«Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников»/ Семинар – практикум. Методическая работа с воспитателями.
методическая разработка на тему

Борисова Лидия Николаевна

Оказание помощи  в развитии социальной компетентности дошкольников, проявление творческой активности, умение устанавливать дружеские взаимоотношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников»

Семинар – практикум. Методическая работа с воспитателями.

Цель. Оказание помощи в развитии социальной компетентности дошкольников, проявление творческой активности, умение устанавливать дружеские взаимоотношения.

Ведущий (старший воспитатель): Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча посвящена проблеме, которая есть в каждой группе детского сада, где есть дети, которые самостоятельно не могут установить контакт со сверстниками, стесняются отстаивать свою точку зрения или, наоборот, отстаивают её с помощью физического контакта. У таких детей имеются проблемы в эмоциональной сфере и поведении. И сегодня мы постараемся найти выход из данной ситуации.

Все знают, что кроме физического здоровья, каждый человек имеет и нравственное здоровье, включающее в себя здоровое мышление, здоровые поступки, здоровые взаимоотношения человека. Положительный эффект нравственного здоровья будет лишь в том случае, когда везде и во всём будет присутствовать гармонизация отношений детей и взрослых, а воспитание будет гуманистическим, свободным от директивных, авторитарных, схоластических методов. Следует помнить, если мы хотим видеть подрастающее поколение дружным, радостным и здоровым, для этого необходима единая нравственно-здоровая среда. И поможет нам в этом тезис: «Чтобы помогать детям становиться лучше, необходимо самим становиться такими, какими мы хотим видеть их».

Основная задача, которая падает на наши плечи – сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. В работе по оказанию помощи ребёнку выразить свои чувства, переживания, мы должны действовать наиболее приемлемым для него образом – через игру. Необходимо соблюдать правила:

  • развивать тёплые, дружеские отношения с ребёнком, принимая его таким, какой он есть;
  • осознавать чувства, которые выражает ребёнок;
  • сохранять глубокое уважение к выбору ребёнка;
  • не пытаться направлять действия ребёнка или его речь, ребёнок – ведущий, педагог следует за ним.

Итак, сейчас мы с вами станем детьми, и будет выполнять все предложенные мною задания.

В практической части семинара мы рассмотрим несколько приёмов, которые помогут усвоению моральных норм и правил поведения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Установлению доброжелательности и отзывчивости поможет определённый алгоритм действий.  Этот алгоритм можно выполнять с детьми ежедневно. (Воспитатели действуют в соответствии с заданиями):

  • Встать в круг (взгляд открытый).
  • Посмотреть друг другу в глаза (в этот момент глаза излучают тепло и ласку).
  • Встретиться глазами с каждым и мысленно поприветствовать.
  • Упражнение «Дружеская нить имён». Каждый участник представляет своего соседа слева так, чтобы все прониклись к нему симпатией (например: «Это Светланка», «Это наша умница Танечка» и т.д.).
  • Упражнение «Здравствуйте». Это общение без слов. Основная цель – отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – общение без слов исключает споры, ссоры, договоры и т.д. Задание: поздороваться в кругу с тем, с кем тебе хочется. Встретиться глазами, помахать друг другу рукой, улыбнуться.

Этот приём помогает быстрому установлению контакта.

2. Цель второго этапа – сформировать у ребёнка способность видеть сверстника, обращать на него внимание.  Здесь решается и воспитательная задача – отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «Я». Вам нужно разделиться на пары для выполнения следующих заданий.

(Так как воспитатели, работающие в паре на группе, всегда выбирают друг друга, предлагаю найти пару по разрезанной надвое открытке, картинке. Либо найти пару по цвету изображённого предмета, либо по второй части пословицы и др.) 

Чтобы дети умели общаться со сверстником, делали что-то сообща, в этом помогут определённые упражнения. Итак, превращаемся в детей и выполняем:

  • «Праздничная проходка».

