«Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности»
проект (подготовительная группа) на тему

Комиссарова Екатерина Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_negosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx599.6 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

(НОУ ВПО «ИИТУ»)

ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Программа

ДПО

«Организация психолого-педагогической

 работы с одаренными детьми»

Тема

  «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности»

Выполнила 

КОМИССАРОВА Е.И.

Принял

Зав. кафедрой, к.п.н.

АЛАТОРЦЕВА И.С.

Серпухов 2013г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 с.

1.  Теоретическая часть:      Понятие и определение одаренности у детей. Виды одаренности…..………………………………………………………….5 с.

2.  Практическая (экспериментальная) часть………………………………..10 с.

3. Психолого-педагогическая программа развития одаренных детей……..21 с.

    Заключение …………...…………………………………………………….33 с.

    Список использованной литературы……………………………………...34 с.

   

ВВЕДЕНИЕ

Проблема одаренности в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с   потребностью   общества   в неординарной творческой личности.  Неопределенность  современной  окружающей среды требует не только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их главных проблем  совершенствования  системы  образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,  в  особом внимании и руководстве. Однако в силу  личностных  особенностей  такие  дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и  мышления,  они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь  капля  в  море психологических проблем,  появляющихся  у  учителей  и  родителей  одаренных детей в наше время.

Цель  исследования:  изучить  проявления   одаренности   у   детей   и ее поддержки.

Задачи:

—  раскрыть в полном объеме понятие   одаренности

— показать сложности психического развития одаренных детей

— Внедрить комплекс психодиагностических методик для выявления одаренности, связей одаренности с личностными и социально-психологическими особенностями, с базовыми профессиональными направлениями детей

—  рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятие и определение одаренности у детей

      ОДАРЕННОСТЬ  -  значительное  по  сравнению  с   возрастными   нормами опережение в умственном развитии либо  исключительное  развитие  специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

      Одаренность детей может быть установлена и изучена только  в  процессе обучения  и  воспитания,  в  ходе   выполнения   ребенком   той   или   иной содержательной деятельности. Проявления  умственной  одаренности  у  ребенка связаны  чрезвычайными возможностями  детских  лет   жизни.  Нужно  иметь  в виду, что в ранние дошкольные    годы  стремительное    умственное  развитие происходит  у  всех   детей,  оказывая  решающий  вклад    детских   лет   в становление интеллекта.

      Основная трудность выявления в пору детства  признаков  одаренности  и состоит  в том, что  в  них  непросто  выделить  собственно  индивидуальное, относительно не  зависимое  от  возрастного.  Так,  наблюдаемая   у  ребенка высокая  умственная  активность,  особая  готовность  к  напряжению   —  это внутреннее условие  умственного  роста.  И  не  известно,  окажется  ли  оно устойчивой особенностью  и  на  последующих  возрастных  этапах.  Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли  также  могут  быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт,  что  они  получат дальнейшее  развитие.  При  этом  ранние  проявления  одаренности   еще   не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно  предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

    Предметом острых дискуссий остается вопрос о  природе  и  предпосылках одаренности. Современные исследования  в  этой  области  направлены  на  то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и  других  методовраскрыть соотношение биологического и  социального  в  природе  одаренности.

      Одаренные дети,  демонстрирующие  выдающиеся  способности  в  какой-то одной области, иногда ничем не  отличаются  от  своих  сверстников  во  всех прочих отношениях.  Однако,  как  правило,  одаренность  охватывает  широкий спектр  индивидуально-психологических  особенностей.  Большинству  одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от  большинства  сверстников.  

      Одаренных детей, как  правило,  отличает  высокая  любознательность  и исследовательская активность.  Психофизиологические  исследования  показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая  активность  мозга.

      Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно.  Поэтому  ограничение  их  активности  чревато негативными реакциями невротического характера.  Одаренных  детей  в  раннем возрасте отличает способность  прослеживать  причинно-следственные  связи  и делать  соответствующие  выводы;   они   особенно   увлекаются   построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более  быстрая  передача нейронной   информации,   их   внутримозговая   система    является    более разветвленной, с  большим  числом  нервных  связей.  Одаренные  дети  обычно обладают отличной памятью, которая основана  на  раннем  овладении  речью  и абстрактным  мышлением.   Их   отличает   способность   классифицировать   и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться  накопленными знаниями.

      Чаще      всего  внимание  к      одаренным  детям     привлекает   их большой         словарный      запас,       сопровождающийся        сложными синтаксическими конструкциями, а также   умение  ставить  вопросы.    Многие одаренные дети с удовольствием читают словари  и  энциклопедии,  придумывают слова,  должные,  по  их  мнению,  выражать    их  собственные   понятия   и воображаемые события, предпочитают игры,  требующие  активизации  умственных способностей.

      Одаренных детей также отличает   повышенная концентрация  внимания  на чем-либо,  упорство  в  достижении  результата  в  той  сфере,  которая   им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие  интересов  иногда приводит к тому, что  они  начинают  несколько  дел  одновременно,  а  также берутся за слишком сложные  задачи.  У  них  также  есть  расположенность  к четким  схемам  и  классификациям.  Например,  они  могут   быть   захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов,  дат,  выписыванием  в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

      Очень важно своевременно уловить, не  упустить  черты   относительного постоянства индивидуальности у детей,  опережающих  в  умственном  отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это  достаточно  устойчивые  особенности именно  индивидуальных  проявлений  незаурядного,  растущего   с   возрастом интеллекта.

Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга   по  видам одаренности.

 К выделенным видам одаренности относятся следующее.

      Художественная одаренность.

  Этот вид  одаренности  поддерживается  и  развивается   в  специальных школах, кружках, студиях. Он  подразумевает  высокие  достижения  в  области художественного  творчества  и  исполнительского   мастерства    в   музыке, живописи, скульптуре,  актерские  способности.  Одна  из  серьезных  проблем состоит в том,  чтобы в общеобразовательной школе признавались  и  уважались эти способности.  Эти  дети  уделяют  много  времени,  энергии  упражнениям, достижению мастерства в своей области.  У  них  остается  мало  возможностей для успешной учебы, они  часто  нуждаются  в  индивидуальных  программах  по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и  сверстников.  

      Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

      Главным является  то,  что  дети  с  одаренностью  этого  вида  быстро овладевают  основополагающими  понятиями,  легко  запоминают   и   сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют  им преуспевать во многих областях знаний.

      Несколько иной  характер  имеет  академическая   одаренность,  которая проявляется  в успешности обучения отдельным учебным  предметам  и  является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие  результаты  по  легкости  и  быстроте продвижения  в математике или  иностранном  языке,  физике  или  биологии  и иногда  иметь   неважную   успеваемость   по   другим   предметам,   которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная  избирательность  устремлений  в относительно узкой  области  создает  свои  проблемы  в  школе  и  в  семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок  не  учится  одинаково хорошо по всем предметам,  отказываются  признавать  его  одаренность  и  не пробуют  найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

      Творческая одаренность.

      Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит  в  следующем.  Одни  специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом  всех видов  одаренности,  которые  не  могут  быть   представлены   отдельно   от творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает  на  том,  что  есть лишь один вид одаренности — творческая: если  нет  творчества,  бессмысленно говорить  об  одаренности.  Другие  исследователи  отстаивают  правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного  вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность  порождается  или  способностью продуцировать,  выдвигать  новые  идеи,  изобретать  или   же   способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано.

        Вместе  с  тем  исследователи  показывают,  что  дети  с  творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик,  которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в  учителях  и окружающих людях:

    . Отсутствие внимания  условностям  и авторитетам;

    . Большая независимость в суждениях;

    . Тонкое чувство юмора;

    . Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

    . Яркий темперамент;

      Социальная одаренность.

      Определение социальной  одаренности  гласит,  что  это  исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения  с  другими людьми. Выделяют  такие  структурные  элементы  социальной  одаренности  как социальная  перцепция,  просоциальное  поведение,   нравственные   суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности  в нескольких  областях.  Она  предполагает   способности   понимать,   любить, сопереживать, ладить  с  другими,  что  позволяет  быть  хорошим  педагогом, психологом,  социальным  работником.  Таким   образом,   понятие   социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений,  связанных  с  легкостью установлений и высоким качеством межличностных  отношений.  Эти  особенности позволяют быть лидером, то есть  проявлять  лидерскую  одаренность,  которую можно  рассматривать  как  одно  из   проявлений   социальной   одаренности.

