Семинар- практикум для педагогов "Использование дидактических игр по формированию у дошкольников навыков ЗОЖ "
методическая разработка по физкультуре на тему

Екатерина Ивановна Данич

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Януш Корчак

Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, массаже, корригирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Чебурашка» г. Днестровск

общеразвивающего вида

Подготовила:

Воспитатель- методист ПН ФИЗО

II кв. категории

Екатерина Ивановна Данич.

Цель:Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры формированию представлении у дошкольников навыков ЗОЖ дошкольного».
План.

  1. Понятия ЗОЖ
  2. Условия для формирования навыков ЗОЖ .
  3. Формы,  методы и приемы для формирования навыков ЗОЖ.
  4. Дидактические игры:
    - основные виды дидактических игр;
    - подготовка к проведению дидактической игры;
    - проведение дидактической игры
  5.  Игры по ЗОЖ (практикум).


Ход семинара- практикума.

«Кто-то сказал, что должны молить богов о том,

чтобы в здоровом теле был здоровый дух.

Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!»

Я.А.Коменский.

Существует, к сожалению, сегодня очень низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального  здоровья. Всё чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья. Человек не стремится брать на себя ответственность за своё здоровье. Культурный человек, по словам И.И.Брехмана, «не должен допускать болезни, особенно, хронической, так как,  в подавляющем числе случаев, они являются следствием образа  жизни  в течение довольно долгого времени».

           Что такое здоровый образ жизни человека?

            Это  рациональный режим дня и питания, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены, культура эмоций или психосаморегуляция, отсутствие вредных привычек  и пагубных пристрастий (алкоголь, никотин, наркотики), активная жизненная позиция, потребность мотивационной культуры, духовная культура и здоровый психологический климат.

          Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.

          Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье,  будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

         В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.

 Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья,  начинаются в дошкольном учреждении.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются: формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

В формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. В дошкольном учреждении проводятся:  утренняя гимнастика,  гимнастика после сна, гимнастика для глаз, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия, специальные организованные занятия ЗОЖ.

 

В своей работе для обеспечения эффективности работы по формированию у дошкольников осознанного понимания о здоровье, использую ряд педагогических условий:
- отбор доступного детям содержания программного материала;
- планирование последовательности освоения содержания;

- применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования представлений, знаний и умений здоровьесберегающего  поведения,

- создание в ДОУ развивающей среды;

- совместная, целенаправленная деятельность педагогов ДОУ и родителей в данном направлении;

- соблюдение безопасного и здорового образа жизни.

Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. - прогулки, игровые упражнения, игры, специально организованные занятия ЗОЖ, просмотры видеофильмов, презентаций, чтение художественной литературы, беседы, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;
- приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур.

*Применительно к взрослому – это содействие становлению культуры здоровья, в том числе, культуры профессионального здоровья воспитателя ДОУ и валеологическое просвещение родителей.

Здоровье сберегающие образовательные технологии включают:

1. Системно-организационную совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровья его участникам.

2.Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов.

3.Технологическая основа здоровье сберегающей педагогики – это технологии, направленные на сохранение и обогащение здоровья детей и педагогов.

        Наряду с уже известными: физкультурными занятиями, динамическими паузами, подвижными и спортивными играми, занятиями из серии «Здоровье», я использую и нововведения: игро терапию, сказкотерапию, арттерапию, денстерапию (просто танец), гимнастику ортопедическую, дыхательную по методу  А.Н.Стрельниковой, гимнастику бодрящую, коррегирующую, гимнастику для глаз, пальчиковые игры, самомассаж и точечный массаж, коммуникативные игры, технологии эстетической направленности.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От  жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

 В.А. Сухомлинский.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на такой метод и примем работы с детьми по формированию навыков и знаний о ЗОЖ , как дидактические игры.

Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила.

1. Игра для ребенка — это радость и удовольствие.

2. Игра облегчает адаптационный период.

3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.

4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.

5. Игра — окно в мир взрослой жизни.

6. Игра способствует развитию речи.

7. Игра имеет значение для умственного развития.

Дидактические игры.

Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы будет использование дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основные виды дидактических игр:

-игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.);

-настольно-печатные игры;

-словесные игры.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-  отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

-определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

-подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:
-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
-подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Практическая часть
Игры с воспитателями

Валеология

Дидактическая игра «Ты – моя частичка»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто?(спина, живот.)

Дидактическая игра «Соберем продукты для космонавта»

Цель: систематизировать знания детей о продуктах полезных и вредных для здоровья, развивать речь, внимание, память.

