Психолого - педагогическое сопровождение спортивно одаренного ребенка в дошкольном учреждении
статья по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Цыганкова Мария Владимировна

Материал опубликован в сборнике статей ХХ Всероссийской научно-практической конференции "Современные проблемы физической культуры и спорта"

В статье представлен опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению спортивно одаренных детей в доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsygankova_chernysheva.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА  В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цыганкова М.В.,Чернышева Л.Г.

Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ),

 г. Хабаровск

Аннотация.  В статье представлен опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению спортивно одаренных детей в дошкольном учреждении. Рассматриваются механизм, методы выявления спортивно одаренных детей, содержание, принципы построения работы, обусловленные особенностями педагогических условий дошкольного учреждения.  

Ключевые слова: спортивно одаренные дошкольники, психолого-педагогическое сопровождение.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT SPORT GIFTED CHILD IN PRESCHOOL

Tsygankova M.V., Chernysheva L.G.

Pacific State University, Khabarovsk

Annotation. The article presents an experience in psychological and pedagogical support of sports gifted children in preschool. We consider the mechanism, methods for identifying gifted children sports content, principles of operation, due to the peculiarities of pedagogical conditions of preschool.

Keywords: sports gifted preschoolers, psychological and educational support.

Современная система дошкольного образования ориентирована на личность ребенка, одной из приоритетных задач которой является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, а эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна [1, 3, 5 и др.].

           Цель исследования – разработать программу психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных дошкольников с учетом педагогических условий дошкольного учреждения.

Механизм выявления и психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных детей в ДОУ № 83 г. Хабаровска носит систематический, долговременный характер, предполагающий длительное наблюдение за конкретным ребенком, различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, связанные как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью. Хорошо зарекомендовали себя интегрированные мероприятия, объединяющие активное сотрудничество с воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем. 

Уникальность одаренного ребенка обусловливается тем, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что могут сделать другие дети.

Для выявления спортивно одаренных детей в педагогической практике используются следующие методы:

–  педагогическое наблюдение за дошкольниками в разных видах деятельности;

– анализ результатов диагностики физической подготовленности;

– изучение психологических и индивидуальных  особеностей;

– метод прогнозирования будущих достижений ребенка;

– внеситуативно-личностные беседы с ребенком.

Педагогические наблюдения показали, что дети с психомоторной одаренностью проявляют повышенный интерес к двигательной деятельности.  Они легко и пластично двигаются, обладают высоким уровнем развития основных двигательных навыков, имеют хорошо развитую физическую силу, развитое чувство равновесия, высокую зрительно-моторную координацию, способность удерживать точный ритм и высокий темп движений, сохранять точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве. Им свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движений, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели. Количество попыток, необходимое для овладения новыми движениями у них гораздо меньшее, чем у других детей. Характерно и то, что по некоторым показателям одаренный ребенок может достигать уровня, свойственного для старшего возраста.

           В работе с одаренными детьми применяется индивидуальный подход с учетом особенностей центральной нервной системы ребенка [4]. Часто имея завышенную самооценку, одаренные дети не всегда благополучно адаптируются в группе сверстников. Педагогами инициируюся беседы, старшие дошкольники привлекаются в работу с детьми младшего возраста как помощники и наставники малышей. На основании совместно с психологом дошкольного учреждения проводятся игры-тренинги с элементами сказкотерапии. Одаренные дети составляют костяк команд для участия в спортивных праздниках и физкультурных досугах, что дает детям возможность для роста и развития в плане социализации, позволяет наладить коммуникацию со сверстниками.

           Работа по выявлению одаренных детей строится на принципах оптимизации, дифференциации и  индивидуализации [2].

           Обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей  осуществляется   путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении. Двигательная активность дошкольников  направляется в русло их опыта, интересов, желаний и  функциональных возможностей организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников  направлена на развитие умственных, психических и физических способностей и качеств детей. В режим двигательной активности детей включаются игры и игровые упражнения, позволяющие не только удовлетворить потребность ребенка в движении, но и развить необходимые качества. Так, у детей с высоким уровнем  двигательной активности особо уделяется развитию внимания, произвольного поведения. Для детей с низким уровнем двигательной активности подбираются игровые упражнения на развитие быстроты движений. Важным является вовлечение детей разного уровня двигательной активности в совместные игры, поскольку в дошкольном возрасте пример сверстника является значимым, дети учатся друг у друга,  под руководством педагогов, непосредственно в процессе игровой деятельности.

          Образовательная среда, созданная совместно с родителями и педагогами в ДОУ № 86 и окружающая воспитанников, соответствует следующим принципам:

–  функциональности, заключающийся в заполнении  среды востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые по необходимости легко трансформируются;

–  динамичности:  предметно–развивающая среда  физкультурного зала дошкольного учреждения является изменяющейся, трансформирующейся, разнообразной, что стимулирует интерес ребенка, а значит  и  его развитие;

– активности, самостоятельности, творчества:  совместно с воспитателями и инструктором физического воспитания организуются уголки с доступным оборудованием  в групповых комнатах,  а  также игротеки на участках во время прогулок  и на занятиях по интересам;

– эмоциогенности, основанный на способности среды порождать и трансформировать эмоции, влиять на состояние ребенка, создавая условия индивидуальной комфортности и благополучия каждого ребенка и взрослого;

– сочетания привычных и неординарных элементов организации среды:  воспитатели  в группах и специалисты ДОУ в кабинетах создают уют и комфорт, эстетично оформляя помещения. Оборудование, выполненное вручную:  гармонично  вписывается  в  стиль интерьера и  мало отличается от фабричного;

– учета половых различий детей:  соблюдение интересов мальчиков и девочек.

Важное значение имеют разработанные индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных воспитанников, дающие возможность планомерно развивать психомоторные способности ребенка и справляться с возникшими трудностями. Одаренная личность – это личность особого психического склада, для которой чрезвычайно значима социальная реализация. Спортивно одаренные  дети принимают активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях на уровне своего дошкольного учреждения и района.

Включая в свое «Портфолио дошкольника» дипломы, грамоты, памятные медали, ребенок видит результат своей деятельности, что мотивирует его на дальнейшую работу.

Список литературы

1. Губа, В. П. Технология интегрального изучения одаренности детей для занятий различными видами деятельности / В.П. Губа // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Вып. 5. – М., 2016. – С. 540-542.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду                / М.А. Рунова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 255 с.

3. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.

4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М., 1961. – 536 с.

5. Тропова, М.А.   Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения / М.А. Тропова  // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М., 2012. –  № 1 : [Электронный ресурс] : Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-odarennymi-detmi-v-usloviyah-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....

«Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в образовательную деятельность учреждения»

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей...

Психолого-педагогическая коррекционная программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Данная психолого-педагогическая коррекционная программа направлена на помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, путем создания благоприятных условий социальной адапт...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Вебинар. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. 2018 год.

Вебинар рассказывает о сопровождении детей с особыми образовательными потребностями специалистами психолого - педагогической службы на дошкольной ступени образования....