовительных групп играют в более сложные игры, развивающие морально-волевые качества. Они могут придумать и организовать самостоятельно игры, например в  игре «Заморожу»,   дети придумывают «лыжников» и «конькобежцев», которых заморозить нельзя, но они  могут «разморозить»  детей. Дети проявляют свое творчество и в малоподвижных играх, таких как «Как у дядюшки Трифона», «Жмурки».

Народные игры можно и нужно использовать в работе с дошкольниками, т.к.,  играя, мы сохраняем культурное наследие, воспитываем достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. А это и есть основы духовно-нравственного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родитей. Влияние народного творчества на развитие нравственных чувств дошкольников. Календарные праздники.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательн...

Консультация для родитей. Влияние народного творчества на развитие нравственных чувств дошкольников. Календарные праздники.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательн...

Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника.

Статья о влиянии изучения народного фольклора на развитие речи у дошкольников, а так же воспитание нравственности и духовности при изучении народного творчества....

Влияние народного творчества на развитие дошкольников

« Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве» /В.Сухомлинский/ Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно  прекрасно! Оно похоже на чудотворную сказочную воду, пост...

Влияние народного искусства на развитие детского творчества

В статье представлен опыт работы по развитию детского творчества в ДОУ....

Влияние народных сказок на развитие речи дошкольника

Статья о необходимости чтения народных сказок и их влияние на развитие и становление речи детей дошкольного возраста....