Подвижные игры для детей раннего возраста ( 1-3 лет) Лексическая тема: « Транспорт»
картотека по физкультуре на тему

Анисимова Марина Рауфовна

Ребенок изображает движение автомобиля (поезда, автобуса, самолета), выполняя руками соответствующие движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_transport.docx235.86 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 2 «Росинка»

Подвижные игры для детей раннего возраста

( 1-3 лет)

Лексическая тема: « Транспорт»

                                                           

Составитель:

Шишкина М.Р.

инструктор по физической культуре

1 квалификационная категория

Подвижные игры

Лексическая тема « Транспорт»

Подвижная игра Автомобиль.

Ребенок изображает движение автомобиля (поезда, автобуса, самолета), выполняя руками соответствующие движения.

Подвижная игра Тоннель

Ребенок изображает поезд, который проезжает через тоннель, составленный из перевернутых стульев, натянутых веревок и т. п. Ребенок бежит и пролезает под препятствиями, не касаясь их. 

Игра «Путешествие на машине».

 Задача – учить детей подлезать под дугу, не касаясь руками пола. Упражняться в ходьбе на носках по доске и в прыжках, огибая предметы.

I. Ребенок находится сзади родителя, они «едут на машине»: в руках у ребенка и у мамы кольцо – «руль». Мама на ходу поет песенку:

«В машине, в машине шофер сидит,

Машина, машина идет, гудит би-би, би-би-би».

Ритмичное движение прямыми руками вперед с поворотами кольца внутрь и наружу.

«В машине, в машине детей полно,

Поехали дети, глядят в окно».

Сесть на пол, ноги выпрямить, смотреть в кольцо, наклоняя голову то влево, то вправо.

«Вот речка, вот поле, вот лес густой -

Приехали дети, машина стой».

Почему машина остановилась? А потому, что приехали. А теперь осмотрим свою машину со всех сторон, ведь мы ехали долго.

Воробушки и автомобиль

Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж. 


Разлетелись воробушки в разные стороны

Указания к проведению. Сначала в игре принимает участие небольшая группа (10-12) детей, со временем играющих может быть больше. Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя воспитатель, и только после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.

Поезд

Цель. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

Описание. Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: "Вы будете вагончиками, а я - паровозом". Паровоз дает гудок - и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: "Вот и остановка". Затем паровоз вновь дает гудок - и поезд движется дальше.


Поезд отправляется!

Указания к проведению. Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. При повторении может быть большее число участвующих (12-15). Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносят в такт: "Чу-чу-чу".

Роль паровоза вначале выполняет воспитатель или ребенок старшей группы. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики-дети не отставали.

Играющие строятся друг за другом произвольно. При многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.

Самолеты

Упрощенный вариант

Цель. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать.

Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.


Самолеты, на посадку!

Указания к проведению. Воспитатель должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он выполняет движения вместе с детьми.

При повторном проведении игры можно вызывать большее число детей, а после многократных повторений можно предложить всем детям полетать на самолетах.

Поезд

(Усложненный вариант)

Цель. Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый - паровоз, остальные - вагоны. Воспитатель дает гудок - и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов воспитателя "Поезд подъезжает к станции" дети постепенно замедляют движение - поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну - и поезд начинает двигаться.


Зеленый свет - можно ехать!

Указания к проведению. Первое время дети строятся в колонну в любом порядке, а к концу года уже запоминают свое место в колонне - находят свой вагон. Поезд может двигаться, то ускоряя, то замедляя движение, делать остановки по сигналу. Сигналом, кроме слов воспитателя, может служить красный флажок, который он поднимает.

При повторении игры целесообразно внести изменения в ее сюжет. Например, можно предложить детям на остановках поиграть в мяч, ловить бабочек (подпрыгивать, делая хлопки над собой), собирать шишки, желуди и т. п.

Трамвай

Цель. Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Описание. 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный - останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок - и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.

Указания к проведению. Если детей в группе много, можно составить два трамвая. Сюжет игры может быть более развернутым: во время остановок одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.

Такси

Цель. Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Описание. Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.


Вот как быстро едет такси

Указания к проведению. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь - то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

Дорога
Возраст: 1 - 1.5 года

Игра учит малыша ориентироваться в пространстве, перешагивать через препятствия. 
Делаем «дорогу» из старых кассет или из картинок, из карандашей, кубиков, кеглей и пр. (одна и та же быстро надоедает). Затем малыш ходит по такой дороге. 
Для начала это просто два прямых ряда кассет (кубиков, карандашей) с расстоянием между рядами примерно 30-40 см.
С каждым разом дорога все более длинная и извилистая. Она может сужаться и расширяться. Малыш может помогать вам строить дорогу, укладывает кассеты или карандаши. Быстрая дорога получается из длинных шнуров, к тому же из шнуров её проще делать извилистой. 
Можно предложить ребенку пройти на носочках, пяточках, боком, а позднее и попрыгать.


Сложная дорога со светофором
Возраст: 1.5 - 2 года
Когда вы освоили простую «дорогу», то можно перейти к игре в «сложную дорогу». 
Из кассет, карандашей, кубиков, бумажных карточек, длинных шнуров или другого подручного материала строим «дорогу». И на сколько позволяет место в квартире дорогу можно разветвить. 
Дорогу можно делать широкой и узкой, можно сделать тупики и перекрестки. Путешествуя по дороге, заходим в домики (гаражи). Можно построить перекресток и когда ребенок на него попадает, то на одну из дорог класть зеленый круг, а на другую дорогу – красный и объяснять малышу, что там, где лежит красный круг, прохода нет. 
Малыши не любят долго ждать, пока строиться дорога. Поэтому для того чтобы построить дорогу быстро, лучше использовать длинные веревки. Две длинные веревки, разложенные на полу – это дорога. Еще одна веревка, из которой сделан круг – это домик.
Осенью можно рисовать «сложную дорогу» на мокром песке, а зимой - на снегу.

Носим грузы на голове
Возраст: 2 - 3 года
Что можно носить на голове? Шапку, сито, свой горшок Ваш малыш, наверное, на голову уже примерял?!
Попробуйте поносить на голове разные предметы (например, широкую пластмассовую баночку или колечко от пирамидки с большим отверстием (для устойчивости), а сверху мячик или маленькую подушечку). Если хорошо получается, то можно рискнуть пройти с грузом по доске, лежащей на полу.
Некоторые для этой цели используют небольшие подушечки, наполненные горохом, песком или другим подобным материалом. Не забудьте посмотреться в зеркало и сфотографироваться!

Велосипед

Возраст  2,5 - 3 года

Попросите ребенка лечь на спину, пусть он обопрется своими согнутыми ногами о ваши руки, положив ступни на ладони. Теперь малышу нужно приложить усилие, разгибая свои ноги (сначала одновременно), а вы немного сопротивляйтесь этому.

Затем пусть ребенок разгибает ноги попеременно, надавливая на ваши ладони как не педали велосипеда.

Я кручу-верчу педали,

Мои ножки не устали,

Еду вверх, еду вниз,

Крепко мамочка держись.

Попробуйте и вы лечь на спину напротив ребенка. Теперь нужно совместить не ступни и ладони, а ступни ребенка с вашими ступнями. Выполните эти же упражнения, оказывая сопротивление друг другу ногами.

ИГРА «Машина»

ЦЕЛЬ: проходить несколько шагов вперед, толкая перед собой машинку на палочке; подрожать гудению машины (произносить звукоподражательное слово «би-би»).

ОБОРУДОВАНИЕ: машинка на палочке.

ХОД ИГРЫ: предложите ребенку машинку на палочке, которую можно толкать перед собой.

Когда ребенок покатит машинку, прочтите рифмовку:

                                       «Би-би-би, - гудит машина.-

                                         Не поеду без бензина».

Когда ребенок перестанет катать машинку под текст рифмовки, спросите у него: «Как гудит машина?» Если ребенок не может ответить на ваш вопрос, ответьте на него сами: «Машина гудит : Би-би».

ИГРА «Самолет»

ЦЕЛЬ: ходить в произвольном направлении, держа руки-«крылья» слегка расставленными и опущенными вниз; произносить звукоподражательные слова («у-у-у»-самолет гудит); выполнять движения в соответствии с текстом.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечный самолет.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕРЕД ХОДОМ ИГРЫ:  Наблюдение за пролетающим в небе самолетом на прогулке.