(Пары встают друг за другом. Под музыку первая пара показывает какое либо движение, проходят до конца зала и расходятся. Остальные пары повторят это движение. Затем пары снова встречаются, и уже вторая пара на второй круг придумывает другое движение, которое повторяется всеми. И так можно проходить, пока все пары не предложат свои движения для повторения. Необходимое условие, чтобы пары не разрывали рук, и движения не повторялись).

Ведущий. Мы знаем, что ведущий вид деятельности ребёнка – игра, поэтому для выполнения следующего упражнения каждой паре нужно превратиться в Осьминога и отправиться на

  • «День рождения Дельфинёнка».

Чтоб с рождением поздравить,

Первым Осьминог предстал.

Всеми восемью руками

Чувства другу выражал.

Восемь всё же руко-ног!

Ими всё он сделать смог:

Поднял, радостно всплеснул,

Дар заветный протянул…

Вам нужно в паре изобразить своего Осьминога.

(Каждая пара придумывает своё движение, характерное осьминогу, не разъединяя рук).

Ведущий. Следующая форма социально-эмоционального (нравственного) воспитания – организация совместной деятельности дошкольников, игровой или продуктивной. Когда дети рисуют картинки или разыгрывают сюжеты, их можно учить согласовывать свои действия, учить навыкам сотрудничества, общения. Я сейчас вам предложу стихотворение, вы  объединитесь по две пары и каждая подгруппа покажет инсценировку отрывка стихотворения. На подготовку вам предлагается 5 минут.

  • Инсценировка отрывка стихотворения:

Нежный лучик солнца тронул облака –

Всполохи тумана розовыми стали;

С белых гор спустилась волшебница Весна,

Нежная Весна с ясными глазами.

Пой, капель, звонкий гимн Весне!

Веточек коснулась ласковой рукой,

Разбудила пташек тёплым дуновеньем,

Проплыла над спящею синею рекой,

Расчертила лёд, привела в движенье.

К нам, друзья, вновь Весна пришла!

Обогрела рыбку радостным лучом

И в водовороте речку закружила,

Распушила шёрстку шубок у зайчат

И свою улыбку полю подарила.

Вам, цветы, время расцвести.

Песнь Весны услышав, белые снега

На Весну взглянули – и ручьями стали;

Где лугов коснулся нежный, тёплый взгляд,

Под его теплом бутоны распускались.

И Земля вскоре расцвела!

Ведущий. Следующее задание направлено на воспитание добрых чувств, умение договариваться, распределять, находить общее решение. Вам предлагается раскраска «Морская сказка». И вы, одновременно работая вчетвером над своей картинкой, через 7 минут превратите её в разноцветную. Необходимое условие: раскрашивать, не дожидаясь окончания работы другим, т.е. все вместе превращаем картинку в волшебное царство.

  • Совместное творчество.

(После выполнения задания всеми подгруппами, оформляется выставка совместного творчества и подводится итог).

Ведущий. Таким образом, через специально организованную игровую деятельность, дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать что-то новое, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры, игровых упражнений.

Желаю вам, дорогие коллеги, успехов в вашей нелёгкой работе!

Используемая литература:

  1. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 – 6 лет. М., Айрис пресс, 2004.
  2. Явление Весны. Книжка – раскраска. Новосибирск, 2005

ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\Лидия Борисова\Documents\1.jpg

C:\Users\Лидия Борисова\Documents\2А.jpg

C:\Users\Лидия Борисова\Documents\3А.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительног общения между сверстниками....

Гендерное воспитание дошкольников - семинар - практикум для воспитателей

Федеральные государственные образовательные стандарты впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного во...

Vетодическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительного общения между сверстниками....

Семинар-практикум для родителей и воспитателей "Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"

Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогами-психологами для организации работы с родителями,воспитателями....

методическое пособие на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительног общения между сверстниками....

методическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительного общения между сверстниками....

Методическая разработка семинара – практикума педагога - психолога для воспитателей на тему: «Агрессия в жизни ребенка»

Методическая разработка занятия семинара - практикума для воспитателей по знакомству с проявлениями, причинами и способами реагировния взрослого на детскую агрессию....