Существует множество определений лидерской  одаренности,  в  которых  можно, тем не менее, выделить  общее черты:

    . Интеллект выше среднего;

    . Умение принимать решение;

    . Способность иметь  дело  с  абстрактными  понятиями,  с  планированием

      будущего, с временными ограничениями;

    . Ощущение цели, направления движения;

    . Гибкость; приспосабливаемость;

    . Чувство ответственности;

    . Уверенность в себе и знание себя;

    . Настойчивость;

    . Энтузиазм;

    . Умение ясно выражать мысли;

  Перечисленные виды  одаренности  проявляются  по-разному  и  встречают специфические  барьеры  на   пути   своего   развития   в   зависимости   от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ЧАСТЬ

Краткая характеристика ребенка

  • Общие сведения о ребенке.  Дмитрий К., 6 лет, посещает МДОУ детский сад № 9 «Семицветик». Семья полная. Мама Димы – домохозяйка, папа – работает в полиции.
  • Состояние здоровья и физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Ребенок занимается спортом – играет в футбол и любит с папой ездить на рыбалку.
  • Условия семейного воспитания. Состав семьи: мама и папа. Семья благополучная. У обоих родителей высшее образование. Нравственный климат в семье соответствует хорошим показателям. Дмитрий в семье получает хорошее воспитание.
  • Интересы ребенка. Наблюдается выраженный интерес у Димы к конструированию, технике и логическим задачам, требующим умственной нагрузки.  
  • Волевые качества. Дима способен стремиться к поставленной цели, он во многом самостоятелен, решителен, настойчив, привык добиваться поставленных результатов, несмотря на возникающие порой трудности. Умеет контролировать свои эмоции и управлять своим поведением и чувствами.
  • Коммуникабельность. Дима общительный мальчик, в группе у него много друзей, он легко находит общий язык с окружающими, в т.ч., и  со взрослыми и педагогами ДОУ. Лидерские качества развиты, окружающие сверстники тянутся к нему.
  • Уровень притязаний и самооценка. Самооценка Кирилла адекватна в различных видах деятельности и поступках, а также в отношении себя и своего внешнего вида.

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена предназначен для обследования детей от 5 до 9 лет.

Процедура индивидуального тестирования по Прогрессивным Матрицам Равена чрезвычайно проста. В отличие от многих других тестов, здесь нет необходимости жестко придерживаться какой-либо специальной словесной инструкции. Основные требования состоят в том, чтобы, во-первых, удостовериться, что испытуемые понимают, что и как они должны сделать. Во-вторых, следует обеспечить соответствие принятой в данном обследовании процедуры общепринятым стандартам, чтобы была возможность сравнивать полученные данные с нормативными.

 При использовании книжной формы теста нельзя увидеть, как будет выглядеть матрица с вставленным в ее вырез тем или иным фрагментом, следствием чего могут быть не очень ответственное отношение некоторых детей к заданию. Поэтому важно всякий раз удостовериться, что ребенок внимательно посмотрел на рисунок и что он убежден, что указанный им фрагмент является единственным, который правильно дополняет матрицу.

 Тому, кто проводит тест, необходимо иметь следующие материалы: инструкции, экземпляр тестового буклета. Не допускается делать никаких пометок в тестовом буклете с ЦПМ. В процессе предварительной беседы занесите данные об испытуемом в бланк ответов, удостоверившись, что указанный возраст соответствует дате рождения.

 Откройте буклет на первом задании А1.

- Посмотри сюда.

 Укажите на верхнюю фигуру

- Ты видишь, что из этой картинки вырезан кусочек. Каждый из этих кусочков внизу...

 Укажите на каждый из фрагментов по очереди

- ...имеет подходящую форму, чтобы заполнить вырез, но только один из них подходит по рисунку. Номер 1 имеет правильную форму, но неправильный рисунок. Номер 2 вообще не имеет рисунка. Номер 3 совсем неправильный. Номер 6 почти правильный, но вот здесь не подходит.

 Укажите на белое пятно на фрагменте номер 6.

- Только один из кусочков правильный. Покажи, какой из них подходит, чтобы дополнить рисунок.

 Если испытуемый не показывает на правильный фрагмент, продолжайте объяснение, пока суть задания не будет им полностью уяснена.

 Переходите к заданию A2.

- А теперь покажи кусочек, который подойдет сюда.

 Если испытуемый не справляется, продемонстрируйте ему снова задание А1, а затем опять попросите решить задание А2. Если задание выполнено правильно, переходите к заданию A3, работая по той же схеме.

