"Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

Матова Ольга Викторовна

Опыт работы по теме "Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья детей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма. В результате «двигательного дефицита»:

  • увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
  • снижается сила и работоспособность мускулатуры;
  • нарушаются функции организма.

Поэтому, для полноценного развития ребёнка, для сохранения и укрепления его здоровья я в своей работе создаю условия для двигательной активности дошкольников, условия для развития   и  оздоровления детей.  Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого я в своей работе использую  нестандартное оборудование,  сделанное совместными усилиями с родителями.  Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. А нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях. При использовании такого оборудования у детей  повышается интерес к занятиям, улучшается качество их выполнения.

Для изготовления этого оборудования я выбрала современные предметы, которые привлекли меня необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», старые счёты, пластиковые бутылочки, стаканчики, баночки из-под йогуртов, палочки для суши и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Дети сами с удовольствием принимают участие в изготовлении нового оборудования и приносят его в сад.

    Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, я вызываю интерес, желание поиграть с новыми для детей атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Нестандартное физкультурное оборудование служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника. Дошкольники могут выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогают детям творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.

Я планирую двигательную активность по этапам:

1-ый этап педагогического процесса - «Утро»

 Утро - самый короткий  по времени   режимный момент  педагогического процесса, самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами.  Задача воспитателя - уделить  внимание  каждому  пришедшему ребенку, выразить радость,  что ребенок пришел в группу, где его любят и ждут, вызвать желание заняться полезной двигательной или  продуктивной деятельностью, любимой игрой,  общению с детьми. Ежедневно, (10-12 мин) во время утреннего приема детей  я  планирую  двигательную деятельность малой  или  средней активности: «Найди, что спрятано», «В какой руке камешек?», «Модели» с использованием подручного материала – книги. Заранее  продумываю о создании  условий самостоятельной  двигательной  активности, размещение  физкультурного инвентаря, дидактического материала и пособий. При планировании подвижных игр учитываю, какие  занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной  статической позой (математика, развитие речи, изо-деятельность), то  планирую  игры средней и даже большой подвижности: с лазанием и прыганием, со стульчиками-«Кто быстрее», «Найди себе пару»- с использованием музыки. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную окончательную игру.    

Задания для снятия зрительного утомления и  мышечного напряжения –«Успей за огоньком»,  «Поймай зайчика». Дети догоняют световую точку, бегающую по полу, стараются поймать ее руками или  наступить на нее, «Лопаточка» - это лист цветного картона, в центре которого  проделано небольшое отверстие. Детям в течение  15 секунд предлагается посмотреть в «замочную скважину».

Капсулы от киндер-сюрпризов и  крышки бутылок могут служить для развития у детей мелкой моторики; используются они в аттракционах "Кто быстрее соберет?", "Чья команда быстрее?" и "Собери зерно", а также для профилактики плоскостопия (дети садятся вокруг обруча, опираясь на руки, и пальцами ног собирают предметы).

2-ой этап педагогического процесса – «Прогулка»

 Прогулка- благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей  в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр  детей по желанию: поддержать инициативу, творческую направленность в любом виде игр. Учитываю, какие занятия предшествовали прогулке: если  они носили подвижный  характер  физкультурное, музыкальное), то прогулку начинаю  с наблюдения, но если на занятиях дети  были ограничены в  движениях, то прогулку начинаю  с подвижных, спортивных игр.

3-ий этап педагогического процесса «Вторая половина дня»

Основная педагогическая задача этого периода - вызвать у детей желание завтра снова идти в детский сад. Для этого я пытаюсь создать  положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому  ребенку  было комфортно. Во вторую половину  дня кроме гимнастики после  сна и закаливающих мероприятий   планирую активный  отдых  детей - праздники, досуги, развлечения, также планирую самостоятельную двигательную деятельность, используя различное  физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал -  карточки для самостоятельной двигательной активности.

Для развития мелких мышц рук проводим моделирование упражнений и заданий — мытье рук с разным напором воды; рисование в воздухе кистями и пальцами рук; встряхивание расслабленных кистей в различных ритмах, имитирующие разбрызгивание капель воды; «пальчики здороваются», «встреча друзей» - поочередно прикасаться пальцами одной руки, с использованием обычного карандаша и другие и т.д.

Вечером перед  уходом детей,  планирую спокойную двигательную деятельность -  малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую  гимнастику.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная  деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный  уголок с набором спортивного инвентаря  (мячи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки  и т.д.), шапочки для подвижных игр,  коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья. Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.

В нашей группе имеется "родительский уголок", на котором  помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"

Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

"Создание условий для двигательной активности дошкольников".

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в дошкольном возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность...

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования с целью создания условий для двигательной активности детей раннего возраста

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования с целью создания условий для двигательной активности детей раннего возраста....

Семинар-практикум для родителей «Организация двигательной активности дома с использованием подручных материалов».

Семинар-практикум для родителей «Организация двигательной активности дома с использованием подручных материалов»....