Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре (старшая группа) на тему

Подвижные игры для старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx91.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр в старшей группе детского сада

Картинки по запросу подвижных игр в старшей группе детского сада

Александрова М.Г. 

МБДОУ №75

Группа «Гулливер в стране сказок»

«Совушка»

Атрибуты к игре. Маска совы.

Подготовка к игре. На одном конце площадки чертят круг диаметром 1-2 м - «гнездо совушки». «Совушка» становится в круг-гнездо. Остальные играющие размещаются по всей площадке.

Описание игры. Дети бегают по площадке, изображая жуков, бабочек, маленьких птичек, лягушек и т.д. Совушка сидит в гнезде. Воспитатель говорит: «Ночь!» По этому сигналу играющие замирают на своих местах так, как их застал сигнал «Ночь!». Совушка вылетает из своего гнезда на охоту и наблюдает, кто из играющих шевелится. Заметив шевелившегося, совушка подходит, берёт его за руку и уводит в гнездо. Через некоторое время воспитатель произносит: «День!» По этому сигналу играющие начинают бегать, имитируя движения птиц, бабочек. Совушка после сигнала «День!» улетает в гнездо. Когда в гнезде окажутся двое-трое ребят, выбирают новую совушку. Более ловкими считаются те игроки, которых совушка ни разу не увела в гнездо.

Правила игры.

  1. Совушка не имеет права наблюдать только за одним и тем же игроком.
  2. Нельзя вырываться от совушки.
  3. Отведённые в гнездо игроки остаются там до того времени, пока игра повторится один раз.
  4. Интервал времени между сигналами «День!» и «Ночь!» не должен быть больше 15-20 секунд. Если воспитатель даст сигнал «День!» до того, как совушка заметит кого-нибудь пошевелившегося, то она обязательно должна улететь в своё гнездо одна, без добычи.

Варианты игры.

  1. Игру можно проводить под музыку. Когда «День!» - музыка играет громко, когда «Ночь!» - тихо. Движения выполняются игроками также под музыку.
  2. Можно включить в игру элементы корригирующей гимнастики.

«Горелки»

Играющие строятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо — птички летят.

Колокольчики звенят! Раз, два, три — беги!

С последними словами дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонн — один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем игроки успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удастся это сделать, то одного из игроков он берёт за руку и встаёт с ним в пару. Оставшийся водит.

«Паук и мухи»

Атрибуты к игре. Маска паука, эмблемы мух.

В одном из углов зала очерчивается кружком паутина, где живёт паук (назначают одного игрока). Все остальные ребята изображают мух. По сигналу воспитателя играющие разбегаются по всему залу: мухи летают, жужжат. По сигналу воспитателя «Паук!» мухи замирают, останавливаясь в том месте, где их застал сигнал. Паук выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит в свою паутину.

«Попрыгунчики-воробушки»

Атрибуты к игре. Маска кошки, эмблемы воробушков.

Подготовка к игре. На полу (земле) чертится круг диаметром 4-6 м. Выбирается водящий - «кошка». Кошка стоит или приседает в середине круга. Остальные играющие - «воробьи» - становятся вне круга.

Описание игры. По сигналу воспитателя воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка старается поймать кого-либо из воробьёв, не успевших выпрыгнуть из круга. Пойманный садится в кругу у кошки. Когда она поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из непойманных. Игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Правила игры.

  1. Кошка может ловить воробьёв только в кругу.
  2. Воробьи могут прыгать на одной или обеих ногах (по договорённости в начале игры).
  3. Спасаясь от кошки, воробьи не имеют права бежать, они должны только прыгать; если воробей побежал через круг, он считается пойманным.
  4. Ловить - значить пятнать.

«Так и этак»

Подготовка к игре. Игроки выбирают водящего, становятся по кругу и размыкаются на вытянутые в сторону руки. При ведении игры в первый раз в роли водящего может быть воспитатель.

Описание игры. Водящий объясняет игру: если он скажет слово «так» и выполнит любое движение, играющие должны повторить это движение. Если водящий скажет слово «этак» и выполнит какое-нибудь движение, то играющие не должны повторять это движение.

Правила игры.

  1. Играющий, допустивший ошибку, проигрывает.
  2. Выигрывает тот, кто ни разу не допустил ошибки.
  3. Водящий, выполняя движения, должен сказать слова «так» или «этак».

«Угадай, чей голосок?»

Подготовка к игре. Играющие выбирают водящего и становятся в круг (за исключением водящего). Водящий, находясь в середине круга, закрывает глаза. Воспитатель указывает на того, кто должен говорить «Скок, скок, скок».

Описание игры. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют или говорят:

Мы составили все круг, Повернёмся разом вдруг.

На эти последние слова дети поворачиваются вокруг себя и затем говорят:

Скок, скок, скок. Угадай, чей голосок?

Слова «Скок, скок, скок» говорит тот, кому заранее предложил воспитатель. Игроки заканчивают песню словами «Угадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто говорил (пел). Узнанный идёт вместо водящего в середину круга, а водящий становится в круг на его место. Если водящий не угадает, он остаётся в середине круга.

Правила игры.

  1. Воспитатель указывает на того, кто должен произносить слова «Скок, скок, скок», выбранный игрок поднимает руку, чтобы его все видели.
  2. Слова «Скок, скок, скок» говорит (поёт) только один.
  3. Поющему или говорящему слова «Скок, скок, скок» разрешается изменить голос.
  4. Водящий не имеет права открывать глаза до тех пор, пока не закончится песня.

«Коридор смеха»

Дети становятся в два ряда напротив друг друга. Руки у всех спрятаны за спину. Один из участников игры пытается пробежать по коридору, не рассмеявшись. Остальные же изо всех сил стараются рассмешить его разными гримасами. Руки при этом остаются за спиной, разговаривать нельзя. Кому удастся пройти коридором смеха, не изменившись в лице, тот заслужил аплодисменты.

В этой игре может участвовать и небольшое количество детей. Тогда всем лучше встать в круг. Можно стараться заставить кого-нибудь рассмеяться за время, определённое заранее.

«Скворечники»

Атрибуты к игре. Эмблемы скворцов.

В разных местах зала играющие чертят кружки - это скворечники. В каждом из них размещается одна пара скворцов. Число играющих - нечётное. Один скворец остаётся без гнезда. Игроки, изображающие скворцов, бегают (летают) по площадке в разных направлениях. По сигналу «Скворцы прилетели!» они бегут в скворечники. Можно занять любой кружок. Оставшийся без места считается проигравшим. По сигналу «Скворцы летят!» игра повторяется.

«К своим флажкам»

Атрибуты к игре. 4-5 разноцветных флажков.

Подготовка к игре. Игроки, разделившись на группы по 6-8 человек, становятся в кружки, располагаясь по всей площадке. В центре каждого кружка находится один игрок с флажком в руке.

Описание игры. По команде воспитателя дети, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо и влево. Воспитатель даёт сигнал (свисток, хлопок). Играющие, кроме стоящих с флажками, разбегаются по площадке. Воспитатель даёт второй сигнал. После этого сигнала все становятся лицом к стенке и закрывают глаза. В это время игроки, стоящие с флажками, быстро и бесшумно меняют свои места по указанию воспитателя, который даёт третий сигнал или говорит: «Все к своим флажкам!» Ребята открывают глаза, бегут к своему флажку и, взявшись за руки, образуют круг. Побеждают те играющие, которые первыми построят кружок. При повторении игры необходимо менять игроков с флажками. Правила игры.

Играющим не разрешается открывать глаза до тех пор, пока не будет дан третий сигнал: «Все к своим флажкам!» Если игрок открыл глаза раньше, то его группа считается проигравшей.

  1. Игроки с флажками должны обязательно переменить свои места.
  2. Чтобы дети могли быстрее заметить свой флажок, его надо держать в вытянутой руке.

Варианты игры.

  1. Эту игру можно провести с музыкальным сопровождением. Играющие двигаются по кругу или за воспитателем, повторяя за ним различные движения. По сигналу все занимают свои места около своих флажков.
  2. Можно ставить играющих не по кругу, а в шеренгу или в колонну, игроков с флажками ставить впереди.

«Пустое место»

Подготовка к игре. Выбирают одного водящего. Играющие, за исключением водящего, становятся в круг на расстоянии не более полушага один от другого, руки за спиной. Водящий становится за кругом.

Описание игры. Водящий бежит по кругу, дотрагивается до кого-либо из ребят и после этого продолжает бежать около круга в ту или другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит около круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на своё место. Игрок, оставшийся без места, водит. Правила игры.

  1. Водящий имеет право коснуться рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование в беге.
  2. Когда дети обегают круг, никто не должен им мешать.
  3. Обегая круг, ребята не имеют права задевать стоящих по кругу.
  4. При встрече играющие должны держаться правой стороны. Варианты игры.
  1. Обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают.
  2. Встречаясь на пути, поворачиваются кругом, садятся на пол, встают, хлопают в ладоши.

Задания могут быть самые разнообразные. Тот, кто не выполнит задание, становится водящим.

«Удочка»

Атрибуты к игре. «Удочка» - верёвка длиной 3-4 м, на конце которой прикреплён мешочек с песком.

Подготовка к игре. Выбирают одного водящего. Играющие становятся за очерченным кругом с интервалом в один шаг. Водящий с «удочкой» в руках - в середине круга.