 Перейдя к заданию А4, перед тем как предоставить испытуемому возможность подумать и указать на один из фрагментов скажите ...

По мере предъявления следующих заданий продолжайте использовать те же инструкции до тех пор, пока в них есть необходимость.

Оценка и интерпретация

Подсчет баллов.

 За каждый правильный ответ начисляется один балл. Будьте внимательны и старайтесь не допустить потери бланков — чистых или использованных, поскольку каждый из них содержит ключ для подсчета баллов по тесту.

 Если обследуемый делает ошибки в первых пяти задачах  Серии А , то нельзя считать, что он понял идею задачи. Полученные при этих условиях баллы, как правило, нужно признать недостоверными, несмотря на то, что общий балл при этом может оказаться и больше десяти за счет решения задач путем случайного угадывания правильного ответа среди шести альтернативных вариантов.

УРОВЕНЬ I. «Супер-интеллектуал», если оценка равна или больше 95% для данной возрастной группы.

 УРОВЕНЬ II. «Интеллектуальные возможности явно выше среднего», если оценка равна или больше 75%; II+ , если оценка равна или больше 90%.

 УРОВЕНЬ III. «Средний интеллект», если оценка лежит между 25% и 75%; III+, если оценка выше, чем медиана или 50%; III-, если оценка ниже , чем медиана.

 УРОВЕНЬ IV. «Интеллектуальные возможности явно ниже среднего», если оценка равна или меньше 25%; IV-, если оценка равна или меньше 10%.

 УРОВЕНЬ V. «Существенное снижение интеллекта», если оценка равна или меньше 5% для соответствующей возрастной группы.

Полученные результаты

А1 - 4

А2 – 5

А3 – 1

А4 – 2

А5 – 6

А6 – 2

А7 – 1

А8 – 6

А9 – 4

А10 – 5

А11 – 3

А 12 – 4

Анализ полученных результатов:

9 - правильных ответов,

3 – не правильных ответа.

Вывод

Таким образом, можно сделать следующий вывод, о том, что у испытуемого результат диагностики соответствует Уровню III:  75%  -  это средний интеллект.

Методика «10 слов»

Цель: исследование особенностей оперативной памяти, выявления степени её ориентированности.

Методика проведения теста:

Тест проводится индивидуально. Ребенку предлагают запомнить 10 слов и повторить их. Взрослый называет слова, ребенок повторяет столько, сколько запомнил. Это первая попытка. Затем 2-ая попытка: взрослый опять повторяет слова, ребенок называет, что запомнил со 2-ой попытки, даже если он уже называл эти слова. И так 7 попыток

Взрослый медленно, четко произносит слова. После каждого повтора заносит результат в табличку. На выполнение этого задания дается 7 попыток.

 Инструкция:

Сейчас я назову тебе десять слов, которые тебе знакомы. Постарайся запомнить их, а потом повтори в любом порядке. Затем я снова прочитаю тебе слова, и ты снова должен будешь повторить все-все слова, которые запомнил, не важно, говорил ты их в первый раз или нет. Повторять слова можно в любом порядке.

Попытка

слон

река

стол

хлеб

мыло

лук

нос

игра

брат

конь

Всего

1

2

3

4

5

Оценка результатов:

Высокий уровень

После пятой попытки ребенок воспроизвел 9—10 слов.

Средний уровень

После 5 попытки ребенок воспроизвел 8-9 слов

Ниже среднего уровня

После пятой попытки ребенок воспроизвел 6-7 слова

Низкий уровень

После пятой попытки ребенок воспроизвел не более 5 слов

Фамилия имя ребенка: Дмитрий К.

Группа: подготовительная                                                                                                                     Возраст: 6 лет                                                                                                                                       Дата обследования: 7.11.2013.                                                                                                         Кем обследован: педагогом-психологом Комиссаровой Е.И.

попытка

слон

река

стол

хлеб

мыло

лук

нос

игра

брат

конь

Всего

1

+

+

+

+

+

+

6

2

+

+

+

+

+

+

6

3

+

+

+

+

+

+

+

+

8

4

+

+

+

+

+

+

+

+

8

5

+

+

+

+

+

+

+

7

Результат обследования: средний уровень, после 5 попытки ребенок воспроизвел 8-9 слов.

