Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений городского округа Саранск с ГАУЗ РМ "РВФД" по вопросам профилактики и оздоровления воспитанников и сотрудников в условиях детского сада.
статья на тему

Каткова Ирина Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_fiz-ozdor._2014_dlya_rvfd.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений городского округа Саранск с Государственным автономным учреждением здравоохранения  Республики Мордовия « Республиканский врачебно – физкультурный диспансер» по вопросам профилактики и оздоровления воспитанников и сотрудников в условиях детского сада.

методист муниципального учреждения

«Информационно – методический центр»

Сурайкина С.Ю.

старший воспитатель МАДОУ  

"Центр развития ребенка - детский сад №73"

Каткова И. В.

        Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной так как результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте абсолютно здоровых детей с I группой здоровья, остается все меньше. Растет число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, дыхательной, мочеполовой и сердечно-сосудистой систем, нарушением опорно-двигательного аппарата.  Это дети «группы риска», имеющие II, III группы здоровья. Ситуация в обществе складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и укрепления здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями.

        В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, формирование привычки здорового образа жизни у детей и взрослых в дошкольных учреждениях города стоит на первом месте.

В настоящее время в городском округе Саранск функционируют 70 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 13 из которых являются автономными.

 задачами работы каждого ДОУ являются:

- охрана и укрепление психофизического здоровья детей дошкольного возраста – воспитанников детских садов;

- обеспечение каждому ребенку физического и психического благополучия, возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;

- формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными способностями детей;

- создание условий для реализации полноценной двигательной активности детей;

- воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни

-          С целью воспитания здорового ребенка, работа в каждом дошкольном учреждении строится в следующих направлениях:

- создание условий для физического развития, повышения двигательной активности  и снижения заболеваемости детей;

- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения;

- воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи;

- комплексное решение задач физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте медицинским персоналом детских садов, педагогами ДОУ с привлечением специалистов государственных организаций в том числе государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», государственные учреждения здравоохранения «Детские городские поликлиники».

В дошкольных образовательных учреждениях города созданы условия для ведения полноценной физкультурно-оздоровительной работы.

В каждом дошкольном учреждении города разработана программа «Здоровье», отражающая систему работы с учетом специфики деятельности и возможностей конкретного педагогического коллектива, куда включены разделы:

1.модель физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (в том числе, организация двигательной активности, профилактической и коррекционной работы в специально организованной и свободной деятельности, использование немедикаментозных здоровьесберегающих педагогических технологий – о чем будет рассказано следующими выступающими).

2.работа с кадрами и родителями в данном направлении

В модель организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях города включены следующие формы работы:

- утренняя гимнастика,

-физкультурные занятия;

- физкультурные минутки в структуре занятий;

-динамические паузы между занятий и после дневного сна;

прогулки;

- оздоровительные мероприятия после дневного сна;

- адекватное условиям  и состоянию здоровья каждого ребенка закаливание;

- кружковая работа оздоровительной направленности или работа спортивных секций;

- спортивные и физкультурные развлечения, досуги, малые Олимпийские игры и спартакиады в детском саду.

- современные методики и технологии оздоровления.

         Правильно организованная, продуманная и целенаправленная систематическая работа с воспитанниками позволит повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и обеспечит оптимальное физическое развитие, уровень которого оценивается специалистами ДОУ.

В рамках решения задач сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста – воспитанников ДОУ, как уже отмечалось выше,  ведется активная работа с общественными и государственными организация, среди которых особое место занимает сотрудничество с государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканский врачебно – физкультурный диспансер», в лице заведующей отделением медицинской профилактики Трофимовой Елены Александровны, которая оказывает  практическую консультацию, обучение сотрудников и является  постоянным участником заседаний профильного консультативного пункта «Школа инструктора по физической культуре», а также городского методического центра «Совершенствование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе МДОУ» (фото выступлений Е.А.Т.), которые проходят не реже 6 -8 раз в год. Педагоги ДОУ здесь повышают свое педагогическое мастерство и имеют возможность поделиться опытом своей работы.