Описание игры. Водящий, стоя в середине круга, вращает верёвку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. Дети подпрыгивают, следя за тем, чтобы мешочек не задел их. Тот, кого мешочек задел, становится в середину круга и сменяет водящего. Выигрывают игроки, которые ни разу не сменили водящего.

Правила игры.

  1. Верёвку-удочку необходимо вращать так, чтобы мешочек скользил по полу.
  2. Если мешочек заденет ногу игрока выше щиколотки, игрок запятнанным не

считается.

  1. Играющим не разрешается сходить со своего места; тот, кто нарушит это

правило, считается пойманным.

Вариант игры.

Всё так же, только тот, кто заденет верёвку, выбывает из игры. Выигрывает

оставшийся последним.

«Карусель (с верёвкой)»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели.

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде воспитателя «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Ребята кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, т.е. взяться рукой за верёвку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.

«Найти предмет»

Атрибуты к игре. Какой-либо мелкий предмет.

Подготовка к игре. Воспитатель до начала игры прячет какой-нибудь предмет (карандаш, перо...) на виду. Играющие стоят в шеренге или в колонне по одному.

Описание игры. По сигналу воспитателя дети двигаются в колонне по одному вокруг зала, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Ребёнок, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Воспитатель, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашёл предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра заканчивается, когда все или большая часть детей нашли предмет.

Правила игры. Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавливаться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета.

«Два Мороза»

Атрибуты к игре. Маски «Мороз красный нос», «Мороз синий нос». Подготовка к игре. На противоположных концах площадки на расстоянии 2- 3 м от стенок отмечаются линиями два «дома». Выбирают двух водящих - «Морозов». Все остальные — «ребята». Играющие становятся на одном конце площадки за линией дома. Посередине площадки лицом к ребятам стоят оба Мороза.

Описание игры. По распоряжению воспитателя дети начинают игру. Морозы обращаются к ребятам со следующими словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз - красный нос», другой: «Я Мороз — синий нос», и вместе:

Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?

Все ребята отвечают:

Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз!

После этих слов ребята бегут через площадку в другой дом. Морозы ловят перебегающих, и те сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их «заморозили». Затем Морозы опять обращаются к детям с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, дотрагиваясь до «замороженных», выручают их. Морозы ловят ребят и тем самым дают возможность выручать «замороженных». После двух перебежек выбирают новых Морозов из непойманных, а пойманных подсчитывают и отпускают. Они присоединяются к остальным игрокам. Игра начинается сначала. Играют до трёх-четырёх смен водящих. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих. Правила игры.

  1. Играющие имеют право выбегать из дома только после слов: «И не страшен нам мороз!»
  2. Нельзя бежать обратно в дом и нельзя задерживаться в доме, в том и другом случае игрок считается пойманным.
  3. Если игрок вбежал в дом, ему не разрешается выбегать из него, чтобы освободить «замороженных».
  4. Пойманный должен остаться на том месте, где его поймали - «заморозили».

«Кошки-мышки»

Атрибуты к игре. Маски кошки и мышки.

Подготовка к игре. Дети, взявшись за руки, выстраиваются по кругу. Выбирают двоих водящих — «кошку» и «мышку». Мышка становится в середине круга, кошка находится за кругом.

Описание игры. Игру начинают по указанию ведущего. Кот ловит мышку, которая, спасаясь от кота, вбегает в круг и выбегает из круга.

Игроки, стоящие в кругу, дают возможность мышке подлезть под руку, но мешают это делать коту. Когда кот поймает мышку или долго не сможет поймать её, выбирают других кота и мышку.

Правила игры.

  1. Играющим разрешается всячески препятствовать коту, когда он хочет подлезть под руки.
  2. Мышка и кот не имеют права разрывать соединённые руки игроков, а также перепрыгивать через них.

Варианты игры.

  1. В одном месте играющие отпускают руки, образуя «ворота». Кот и мышка имеют право вбегать в круг и выбегать из него, подлезая под руки через ворота.
  2. Ребята отпускают руки в двух-трёх местах, образуя несколько ворот.
  3. Дети образуют два концентрических круга с воротами или без них.

«Воздушная кукуруза»

В этой игре участвуют чётное количество играющих. У них в распоряжении очень маленькое игровое поле. Каждый складывает руки на груди и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна воздушной кукурузы прикоснутся друг к другу, значит они «склеились» и должны теперь прыгать вместе. Игра окончена, если остались прыгать только «парочки».


ЛИТЕРАТУРА

  1. Фатеева JI.П. 300 подвижных игр для детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998. — 224 с., ил.
  2. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. - М.: РОСМЭН, 1999. - 160 с., ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....