Психогеометрический тест

         Инструкция. Посмотрите на пять фигур, изображенных на предыдущей странице. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: это я! Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями! Это ни к чему не приведет. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением. Запишите ее название под № 1 (надеемся, что названия фигур вам известны, возможно, за исключением одной; называйте ее условно «Зигзагом»). Теперь, проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите из названия под соответствующими номерами. И, пожалуйста, постарайтесь опять обойтись без долгих раздумий! Если вам будет трудно, то лучше воспользуйтесь следующей стратегией: представьте себе, что вам опять нужно найти себя, но уже среди четырех (а затем — трех, двух) фигур. Ведь с самого начала мы вам могли предложить не пять, а четыре или, скажем, три фигуры. Последняя оставшаяся фигура, название которой вы запишите под № 5, будет явно не вашей формой, т. е. той формой, которая подходит вам менее всего.  Поздравляем вас! Первый, самый трудный этап работы закончен.  Перед вами упорядоченный ряд геометрических форм, в которых отлиты ваши субъективные пристрастия. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Именно она дает возможность определить ваши основные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. И если некоторые характеристики фигуры, стоящей на втором месте, Вы, вероятно, сможете обнаружить в своем поведении, то фигура, занимающая последнее, пятое место, дает о себе знать, когда вы явно не в себе (и, очевидно, себе не нравитесь). Более важно для вас другое значение последней фигуры — она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности (которые, мы не сомневаемся, вы успешно преодолеете с помощью психогеометрии!).

C:\Users\макс\Desktop\Скриншот 2013-11-10 17.54.jpg

C:\Users\макс\Dropbox\Скриншоты\Скриншот 2013-11-10 17.57.16.png

_____________________________________________________

C:\Users\макс\Dropbox\Скриншоты\Скриншот 2013-11-10 17.57.18.png

_____________________________________________________

C:\Users\макс\Dropbox\Скриншоты\Скриншот 2013-11-10 17.57.19.png

___________________________________________________

C:\Users\макс\Dropbox\Скриншоты\Скриншот 2013-11-10 17.57.13.png

___________________________________________________

Фамилия, имя ребенка:    Дмитрий К.                                                                                                             Возраст:    6 лет                                                                                                                                        Группа:  подготовительная                                                                                                                Кем обследован:  педагогом психологом Комиссаровой Е.И.                      Дата обследования: 7.11.2013.

Результаты обследования:  ребенок  ассоциирует себя с треугольником, что означает: получает  удовольствие от планирования чего – то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план ее достижения. Ориентирован на цель.

Карта интересов для младших школьников.

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно: слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым, делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол;

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Фамилия, имя ребенка:    Дмитрий К.                                                                                                             Возраст:    6 лет                                                                                                                                        Группа:  подготовительная                                                                                                                Кем обследован:  педагогом психологом Комиссаровой Е.И.                      Дата обследования: 09.11.2013.

1+

2+

3-

4+

5+

6-

7-

8+

9-

10+

11+

12-

13+

14-

15+

16-

17-

18+

19-

20-

21-

22+

23+

24-

25+

26+

27-

28-

29+

30-

31-

32+

33+

34-

35-

5

2

1

5

3

1

0

Анализ результатов: в результате полученных данных были обнаружены склонности ребенка в следующих сферах:

  • Математика и техника,
  • Физкультура и спорт.

Вывод: исходя из полученных данных и проведенного анализа, можно отметить возможные таланты у ребенка: успешность в области аналитики, математики, физики, программирования, проектирования, спорта.

ВЫВОДЫ и рекомендации:

По результатам диагностики было выявлено, что ребенок – способный, т.к. это подтверждают результаты следующих диагностик: цветные прогрессивные матрицы Равена (75% - средний интеллект), методика «10 слов»-результат обследования: средний уровень, психогеометрический тест – результат обследования: ребенок  ассоциирует себя с треугольником, что означает: получает  удовольствие от планирования чего – то и достижения плана, карта интересов для младших школьников (выявлены интересы в сферах: математика и техника, физкультура и спорт), и карт интересов.

Так как в результате полученных данных были выявлены исключительные способности, склонности в сфере математики и техники, а так же в сфере спорта,  то можно дать следующие рекомендации родителям и педагогам: подумайте, как дальше организовать обучение ребенка, чтобы в дальнейшем еще больше развить его способности.

Психолого-педагогическая программа развития одаренных детей

Обоснование необходимости реализации данной программы определяется возрастающим вниманием современного высокотехнологичного российского общества к проблемам выявления и развития одаренных детей, в связи с острой потребностью в  людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи. Перед современной системой образования поставлена задача обеспечения условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. По отношению к одаренным дошкольникам это означает необходимость разработки психологически обоснованных подходов к выявлению их одаренности, определению их особых познавательных возможностей и потребностей и созданию условий дошкольного обучения, всемерно содействующих раскрытию и реализации высокого потенциала таких детей.

Цель – разработать и внедрить систему по психолого-педагогическому сопровождению развития и поддержки одаренности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Апробировать и внедрить комплекс психодиагностических методик для выявления одаренности, связей одаренности с личностными и социально-психологическими особенностями, с базовыми профессиональными направлениями детей.

2.  Определить эффективные формы оказания консультационной помощи детям, педагогам и родителям по развитию одаренности с учетом индивидуальных особенностей развития.

3. Обеспечить условия для развития психолого-педагогической компетентности  родителей, педагогов. 

         Контингент потенциальных участников: это одаренные дети, родители, педагоги.

Основание для разработки программы:

Программа подготовлена в соответствии с Декларацией прав ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка и на основании:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ – от 05.03.2004 № 9-ФЗ).
  2. Президентской инициативы «Наша новая школа».

Методологические, научные основания программы:

1. Системный подход заключающийся в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы; рассматриваемый как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств.

        2. Личностно-ориентированный подход к сфере обучения и воспитания. Личностно-ориентированное обучение предполагает сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка и т.д.

3.  Психологический подход строящийся на  основе периодизации возрастных этапов деятельности детей. Категория деятельности является одной из базовых в современной психолого-педагогической литературе. Деятельность рассматривают как ядро психологической теории и практики (С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); как "значащие" переживания (Ф.В.Басин); как ориентировочные действия (П.Я.Гальперин) и др. Современная психология рассматривает учение как фактор внутренней активности субъекта. Психологический подход к формированию моделей взаимодействия учреждений общего и профессионального образования в развитии и сопровождении одаренных детей  и требует учета их возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также типологических особенностей учителя, которые определяют стиль общения с одаренными детьми. Использование современных представлений о психологических особенностях личности обучаемого позволит решать многие вопросы развития и сопровождения одаренных детей.

4. Педагогический подход необходим, так как ориентирован на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды (Никитина Е.Ю. Сериков В.В. Федорова В.Н., Кирюшкин, Д.М.).

5. Технологический подход в образовании открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности.

6. Диагностический подход. В педагогической литературе рассматриваются цели и задачи педагогической диагностики (А.И. Кочетов); ее структура, уровни и методы (Н.К. Голубев, В.П. Битинас); представлены разработки частных вопросов диагностики, в том числе, воспитанности учащихся (3.B.Васильева, Е.В. Бондаревская, М.И. Шилова); педагогического анализа (Ю.А. Конаржевский); качества педагогической деятельности (И.П. Раченко, В.И. Зверева, П.И. Третьяков).

7. Методический подход. В педагогической науке имеется ряд исследований, в которых изучались способы, методы и технология организации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, Ф.Н.Гоноболин, В.Б.Ежеленко, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, Г.Д.Кириллова, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Л.М.Митина, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына, И.М.Чередов и др.).

Методологическая база:  В основу модели положены исследования психологов (Б.Г.Ананьев, Б.Г.Теплов, Л.С.Выготский, Н.С.Лейтес, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.В.Запоржец, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, М.А.Холодная, Д.В.Ушаков, Е.И.Щелбанова, Н.Б.Шумакова, И.В.Дубровина, М.Р.Битянова и др.), педагогов (Б.З. Вульфов, О.С. Газман. А.В. Мудрик, К. Д.Ушинский, Л.И.Новикова), философско-методологические, педагогические идеи о роли прогнозирования и проектирования в системе образования личности (Ю.А.Алексашина, В.П.Беспалько, В.В.Краевский, В.И. Слободчиков, А.П.Тряпицына и др.); системный подход как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств (В.Г. Афанасьев).

Значимым для разработки модели являются концепции творческой одаренности (А.М.Матюшкин, Б.М.Теплов), структуры интеллекта (Дж.Гилфорд), личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), концепции саморазвития личности (К. Вазина, Л. Н. Куликова и др).

В основу Программы положены ведущие методологические принципы  современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  1. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  2. Деятельностный подход. Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  3. Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия и общения с одаренными детьми.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Методы:

- опросный метод (диагностическое интервью, ситуационное интервью);

- психологические тесты;

- стандартизированные самоотчеты;

- проективные техники (вербальные и невербальные);

- диагностические игровые техники;

- тренинги и психологические игры;

- индивидуальные и групповые консультации;

- круглые столы;

- семинары, консилиумы;

- наблюдение;

- анализ продуктов деятельности, анализ самооценки продуктивности деятельности.

Основные программные мероприятия:

Сроки

Содержание деятельности

Ответственные

Сентябрь

  • Создание плана – программы работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год.
  • Составление базы одаренных детей (наблюдения, диагностирование, анкетирование родителей, беседы, изучение интересов детей).
  • Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы.

Зам.зав.по ВМР

Воспитатели: Скрипель В.А . и др. педагоги

Педагог – психо-лог: Комиссарова Е.И.

Октябрь  

  •    Работа психолога с одаренными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т. д).
  • Организация работы кружков по интересам («Шашки», « Шахматы», « Пифагор», « Заниматика»).
  • Круглый стол «Личностные проблемы одаренного ребенка и пути их преодоления» (по результатам диагностики – педагогический совет).
  • Математический теремок» (инсценирование)

Педагог – психо-лог: Комиссарова Е.И.

Воспитатели:

Муз. руководите-ли, воспитатели.

Ноябрь

  • Создание портфолио одаренных детей.
  • Конкурс по созданию предметно – развивающей среды для проявления одаренности детей (центр познавательно – исследовательской деятельности, подбор игр и игровых упражнений на развитие умственных способностей).
  • Спектакль театральной студии «Золотое зернышко» «Приключения Буратино» (открытое занятие).

Творческая группа

Зам. зав по ВМР

Руководители театральной студии

Декабрь

  • Заседание творческой группы: использование новых форм работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
  • Турнир по шашкам в старшей и подготовительной группах.

Зам.зав.по ВМР

Воспитатели

Январь

  • Подведение итогов конкурсов «Каждому ростку – лучик солнца», «Наши звездочки»
  • Творческий проект: «Минута Славы»

Зам. зав по ВМР

Муз. рук-ли.

Февраль

  • Продолжение работы по созданию банка данных об одаренных детях.
  • Неделя творчества: «Зимняя мозаика».
  • Викторина для умных и находчивых: «Знайка».
  • Родительское собрание «Учимся играя».
  • Мастер – класс для воспитателей по той же теме «Математические головоломки».

Зам.зав.по ВМР

Рук - ль изо -ти

Воспитатели

Март

  • Создание модели работы ДОУ с родителями одаренных детей (как части основной модели).
  • Конкурс «Математические загадки»

Зам. зав. по ВМР

Воспитатели

Апрель

  • «Калейдоскоп заданий» (логические задачи, упражнения, головоломки).
  • Смотр детских талантов «Музыкальная шкатулка»
  • Развлечение «Путешествие на остров математики».

Воспитатели

Муз. рук – ли

Воспитатели

Май

  • Подведение итогов работы ДОУ  с одаренными детьми.
  • КВН (математический).
  • Итоговая выставка работы кружков по интересам.
  • «Фабрика звезд» - концерт юных дарований.

Зам. зав. по ВМР

Воспитатели

Муз. рук - ли

Использование методик диагностики одаренности

Комплекс методик диагностики одаренности. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей.

Изучаемый

показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

Когнитивные психические процессы

- Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

- Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.

- Оценка устойчивости внимания.

- Оценка переключения внимания.

- Оценка вербально – логического мышления.

- Оценка образного мышления.

Творческий потенциал

- Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

- Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

- Методика «Предложения».

- Методика «Классификация».

- Методика «Две линии».

-   Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Мотивация

- Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

- Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)

Личность

- Методика «Несуществующее животное».

Комплексные методики для педагогов и родителей

- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

- Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков)

- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Ресурсы для реализации данной программы.

  • Наличие высокопрофессиональных и компетентных педагогических кадров.
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации и своевременная аттестация.
  • Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
  • Учебно- методическое оснащение.

Сроки и этапы  реализации:  2013 – 2014 учебный год.

1)  Диагностирование детей на выявление интеллекта, интересов, способностей, склонностей к какой либо деятельности.