Материал: космонавты, летающие тарелки, тюбики с нарисованными на них продуктами.

Ход игры: воспитатель делит детей на две команд. На  одном столе разложен материал. Воспитатель дает задание:  Одни дети собирают тюбики с  полезными продуктами , другие с вредными, и кладут к своему космонавту. Кто быстрее справиться с заданием та команда и победит.

Правила: можно брать только один тюбик.

Вариант №2. Воспитатель  делит детей на две команд. На столе раскладывает материал. Задание для детей собрать космонавта в полет. Уточняя что продукты нужно собрать только полезные.

Та команда которая больше продуктов соберет, и сделает как можно меньше ошибок, та и победит.

Правила: можно брать только один тюбик.

Дидактическая игра «Мои ораны чувств»

Цель: систематизировать знания детей частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки пазлы.

Ход игры: воспитатель  делит детей на несколько  команд. Каждой команде дает картинку одного органа чувств. Предварительно проведя беседу «Зачем нам нужны эти части тела».

По команде дети приносят сои части пазлы подходящие его картинке. Объясняя свои выбор.

Правила: можно брать только один картинке.

Безопасность жизни деятельности

«ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.

Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

 Игра- загадка «Это я – это я – это все мои друзья».                                                         Правила игры. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я – это я – это все мои друзья». А если вы услышав загадку , так не поступаете, нужно промолчать .                                                                                             Кто из вас идет вперед ,                                                                                                                 Только там где переход ???                                                                                               Дети. «Это я – это я – это все мои друзья».    

Воспитатель. Кто из вас бежит так скоро,                                                                                       Что не видит светофора?                                                                                                        Дети. Молчат.                                                                                                                 Воспитатель.  Знает  кто, что свет зеленый означает:                                                                          По дороге каждый смело пусть шагает.                                                                                    Дети. «Это я – это я – это все мои друзья».                                                         Воспитатель. Ответит кто без промедления,                                                                                      Что желтый свет предупреждения?                                                                                             Дети.  «Это я – это я – это все мои друзья».                                                                           Воспитатель. Кто вблизи проезжей части                                                                                   Весело гоняет мячик?                                                                                                                   Дети. Молчат.                                                                                                                                 Воспитатель.  Кто из вас идя домой,                                                                                                 Смело шагает по дороге?                                                                                                        Дети. Молчат.          

Игра – лото: «Хорошо- плохо»

Цель: знакомить  закрепить знаний детей с общепринятыми нормами поведении и правилами безопасности и личной гигиены. 

Ход игры

Каждому ребенку раздается игровое поле, с заполненными кошками и пустыми. В пустое окошка ребенок должен приложить соответствующую картинку. Ребенок объясняет свое действие.

«Как избежать неприятностей» 

Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.

Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия.

Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную картинку в соответствии с её изображением.

«Дорожные знаки»

Цель: Закрепить знания дорожных знаков. Уметь читать их на дороге.

Уметь применять их в игровой ситуации

Ход игры

1. Назвать дорожные знаки.

2. Найти знаки сервиса, описать их.

3. Найти запрещающие дорожные знаки, рассказать, что они обозначают.

На столе раскладывается игровое . Дети должны правильно разложить дорожные знаки на всей площади игры. Указать пешеходный переход, больницу, заправку, остановка запрещена, осторожно дети и т.д.

Спорт

Кузовок

Цель: закрепить знания детей о спортивных играх, видах спорта, учить называть спортивный инвентарь, развивать логическое мышление, внимание память и речь.

Ход игры. Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него что на нужно для  ФУТБОЛА ( футбольный мяч)…,.

Дети по очереди называют вид спорта.

«Спортивный инвентарь»

задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.

Возраст:3 – 4 года.

Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.

Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

«Найди пару»

задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту;

знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть

спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.

Правила:

1 вариант: Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.

2вариант Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну

карточку из пары, а в другую - вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе,

Побеждает больше собранных пар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум на тему: «ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное дес...

Практикум для педагогов «Дидактические принципы формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»

В консультации раскрыто значение работы по профилактике ДДТТ, типичные ошибки при организации занятий с детьми по данному направлению, рассмотрены педагогические ситуации....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ:  «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Семинар-практикум для воспитателей "Работа воспитателей по формированию у дошкольников правильного произношения"

Представлены игры (с атрибутами и без них) и игровые приемы для формирования у дошкольников правильного произношения....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Конспект семинара-практикума НА ТЕМУ:  «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Семинар-практикум для педагогов на тему "Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения"

Целью данного семинара я вляется знакомство педагогов с некоторыми приёмами развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста....