Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Писаревская Татьяна Константиновна

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_2.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. И именно в этот момент ребенок учится уважительно относиться к чужим победам и  достойно переносить свои неудачи. Из большого разнообразия игр хочется выделить дидактические игры, которые в руках педагога становятся интересным, захватывающим, эмоциональным и творческим средством воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Представленные ниже дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:

  • развитию восприятия цвет, формы, величины, пространства, времени;
  • развитию зрительного и слухового внимания;
  • формированию и развитию мыслительных операций (сравнение, сопоставление, общение, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
  • формированию общей и мелкой моторики рук.


Для изготовления игр были использованы фотографии и символы видов спорта, а также картинки из настольных игр и раскрасок.

Методические рекомендации к использованию дидактических игр по физическому воспитанию.

  • В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
  • Для игры в настольные игры следует выбирать стол, за которым смогут сидеть все участники игр.
  • Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений.
  • Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
  • Новую игру следует чётко объяснить, отдельные моменты можно показать.
  • Ход игры и её правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
  • Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильно выполнение заданий, соблюдение правил.
  • деятельность детей в игре оценивается всеми её участниками; при этом важно отметить соблюдение  правил, качество ответов. самостоятельность в организации и проведении игр.
  • После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений каждого ребёнка к своему поведению.

«Спортивный инвентарь»  для детей 3-4 года

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физической культуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарём; учить узнавать и называть спортивный инвентарь; определять его значение; развивать мышление, внимание, память, логику.

Правила: В комплект входят карточки с чёрно - белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребёнок выбирает чёрно-белую картинку и на неё накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребёнок соберёт картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображён.

Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на чёрно-белое изображение.

рассказать,  как можно использовать инвентарь.

«Сложи картинку» для детей 5 лет

Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.

Правила:  игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребёнок рассказывает, что изображено на картинке.

«Найди пару» для детей 3-5 лет

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить узнавать и называть спортивны инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.

Правила:

1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.

2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладёт одну карточку из пары, а в другую вторую карточку. Одну он раздаёт игрокам, а вторую кладёт на стол картинками вниз. Ведущий берёт карточку и показывает её игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на карточке, и в каком виде спорта это используется. Если ответ верен. то игрок забирает карточку себе, если нет , то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.

«Две половинки» для детей 2-3 лет

карточки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основных видов движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.

Правила:

1 вариант:  Ребёнок складывает две половинке, чтобы получилась картинка.

2 вариант: ребёнок ищет в стопке нужную половинку.  Собрав картинку, ребёнок должен назвать то, что на ней изображено.

3 вариант: Собрав картинку, ребёнок должен назвать то, что на ней изображено. Но если это движение, то ребёнок должен его показать. Если это инвентарь, то ребёнок должен его найти и показать, какие упражнения можно с ним выполнить.

«Хорошо и плохо» для детей 3-6 лет

Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое. полезное и вредное; прививать желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.

Правила:  детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредных для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

«Отдыхай активно» кубики для детей 3- 6 лет

Цели и задачи: формировать интерес к двигательной деятельности, учить узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память. мышление, логику.

Правила:  собрать кубики так чтобы получилась целое изображение, опираясь на готовую картинку.

Усложнение1: собрав изображение, ребёнок должен назвать, что изображено на картинке.

Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на изображение.

«Спортивное домино» для детей 4-6 лет

Цели и задачи: учить узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.

Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2-4 человека. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые 7 костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар» . Первый ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалочкой. Далее игроки ходят поочерёдно, стая кости справа и слева от первой. приставляя к картинке одной кости такую же другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нуждой картинкой, то он берёт кость на «базаре». выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или будет меньше всего).

«Спортлото» для детей 5-7 лет

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить  узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.

Правила:  играют 2-6 человек.  Каждый игрок берёт 2-3 игральные карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта.

Водящий достаёт из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает её жетоном. Выигрывает  игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

«Спортмеморина» для детей 5-7 лет

 

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить  узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.

Правила: Играют 2-6 человек . На столе рубашкой вверх раскладываются парные корточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочерёдно игроки переворачивают по две карточки. если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачиваются обратно и ход передаётся следующему игроку. Игра заканчивается , когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

«Спорт зимой и летом» для детей 5-7 лет

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды.

Правила: Игроку предлагают выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; почему они летние или зимние: рассказывает, как определяется победитель.

«Спортивная угадай-ка» для детей 4-7 лет

Цели и задачи: пополнить и закрепить знания детей о спорте; развивать мышление, память.

Правила: ведущий перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьём поле есть такой же вид спорта, берёт её, и кладёт  поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.

«Четвёртый лишний» для детей 4-7 лет

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.  

Правила: Игрок берёт одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, Объясняя, почему она лишняя.

«Что к чему» для детей 5-7 лет

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить и называть  необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного  спорта; развивать мышление, память, логику.

Правила: Игрок выбирает карточку (инвентарь) с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта (оборудование).

Играть можно одновременно несколько человек: кто быстрее соберёт ряд.

«Собери символ» для детей 5-7 лет

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; знакомить с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать мышление, внимание, память.

Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта.

Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.

«Я и моя тень» 5-7 лет

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать исходное положения; развивать  внимание, память.

Правила:  Каждый игрок берёт 2-3 карты, на которых изображены силуэты исходного положений и движений. Водящий  достаёт из мешочка фишку с цветными изображением и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть силуэт этого изображения, берёт фишку и закрывает ею силуэт. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все силуэты изображениями.

«Загадай - отгадай» для детей 5-7 лет

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.

Правила:  Играть могут 2 и более человек. Ведущий (взрослый или ребёнок), с помощью карточек –« определений и признаков» , называет вид спорта.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

Карточки определений и признаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. Основная  цель дидактических игр по физическому воспитанию – это, прежде всего, формирование у детей устойчивого интереса к ф...

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников. (в методическую копилку)

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.(в методическую копилку)Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дал...

Консультации для воспитателей. Тема: Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников...

Мастер класс "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Спортивные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой....

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников.

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников....