ПРОБУЖДЕНИЕ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРНОГО ОПЫТА
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Лавренченко Юлия Александровна

Статья и практический материал о роли игр и сказок в детском возрасте, об использовании сказочных сюжетов в построении занятий и развлечений. Цель – использование литературного опыта в разных видах деятельности детей. Результат -  повышение двигательного опыта детей, улучшение здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБУЖДЕНИЕ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРНОГО ОПЫТА

                                                        

Лавренченко Юлия Александровна

Инструктор по физической культуре МБДОУ № 53  «Ивушка», г. Петропавловск-Камчатский; Домашний адрес: 683002, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, 16/1, кв.13

Телефон: 8-914-620-18-65

E-mail: yuliya.lavrenchenko@mail.ru

Ключевые слова: детство, игра, художественная литература, герои мультфильмов, эстафеты, литературный опыт.

Краткая аннотация: Статья и практический материал о роли игр и сказок в детском возрасте, об использовании сказочных сюжетов в построении занятий и развлечений. Цель – использование литературного опыта в разных видах деятельности детей. Результат -  повышение двигательного опыта детей, улучшение здоровья.

Мы не потому играем, что мы дети,

                                                        но  для того и дано нам детство, чтобы мы играли.

В.В.Зеньковский

Что мы знаем о детстве?

В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни человека. Но именно этот простой феномен до сих пор необъясним. Как справедливо пишет Я. Корчак: «Мы не знаем детей, хуже того – знаем по предрассудкам».

Наука изучает и объясняет детство с различных точек зрения: философской, культурологической, психологической, педагогической, исторической, этнографической, социологической, экологической. Каждая из этих наук имеет свой багаж знаний о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и  позволит лишь приблизиться к пониманию данного феномена.  Постижение смысла феномена детства – важнейшая задача для педагога. Существует множество авторских концепций на эту тему. Это концепция  Ш.А. Амонашвили, в которой он определяет детство, как особую миссию для себя и других людей. Считает, что каждый ребенок уникален и неповторим, в каждом есть своя изюминка, свое зернышко. И если создать условия доброжелательности, помочь ему развиться и вырасти, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим радость.

В концепции отечественного философа, педагога и психолога В.В. Зеньковского  детство – это уникальный этап в жизни человека, который является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.  Игры и являются той самой формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности. Психическим корнем детской игры является эмоциональная сфера, а сама игра выступает посредником телесного и психического выражения чувства».

Очень важна роль художественной литературы в общем развитии ребенка.  Она всегда признавалась основным средством речевого развития детей. Именно знакомство с литературными произведениями вызывает интерес  и любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует  выразительности речи дошкольников. К.Д. Ушинский утверждал, что ребенок развивается в процессе приобщения к лучшим формам родного языка, которые содержаться в произведениях фольклора и литературы. В основной круг чтения дошкольников, по его мнению, должны входить поэтические песенки, потешки, загадки, сказки, пословицы и поговорки, которые знакомят ребенка с живой народной речью.  Идеи К.Д. Ушинского были всегда востребованы в отечественной педагогике. На теоретическом уровне они развивались Е.Н.Водовозовой. Она сформулировала  требования к отбору сказок для детей: сказка должна быть доступной для детей, соответствовать их опыту и интересам, развивать воображение и фантазию, обогащать речь образными народными выражениями. На методическом уровне теоретические положения к.д. Ушинского развивала Е.И.Тихеева.  Она сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой: что и как читать детям, почему сказку и стихи надо рассказывать, какие вопросы задавать до и после чтения, почему стихи нельзя разучивать хоровым способом.  А в работах О.В.Акуловой и О.Н. Сомковой  раскрывается понятие «литературное развитие».  Делается акцент на восприятие ребенком художественного произведения, влияние на эмоциональную и образную сферу личности.

Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот   процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует новых инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.  Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Поэтому в своей работе мы стараемся не только знакомить детей с литературными произведениями, но и активно применять их в разработке сценариев музыкальных и спортивно-оздоровительных мероприятий, а также строить сюжеты физкультурных занятий с целью совершенствования двигательной активности детей. Внедрение сказочных героев и увлекательных  сюжетов в занятия и досуги является одним из методов обучения детей физическим упражнениям. При помощи этого метода повышается  интерес у детей к занятиям и играм, улучшается их психологическое и эмоциональное состояние, укрепляется здоровье. Так в младшей группе, используя сюжет из сказки «Лунтик и его друзья», дети охотно идут в гости к Лунтику и выполняют движения вместе с героями: ходят приставным шагом, как паук Шнюк; ползают на четвереньках, как черепаха Мотя; пролезают в вертикальный обруч, как Шершуля и т.д. В средней группе, после прочтения сказки «Три медведя», дети отправляются в гости к медведям. Идут сначала по большой дорожке, потом поменьше, и  наконец, по самой короткой (маленькой); потом пролезают под высокой дугой, затем поменьше и под самой низенькой (маленькой). На лесной полянке играют сначала с большими мячами, потом средними, а потом и с маленькими, как у Мишутки. В конце занятия проводится спокойная игра «Три медведя».

Три медведя

Три медведя шли домой

(Дети шагают на месте)

Папа был большой-большой!

(поднимаются на носки, руки тянут вверх)

Мама чуть поменьше ростом

(вытягивают руки вперед)

А сынок малютка просто

(Приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(ходьба на месте на носочках, представляя, что в руках погремушки).

В спортивные праздники и досуги включаем эстафеты, связанные со сказочными героями из разных произведений. Эстафеты находим как на страницах интернета,  так и придумываем самостоятельно.  Дети среднего и старшего дошкольного возраста с желанием читают стихи, предусмотренные сценарием.

Таким образом, используя свой литературный опыт, дети активнее вовлекаются в мир физкультурных занятий, с желанием выполняют простые физические упражнения, учатся общаться с взрослыми и сверстниками.

Список используемой литературы:

  1. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗОВ. Стандарт третьего поколения. – Спб: Питер, 2016 –с.21
  2. Давайте поиграем/ Под. ред.А.А.Столяра. -  М.: Просвещение, 2002
  3. Дронь А.В., Данилюк О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – Спб., 2011.
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995, с 24.
  5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возрастав игровой деятельности/ Под. ред Т.И.  Бабаевой, З.А. Михайловой. – Спб.: Детство-пресс, 2004.

Н.А.Фомина. Сказочный театр физической культуры: Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры

Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры...

Воспитание интереса к физической культуре и спорту посредством подвижных и спортивных игр.

Воспитание интереса к физической культуре и спорту посредством подвижных и спортивных игрВсе родители хотят видеть своих детей веселыми, здоровыми, физически развитыми. Крепкое здоровье и хорошее физи...

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...

Доклад из опыта работы на тему: «Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста».

Доклад из опыта работы на тему:«Привитие интереса к физической культуре через формирование начальных представлений о лыжном виде спорта у детей старшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Формируем у детей интерес к физической культуре»

В основе построения воспитательно - образовательной работы в ДОУ лежит всестороннее развитие детей, а главной задачей является сохранение и укрепление физического здоровья детей и их потенциала....