Представление своего педагогического опыта по теме самообразования «Влияние народного творчества на развитие речи детей»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Представление своего педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования
«Влияние народного творчества на развитие речи детей»
Цель. Развитие связной, выразительной речи у детей через художественное слово. Формирование умения излагать свои мысли последовательно.
Задачи.
- Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
- Формировать грамматический, лексический строй речи;
- Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
- Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
- Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
- Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
- Воспитывать чуткость у к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать умение воплощать услышанное в рисунке, зарисовке схем.
Речь – это величайшее богатство данное человеку. И как любое богатство можно либо преумножить, либо незаметно растерять.
Говорить – значит владеть определенным запасом слово, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.
Ведь наше современное общество нуждается в людях самостоятельных, коммуникабельных, развитых, творческих.
По данным исследований ведущих педагогов в нашей стране в 1993-1995г.г. свидетельствуют о серьезных недостатках, связанных со звукопроизношением, освоением качественного словаря, составлением рассказов из опыта ребенка и творческих рассказов. Так, у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не смог составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не сумел озаглавить «рассказ в картинках».
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специалистам. Однако проблема еще в том, что родители мало время уделяют своим детям в плане: не всегда поддерживают разговор, не рассматривают картинок и тем более не составляют рассказов. Это я сделала вывод, беседуя с родителями и детьми.
Общаясь с детьми старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи. Я сделала вывод, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка в системе школьного обучения.
В начале года дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:
- При рассматривании предмета самостоятельно определить его свойства и признаки;
- Четко, последовательно излагать мысль;
- Самостоятельно пересказать текст.
На каждый учебный год определяла цель и задачи, опираясь на результаты диагностики и собственные наблюдения за детьми.
Исходя из цели и задач составляла перспективные планы для работы с детьми – это игры, упражнения, задания, которые можно использовать как в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной формы работы. Учитывая разный речевой уровень детей, проводила большую индивидуальную работу (в основном это дети с низким уровнем развития речи, а так же малоактивные), с целью развития речевых способностей у каждого ребенка. Это пересказ небольшого произведения, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин, описательных рассказов, сочинение сказок и не просто сказок, а познавательных. (например: по теме «П.Д.Д.»)
Таким образом, происходит освоение таких форм речи, как речь – рассуждение (объяснительная речь, речь доказательство).
Если моя тема звучит как влияние народного творчества на развитие речи. То здесь вела работу такую: постановка спектаклей, игр – драматизаций, игр – инсценировок. А так же использовала такие виды занятий: как К.В.Н., развлечение. Где обязательно герои - дети пользуются монологической, диалогической речью в стихотворном стиле.
Художественное слово применяла не только на занятиях, но и во время наблюдений, в режимных моментах, а так же в свободное время от занятий. При всем при этом художественное слово использовала не только я, но и дети. Здесь опять была большая работа над выразительностью, интонацией.
В работе с детьми применяю такие методы, как: игровой, проблемный, наглядный, словесный, практический. Не возможно использование методов без приемов – это речевой образец, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка, вопрос.
Для успешного развития речи детей я использую различные дидактические игры, упражнения, задания. Например, можно сказать серия игр с мячом - на различную тематику. Создала такие пособия, как: по П.Д.Д. «Красный, желтый, зеленый», (по временам года) «У природы нет плохой погоды», «Размышляй – ка», «Гербарий», «Литературная страничка», «Кем я хочу быть?» - все эти пособия способствуют не только развитию речи, но и другим психическим процессам.
Развивать речь детей не возможно, как единый психический процесс, здесь взаимодействуют все процессы: внимание, память, мышление, логика. Многие пособия имеют цель и познавательного характера. Во всех пособиях используется художественное слово.
Так же веду работу с родителями. Для родителей и педагогов разработала несколько консультаций не только по самообразованию, но и о подготовке детей к школе.
Надеюсь поставленные цель и задачи, а так же разработанный мною перспективный план позволит повысить уровень развития речи у детей к школьному периоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме: "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
В плане представлены мероприятия на год по данной теме....
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...
Родительское собрание во 2 младшей группе в рамках темы самообразования: «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Важно понять, что чем раньше вы начнете занятия по артикуляционной гимнастики, тем более вероятен положительный резуль...
План самообразования Устное народное творчество в развитии речи детей
Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи:Активизировать работу по речевому развитию воспитан...
Самообразование "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"
quot;Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста""Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков""Подвижная игра как средство развит...
Доклад "Представление опыта работы по теме самообразования «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста»"
Работа с детьми. по формированию социально-коммуникативной грамотности...
Презентация к самообразованию "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"
Презентация "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"...