Представление своего педагогического опыта по теме самообразования «Влияние народного творчества на развитие речи детей»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Полянская Наталья Александровна

Представление своего педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования                                                                                                            

«Влияние народного творчества на развитие речи детей»

Цель. Развитие связной, выразительной речи у детей через художественное слово. Формирование умения излагать свои мысли последовательно.

Задачи.

  • Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • Формировать грамматический, лексический строй речи;
  • Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  • Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
  • Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  • Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
  • Воспитывать чуткость у к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать умение воплощать услышанное в рисунке, зарисовке схем.

Речь – это величайшее богатство данное человеку. И как любое богатство можно либо преумножить, либо незаметно растерять.

Говорить – значит владеть определенным запасом слово, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.

Ведь наше современное общество нуждается в людях самостоятельных, коммуникабельных, развитых, творческих.

По данным исследований ведущих педагогов в нашей стране в 1993-1995г.г. свидетельствуют о серьезных недостатках, связанных со звукопроизношением, освоением качественного словаря, составлением рассказов из опыта ребенка и творческих рассказов. Так, у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не смог составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не сумел озаглавить «рассказ в картинках».

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников:  воспитателям, специалистам. Однако проблема еще в том, что родители мало время уделяют своим детям в плане: не всегда поддерживают разговор, не рассматривают картинок и тем более не составляют рассказов. Это я сделала вывод, беседуя с родителями и детьми.

Общаясь с детьми старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи.  Я сделала вывод, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка в системе школьного обучения.

В начале года дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • При рассматривании предмета самостоятельно определить его свойства и признаки;
  • Четко, последовательно излагать мысль;
  • Самостоятельно пересказать текст.

На каждый учебный год определяла цель и задачи, опираясь на результаты диагностики и собственные наблюдения за детьми.

Исходя из цели и задач составляла перспективные планы для работы с детьми – это игры, упражнения, задания, которые можно использовать как в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной формы работы. Учитывая разный речевой уровень детей, проводила большую индивидуальную работу (в основном это дети с низким уровнем развития речи, а так же малоактивные), с целью развития речевых способностей у каждого ребенка. Это пересказ небольшого произведения, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин,  описательных рассказов, сочинение сказок и не просто сказок, а познавательных. (например: по теме «П.Д.Д.»)

Таким образом, происходит освоение таких форм речи, как речь – рассуждение (объяснительная речь, речь доказательство).

Если моя тема звучит как влияние народного творчества на развитие речи. То здесь вела работу такую: постановка спектаклей, игр – драматизаций, игр – инсценировок. А так же использовала такие виды занятий: как К.В.Н., развлечение. Где обязательно герои -  дети пользуются монологической, диалогической речью в стихотворном стиле.

Художественное слово применяла не только на занятиях, но и во время наблюдений, в режимных моментах, а так же в свободное время от занятий. При всем при этом художественное слово использовала  не только я, но и дети. Здесь опять была большая работа над выразительностью, интонацией.

В работе  с детьми применяю такие методы, как: игровой, проблемный, наглядный, словесный, практический. Не возможно использование методов без приемов – это речевой образец, объяснение, указание,  словесное упражнение, оценка, вопрос.

Для успешного развития речи детей я использую различные  дидактические игры, упражнения, задания. Например, можно сказать серия игр с мячом - на различную тематику. Создала такие пособия, как: по П.Д.Д. «Красный, желтый, зеленый», (по временам года) «У природы нет плохой погоды», «Размышляй – ка», «Гербарий», «Литературная страничка», «Кем я хочу быть?» -  все эти пособия способствуют не только развитию речи, но и другим психическим процессам.

Развивать речь детей не возможно, как единый психический процесс, здесь взаимодействуют все процессы: внимание, память, мышление, логика. Многие пособия имеют цель и познавательного характера. Во всех пособиях используется художественное слово.

Так же веду работу с родителями. Для родителей и педагогов разработала несколько консультаций не только по самообразованию, но и о подготовке детей к школе.

Надеюсь поставленные цель и задачи, а так же разработанный мною перспективный план позволит повысить уровень развития речи у детей к школьному периоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Родительское собрание во 2 младшей группе в рамках темы самообразования: «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

 Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Важно понять, что чем раньше вы начнете занятия по артикуляционной гимнастики, тем более вероятен положительный резуль...

План самообразования Устное народное творчество в развитии речи детей

Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи:Активизировать работу по речевому развитию воспитан...

Самообразование "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"

quot;Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста""Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков""Подвижная игра как средство развит...

Презентация к самообразованию "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"

Презентация "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста"...