Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков.
статья по физкультуре на тему

Физкультурно-оздоровительная технология — это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, достижение и поддержание физического благополучия, предупреждение заболеваний и общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков.

Составитель: Е.В.Лихачева.

Определить понятие «физкультурно-оздоровительная технология».

   Физкультурно-оздоровительная технология — это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, достижение и поддержание физического благополучия, предупреждение заболеваний и общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды. Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности ребенка.

   В настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья детей становятся особо актуальными специальные здоровьесберегающие технологии

 физического воспитания.

    Цель технологии: использование ценностей физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих преумножение здоровья занимающихся.

Задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Воспитание умения рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Воспитание самостоятельности, инициативности, самоорганизации, взаимопомощи.
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
  • Привитие культурно-гигиенических навыков.
  • Закаливание организма посредствам естественных природных сил.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (корригирующая, традиционная, дыхательная)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки
  • спортивные праздники
  • соревнования в определенном виде спорта
  • эстафеты
  • оздоровительные процедуры и др.

Наиболее известными инновационными технологиями использования общеразвивающих упражнений являются:

— фитбол-аэробика (упражнения на крупных гимнастических мячах, обеспечивающие щадящее воздействие на позвоночный столб и, как следствие, на весь опорно-двигательный аппарат и работу вегетативных систем организма);

— ритмопластика (включение в работу музыкально-пластических композиций, каждая из которых имеет ярко выраженный игровой образ, понятный детям);

— ритмическая гимнастика;

— игровой стретчинг (статичные растяжки мышц тела и суставно -связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющие предотвратить нарушение осанки и исправить ее, оказывающие глубокое оздоровительное воздействие на весь организм).

Особого внимания заслуживают технологии, связанные с обеспечением физической готовности детей к школе. Примерами таких технологий могут быть:

— технология развития кисти руки и крупной моторики с целью подготовки детей к освоению графики письма (С. О. Филиппова);

— технология преодоления медлительности детей за счет подвижных игр и игровых упражнений (М. М. Кольцова, М. М. Безруких).

   Развивающие двигательные программы для занятий с детьми дошкольного возраста содействуют, наряду с развитием двигательных качеств и навыков, развитию нервной системы и организма ребенка в целом, нацелены на активизацию сенсомоторного развития, формирования оптимальной осанки. Большинство комплексов включают технику  реализации основных факторов развития нервной системы, тренировку зрительно-моторной координации.

   Перспективным направлением методики физического развития является также разработка и внедрение технологий, направленных на повышение функциональных возможностей организма ребенка, стрессоустойчивости старших дошкольников за счет рационально организованной двигательной деятельности. Такая деятельность должна быть направлена на повышение уровня физической подготовленности и укрепление нервной системы ребенка, развитие волевой сферы.      Основным содержанием такой деятельности могут быть общеукрепляющие подвижные игры с элементами соревнования, позволяющие развивать высшие психические функции, взаимодействовать детям друг с другом и взрослыми. Именно к такой игровой двигательной деятельности предрасположены структурные особенности детского организма готовность к продолжительной, но не слишком интенсивной нагрузке. Перспективным направлением использования физических упражнений с целью повышения функциональных возможностей организма ребенка является учет предрасположенности ребенка к конкретному специфическому виду двигательной активности, в котором он наиболее успешен. В связи с этим целесообразна ориентация на соматотип, пол ребенка, то есть согласованность с природой ребенка. Перспективна также разработка экспресс диагностики физического развития и физической подготовленности детей, технологий, обеспечивающих интеграцию разных образовательных областей.

Охарактеризовать понятие «аэробика».

   Движение под музыку, ставшее таким популярным, стимулирующее работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, которое не является, собственно, видом спорта, но с успехом может помочь сохранить хорошую фигуру, — это аэробика. Аэробика популярна благодаря своей доступности, простоте, она не привязана к какой-то определенной жесткой программе занятий. Всегда можно изменить содержание тренировки, главное — настроение, состояние, самочувствие.

   У большинства людей аэробика до сих пор ассоциируется с утренними передачами по ТV или радио, в которых молодые женщины и мужчины под зажигательную мелодию проделывают замысловатые па. Действительно, один из самых популярных видов аэробики подразумевает выполнение специальных физических упражнений под музыку. Однако в это понятие «аэробная тренировка» входит и другая активность, которую в целом можно охарактеризовать как тренировку дыхательной и сердечно - сосудистой систем. Сам термин «аэробика» означает гимнастику для увеличения аэробной активности, то есть его способности усваивать кислород, доставлять его в ткани и максимально расходовать на нужды организма.

   Основу любого занятия  аэробики составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений. Главные усилия во время занятий аэробикой приходятся на крупные мышцы тела: именно в них накапливается наибольшее количество кислорода.

Основные направления аэробики.

Танцевальная аэробика — самый простой вид. Она оздоравливает, укрепляет мышцы (особенно нижней части тела), стимулирует работу сердечно -сосудистой системы, улучшает координацию движений и осанку.

Степ-аэробика — специальный комплекс, разработанный для профилактики и лечения остеопороза и артрита, укрепления мышц и восстановления после травм колена. Этот вид аэробики с успехом заменит комплекс реабилитации. Занятия степ-аэробикой проводятся с использованием специальной степ-платформы, что существенно увеличивает нагрузку. 

Аква-аэробика (водная аэробика) — как и все водные виды спорта, аква-аэробика гармонично воздействует на все органы и просто незаменима как восстановительный комплекс упражнений после перенесенных травм, поскольку не имеет противопоказаний.

Фит-бол (занятия с мячом) — один из видов аэробики со специальным оборудованием. Все упражнения выполняются на мяче для фит-бола (мяч может иметь разную величину).

Слайд-аэробика (скольжение).  Этот комплекс укрепляет все группы мышц.

Классификацию аэробики:

- оздоровительная;

- прикладная;

- спортивная.

Оздоровительная аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиореспираторной системы. В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся содержанием и построением урока.

Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики "базовые" аэробные шаги и их разновидности.

Прикладная аэробика - она получила определенное распространение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта (аэробоксинг), а также в производственной гимнастике, в лечебной физкультуре (кардиофанк) и в различных рекреационных мероприятиях (шоу программы, группы поддержки спортсменов, черлидинг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК- КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

1. Формировать здоровый образ жизни.2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и к спорту.3. Доставить удовольствие детям....

Совершенствование двигательных умений и навыков дошкольников посредством физкультурных праздников и развлечений.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и развлечений. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображ...

«Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков.»

Цель. активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, укрепление организма ребёнка, повышает его работоспособности. Задачи. 1. Снять усталость и напряжение; 2. Внест...