ХОД ИГРЫ: Рассмотрите игрушечный самолет, назовите его части(крылья, пропеллер). Прочтите рифмовку и выполните движения по ее содержанию:

                                            Самолет летит,

                                             И мотор его гудит:

                                              « У-у-у-у-у-у,

                                               Я к тебе лечу, лечу».

Поиграйте с ребенком, расставьте руки-« крылья » вниз и в стороны (одновременно),  «запустите мотор»: «У-у-у», «полетайте» (побегайте в произвольном направлении). Предложите ребенку поиграть вместе с вами. Можно повесить малышу бумажный самолет на тесемочке.

                             

ИГРА: « Мы спешим на поезд ».

ЦЕЛЬ: преодолевать полосу препятствий; совершенствовать навык ходьбы; формировать новый навык – перешагивание через небольшой предмет, положенный на полу; развивать быстроту реакции.

ОБОРУДОВАНИЕ: мягкие модули или диванные подушки; веревка; кирпичики из детского строительного набора.

ХОД ИГРЫ: из мягких модулей или диванных подушек постройте поезд, положив подушки одну за другой в ряд. Если возможно, нарисуйте на полу мелом рельсы(две длинные параллельные линии одну – справа от подушек, другую- слева).

  Сделайте полосу препятствий : укрепите на высоте 10 см от пола веревку («ручеек»). Положите плашмя строительные кирпичики («тротуар»), ведущие к «платформе».

   Расскажите ребенку, что вы собираетесь  ехать на поезде. Предложите ему  добраться до поезда. Первый раз проведите его на «платформу» по полосе препятствий за руку. Проводя малыша к «поезду», прочтите ему рифмовку:

                                               Вот поезд на рельсах

                                               Стоит и пыхтит.

                                               Он к бабушке в гости

                                               Сейчас полетит.

 УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАНИЯ: смените препятствия (увеличьте их количество, измените их качество); постепенно уменьшайте свою помощь до полного его прекращения.

ИГРА: «Еду на машине»

ЦЕЛЬ: ходить по ограниченной поверхности (по дороге); громким голосом произносить звукоподражательные слова: «би-би»; активизировать в речи местоимения: «я», «мы», «ты», «нас».

ОБОРУДОВАНИЕ: машинка, вырезанная по контуру из картона и повешенная на ленту; «дорога», нарисованная мелом на полу.

ХОД ИГРЫ: наденьте ребенку на шею ленту с машинкой и скажите, что он сегодня будет легковым автомобилем и поедет в лес на прогулку. «Автомобиль» поедет по «дороге». Покажите ребенку «дорогу», нарисованную на полу. Прочтите рифмовку и проведите ребенка «по дороге в лес»:

                                                 На машине легковой

                                                  Едем вместе мы с тобой.

                                                  По дороге, через мост,

                                                  В лес шофер нас всех привез.

Попросите ребенка поехать самостоятельно «по дороге в лес».

УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАНИЯ: измените маршрут «автомобиля».

ИГРА: «Поезд»

ЦЕЛЬ: имитировать гудок паровоза (у-у-у-у-у); выполнять движения  по тексту, ходить цепочкой с другими детьми, держась за плечи впереди стоящего ребенка; укрепляет и развивает мышцы рук и ног.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечный паровозик.

ХОД ИГРЫ: рассмотрите с ребенком игрушечный паровозик. Расскажите, что паровозик едет по рельсам и гудит: «У-у-у-у-у». Прочтите рифмовку:

                                                 Вот поезд наш едет,

                                                  Колеса стучат.

                                                  А в поезде нашем

                                                  Ребята сидят

                                                 - У-у-у-у,- гудит паровоз,

                                                  Далеко, далеко ребят он повез.

Предложите ребенку покататься на паровозике. Если вы играете на прогулке, пригласите поиграть других детей. Покажите, как вагоны прицепляются друг к другу (дети кладут ладошки  на плечи впереди стоящему ребенку). Спросите детей, куда они хотят поехать. Предложите дать гудок: «У-у-у»- и отправляться в путь.      

 

ИГРА: « Поезд».

ЦЕЛЬ. Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности в свои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый- паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам « чу-чу-чу».

    ВАРИАНТ ИГРЫ II.

