Осуществление общей стратегии оздоровления дошкольников с ОВЗ в условиях детского сада путём использования современного спортивного оборудования.
материал по физкультуре на тему

Сергачева Лариса Борисовна

Доклад на педагогический совет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление общей стратегии оздоровления дошкольников с ОВЗ в условиях детского сада путём использования современного спортивного оборудования

     С 1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в РФ», который впервые поставил дошкольное образование как первую ступень общего образования. Согласно данному закону новый статус дошкольного образования предусматривает разработку Федерального государственного образовательного стандарта. При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся и дети нашего сада (ослабленное зрение). Одной из главных задач Стандарта является  - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Для этого необходимо создать благоприятную образовательную среду как зону ближайшего развития ребёнка. Требования: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

       Я работаю воспитателем детского сада №22 и по совместительству инструктором по физической культуре, углубленно работаю в направлении «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством детского фитнеса»; разрабатываю и осуществляю подбор индивидуальных комплексов упражнений для детей с ослабленным зрением; веду кружок спортивного танца «Ритм».

       Чтобы эффективно организовать свою работу в этом направлении я начала с анализа Программы развития МДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида», разработанной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М: МОЗАИКА СИНТЕЗ; 2010. (в соответствии с ФГОС); примерного регионального модуля программы «Мы в Мордовии живём» О.В. Бурляевой и др.

       Изучив задачи оздоровительного направления, где

 1-ой является: формирование правильного отношения детей к физкультурным занятиям и мероприятиям.

       Эта задача предусматривает специально ориентированную систему мер, методов и методических приёмов, применяемую воспитателем с учётом возраста воспитанников, необходимость широкого использования естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, чётко организованный режим дня, наличие благоприятных условий для разнообразной деятельности, прежде всего двигательной;

2-ой: формирование на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры.

       Конкретное содержание задачи по формированию необходимых знаний зависит от периодов возрастного развития детей, от их индивидуальных способностей, а успешная реализация этих задач- от подготовки педагога.

 3-ей: формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.

       Решение этой задачи, прежде всего, зависит от знания особенностей высшей нервной деятельности ребёнка, других его физиологических особенностей, в частности нервно-мышечного аппарата, а также индивидуальных проявлений в развитии детей.

      Учёт этих факторов позволяет определить основной принцип подбора упражнений, а также соответствующие целевые установки.

      Для решения этих задач я провела диагностику физического развития детей моей группы вместе с врачом педиатром.

Состав группы 20 человек. Из них 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 4-5 лет. Группа компенсирующей направленности, сложная. Характеристика по зрительному дефекту следующая: 7 детей с амблиопией, с гиперметропией-6, со сходящимся косоглазием-9, с расходящимся-1

-проблемы с осанкой- 10  %

-проблемы с развитием органов дыхания- 5   %

-проблемы с развитием опорно-двигательного аппарата-  15  %

-кардиология- 25  %

-гиперактивность(неврология)-40%

Из 20-ти детей: косолапость-2 реб., пупочная грыжа-4 реб., пиелонефрит-2 реб., кардиология-5 дет., неврология-8 реб., ЗПР-2 реб.

1-ой группы здоровья нет.

2-я группа-13 чел.

3-я группа-4 чел.

4-я группа-2 чел.

5-я группа-1 чел

 Из них 3инв. детства.

       На основании диагностики были поставлены конкретные задачи для детей средней группы и определены ожидаемые результаты.

         

1.Упражнения общего назначения.

Ожидаемые результаты:- формирование осанки (предупреждение дефектов осанки, приобретение стойких структурных основ осанки, рациональный навык фиксации основной позы прямостояния, укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника и стопы);

-развитие органов дыхания (укрепление диафрагмы, основной дыхательной мышцы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса, усиление легочной вентиляции для насыщения крови кислородом);

- развитие опорно-двигательного аппарата (укрепление двигательного аппарата, стимулирование роста костей).

2.Упражнения для развития физических качеств и двигательных способностей.

Ожидаемые результаты: формирование способностей — координационных (предупреждение и устранение излишней мышечной напряженности, поддержание равновесия в динамических позах, концентрация внимания для преодоления координационных трудностей, совершенствование функций вестибулярного аппарата);

скоростных (интенсивное развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными частями тела);

 силовых (развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата);

выносливости (соразмерное повышение функциональных возможностей и т. д., лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности).

3. Упражнения, формирующие положительные свойства психики.

Ожидаемые результаты: изменение характера нервных процессов возбуждения и торможения, развитие силы, уравновешенности, подвижности нервной системы.

       По результатам диагностики мне нужно было подобрать более эффективное оборудование. Я провела анализ имеющегося оборудования в зале. Начала с более простого: гимнастические палки, обручи, дуги, нетрадиционное оборудование, изготовленное своими руками. В первое полугодие мы работали с этим спортивным инвентарём и по результатам промежуточной диагностики отметили улучшение физического состояния детей. Разрабатывая и усложняя упражнения и нагрузки, я натолкнулась в журнале «Игра и дети» на описание игрового набора «Кузнечик». Оказалось, что он состоит из всего того оборудования , которое мы использовали в своей работе, но более прочный и удобный в применении.

       На педагогическом совете, где обсуждали вопрос об эффективности использования современного спортивного оборудования, я предложила приобрести этот набор. И буквально в конце 2009 года мы его приобрели.

       Игровой набор «Кузнечик» создан с учётом всестороннего воздействия упражнений на организм ребёнка, способствует созданию оптимальных условий для разностороннего развития детей, даёт возможность значительно расширить запас двигательных навыков и умений детей, способствует развитию ловкости, смелости, положительно сказывается на их общей физической подготовленности и, одновременно, экономит время в подготовке оборудования к занятиям. Дети самостоятельно берут его и ставят на место. Также это оборудование вписывается в интерьер зала, не загромождая полезную площадь.

       Положительное в этом оборудовании то, что при правильном в определённой последовательности размещении предметов, обеспечивается воздействие на разные группы мышц. При проведении занятий необходимо чередование сильных по физиологическому эффекту упражнений со спокойными движениями. Кроме того, это оборудование можно использовать в развлекательных целях. Комплект можно использовать во всех возрастных группах, т.к. конструкция регулируется по высоте, наличие защитных шаров обеспечивает безопасность детей во время упражнений, яркие цвета способствуют созданию хорошего настроения во время занятий.

        Все учебно-тренировочные занятия с использованием игрового набора «Кузнечик» строятся по общепринятой структуре.

        Вводная часть занятия - внимание детей акцентируется на подготовке организма к повышенной физической нагрузке в основной части занятия.

        Основная часть занятия - развитие двигательных навыков и физических качеств, тренировка функциональных возможностей организма.

        Заключительная часть занятия – снятие общего возбуждения и приведение частоты сердечных сокращений в норму.

       

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИГРОВОГО НАБОРА «КУЗНЕЧИК»

Цель и задачи занятий: формировать двигательные умения и навыки детей; развивать их физические качества; удовлетворять их естественную биологическую потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения и поучиться у сверстников; создать условия для разностороннего развития детей.

Последовательность обучения детей физическим упражнениям

Этапы

Цель

Методы обучения

1.Первоначальное разучивание

Ознакомить детей с новыми двигательными действиями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и разучивать до овладения им в общих чертах

Словесный: название, объяснение.

Наглядный: правильный, безукоризненно четкий показ образца в надлежащем темпе от начала до конца.

 Практический: расчлененный показ двигательного действия в более медленном темпе; самостоятельное выполнение действия детьми по указанию педагога. Длительность этапа —1-3 занятия

2.Углубленное разучивание

Уточнить правильность выполнения элементов разучиваемого действия; исправить ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом

Словесный: название, частичное объяснение, словесные инструкции, разъяснения, пояснения; во время выполнения движений педагог дает указания, направленные на качественное выполнение отдельных элементов движения.

Наглядный: расчлененный показ элементов движения. Практический: многократное повторение движения. Длительность этапа — 3—6 занятий

3.Закрепление навыка и совершенствование техники

Закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения техникой двигательного действия; стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создать условия для применения его в играх и в жизни

Словесный: название, оценка, вопросы.

Практический: выполнение движений в играх и соревнованиях; использование усвоенного навыка в игровых и жизненных ситуациях; выполнение творческих заданий (внести какое-либо изменение в известное упражнение и создать его вариант, скомбинировать из знакомых

упражнений новое, придумать свое, оригинальное упражнение).

Длительность этапа — от 10 и более занятий

Этапы обучения могут сокращаться и удлиняться, это зависит:

-от сложности упражнения;

-от возраста детей и их физической подготовки;

-от уровня развития физических качеств;

-от эмоционального состояния детей;

-от методов и приемов, которые использует педагог в своей работе;

-от сознательного отношения детей к двигательной деятельности

     В нашем спортивном зале имеется и другое современное спортивное оборудование: массажный коврик для лечения и профилактики плоскостопия, фитболы, сенсорная тропа (тропа здоровья), коврик «Топ-топ», яркие цветные модули, два «Велотренажера», две «Беговые дорожки», три батута, два гимнастических тренажера «Антей», шведская стенка.

   Правильно выполняемые движения положительно влияют на работу органов и систем, оптимизируют физическую нагрузку на организм, создавая основу для овладения более сложными физическими упражнениями, стимулируют возникновение определённого напряжения при выполнении двигательных действий.      

     Оздоровительное направление физической культуры обеспечивает укрепление здоровья детей, формирование компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.

     Чтобы обеспечить целостное развитие личности дошкольника, необходимо взаимодействие с семьёй, повышение компетентности родителей в области физической культуры.

     Для пропаганды я в группе провожу:

-анкетирование на темы «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» , «Часто ли болеет ваш ребёнок?» и др.

-проводила открытое занятие для родителей «Страна волшебная – Здоровье»;

-консультации;

-выпускаю памятки для родителей;

-провожу спартакиаду с участием родителей и спортивные праздники.

       Информирую родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также возможностях детского сада в решении данных задач.

       Знакомлю родителей с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирую средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Основные движения с использованием набора                 «Кузнечик»

Ходьба

  • Ходьба по следам.
  • Ходьба по следам скрестным шагом.
  • Ходьба по блинчикам (прямо, приставным шагом в сторону, вперед, назад, выпадами, в полуприседе).
  • Ходьба по блинчикам (на пятках, на носках, на внешней
    стороне стопы).
  • Ходьба по блинчикам со сменой положения рук: вперед,вверх, в стороны, к плечам, с хлопком.
  •  Ходьба по блинчикам с закрытыми глазами.

*   Ходьба по блинчикам приставным шагом в полуприседе.
*   Ходьба между предметами.

Бег

По узкой дорожке между двумя предметами

(барьерами, обручами, канатами, стойками и т. д.).

  • Бег змейкой между предметами.
  • Бег боком через предметы.
  • Бег через препятствия из предметов.
  • Бег по извилистому пути с огибанием или вдоль предметов.
  • Бег с выполнением заданий.
  • Бег в сочетании с другими движениями.
  • Челночный бег.

Ползание, лазание

  • Ползание в прямом направлении между стойками.
  • Ползание «змейкой» между стойками.
  • Ползание между стойками различными способами («муравьями», «пауками», «раками», «утятами»).
  • Ползание различными способами в сочетании с подползаниями под барьеры (прямо и боком).
  • Подлезание под барьеры: не касаясь руками пола, на животе.
  • Ползание на четвереньках животом вверх с опорой на
    ступни и ладони.
  • Ползание по дорожке между двумя предметами (в прямом направлении, «змейкой»).
  • Ползание под барьером на животе, подтягиваясь на руках.
  • Пролезание в обруч, приподнятый от пола на 10 см;
  • Пролезание в обруч сверху, снизу, прямо, боком.
  • Пролезание сбоку в катящийся обруч.

