Статья "Развитие у дошкольников физических качеств в подвижных играх"
статья по физкультуре на тему

В статье раскрыта система работы по развитию у дошкольников физических качеств в подвижных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smirnova.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Развитие у дошкольников физических качеств в подвижных играх

Н.П. Смирнова,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»,

г. Нижний Новгород

Спортивные дети – здоровая нация.

Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств.

Игра направлена на всестороннюю физическую подготовленность через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

В играх развиваются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются двигательные умения и навыки.

Передовые педагоги  разъясняли значение подвижных игр для развития у воспитанников шестого года жизни физических качеств.

  • Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко разъясняли  значение народных подвижных игр для физического развития детей, пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. 
  • П.Ф. Лесгафт  разработал теорию подвижных игр. Основные положения П.Ф.Лесгафта о подвижных играх были развиты В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным.
  • Т.И. Осокина, А.И Быкова, Е.А.Тимофеева разработали методику проведения подвижных игр.
  • Подвижной игре посвящены статьи и книги практических  работников Е.А.Ароновой, К.В.Вербицкой, Н.Н. Кильпио и др.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие  физических качеств…»

Цель работы: развитие физических качеств быстроты, силы ловкости, выносливости посредством подвижных игр.

 Определила задачи:

  • Содействовать совершенствованию физических качеств

воспитанников посредством подвижных игр.

  • Способствовать развитию ловкости, быстроты, выносливости, силы

через использование системы подвижных игр.

  • Развивать двигательную активность, умение действовать

самостоятельно.

  • Побуждать к развитию интереса, эмоциональной отзывчивости

воспитанников к подвижным играм.

Определила III этапа.

На I этапе работы выявила показатели развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости) на начало учебного года. Автором педагогической диагностики является Н.А.Ноткина, Н.Н.Бойнович.

Работу продолжила с создания условий для проведения подвижных игр в рамках требований ФГОС.

В уголке двигательной активности разместила атрибуты для подвижных игр, алгоритмы подвижных игр, индивидуальные карточки с игровыми заданиями, дидактическое пособие «Мой выбор», наглядно-дидактические пособия, детские коллекции «Подвижные игры народов мира», дидактический куб «Расскажи о подвижной игре».

На II этапе работы разработала систему  подвижных игр для детей 6-го

года жизни, подобрала подвижные игры по развитию физических качеств

  • РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ

Перебежки. Ловишки с рыбками. Ловишки в кругу. Поймай мяч. Мы веселые ребята.  Займи своё место. Бездомный заяц. Мороз-красный нос. 

  • РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

Ловля обезьян. Закати шарик. Мышеловка. Поймай палку. Горячая картошка. Кто назвал, тому и мяч. Перелет птиц. Перенеси яйцо.

  • РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

Метелица. Эстафета пассажиров. Сделай фигуру. Кто дольше. Веселые эстафеты. Цапля. 

  • РАЗВИТИЕ СИЛЫ

Силачи. Кто дальше. Мячом в карусель. Не задень мяч. Перетяжки. Ловишки с мячом. Волк во рву.

Педагогический процесс по развитию физических качеств (быстроты, силы,  ловкости, выносливости) посредством подвижных игр осуществлялся через организацию совместной  деятельности (занятия,  образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

В работе с воспитанниками использовала разнообразные методы и приёмы:

1. Словесные - рассказ, разбор, беседа, объяснение.

2. Наглядные - показ, карточки-схемы, ИКТ (фото, видео).

3. Практические – игра, упражнения.

          В работе использовала принципы организации подвижных игр:

  • осознанности и активности (осмысленное отношение к подвижным играм (надо знать правила игры, как выполнять основные движения,  заложенные в игру).
  • системности и последовательности (заключается в регулярности, планомерности проведения подвижных игр).
  • повторения (только при многократных повторениях образуются двигательные динамические стереотипы).
  • доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей и возможностей ребенка – превышение нагрузки может принести вред здоровью).
  • постепенного усложнения (увеличение объема и интенсивности нагрузки).
  • творческий характер развития (создание ребенком движений, двигательных образов, когда он выступает  как субъект физической культуры).

Осуществляла варьирование подвижных игр разными способами:

изменением сигнала, увеличением дозировки, усложнением правил и двигательного содержания, изменением размещения игроков на площадке.

Привлекла родителей (законных представителей) к созданию условий

для проведения подвижных игр, участию в совместных спортивных мероприятиях.            

          Взаимодействие родителей осуществлялось через:

  • Информационно-консультационная деятельность с использованием ИКТ.
  • Мастер-класс «Играем в подвижные игры вместе с детьми».
  • Совместные спортивные праздники и развлечения, День здоровья, Малые летние и  зимние олимпийские игры, Единый день спорта.
  • Конкурс семейных газет «Мы выбираем спорт!»

На III этапе проведена повторная педагогическая диагностика

воспитанников.

Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику развития физических качеств у воспитанников 6-го года жизни посредством подвижных игр, что даёт наглядное подтверждение необходимости  их использования в образовательном процессе.

Результаты  работы:

  • Совершенствование физических навыков воспитанников посредством подвижных игр
  • Развитие ловкости, быстроты, выносливости, силы через использование системы подвижных игр
  • Развитие двигательной активности, умения действовать самостоятельно
  • Развитие интереса, эмоциональной отзывчивости воспитанников к подвижным играм

ЛИТЕРАТУРА:

1. Э.Я.Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду», М., Мозаика-Синтез, 2009г.

2. Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр», М., Мозаика-Синтез, 2015г.

3. П.Ф.Лесгафт «Избранные произведения. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста», В 2 т., М., 1951, 1952г.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ.

Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действ...

Беседа для родителей «Развитие у детей физических качеств в подвижных играх»

В данном материале представлена беседа для родителей о том, какие же физические качества развиваются у детей во время подвижной игры....

Развитие физических качеств через подвижную игру

Консультация содержит ознакомительный характер по организации подвижных игр для дошкольников...

Буклет для родителей на тему: "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ".

Буклет для родителей на тему: "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ"....

Развитие физических качеств в подвижных играх

Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем...