Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре (старшая группа) на тему

Эккерт Юлия Николаевна

Подвижные игры важны для физического развития дошкольников, способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют  потребность  в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта, развитие внимания, памяти, воображения, самостоятельности и инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx418.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Гроза»

Цель: развитие двигательной активности, внимания; тренировка координации движений, артикуляции, памяти.

Ход игры: По кругу раскладываются обручи соответственно количеству детей. Выйдя из домиков (обручей ) дети бегают, прыгают по всей площадке в разных направлениях, проговаривая в такт движениям:

Поднял гром тарарам, Прокатился по полям.

Теплым дождичком звеня, Докатился до меня.

Дождь, дождь, надо нам Разбегаться по домам.

Пока играющие бегают, проговаривая текст, ведущий убирает один - два обруча. С последними словами: «По домам!» - дети занимают любой свободный обруч. Оставшиеся без «домика» выбывают из игры. Игра продолжается, пока не останется один победитель.

 «Совушка»

Цель: развивать  наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в беге; предупреждать нарушение осанки; развивать связную устную речь.

Ход  игры: Дети становятся в круг. Один из играющих в середине круга изображает «совушку», а все остальные – птичек. Бабочек, жучков. По команде ведущего: «День наступает – всё оживает!» дети бегают по кругу. «Совушка» в это время «спит», то есть стоит в середине круга, закрыв глаза, на одной ноге. Когда ведущий скомандует: «Ночь наступает – всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а «совушка» в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шевелится или смеётся, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся «совушками», и при повторении игры все вместе «вылетают на охоту».

«Назови овощи» (с мячом) http://overgraph.ru/images/92126_igrat-s-myachom.jpg

Цель: закреплять название овощей и формировать навыки

двигательной активности, совмещая виды деятельности:

двигательную, познавательно – исследовательскую,

коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети выстраиваются в круг. Каждый ребёнок

поочерёдно бросает мяч рядом стоящему и называет овощ.

Другой делает то же самое. Тот участник игры, который долго

не может назвать овощ, выходит из игры.

«Мышеловка»

Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход  игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

«Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех зараз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

 «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Ход игры: На площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». Выбираются один или два «волка». Они остаются во рву. Все остальные играющие – «козы» - размещаются на одной стороне площадки, на «пастбище». По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. «Волки» меняются после 2-3 перебежек.

«Удочка»

Цель: закреплять название овощей и формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие стоят по кругу. Водящий в центре круга крутит верёвку с мешочком на конце так, чтобы мешочек находился на высоте 5 см. от пола. Все прыгают через верёвочку, а задевший её выбывает, после чего игра продолжается. Выигрывают оставшиеся.

«Блуждающий мяч»

Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер, выдержку, совмещать виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

«Кот и мыши»

Цель: развивать общую моторику, зрительное внимание, координацию речи, речевое дыхание, терпение и быстроту реакции.

Ход игры: Дети, с помощью педагога или самостоятельно, считалкой выбирают кота, остальные дети становятся мышами. Кот «живет» в своем домик, мыши «живут» в своих домиках. Домики находятся напротив друг друга, на расстоянии 3-4 метров.

Кот читает стихотворение, выполняя движения по тексту:

Я — красивый рыжий кот

У меня — пушистый хвост

Мышек очень я люблю,

Их ловлю, ловлю, ловлю.

Затем кот садится в домик, «засыпает». «Мыши», сидя в домике, поют коту колыбельную песенку:

Спи, усни, спи, усни.

Кот пушистый, спи — усни.

Затем, «мышки» встают и со словами «Тише, мыши, кот услышит» двигаются к домику кота. Неожиданно звучит громкий звук или удар в бубен, «кот» просыпается и начинает догонять «мышей». «Мыши» стараются убежать в свои домики. Котом становится пойманный ребенок или выбирается как в начале игры.

«Горелки»

Цель: научить детей соблюдать правила игры, формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он,  образует с пойманным новую пару,  и становится  впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удаётся никого поймать, он остаётся в той же роли. Игра заканчивается,  когда все играющие пробегут по одному разу.

«Летает – не летает»

Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево). Если то, что названо, летает, дети поднимают руки (можно «полетать»), если не летает – стоят на месте.

«Краски»

Цель: упражнять в беге с увёртыванием от ловящего, развивать ловкость, быстроту реакции, взаимодействия играющих; воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничество.

Ход игры: Игроки – «краски» - сидят на лавке, скамейке. По договорённости из числа играющих выбираются «продавец» и «художник». «Художник» отходит в сторону, чтобы не слышать сговара играющих с «продавцом». Каждая «краска» придумывает себе цвет и называет его «продавцу». После чего к играющим подходит «художник – покупатель».

Художник: Тук – тук!

Продавец: Кто там?

Художник: Это я, художник!

Продавец: Зачем пришёл?

Художник: За краской.

Продавец: За какой?

Художник: За красной (жёлтой, синей и т.д.)

Если красной «краски» нет, то «продавец» говорит: «Скачи по красной дорожке, купи себе красные сапожки!» «Художник» должен не одной ноге до заранее определенного места и вернуться в магазин за новой «краской».

Если названная «краска» есть, «продавец» выводит её на линию старта¸ берёт за руку «художника» и произносит: «Раз – два – три – бери!» После чего «краска» бежит до условленного места (финиша), а «художник» пытается её поймать. Если «художник» поймал «краску» , то происходит смена водящего, и он становится «краской».

«Воевода» 

Цель: упражнять в прокатывании, бросании и ловли мяча, умении согласовывать движение со словами; развивать внимание, ловкость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды  деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую,  коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к  другому, произнося:

-Катится яблоко в круг хоровода,http://dou77.ivedu.ru/images/paste77.jpg

-Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода.

Он говорит:

-Я сегодня воевода.

-Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками.

Дети хором говорят: Раз, два, не воронь и беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь

 раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается. Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

«Не оставайся на земле»

Цель: развивать умения действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в игровой обстановке с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Выбирается ловишка, который вместе с детьми бегает по всему залу (площадке). Как только воспитатель произнесет: «Лови!» все убегают от ловишки и взбираются на предметы (скамейки, кубы, и т. д.). Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончании подсчитывают количество пойманных и выбирают ловишку. Игра возобновляется.

«Бывает – не бывает»

Цель: формировать навыки интеллектуальной активности детей, совмещать виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Ведущий бросает мяч участнику и называет примету любого времени года (птицы улетают, цветы растут и т.д.). Если это бывает осенью, то ребёнок ловит мяч, если нет отбрасывает.

«Пчёлы и медвежата»

Цель: развивать умение играть в команде, догонять соперников, двигаясь быстро и аккуратно

Ход игры: Дети делятся на две неравные группы – «пчел» и «медведей», большинство составляют «пчелы». «Пчелы» (2-3) живут в ульях (на дереве, бревне, большом пне), «медведи» - в берлоге (условно обозначенном месте). По сигналу «пчелы» вылетают из ульев, летают по лесу, собирают мед и жужжат. Когда «пчелы» покинут ульи, «медведи» выбегают из берлоги и забираются в них, лакомятся медом. Как только педагог скажет: «Медведи!», «медведи» спешат спрятаться в берлогу, а «пчелы» летят к ульям и жалят (дотрагиваются рукой) тех «медведей», которые не успели убежать. После некоторых повторений, играющие меняются ролями.

 «Волк во рву»

Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Посередине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100см одна от другой – это ров. С двух краев площадки на расстоянии одного-двух шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.

Все «козы», располагаются в одном из домов. «Волк», становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву!», «козы» бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а «волк» в это время старается поймать (коснуться). Пойманных, он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит «волк во рву!», козы перебегают на другую сторону, переплывая через ров.

После установленного числа перебежек (3-4), все пойманные «козы» вращаются в свой дом, и выбирается другой «волк» (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.

«Перелёт птиц»

Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети делятся на 2-3 группы. Изображают перелётных птиц, располагаются друг против друга. По сигналу они должны поменяться местами, отображая характерные особенности: гуси летят клином, скворцы стайкой.

«Стадо»

Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие выбирают «пастуха» и «волка», а все остальные – «овцы». Дом «волка» - в лесу, а у «овец» два «дома» - на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»: «Пастушок, пастушок, заиграй во рожок. Травка мягкая, роса сладкая, гони стадо в поле погулять на воле». «Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «пастуха»: «Волк!» - все «овцы» бегут в «дом» на противоположной стороне площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает «стадо». Все, кого поймал «волк», выходят из игры. Правила игры: во время перебежки «овцам» нельзя возвращаться в тот «дом», из которого они вышли; «волк» «овец» не ловит, а дотрагивается до них рукой; «пастух» может только заслонять «овец» от «волка», но не должен задерживать его руками.

«Карусель»

Цель: развивать равновесие в движении, формировать навык бега. Повышать эмоциональный тонус.

Ход игры: Играющие становятся в круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

«Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом».

В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

«Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!».

Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

«Воробьи и кошка»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах; воспитывать ловкость, быстроту реакции, выносливость, активность.

Ход игры: На земле чертится круг, диметр 3 – 4 метров. Из участников игры выбирается водящий – «кошка». Он располагается внутри круга.  Все остальные – «воробьи» - становятся за чертой вне круга. «Воробьи» по сигналу воспитателя прыгают в круг и из него. «Кошка» неожиданно вскакивает и старается поймать кого – нибудь  из «воробьёв» , не успевших выпрыгнуть из круга. Пойманные участники выходят из круга. Когда «кошка» поймает 2-3 воробья, выбирается новая «кошка» из числа непойманых, и игра возобновляется.

«У медведя во бору»

Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Ребёнок – «медведь» сидит на пеньке, дети стайкой продвигаются по территории участка мимо «медведя», имитируя сбор ягод, приговаривают слова:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь не спит

И на нас рычит!

Медведь рычит и ловит детей; кого догонит тот выходит из игры.

 «Салки на одной ноге»

Цель: развивать опорно – двигательный аппарат, навыки бега, ловкость, координацию движений, чувство спортивного соперничества.

Ход игры: Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слово «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется.

Рекомендации к игре:  

1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на правой, то на левой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.

«Кто быстрее?»

Цель: развивать ловкость, сообразительность, скорость движений; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети делятся на две группы, задача – перенести снежные комочки в корзину. Чья команда заполнит корзину быстрее, та и победит.

 «Лягушки и цапля»

 Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности:            

                                    двигательную, познавательно – исследовательскую,

                                    коммуникативную,   с учётом  безопасности  жизнедеятельности.

                                    Ход игры: В одном из углов площадке обозначено «гнездо цапли».                  

                                    Воспитатель назначает одного из играющих «цаплей», остальныхhttp://www.coollady.ru/puc/ras/20/35.jpg

                                    – «лягушками», которые стоят или прыгают в «болоте». Когда все

                                    играющие разместились на отведённых для их участках площадки,

                                   воспитатель даёт сигнал: «Цапля!». Высоко поднимая ноги, она

                                   направляется к «болоту», перешагивая через верёвку, чтобы    

                                   поймать «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», выскакивают

                                   из «болота»,  прыгают через верёвку любым способом:

                                   отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбегу – лишь бы    

                                   убежать от «цапли». Перешагнув через верёвку, «цапля» ловит не успевших выпрыгнуть из «болота» «лягушек». Пойманных  «цапля» уводит к себе в «дом», и они временно выбывают из игры (пока не сменится «цапля»).

Если все»лягушки» успели выскочить из «болота» и «цапля» никого не поймала, она возвращается к себе в «дом». Новая «цапля» выбирается после того, как будут пойманы 2-3 «лягушки».

Правила:

1. «Цапля» может ловить «лягушек» только в «болоте».

2. «Лягушки» должны перепрыгивать, а не перешагивать через верёвку.

3. «Лягушка», перешагнувшая через верёвку, считается пойманной.

Рекомендации к проведению: Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре  могут быть и 2 цапли.

«Не сходя с места»

Цель: развитие ловкости, координации движений, точности и быстроты реакций, двигательных и коммуникативных способностей.

Ход игры: На площадке разложены обручи – «домики, количество которых меньше количества детей. Воспитатель проговаривает слова, дети свободно бегают по площадке.

Осень, осень у ворот

Кружит листьев хоровод.

Раз, два, три – летят листочки,

Раз, два, три – кружат листочки,

Скоро дождь, надо нам

Разбегаться по домам.

По прочтению стихотворения дети занимают «домики». Ребёнок, не успевший занять «домик», выбывает из игры.

 «Солнце и ветер»

Цель: развивать внимание, смекалку; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Воспитатель показывает табличку «Солнце» - дети двигаются по территории участка: прыгают, бегают, приседают, танцуют. По сигналу «Ветер!» прячутся на веранде, в домиках, не задевая друг друга.

«Коршун и наседка»

Цель: развитие ловкости, гибкости, выносливости, координации движений, точности и быстроты реакций, образного мышления, двигательных и коммуникативных способностей.

Ход игры: Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

— Коршун, коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— На что тебе ямка?
— Копеечку ищу.
— На что тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— На что тебе иголочка?
— Мешочек сшить.
— На что тебе мешочек?
— Камешки класть.
— На что тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что?
— Они потоптали капусту у меня в огороде.
— А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая http://xn----174-4ve0acg4alk4gej.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/02/fizo_vliyanie_podvijnyh_igr_3.jpg

высоту изгороди:

— Вот какая!
— Нет, мои цыплята через такую не перелетят

— А я их все-таки поймаю.
— Не дам тебе своих деток ловить.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.

Правила

1. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.

2. Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

3. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.

Рекомендации к проведению: Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и коршун.

 «Скорее в круг» (с мячом)

Цель: развитие ловкости, гибкости, выносливости, координации движений, точности и быстроты реакций, образного мышления, двигательных и коммуникативных способностей.

Ход игры: В середине площадки чертят круг диаметром 1-2 метра (в зависимости от числа играющих). Выбирают водящего, который становится в круг. Остальные игроки располагаются за кругом. Они становятся на равном расстоянии друг от друга и чертят вокруг себя небольшие кружки диаметром в 0,5 метра. Перед началом игры все участники входят в большой круг. Один из них подкидывает мяч вверх (и немного в сторону), а остальные, кроме водящего, разбегаются по своим кружкам.

Водящий, как только мяч коснулся земли, старается ударом руки закатить мяч в центральный круг. Однако стоящие в кругах мешают ему сделать это, также отгоняя мяч руками. При этом они имеют право выбегать из своих кругов и отбегать от них. Но вместе с тем игроки зорко следят за тем, чтобы водящий не занял их место в кружке.  В противном случае игрок, оставшийся без круга, становится новым водящим

Если водящему удалось закатить мяч в круг или прокатить его через круг, игра начинается снова. При этом учитель назначает нового водящего.

Можно усложнить игру и условиться о том, что водящий может занимать не только свободный круг (когда из него выбежал игрок), но и прокатывать через этот круг мяч. Если это ему удастся сделать, то игрок, занимавший ранее этот круг, сменяет водящего.

Участникам игры надо объяснить, что катить мяч по земле следует, поддерживая его руками. Нельзя ударять по мячу так, чтобы он подпрыгивал выше 30 сантиметров, а также дотрагиваться до мяча ногой. Нарушивший эти правила становится водящим.

 «Зайцы в огороде»

Цель: развитие внимания, ловкости, прыгучести.

Ход игры: На игровой площадке чертятся один в другом два круга диаметром 3—4 и 1—2 м. Из числа играющих выбирается водящий — «сторож». Его место — в малом круге «огороде». Остальные играющие — «зайцы». Они располагаются в большом круге. По сигналу воспитателя зайцы, прыгая на двух ногах, проникают в огород и возвращаются обратно только прыжками. Сторож должен поймать как можно больше зайцев, дотронувшись рукой. Пойманные зайцы выходят из игры. Когда будет поймано 5—6 зайцев, выбирается новый водящий — сторож, а старый становится зайцем. Игра начинается сначала.

«Уголки»

Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети становятся возле деревьев или в кружочках начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит: «Мышка, мышка отдай мне свой уголок». Мышка отказывается.  Водящий с теми же словами подходит  к другому. В это время остальные дети выбегают из своих уголков, меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится водящим.

Варианты:  Если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

 «Птицелов»

Цель: закреплять представление детей о птицах;  развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности; формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;

Ход игры: Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке.

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

 «Мы весёлые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Ход игры:   дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Он назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три лови!

После слова «лови!» дети перебегают на противоположную сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный отходит в сторону. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

 «Караси и щука»

Цель: упражнять детей в беге; закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу. 

Ход игры: Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна их них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. 

По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. 

Игра проводится 3-4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.

«Зайцы и волк»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле. 

Ход игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит:

Зайки скачут, скок – скок – скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

 «Угадай что делали»

Цель: развивать выдержку, инициативу, воображение.

Ход игры: Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели - не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т.д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторяется.

«Хитрая лиса»

Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет: «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

«Море волнуется»

Цель: формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности; выполнять имитационные движения.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий , он стоит в центре; все произносят слова и произвольно двигаются, стараясь создать необычную фигуру:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

После этих слов все замирают, ведущий выбирает лучшую фигуру, этот участник становится ведущим.

«Чьё звено скорее соберётся»

Цель: развивать смекалку, скорость движения; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого – либо одного цвета. 
В разных концах площадки или по одной стороне становятся на подставках 3 – 4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета. Когда воспитатель ударяет в бубен, дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем. По сигналу: «На месте!» - дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
После двух – трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стоп!» По сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.

 «С кочки на кочку»

Цель: упражнять в прыжках; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности;

Ход игры: Дети перепрыгивают «с кочки на кочку» - в круги нарисованные на земле, или обручи, расположенные в хаотичном порядке, для того чтобы перебраться на противоположную сторону участка.

«Ловишка, бери ленту»

Цель: развивать ловкость, смекалку; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встаёт в центр круга. По сигналу дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленту. Тот, у кого ловишка забрал ленту, выходит из игры. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям.

 «Два Мороза»

Цель: развивать смелость, быстроту движений; упражнять в беге; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь https://detskimir.nethouse.ru/static/img/0000/0001/4322/14322254.immo9k585d.W665.jpg

в противоположных сторонах помещения. В середине

братья Морозы:

Мы — два брата молодые, 

Два Мороза удалые:

Я — Мороз Красный Нос,

Я — Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!" Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят. Кого догонят, тот останавливается и выходит из игры.

 «Стой!»

Цель: развивать внимание; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Стой!» останавливаются и замирают на месте. По сигналу: «Можно бежать!» бегают.

«Найди свою пару»

Цель: развивать внимание, скорость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети встают парами один за другим, запоминают своего партнёра. По первому сигналу все разбегаются и несколько минут активно двигаются по территории участка, по второму сигналу должны найти своего партнера и встать в прежнем порядке.

«Ловишки – перебежки»

Цель: развивать ловкость, сообразительность, упражнять в беге; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети делятся на группы, встают по обе стороны участка лицом друг к другу. На середине находится ловишка. После слов: «Раз, два, три, лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, ловишка их догоняет. Тот, до кого ловишка дотронется, считается пойманным, становится ловишкой.

«Пройди и не упади»

Цель: развивать смелость, чувство равновесия; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети по очереди проходят по бревну. Чтобы не упасть, надо держать равновесие.

«Попади в цель»

Цель: развивать меткость, ловкость, глазомер; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети по очереди бросают снежки (мячи, шишки) в цель. У кого больше попаданий тот и победил.

 «Кто обгонит?»

Цель: развивать ловкость, чувство ответственности за свою команду; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: На одной стороне площадки дети стоят в одну шеренгу с мячами в руках. По команде бегут, подбрасывая мяч перед собой, на противоположную сторону площадки. Побеждает тот, кто, не уронив мяч, прибежит первым.

«Ловишки с приседанием»

Цель: развивать внимание, скорость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети выбирают ловишку, по сигналу: «Раз, два, три – беги!» разбегаются по площадке, а ловишка старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того, кто успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда будут пойманы трое детей, выбирают нового ловишку.

«Весёлые соревнования»

Цель: развивать внимание, скорость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие встают в 3-4 колонны у общей черты. Впереди каждой колонны в 4-5 шагах обозначены цветные дорожки, дальше – больше цветные круги на снегу. По сигналу первые игроки бегут по дорожкам, затем по контуру круга и быстро возвращаются в конец колонны. Игра продолжается пока не пробегут все участники.

«Светофор»

Цель: закрепить  знания о значении светофора. Учить  действовать по сигналу. Развивать внимание, ловкость и быстроту; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый – встают, на зелёный – маршируют на месте. Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жёлтый – продвигаются в приседе, зелёный – прыгают на носках. За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберёт меньше штрафных очков.

«Охотники и звери»

Цель: развивать меткость, ловкость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Из числа детей выбираются «охотники», остальные перевоплощаются в «зверей»; по сигналу «звери» бегают, а «охотники» их ловят или бросают в них мяч. В кого попадут или до кого дотронутся, те выходят из игры.

«Не попадись»

Цель: развивать смелость, ловкость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети стоят в кругу, выбирают ведущего, который по сигналу догоняет детей. Кого догонит, тот выходит из игры.

 «Дорожка препятствий»

Цель: развивать навыки подлезания, прыжков; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети выстраиваются в две колонны, по сигналу бегут к спортивным снарядам из снега: дуге, пеньку, снежному валу – возвращаются в конец колонны. Чьё звено  выполнит раньше, то и победит.

«Не оставайся на снегуhttp://gimnaz.armavir.ru/wp-content/uploads/2016/10/729b3e17358bfb4bd8c4756f57808f97_XL.jpg

                                    Цель: развивать сообразительность; упражнять в прыжках;    

                                    формировать навыки  двигательной активности, совмещая виды    

                                    деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую,  

                                    коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

                                    Ход игры: Выбрав водящего, дети бегут по территории участка.            

                                    Когда подбегает водящий, они должны быстро запрыгнуть на                        

                                    возвышенность скамейку, постройку и др. До кого дотронется

                                    водящий, тот выбывает из игры.

«Перебежки»

Цель: развивать находчивость, ловкость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети делятся на две группы, стоят в шеренгах друг против друга. По сигналу бегают, прыгают, лазают. По команде должны встать на противоположную сторону, не опаздывать и не ошибаться.

«Кто выше прыгнет»

Цель: упражнять в подпрыгивании; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: На натянутом канате чуть выше поднятой руки детей висит колокольчик. Дети с разбега подпрыгивают, чтобы задеть их. Подчитывают количество касаний. Кто больше наберёт, тот и победитель.

«Пожарные на учении»

Цель: развивать смелость, находчивость; закреплять умения лазить, прыгать, перелезать, подползать; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Уточняется кто такие пожарные. Детям предлагается стать пожарными и начать тренировку: подлезть под канаты, залезть на шведскую стенку, перелезть через препятствие (вал). Для этого образуются две команды: чья команда первой пройдёт учения, та и победила.

 «Кто скорее через обруч»

Цель: упражнять в подлезании; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети делятся на две команды, стоят у линии; на расстоянии укреплены большие обручи. По команде играющие бегут по одному, пролезают в обруч и возвращаются в конец колонны. Побеждает та команда, участники которой выполнят задание первым.

«Шире шаг»

Цель: развивать глазомер; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети стоят по линейке, и разделившись на две команды,  по сигналу они должны перейти на другую сторону участка. Причём большими шагами. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

 «Колпачок и палочка»

Цели: Развивать у детей внимание. Упражнять в ходьбе по кругу; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности

Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой. Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять – будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

 «Кто дальше прыгнет?»

Цель: развивать смелость, ловкость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: На земле начерчены линии. Дети выстраиваются на ней, по сигналу все одновременно прыгают и остаются на месте, отмечают кто прыгнул дальше. Затем задача усложняется: прыгнуть с разбега, не упасть и стоять на том же месте. Фиксируются результаты, выявляют победителя.