                                                 

Прыжки

* Прыжки через палку (1 м, 0,75 м) и эстафетную палочку, продвигаясь вперед:

-   с ноги на ногу;        

-   на одной ноге;

-   на двух ногах;

-   из глубокого приседа;

-   боком:

А. на одной ноге:

  • правой;
  • левой.

В. на двух ногах.

—с поворотом направо, налево;

—спиной;

—с зажатым между коленями блинчиком.

 *  Прыжки на месте, через палку:
                        -скрестно;

        -одна нога вперед, другая — назад;

        -с ноги на ногу;

        -из глубокого приседа;

        -с поворотом вправо — влево от палки;

        -на одной ноге;

        -с зажатым между коленями блинчиком.

*  Прыжки с бегом, через пять-шесть палок.

*  Прыжки через барьеры:        

    h= 10 см;

    h = 20см;

     h = 30 см;

     h = 40 см;

  • Прыжок в высоту с разбега через барьер.
  • Прыжок вверх из глубокого приседа через барьер.
  • Прыжки через барьеры боком с продвижением вперед.
  • Прыжки через барьеры боком с продвижением вперед, с зажатым между коленями блинчиком.
  • Прыжок вверх с касанием предмета (рукой, головой), подвешенного выше головы или поднятой руки ребенка на 25—30 см.

*  Прыжок вперед боком на одной ноге с продвижением ударом ноги блинчика.

*  Прыжки через 5-6 обручей, лежащих на полу:        

                        -на одной ноге;

        -на двух ногах;

        -с ноги на ногу;

        -боком;

        -с поворотом (вправо, влево);

        -из глубокого приседа.

*  Прыжок через обруч, вращая его как скакалку.

  • Прыжки со скакалкой с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах.
  • Прыжки через скакалку в беге.
  • Прыжки через скакалку, вращая ее назад.
  • Прыжки, вбегая во вращающуюся скакалку.

*  Прыжки через канат:        

                          -на одной ноге;

        -на двух ногах;

        -боком;

        -с поворотом (вправо, влево);

        -из глубокого приседа;

        -одна нога вперед, другая назад;

        -скрестно;

        -боком с продвижением вперед вдоль каната;

        -в соответствии с волновыми движениями каната.

сохранение равновесия

  • Ходьба по прямой дорожке длиной 2-2,5 м, ограниченной
    линиями на расстоянии 20-25
    см.
  • Перешагивание через барьеры высотой  10—15 см с задержкой на носке   («Петушиный шаг»).

*  Перешагивание из обруча в обруч:
-   прямо;

-   боком:

  • левым;
  • правым;

-   спиной вперед.

  • Последовательное перешагивание через несколько препятствий (палочки, блинчики).
  • Ходьба по веревке.
  • Ходьба по извилистой веревке.
  • Ходьба по шнуру, лежащему прямо, по кругу, зигзагообразно.
  • Ходьба по шнуру с блинчиком на голове, на ладони.
  • Ходьба по шнуру, приставляя пятку одной ноги к носку другой.
  • Ходьба по шнуру приставным шагом.
  • Ходьба по шнуру «по-медвежьи» (ступни на шнуре, ладони справа и слева от шнура, а также ладонями по шнуру).
  • Ходьба по шнуру спиной вперед.
  • Стойка на одной ноге с положенным на поднятое коленоблинчиком.
  • Ходьба на четвереньках с блинчиком на спине.
  • Ходьба приставным шагом по обручу.
  • Перешагивание через палки, положенные на скамейки.
  • Ходьба по палочкам, положенным на пол.

Катание, бросание и ловля, метание

*  Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, из-за головы с расстояния 1,5-2,5 м.

*  Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой.

*  Метание в вертикальную цель правой и левой рукой.

*  Катание мяча между шнурами и палками (расстояние 2-3 м).

  • Катание мяча в воротца с расстояния 1-2,5 м.
  • Катание обруча в произвольном направлении.
  • Метание в цель из положений стоя на коленях, сидя, лежа.
  • Метание в движущуюся цель (обруч) правой и левой руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры  в условиях детского сада....

Методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...

Консультация для родителей «Оздоровление детей младшего возраста в условиях детского сада»

Оздоровление детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших сист...