  1. Роль паровоза выполняет ребенок.
  2. 2. Детям предлагают выйти на остановку, где они играют, собирают цветы и т. п.
  3. Игра может проводиться под пение следующей песенки:

    Вот поезд наш едет,

    Колеса стучат.

          А в поезде нашем

    Ребята сидят

          - Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

     Бежит паровоз                                            

     Далеко, далеко ребят он повез.

     Но вот остановка,

     Кто хочет слезать?

     Вставайте, ребята,

     Идемте гулять!

После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу педагога они встают друг за другом, изображая вагончики.

ИГРА: « Автомобили».

ЦЕЛЬ. Учить двигаться, сохраняя направление; выполнять действия в разных условиях; поддерживать интерес к движениям; развивать внимание, умение действовать в коллективе; закреплять представления о цвете, форме предмета; вызывать чувство радости от общения со взрослыми и со сверстниками.

ОБОРУДОВАНИЕ. Нагрудные эмблемы с изображением машин ( по колличеству играющих), дорожки разного типа, круги, квадраты, треугольники из картона ( гараж).

ХОД ИГРЫ. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой – гаражом. По сигналу педагога автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила ( ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друка). По сигналу педагога « Автомобили в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.

ВАРИАНТ ИГРЫ II.

  1. Автомобили могут ехать по мосту ( доске, лежащей на полу), по извилистой дорожке, по мягкой дорожке ( болото) и т. п.
  2. У каждого автомобиля может быть свой гараж в виде круга, треугольники, квадрата. Гараж может быть обозначен цветным флажком, в этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.

ИГРА: « Птички и автомобили».

ЦЕЛЬ. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

ОБОРУДОВАНИЕ. Шапочки или эмблемы с изображением птичек.

ХОД ИГРЫ. Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: « Птички вылетели погулять». Дети- птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого « Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги.

ВАРИАНТ ИГРЫ II.

Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки – это птички. На другой стороне размещается другая часть детей – это автомобили. Педогог говорит: « Птички летят!»- птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу « Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия ( скамейки, кубы). При повторе  игры дети меняются ролями.

ИГРА: « Самолетик».

ЦЕЛЬ. Развивать навык бега.

ХОД ИГРЫ. Педагог предлагает ребенку поиграть в самолетик- полетать: « Беги ко мне, будем летать!». Малыш бежит в объятия педагога, который подхватывает его под мышки, поднимает, делает несколько кругов как самолетик и ставит на землю. Во время движения педагог имитирует звук самолета и побуждает ребенка повторяет его : « У-у-у!».

  Если кружение вызывает негативную раекцию у ребенка, то можно просто поднять или прижать малыша к себе.

ИГРА: « Самолетик- самолет».

ЦЕЛЬ. Учить выполнять действия по подражанию взрослого.

ХОД ИГРЫ: Педагог показывает, как играть в « самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх – вдох, делает поворот в сторону. Произнося « ж-ж-ж», выдох, стоит прямо, опустив руки, пауза и т.д. Затем педагог побуждает детей подражать движениям, читает стишок:

      Самолетик-самолет

      Отправляется в полет

      Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

      Постою и отдохну.

  Разводит руки в стороны ладонями вверх, делает повороты вправо, влево и выдох. Встает прямо, опустив руки.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей раннего возраста

Предлагаю вашему вниманию несколько подвижных игр для детей раннего возраста, которые помогут воспитателям при оргазации совместной деятельности с детьми. можно использовать как физминутки....

Подвижные игры для детей раннего возраста ( 1-3 лет) Лексическая тема: « Транспорт»

Вниманию педагогов представляю подбор подвижных игр по лексической теме " Транспорт", для детей раннего возраста ( 1-3 лет)...

Подвижные игры для детей раннего возраста.

Подвижные игры для детей раннего возрастаТема: «Снежок»Цель:  развивать умение действовать согласованно.Описание игры. Дети стоят кружком и выполняют действия в соответствии с текстом:Выпал белен...

Подвижные игры для детей раннего возраста

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Подвижные игры для детей раннего возраста

Подвижные игры для детей раннего возраста...

Методическая разработка на тему "Подвижные игры для детей раннего возраста".

Методическая разработка на тему "Подвижные игры для детей раннего возраста" для здоровья и развития детей....