Практически в каждом ДОУ города, как инструкторами по физической культуре, так и воспитателями,  ведется активная  работа по профилактике нарушений осанки в структуре утренней гимнастики, физкультурных занятий со всеми детьми или в форме дополнительных занятий с детьми «группы риска».

Следует отметить, что большую помощь в обследовании детей среднего и старшего дошкольного возраста на нарушение осанки оказывают врачи ГАУЗ «РВФД». (график прохождения обследования, реестр ДОУ,  свои фото)За последние годы были обследованы воспитанники 35 ДОУ, что составляет 50% всех детских садов. Причем специалисты диспансера не только осматривают детей, но и дают рекомендации, обучают сотрудников детских садов приемам выявления предрасположенности к нарушениям осанки, мерам профилактики. Руководители многих дошкольных учреждений заинтересованы в ежегодном проведении данных обследований (МДОУ №№5, 22, 66, МАДОУ №73, МАОУ №119). С целью отслеживания динамики состояния здоровья воспитанников обследование детей в МАДОУ «ЦРР-детский сад №73» проводится 3 раза в год (сентябрь – январь – май).

На основании рекомендаций, полученных на заседаниях городского методического центра, профильного консультативного пункта «Школа инструктора по физической культуре», а также личных встречах при обследовании детей, педагоги  ДОУ, как было уже отмечено,  организуют профилактическую работу с детьми в форме дополнительного образования или используя профилактические упражнения в структуре  утренней гимнастики или физкультурных занятий (фото ДОУ №55). В МАДОУ «ЦРР – детский сад № 73» работа по профилактике нарушений осанки проводится в форме дополнительных услуг на занятиях ЛФК и сеансах оздоровительного массажа ( 2 раза в год). В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ разработаны и успешно применяются занятия в тренажерном зале.

      В настоящее время в связи с переходом на личностно - ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. В последние годы роль семьи в воспитании детей заметно возросла. Родители все более активно участвуют в определении системы воспитания и обучения своего ребенка, ответственно подходят к выбору дошкольного образовательного учреждения, которое будет посещать их малыш, стремятся всесторонне развивать его с раннего возраста. Увеличивается количество семей, пристально наблюдающих за развитием своего ребенка и обращающихся за консультацией к специалистам ДОУ (фото семейные старты).

 В детских садах городского округа Саранск стали традиционными родительско - педагогические конференции, тематические собрания, деловые игры, анкетирование и тестирование, а также совместные с детьми спортивные мероприятия: праздники, развлечения.

        В течение последних  лет в детских садах действует «Школа здоровья для родителей». Темы занятий, встреч выбираются в соответствии с запросами родителей, актуальностью проблем безопасности жизни дошколят. Также в тематику работы бесплатных консультативных пунктов на базе 70-ти  МДОУ включаются вопросы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей.

Стало традицией проводить ежегодные конкурсы наглядной информации для родителей «Здоровье дошкольника» (фото  конкурса, образец состава жюри). На страницах журналов, газет, буклетов, размещается информация об оздоровительной  и профилактической работе ДОУ, рекомендации специалистов. (показать журнал.) В состав жюри конкурса входит Елена Александровна Трофимова.

В последние годы внимание педиатров, педагогов и родителей привлекают щадящие немедикаментозные методы оздоровления детей. Проведенные исследования показывают применение таких методов особенно показано детям группы риска, в том числе частоболеющим, так как они способствуют положительной динамике показателей здоровья и развития, а также созреванию функционально незрелых систем организма, предупреждают формирование хронических форм патологии. Среди современных немедикатозных технологий следует превыше всего выделить галотерапию.

Галотерапия – метод лечения и реабилитации, основанный на использовании искусственно созданного микроклимата соляных пещер и других природных факторов в специально оборудованных помещениях.

С 2007 года воспитанники старшего дошкольного возраста детских садов центральной части города №№14, 21, 22, 24. 29, 32, 38, 40, 43, 73, 119 прошли курс галотерапии  на базе отделения спортивной медицины государственного учреждения здравоохранения «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер», заведующий Самарин Андрей Владимирович.

В вопросах, касающихся здоровья и развития детей, не может быть важных и не важных моментов. Несоблюдение режима и неправильная организация режимных процессов, неадекватное возрасту и функциональным возможностям ребенка питание, гиподинамия, нарушение санитарных норм и правил, незнание детьми основ безопасности жизни в том числе, правил дорожного движения, правил безопасного поведения в быту, социуме, природе и многое другое могут нанести серьезный вред здоровью ребенка. Знание особенностей физиологии детского возраста должно лежать в основе организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье, учитываться при разработке новых педагогических методов.

Но не менее важным и актуальным на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья сотрудников дошкольных образовательных учреждений – их физическое, эмоциональное, психологическое состояние. Пользуясь случаем, предоставленным нам сегодня, хочется поблагодарить руководство и врачей ГАУЗ «РВФД» за возможность пройти бесплатное комплексное медицинское обследование на базе отделения медицинской профилактики  в рамках государственной  программы «Здоровье нации» ?. За 2013 – 2014 год обследование прошли сотрудники ДОУ №№1, 14, 21, 22, 24, 29, 32, 40, 41,  43, 44, 55, 70, 71, 73, 85, 87, 90, 98, 104,  112, 119, 124. Пройти обследование изъявили желание практически все  сотрудники. Составляется график.

,

Перспективы развития работы  дошкольных учреждений по физкультурно-оздоровительному, спортивному направлению, мы видим в следующем:

- внедрять в практику работы инновационные методики оздоровления

- во всех ДОУ города ввести в структуру комплекса утренней гимнастики, закаливающих мероприятий после дневного сна, структуру физкультурных занятий  обязательные коррегирующие упражнения с целью профилактики нарушений осанки, укрепления мышечного корсета;

- во всех ДОУ города ввести в практику работы с детьми дошкольного возраста «группы риска» обязательные занятия, направленные на профилактику нарушений осанки, в том числе профилактику плоскостопия;

- расширять число спортивных  секций, кружков общей физической подготовки,  кружков по обучению детей дошкольного возраста основам безопасности жизни на базе детских садов,

 - привлекать к активному сотрудничеству специалистов со стороны детских спортивных юношеских школ;

- продолжать сотрудничество Управления образования Департамента по социальной политики Администрации городского округа Саранск, муниципального учреждения «Информационно – методического центра» с государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканский врачебно – физкультурным диспансером» по вопросам оздоровления сотрудников и воспитанников ДОУ.

Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников остается актуальной. И решать её взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща, а именно – обеспечить взаимодействия сотрудников ДОУ - воспитанников – родителей (законных представителей) – социальных институтов детства, общественных и государственных организаций в данном направлении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр- конкурс «Зимняя площадка в ДОУ» в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа Саранск

С целью выявления и распространения лучшего опыта работы по созданию спортивно-оздоровительной среды в решении задач физического воспитания в зимний период, формирования культуры здорового образа жизн...

Консультация для родителей "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно - эстетического развития ребёнка."

Эстетическое развитие ребёнка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие не осуществляется само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по...

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам здоровьесбережения»

Помещаемый материал раскрывает следующие вопросы взаимодействия дошкольного образовательного учрежнения и семьи:принципы и формы взаимодействия ДОУ и семьи;приемы эффективного взаимодействия педагога ...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей.

В век стремительных изменений наиболее актуальной становится проблема сохранения и укрепления чувства причастности к социуму. К сожалению, повседневное восприятие окружающей действительности подтвержд...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Раскрывается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в  духовно - нравственном воспитании детей...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...