Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий в ДОУ
опыты и эксперименты по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Богданова Екатерина Игоревна

С помощью метода круговой тренировки можно разнообразить занятия по физкультуре в ДОУ и решить определенные задачи по физическому развитию детей. Такие занятия для детей интересны, возникает азарт, также ребенок самостоятельно решает двигательные задачи и самостоятельно следует заданному двигательному алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_fizkulture_v_dou_po_metodu.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Круговая тренировка

как организационно-методическая форма занятий в ДОУ

Что такое круговая тренировка?

Круговая тренировка (КТ) является одной из эффективных организационно-методических форм применения физических упражнений. Она получила свое наименование ввиду того, что все упражнения выполняются занимающимися как бы по кругу.

Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел БД. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д. Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55% времени основной части занятий.

Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума.

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:

1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 - 40 с). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 - 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.

3. Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными

(до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.

Б.А. Наумов (1965) считает, что сущность метода круговой тренировки заключается в том, чтобы по возможности на большем количестве снарядов выполнить упражнения различной направленности, трудности и интенсивности. Он предполагает применять два принципа изменения нагрузки в занятиях:

-многократное повторение мышечной работы, при которой происходит формирование координированности в мышечной деятельности, и возникают изменения в сердечнососудистой, дыхательной и других системах, способствующие увеличению работоспособности в целом;

- постоянное повышение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, адекватное состоянию организма занимающихся в данный период.

В качестве средств КТ могут быть использованы самые разные упражнения в зависимости от конкретных задач, которые следует решать, а так же от специфики избранного вида спорта.

Круговая тренировка может в очень большой мере способствовать воспитанию дошкольников. Применение этой формы значительно повышает дисциплину на занятие у дошкольников. Одновременно круговая тренировка с индивидуальным определением нагрузки характеризуется подлинно разумной тренировочной атмосферой. Ни один из воспитанников не перегружается, так как каждый упражняется на своей «станции» согласно своей индивидуальной нагрузки.

Не маловажно и то, что на занятии никто не заставляет их выполнить больше, чем они в состоянии сделать. Простота упражнений  на каждой тренировочной станции позволяет любому ребенку испытывать, радость успеха при выполнении упражнения. Если инструктор физической культуры сумеет передать воспитанникам свое увлеченное отношение к круговой  тренировке, то он тем самым поддержит их заинтересованность в целеустремленном продолжении занятий по однажды выбранном комплексу упражнений.

Круговая тренировка в большей мере способствует воспитанию самостоятельности и активности.

При планировании и проведении занятия по физической культуре или тренировочного занятия инструктор по физической культуре или тренер должен учитывать определенные педагогические принципы и соблюдать некоторые основные требования для обеспечения диалектического единства воспитания и образования. Это относится, в частности, к организации и проведению круговой тренировки на занятиях физической культуры или тренировочных занятиях. Занятия по системе круговой тренировки могут весьма эффективно способствовать развитию основных физических качеств, а также давать хорошие результаты в воспитании занимающихся. Основные положения, выраженные в форме безусловных, категорических требований, помогают избегать ошибок в организации, методическом оформлении и проведении занятий. Например, исходя из той непреложной истины, что занятия по системе круговой тренировки должны, прежде всего, служить укреплению здоровья упражняющихся.

Занятие по форме круговой тренировки проводится в подготовительных к школе группах и старших группах. Упражнения воспитанники выполняют самостоятельно, но под контролем инструктора по физкультуре, таким образом, каждый ребенок сам контролирует нагрузку и выполняет столько повторов – сколько может. Круговая тренировка адаптирована для дошкольников, всего дети выполняют 2-3 круга с частой сменой станций.

В  подготовительных к школе группах задачи круговой тренировки были следующие:

  1. Укрепить здоровье воспитанников
  2. Вызвать положительные эмоции от выполнения физических упражнений
  3. Укрепить мышцы ног, живота, спины

Для занятия по форме круговой тренировки были разработаны следующие упражнения на каждый этап:

I станция

Прыжки на двух ногах из обруча в обруч по кругу поточно без остановки.

II станция

Упражнение на мышцы спины. Лежа на животе одновременно поднять прямые ноги и руки вверх и удержать на весу.

III станция

Упражнения на мышцы живота. Лежа на спине, в руках мягкий модуль, руки вверх – перейти, в положения седа.

IV станция

Упражнения на мышцы ног. Зашагивание на гимнастическую скамейку.

В  старших группах задачи круговой тренировки были следующие:

  1. Укрепить здоровье воспитанников
  2. Вызвать положительные эмоции от выполнения физических упражнений
  3. Укрепить мышцы живота
  4. Совершенствовать двигательные навыки (отбивание мяча от пола, прыжки через скакалку)

Для занятия по форме круговой тренировки были разработаны следующие упражнения на каждый этап:

I станция

Упражнения на мышцы живота (верхний отдел мышц живота). Из положения, лежа на спине перейти в положение седа, в руках мягкий модуль.

II станция

Отбивание мяча одной рукой от пола.

III станция

Упражнения на мышцы живота (нижний отдел мышц живота). Из положения, лежа на спине поднимать прямые ноги вверх с зажатым модулем.

IV станция

Прыжки через скакалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель работы: Сохранение      и      укрепление      физического  и психического  здоровья      детей,     ...

Перспективный план организационно - методической работы в группе НПОЗ на 2012-2013 учебный год.

В перспективный план  входят разделы: работа с детьми; организация развивающей среды; методическое обеспечение педагогического процесса; участие в методической работе; взаимодействе с семьей....

Физическое развитие дошкольника: содержание и организационно – методические принципы занятий на шведской стенки.

Комплекс упражнений который поможет  сформировать правильную осанку, отвечает за растяжку мышц, развивают ловкость, гибкость, обеспечивают профилактику плоскостопия.    Поможет под...

Конспект занятия по теме: «Опасные предметы» ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Данное занятие " Опасные предметы" проводила  с детьми второй младшей групппой.Проводя с детьми занятие, я продолжала знакомить детей об опасностях, которые могут возникнуть дома, в дет...

Портфолио, как форма организационно - методического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников детского сада.

Портфолио дошкольника  - копилка личных достижерий ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфо...