Программа по акробатике с элементами художественной гимнастики для детей 5-6 лет.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Михайлова Евгения Васильевна

Программа по акробатике с элементами художественной гимнастики для детей 5-6 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akrobatika_metod_razrabotka.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Михайлова Евгения Васильевна,

                                                                       инструктор по физкультуре,

                                                             МБДОУ детский сад №14 "Колокольчик»

                                                                          Пермский край,  г. Чайковский.

Программа

по акробатике  с элементами художественной гимнастики

для детей 5-7 лет

Пояснительная записка.

 Целью современного образования является всестороннее развитие  ребенка. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств является основными задачами дошкольного образования.

Для реализации данных задач необходимо своевременное и правильное организованное физическое воспитание в дошкольном учреждений, так как в этом возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка.

Одним из оптимальных средств физического развития  является акробатика

Акробатика – это универсальная форма физической активности, система специальных физических упражнений, методических приемов используемых для укрепления здоровья и гармоничного развития.

 Акробатические  упражнения развивают физические качества, учат детей владеть своим телом, что способствует предупреждению травматизма в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях, так же воспитывают морально - волевые качества. У детей данные  упражнения вызывают большой интерес своей красотой  и зрелищностью. Показ на публике или просто перед своим друзьям вызывают восторг, повышают самооценку выступающего и формируют дальнейшую  потребность к занятиям спорта.

Именно в дошкольный период необходимо начинать занятиям акробатикой и гимнастикой.  Ведь возраст 5-7 лет является сенситивным для развития гибкости. Систематические занятия сохраняют и развивают природную гибкость позвоночника, подвижность суставов, растяжку мышц и связок.  В этом возрасте дети легче осваивают акробатические упражнения, так как в этот период  притуплено чувство страха перед выполнением сложного упражнения.

В программу по физическому развитию дошкольников включены акробатические упражнения, но количество занятий  отведенных на этот раздел минимально.

Актуальность. В системе дополнительного образования существенное место занимает кружковая работа. Данная форма работы позволяет углубленно заниматься с детьми.

Изучив и обобщив опыт работы Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиновой по программе «Старт», я организовала кружок по акробатике для детей 5-7 лет.

Цель: Углубленное обучение детей акробатическим упражнениям в доступной для них форме и овладение элементами художественной гимнастики.

Задачи:

Образовательные:

  • развитие  физических качеств: быстроты реакции, ловкости, координации, силы, ориентировки в пространстве;
  • сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов;
  • формировать  оптимальный двигательный стереотип;
  • обучение акробатическим упражнениям;
  • приобретение практических навыков и теоретических знаний по акробатике и гимнастике.

Воспитательные:

  • формирование потребности к занятиям физической культуре и спорту;
  • способствовать проявление морально-волевых качеств;

Оздоровительные

  • укрепление мышечного корсета;
  • укрепление мышц голеностопного сустава;
  • развитие дыхательной системы.

Тип программы. Модифицированная.

Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.

В первый год сформирована одна группа детей 5-7лет. в количестве 10-12 человек. Занятия проходят два раза в неделю по 25-30 минут.

Во второй год работы  кружка была создана еще одна группа из детей вновь пришедших на занятия. Те же дети, которые уже ходили, переходят в группу второго года обучения, продолжительность занятия составляют 30-35 минут.

Диагностика: В начале и в конце года проводится  диагностика по следующим показателям:

  • Динамометрия правой и левой кист (кг);
  • Наклон вперед из И.П. стоя (см);
  • Статическое равновесие «Цапля» (сек);
  • Удержание рук и ног лежа на животе «Лодочка» (сек);
  • «Мост» (см);
  • «Уголок» (сек).

Перспективный  и календарный план разрабатываю ежегодно, в начале учебного года.

Форма проведения: занятие, выступление детей на развлечениях, праздниках (акробатические композиции, спортивные танцы), экскурсии и встречи со спортсменами, открытые занятия, отчетные концерты, представление и обобщение опыта на городском методическом объединении, педсоветах, семинарах-практикумах.

Принципы: Занятия построены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей,  используется принцип систематичности и постепенности (от простого к сложному). Обучение начинается  с наиболее простых элементов «кольцо», «коробочка» и т.д., учитывая физиологические способности детей, состояние опорно-двигательного аппарат и уровень подготовленности детей. Простые  упражнения составляют базу для белее сложных упражнений. Выполнение сложных акробатических упражнений «колесо», стойка на голове,  требующие  специальной подготовки, выполняются на втором году обучения, только индивидуально и со страховкой инструктора.

Структура и методические особенности занятий: Занятие состоит из трех частей.

Подготовительная часть. Задачи: организация группы, повышения внимания и эмоционального состояния; подготовит организма к предстоящей нагрузке.
Средства: строевые упражнения; разновидности ходьбы и бега; несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, танцевальные комбинации (из раннее изученных элементов). Общеразвивающие упражнения с элементами акробатики.
Методические особенности: поточный метод, он предлагает выполнение упражнений без остановки. Показ и рассказ осуществляют по ходу выполнения упражнений.
Основная часть. Задачи: развитие и совершенствование основных физических качеств, формирование правильной осанки, воспитание волевых и моральных качеств, творческой активности, обучения основным прикладным навыкам, изучение и совершенствование специальных упражнений акробатики.
Средства: акробатические упражнения, группировки, перекаты, кувырки и растягивания и расслабления. Специальные упражнения для формирования правильной осанки, ритмические упражнения, равновесия, прикладные упражнения.
Методические особенности: Методам показа и рассказ техники выполнения упражнений. Посредством этого у детей создаются двигательные представления о движениях. Обычно на занятиях разучиваемое упражнение показывает инструктор. В отдельных случаях его могут выполнять специально подготовленные дети.
Заключительная часть.  Задачи: постепенное снижение нагрузки; подведение итогов занятия. 
Средства: упражнения на расслабления, несложные, спокойные упражнения на связь движений с музыкой, малоподвижные игры, короткие беседы, аутотренинг, релаксация. 
Методические особенности: постепенное снижение нагрузки и подведение  итогов проделанной работы. Задание на дом.

Этапы и методы обучения акробатическим упражнениям.

На первом этапе обучения создают предварительное представление об изучаемых упражнениях. Так же  дошкольники должны познакомиться с гимнастической терминологией: (упор присев, вис, упор лежа, упор сидя сзади и т.д.) На этом этапе большое значение имеет словесный метод и метод показа.

На второго этапа обучения,  углубленное выполнение техники  упражнения. Осмысленное овладение движением, исправление ошибок. Используется метод  целостного выполнения. Его применяют при освоении несложных по технике исполнения элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению. Так же используется  метод, подводящих упражнений. Он заключается в выполнении ранее изученных движений, которые входят в содержание выполняемого движения. Например, кувырок вперед можно разделить на ряд составных движений: упор присев, перекат вперед, группировка, упор присев, основная стойка. Результатом завершения данного этапа является технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения.

На третьем этапе  закрепление и совершенствование двигательного действия.

Формирование автоматизированных  двигательных навыков, обеспечивающих выполнение акробатических упражнений в различных условиях, возможность его выполнения в сочетании с другими элементами.

Содержание работы: В содержание кружковой работы входят: теоритические знания, общая физическая подготовка, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, групповые и индивидуальные упражнения, танцевальные движения, ритмические упражнения, игры.

 Первый год обучения разучивание упражнения «мостик» из и.п. лежа; перекаты в группировке, кувырок вперед; стойка на лопатках «березка»; стока на руках у стены со страховкой, «Коробочка», «полу шпагат».  На втором году обучения переворот вперед; переворот назад; стойка на голове; мостик из положения стоя, шпагат поперечный и продольный, стойка на голове.

Есть дети, которые идут с опережением программного материала, их умение выполнять акробатические или гимнастическое  упражнения намного раньше, чем у других переходят в стойкий навык. Таких детей можно переводить в группу второго года обучения.

Содержание работы:

Этапы

Акробатические  упражнения

Элементы гимнастики

Ритмические упражнения

Подвижные игры

I год

1.Упоры (лежа, присев, согнувшись), сед на пятках углом;

2.Группировки, перекаты в группировке, кувырок вперед;

3.Стойка на лопатках «березка»;  стока на руках у стены со страховкой.

4.«Полумостик», «мостик» из и.п. лежа;

5.«Кольцо», «Стрела», «Коробочка»

1.Наклоны вперед, назад, вправо, влево;

2.Упражнения «стрейчинг»;

3.Выпады,  «полушпагат»;

4.Складки вперед, назад.

1.Без предметов;

2.С предметами (флажки, малые мячи, ленточки)

«Паучки»;

«Ловля обезьян»

«Чей мостик выше»;

«Ловишки»

«Чье звено быстрее»;

«Березовая роща»;

«Фигура замри»;

II год

1.Шпагат поперечный, продольный;

2.Упражнения «стрейчинг»;

3.«Коробочка» с вытянутой рукой вверх;

4..Стойка на  одной ноге  «затяжка»;

1.Без предметов;

2.С предметами (помпонами, фитболами, обручи, малые мячи, ленточки)

Все те же игра, но с усложнением. «Ловишки» вместо бега выполняют «Колесо»; «Чье звено быстрее» выполняют кувырки.

Ожидаемый результат.

  1. Повышение уровня физической подготовленности: гибкости, ловкости, ориентировки в пространстве, координации.
  2. Овладение детьми основными акробатическими упражнениями и элементами художественной гимнастики.
  3. Повышение теоретических знаний.
  4. Сформирована потребность к занятиям физической культурой и спортом.
  5. Укрепление мышц спины и голеностопного сустава.


Список литературы.

Акробатика: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Е.Г.Соколова. – М.: ФиС, 1973.

Кравчук И.А. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ 1998. Ч.2.238 с.

Кудрявцева В. Т. , Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2000.

Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду.

Хухлаева Д.В. теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд.2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976.

Яковлева Л.В., Юдина Р.А.. Физическое развитие детей 3-7 лет. Программа «Старт»: Методические рекомендации. М: Владос, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественной гимнастике для детей старшего дошкольного возраста

Программа по обучкнию детей художественной гимнастике, предназначнная для старшего дошкольного возраста. Она включает в себя элементы станка, хореографии и работу с гимнастическими предметами....

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкально-спортивная композиция  "Карусель"....

Авторская программа "Акробатика в художественной гимнастике" для детей дошкольного возраста.

Акробатические упражнения - одно из эффективных средств совершенствования устойчивости к различным ускорениям при перемещениях человека в пространстве. Акробатические упражнения в художественной гимна...

Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста

Обеспечить соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям гармоничное физическое развитие ребенка. Совершенствовать средствами художественной гимнастики и акробатики двигательные умения и навы...

Физкультурное занятие с элементами художественной гимнастики для детей 5-7 лет.

Познакомить детей с художественной гимнастикой, как с одним из видов спорта; Развивать умение действовать с предметами (мячом, лентой, обручом)....

Иннновации ОФП с элементами художественной гимнастики

В данных материалах рассматривается физкультурно-оздоровительная  деятельность детей дошкольного возраста, развитие их физических способностей средствами художественной гимнастики...