Семинар-практикум для воспитателей "Работа воспитателей по формированию у дошкольников правильного произношения"
методическая разработка (старшая группа)

Тарасова Оксана Олеговна

Представлены игры (с атрибутами и без них) и игровые приемы для формирования у дошкольников правильного произношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_vospitateley.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей.

Работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения.

Чтобы не пропустить различных недостатков речи, которые в свою очередь ведут к ряду нарушений в развитии, а также предупредить их появление, воспитатели проводят систематическую работу по формированию правильного произношения у детей.

 Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

Автоматизировать звук, значит добиться его правильного произношения во фразовой речи.

К данному этапу  можно переходить лишь тогда, когда ребенок  совершенно правильно и четко изолированно воспроизводит звук  при продолжительном повторении.

Содержание работы составляет последовательное введение поставленного звука в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова , предложения, в самостоятельную речь ребенка.

Подбирая речевой материал

1.Не забывайте правила орфоэпии.

2.Не берите слов, в которых есть неправильно произносимый ребенком звук.

Чтобы сделать занятия по автоматизации звука интересными и разнообразными, теоретиками и практиками  разработано множество игр, заданий, речевого материала. Вот некоторые из них.

Задания, предполагающие  использование атрибутов.

  • По мячу сперва стучу, а потом его качу.

Дети садится лицом друг к другу на расстоянии. Воспитатель произносит слоги. Последний длительно (па –па –пааааааа). Первые два слога сопровождаются ударом кулака по мячу;  пропевая третий ребенок катит мяч партнеру.

  • Тихо – громко. ( Мы катались по горам, пели тут и пели там.)

Пропевание заданного слога. Сила голоса соизмеряется с направлением движения рук (вверх –громко, вниз –тихо).

  • Мяч передавай – слово называй.

Дети называют слово с заданным звуком, передавая мяч заранее обговоренным способом.

  • Звучащие игрушки.

Педагог называет на ухо детям звуки. «Дети –игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети «читают» получившийся слог.

  • Кнопочки.

Ребенок проговаривает слог (слово) , нажимая пальцем на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, цветок и тд)

  • Песочные часы.

Ребенок проговаривает речевой материал, пока не стечет песок в часах.

  • Волшебная веревочка.

Ребенок наматывает веревочку на пальчик, проговаривая предложение, чистоговорку.

  • Заборчик.

Дети выкладывают или рисуют палочки с одновременным произнесением заданных предложений.

  • Кубик.

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

  • Бусы.

Ребенок  перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривает речевой материал.

  • Дорожка.

Ребенок проходит дорожку из больших и маленьких мягких модулей, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, на маленькой –тихо.

  • Лото.

Взрослый дает инструкцию: разложить в две-три стопки предметные карточки, в названии которых есть/нет звук, звук находится в начале/в середине. Побеждает тот, кто набрал большее количество карточек.

  • Назови слоги по символу.

Взрослый показывает символ, а ребенок называет   слоги,   в   которых   есть   звук, обозначаемый символом.

  • Делай, как слышишь, не делай, как видишь.

Взрослый договаривается с ребенком о том, что в красную коробочку надо складывать картинки, в названии которых есть тот или иной звук. Затем намеренно совершает неверное действие, а ребенок должен поправить его, сделать правильный выбор.

  • Найди   четвертый   лишний предмет.    

Взрослый раскладывает несколько   карточек   с   изображением предметов - ребенок называет их, а за тем определяет, какое слово лишнее (в нем нет названного взрослым звука или слога).

  • Составь цепочку.

По заданию взрослого ребенок выкладывает предметные картинки, названия которых начинаются на определенные звуки, например [з] или [ж], в горизонтальную, круговую или любую другую схему. Затем - «шагает» по картинкам, называя изображенные на них предметы.

Задания без использования дополнительных атрибутов.

  • Исправь ошибку.

Педагог читает предложение, ребенок произносит правильный вариант. (Велосипед сел на Михаила и поехал на футбол; шея и уши моют Михаила и тп).

  • Послушай и ответь. 

Педагог читает предложение и задает по его содержанию вопросы. Дети дают полный ответ. (Женя и Жанна поймали ужа. – Кто поймал ужа? Кого поймали Женя и Жанна? и тп)

  • Я начну, а ты продолжи. Например, я долго мыл полы; она … ; они …; мы … и тд
  • Послушай, повтори.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На скамейке семь котят, Все котята есть хотят.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Сиди девица в темнице, а коса на улице и др.

Рекомендуется соотносить  сложные для восприятия фонемы и       дифференцируемые фонемы с неречевым звучанием

Все снег, да снег, да снежные сугробы,

Снежинки искрами веселыми блестят.

Седые сосны, стройные березы

Под снегом до весны спокойно спят…

…Где –то шорох слышен, шум, где –то тихий шепот,

То бумажкой прошуршит, то шмыгнет мышонком,

То за кошкой поспешит, что шипит в сторожке…

  • Будь внимателен.

Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог (два раза - за, три раза – жа и т.д.).

  • Право-лево.

Взрослый отстукивает (например, левая рука - за, правая - жа), а ребенок, считая, сколько раз и какой рукой он это делает, повторяет столько же раз нужный слог.

  • Рифма.

Сты – сты – сты – новые мосты.

Сту – сту – сту – лужа на мосту.

Сто – сто – сто – лодка под мостом.

Перечисленные игры помогут Вам увлечь своих воспитанников, удивить их, вызвать положительные эмоции, что является немаловажным для достижения положительных результатов в работе на звуковой культурой речи.                                                             

Учитель-логопед МБДОУ №243

Тарасова О.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения.

Материал содержит рекомендации по организации работы над автоматизацией звуков с помощью игровых приемов....

«Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников»/ Семинар – практикум. Методическая работа с воспитателями.

Оказание помощи  в развитии социальной компетентности дошкольников, проявление творческой активности, умение устанавливать дружеские взаимоотношения....

Семинар - практикум по теме: « Сказка в работе с младшими дошкольниками" для воспитателей

Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.Многие взрослые, читая сказки малышам, дополняют их э...

Семинар-практикум на тему: "Создание условий по формирование здорового образа жизни у дошкольников"

                                             Создания условий по формированию ...

Работа воспитателя по формированию у детей правильного произношения (консультация учителя-логопеда)

Работа воспитателя по формированию у детей правильного произношения(консультация учителя-логопеда)...

Семинар - практикум: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Для формирования правильного произношения звуков важно:-Развивать артикуляционный аппарат.-Речевое дыхание.-Фонематический слух.-Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо раз...