2) Подбор технологий, методик необходимых для психолого- педагогического сопровождения детей.

3) Реализация данной программы.

4) Итоговый мониторинг.

Формы работы с детьми в ДОУ:

  • Тестирование,
  • Анкетирование.
  • НОД (непосредственно образовательная деятельность),
  • Родительские собрания с привлечением детей,
  • Конкурсы,
  • КВН,
  • Кружки,
  • Выставки,
  • Викторины,
  • И т.д.

Ожидаемые результаты:

  • Сформирован интерес к познавательной деятельности и обучению.
  • Хорошо развиты мыслительные способности (логическое и образное мышление, память, внимание и т.д.)
  • Дети умеют применять полученные знания и умения в разных областях и видах деятельности  (интегрирование).

Заключение

Раскрытие творческих (креативных) способностей обучаемых – на сегодняшний день - доктринальная установка. Проблема одаренности в настоящее время актуальна во всем мире. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Изучив проблему обучения и воспитания одаренных детей, следует обратить особое внимание на :

  1. необходимость подготовки педагогов ДОУ. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались, необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.
  2.  необходимость проведения консультирования и просвещения родителей по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют  преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.
  3. необходимость создания  психолого-педагогических условия  успешной социализации одаренных детей для развития у них навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания,  овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний, снижение уровня тревожности,  формирование адекватной самооценки и т.д.

             Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

              Известно, что одаренные дети часто не реализуют себя, так как часто их одаренность не находит необходимой поддержки и удовлетворения, и тогда ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.  Поэтому необходимо грамотно организовать психолого-педагогическое сопровождение одаренности детей.  

А это возможно будет сделать, с помощью, предложенной Программы по психолого-педагогической поддержке одаренных детей.  

И в заключении, хочется отметить, что при разработке программы, должное внимание должно уделяться такому  понятию, как:  «психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности», которое определяется как система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для выявления потенциальной одаренности  у детей,   успешного развития одаренных детей.

Идея данного проекта заключается в создании гармоничной системы отношений детей с миром, окружающими людьми и с самим собой для благоприятного развития у них одаренности.

Список использованной литературы

  1. Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.
  2. Бабаева, Ю. Д. Психология одарённости детей и подростков / Ю. Д. Бабаева. Н. С. Лейтес. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 408 с.
  3. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.
  4.  Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., ИД Федоров, 2009.
  5.  Богоявленская Д.Б. Современные концепции творчества и одаренности . – М., Молодая гвардия, 1997.
  6. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр.31.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  8. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.
  9.  Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.-Спб.: Питер, 2011 -444 с.
  10.  Калошина И.П. Психология творческой деятельности : учеб. пособие для студентов вузов / Калошина, Инна Павловна ; И. П. Калошина. - 3-е изд., доп. - Москва : ЮНИТИ, 2008. - 671 с
  11. Одаренное поколение: наука и практика – от эксперимента к системе: материалы открытой городской научно-практической конференции (29-30 ноября 2007г., г. Минск), В 3 ч. Минск) МГГИПК и ПКО,2007.
  12. Одаренное поколение Смоленщины: проблемы, подходы, перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2008г.- Смоленск ГОУ ДПОС «СОИУУ»- 2008.
  13. Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006.
  14.  Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1994.
  15.  Лейтес, Н. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды.- М: МПСИ. – 2003, 463
  16.   Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие: для студ. пед. вузов/Н.С. Лейтес. -М.: Академия,2008
  17.  Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей – М., 2004.
  18.   Матюшкин А.М., Матюшкина А.А. Что такое одаренность. Выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. ЧеРО, 2008
  19.   Мейснер Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности/Т. Мейснер; Пер с нем. Г. Рыбаковой. -М.: Крон-Пресс, 1998.-359 с.
  20. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991.
  21. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.
  22.  Савенков А.И. Психология детской одаренности (Учебник XXI века). М.: Генезис, 2010, - 448 с.
  23.  Ушаков Д.В. Психология одаренности. От теории к практике Издательство: М.: ПЕР СЭ , 2000.- 352 с
  24. Учу творчески мыслить / под ред. Н.Д. Алексеева. – Минск, 1999.
  25. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одарённых детей / Н. Б. Шумакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа художественного развития детей 4-5 лет с признаками одаренности "Семицветик"

Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: "Талант вс...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...