Подвижная игра-средство оздоровления детей.
методическая разработка по физкультуре на тему

Орлова Ирина Владимировна

Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.

Вопросы развития физических качеств у детей становится в наши дни все более актуальными. Дети более ослабленные, чаще подвергнуты простудным заболеваниям. Поэтому, необходимо развивать физические качества, расширять двигательный опыт. Физическая подготовка способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра-средство оздоровления детей.

Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.

Вопросы развития физических качеств у детей становится в наши дни все более актуальными. Дети более ослабленные, чаще подвергнуты простудным заболеваниям. Поэтому, необходимо развивать физические качества, расширять двигательный опыт. Физическая подготовка способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных отношений.

Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Хотя определённое содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее, есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребёнку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.

Физические качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе овладения различными движениями, объем которых указывается в программе дошкольных образовательных учреждений. Для расширения диапазона двигательных возможностей детей необходима специальная целенаправленная работа по развитию физических качеств.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребёнка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.

Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей.

Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Исследователи Е. А. Тимофеева и Н. Н. Кожухова выделяют в подвижных играх сюжетные, бессюжетные, игры – забавы.

- Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

 Именно качественно выполненные прыжки, быстрый и правильный бег позволяет развивать ловкость. Сюжетные подвижные игры, преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25) и это позволяет широко использовать игры, в разных условиях и с разными целями.

В группу бессюжетных игр входят игры, разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющих детей и для небольших групп, а также игры, в которых играющие делятся на звенья, команды. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязные игровые действия всех участников. Эти игры основаны на простых движениях, чаще всего бег в сочетании с ловлей и увёртыванием, прятаньем и т. д. Такие игры являются наиболее эффективным средством развития ловкости и быстроты.

Однако надо отметить, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требует от участников довольно быстрых и ловких движений, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем возрасте.

В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры – забавы, аттракционы. Они часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Эти игры требуют от участников двигательных умений, ловкости, быстроты, сноровки. Игры учат ребёнка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Необходимо помнить, что проявление отрицательных эмоций в играх (страх, обида, гнев), нарушает нормальный ход нервных процессов и вредит здоровью. Подвижные игры должны приносить детям моральное и физическое удовольствие, следует стремиться к развитию положительных эмоций: чувства радости, удовольствие, бодрости, желание выручить товарища, проявить выдумку, изобретательность. Не стоит забывать об этом, при организации подвижной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для оздоровления детей

Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья...

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Роль подвижных игр в оздоровлении детей дошкольного возраста

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально — волевых качеств. Специфика подвижной игры состои...

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

Выступление подвижная игра -средство физического воспитания детей дошкольного возраста

подвижная игра -средство физического воспитания детей дошкольного возраста...

Дискуссия подвижная игра средство оздоровления и укрепления детского организма

Подвижная игра — средство оздоровления и развития детского организма...