 «Баба-Яга»

Цель: Развивается ловкость, внимание, быстрота, выносливость, самостоятельность, настойчивость, организованность, выдержка, чувство ритма, словесная память, коллективное взаимодействие, стремление к взаимовыручке.

 Ход игры: Дети создают круг, в нём стоит «Баба Яга», у неё помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают: Бабка - Ёжка, костяная ножка, с печки упала, ножку сломала! А потом и говорит: «У меня нога болит! » Пошла на улицу - раздавила курицу. Пошла на базар - раздавила самовар, Пошла на лужайку - раздавила зайку. Дети разбегаются, а Баба – Яга прыгает на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом, не выбегая за круг. Бабой Ягой становится тот, кого ведущий осалит.

«Самолёты»

Цель: развивать правильное дыхание при беге, внимание, сообразительность; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Ведущий – «диспетчер» дает разрешение на взлёт. «летчики» «заводят моторы», по очереди «взлетают», «летают» по территории участка. По сигналу «На посадку!» самолёты выстраиваются в ряд. 

 «Гуси – лебеди»

Цель: развивать смелость, внимание; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: На одной стороне площадке стоят дети-«гуси», на скамейке сидит ребёнок, который играет роль волка, на противоположной стороне стоит «мать – гусыня», она зовет «гусей»:

- Гуси – гуси!-

- Га-га-га. http://www.bankinovosiba.ru/turazutuz/2386

- Есть хотите?-

- Да, да, да!

- Ну, летите!

- Нам нельзя, серый волк под горой

- Не пускает нас домой!

- Зубы точит, съесть нас хочет!

-Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» машут руками- «крыльями» и «летят» к «гусыне».

«Волк» выходит из засады и ловит «гусей».

«Цепи кованные»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в  построению в две шеренги, беге.

Ход игры: Две шеренги  детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, кованные разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая

- Стёпой!  -  отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить  вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в  шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков

 «Иголка, нитка, узел»

Цель: учить действовать согласованно друг с другом; ловкость и быстроту; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие выбирают троих водящих — «иголку», «нитку» и «узел». Кроме водящих, все соединяют руки и становятся по кругу. Водящие становятся полукругом.

Игра начинается по указанию руководителя. «Иголка» бегает зигзагом под руками игроков, стоящих по кругу. Задача водящих: «нитка» должна догнать «иголку», «узел» — «нитку». Нитка и узел бегут за иголкой в том же направлении. Если узел догонит нитку или нитка — иголку, а также если нитка и узел перепутают путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих, и игра начинается сначала.

Указания:  1. Игрокам, стоящим по кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им. 2. Нитка и узел должны бежать по тому же пути, что и иголка.

«Пирог»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Ход игры: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: 

Вот он, какой высоконький, 

Вот он, какой мяконький,

Вот он, какой широконький. 

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд. 

«Горячая картошка»

Цель: упражнять в передаче мяча

Ход игры: Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Рекомендации:  Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Усложнение: Мячи разной массы. Мячи разного размера. Количество мячей более двух.

«Мяч через сетку»

Цель: развивать ловкость, смекалку, смелость; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Дети стоят по обе стороны натянутой сетки друг напротив друга на расстоянии двух метров, перебрасывают мяч через сетку так, чтобы стоящие по другую сторону могли его поймать. Чья команда поймает больше мячей, та и победила.

«Змея»

Цель: формировать согласованность двигательных действий.

Ход игры:   Игроки (5-6 человек) строятся в колонну по одному и кладут руки на пояс впередистоящего. Первый игрок в колонне – «голова», последний – «хвост». По сигналу голова должна запятнать хвост. Если голова запятнала хвост или разорвалось сцепление, то игра останавливается и выбираются новые водящие.

Голова и хвост должны действовать согласованно, нельзя тянуть игроков за одежду и толкаться.

«Третий лишний»

Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега; формировать навыки двигательной активности, совмещая виды деятельности: двигательную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, с учётом безопасности жизнедеятельности.

Ход игры: Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой —сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Разновидности игры

1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.

2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот «третий лишний» и должен убегать.

 «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Ход игры: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой».

«Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли, 

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....