Координационные способности в системе физического воспитания дошкольников
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Статья в сборнике "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" выпуск 9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koordinatsionnye_sposobnosti.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Г. Шакирова,

Инструктор по физической культуре МБДОУ «ДСОВ № 20» г. Усинска

Координационные способности в системе физического воспитания  дошкольников.

В задачах и содержании образовательной деятельности в рамках образовательной области  «Физическое развитие», физическое развитие включает  приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств: сила, гибкость, координация, выносливость, скорость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; становление  целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни.

Рассмотрим развитие координации, начиная с раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Что такое координация – это  процесс согласования работы мышц, необходимый для успешного выполнения двигательной функции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональные спортсмены. Однако координация нужна не только в спорте. От неё зависит каждое движение человека. Координация движений дана человеку для того, чтобы он мог выполнять четкие движения и управлять ими. Если происходит нарушение координации, это говорит об изменениях, происходящих в центральной нервной системе. Наша центральная нервная система - это сложное, взаимосвязанное образование из нервных клеток, расположенное в спинном и головном мозге. Когда мы хотим совершить какое-либо движение, мозг посылает сигнал, и в ответ на него начинают двигаться конечности, туловище или иные части тела. Если центральная нервная система работает неслаженно и в ней происходят отклонения, сигнал  не достигает цели или передается в искаженном виде. Таким образом,  координация движений, это сложный навык, или точнее сказать качество человека. Однако координационные способности не являются врожденным свойством, которое невозможно изменить в течение жизни. Координация движений поддается коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения ее уровня. Хотя тренировать это качество, так же достаточно сложно. В основном, оно тренируется, в процессе выполнения сложных движений.

Поэтому одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие координации движений. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию координации движений детей 4–6 лет не теряет своей актуальности. В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Возраст 4-6 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно.

       Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными - движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными - движения выполняются в разных направлениях (например, во время подскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными - движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону - вверх, в сторону - вниз; то же выполняет левая рука; или; правая  - в сторону, левая - в сторону, правая  -вверх, левая - вверх и т.п.).

    Дошкольнику 3-4 летнего возраста сначала предлагают сходить со скамейки (бревна), попеременно опуская ноги на пол. Прыгать с конца скамьи на коврик разрешается после того, как ребенок научатся мягко приземляться, сгибая ноги в коленях. В этом возрасте ребенок уже может учиться самостоятельно лазить по шведской стенке, лесенке-елочке, веревочной лестнице. Отличный результат дают упражнения на кольцах, ходьба по специальным дорожкам с препятствиями. Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в «болото».

Дошкольник 5-6летнего возраста продолжает совершенствовать ранее изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнении этих заданий  необходимо обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500 гр.) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку. При выполнении более сложных упражнений на развитие координации  (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп. Новые упражнения целесообразно изучать сначала в облегченных условиях. Например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его сначала выполняется на доске, которая лежит на полу, а затем, на скамейке (бревне).

         Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа -  необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

        На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений:

- движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.);

- движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении);

- движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

- движения ног вперед, в стороны, назад;

- движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево);

- движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему);

- движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме.

Исходя из выше  сказанного, координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляцией. Таким образом, координационные способности развиваются на протяжении жизни человека -  начиная с раннего возраста  трех лет и совершенствуются на протяжении жизни человека.

Список литературы

  1. Глазырина  Л.Д., Физическая культура – дошкольникам: Ст. возраст. – М.: Владос, - 2000.
  2. Жигалин Г.С., Возрастные особенности координации движений верхних конечностей у детей, 1968.
  3. Кенеман  А.В., Хухлаева  Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Осокина  Т.И., Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Организация деятельности дошкольного образования / авт. сост. Федорова Л.А. – М.: ООО Изд. «Астерель», 2003.
  6. Прищепа С.С., Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования / С.С.Прищепа. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Рунова М.А., Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей /М.А.Рунова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»

laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо....

Презентация «Фитбол в физическом воспитании дошкольников, как средство развития координационных способностей».

Одним из приоритетных направлений  деятельности образовательных учреждений Сахалинской области является сохранение  здоровья и приобщение детей к физической культуре и спорту, в соответствии...

Развитие координационных способностей у дошкольников с ТНР по средствам физического воспитания.

Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих сила...

Использование координационных лестниц как средства развития скоростных и координационных способностей дошкольников

Дать представление воспитателям о использовании координационной лестницы в работе с дошкольниками....