Семинар для воспитателей "Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях, как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Вольвака Елена Викторовна

Данным материалом могут воспользоваться как воспитатели, так и старшие воспитатели при организации работы по здоровьесбережению детей в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_vospitateley.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка»

__________________________________________________________________

Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: повышать педагогическую компетентность по вопросам формирования у детей основ здорового образа жизни.

Форма проведения: Семинар

Ведущий: старший воспитатель

Участники: педагоги всех возрастных групп

Здоровье нации – это, прежде всего, здоровье детей. Не следует забывать, что здоровье ребенка, формирование основ здорового образа жизни закладывается в детстве.  Общеизвестно, что упор на интеллектуальное развитие ребенка зачастую приводит к снижению уровня их двигательной активности и, как следствие, к ухудшению состояния здоровья. В старших группах детского сада происходит увеличение числа учебных занятий, что часто влечет за собой двигательную пассивность, снижение уровня физического развития, нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья ребёнка и работоспособность растущего организма, далеко не последнюю роль занимает   двигательная активность. Такие ученые, как Е.А. Пимонова, А.С. Солодков, Е.М. Есина подтверждают, что двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только такая двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин. Уровень двигательной активности у всех детей разный и зависит как от особенностей нервной системы, так и образа жизни, привычек.

 Чрезмерная двигательная активность, характерная для некоторых дошкольников, зачастую приводит к перегрузке организма, перевозбуждению нервной системы ребенка и может являться неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье и уровень физического развития. Недостаточная двигательная активность приводит к нарушению в работе различных функций и систем организма, снижению иммунитета, отставанию в физическом развитии.

Специалисты подчеркивают, что в отличие от традиционного подхода, где главная функция педагога — непосредственная организация двигательной деятельности детей, передача им в этой деятельности своего взрослого опыта, личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль. Эта роль заключается в создании таких условий, при которых будет обеспечена потребность ребенка в движении, обогащен двигательный опыт, развиты двигательные навыки и физические качества, учтены индивидуальные особенности, интересы, возможности, потребности и способности каждого ребенка.

Фактором, положительно влияющим на физическое развитие ребенка является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода с учетом уровня двигательной активности детей. Данная проблема находит отражение в работах таких исследователей как М.А. Рунова, О.С. Филиппова, Н.А. Ноткина и др.  

 Основными причинами   нарушений двигательной активности на занятии являются: слабый тренирующий эффект занятий, их низкая моторная плотность (не более 73%); несоответствие физической нагрузки функциональным и двигательным возможностям ребёнка; дисбаланс между физической и умственной нагрузкой; нерациональное сочетание разных способов организации детей на занятии.

Таким образом, актуальной становится проблема обеспечения дифференцированного подхода с целью оптимизации двигательной активности. Дифференцированный подход в физическом воспитании это такая форма организации развивающих и оздоровительных мероприятий, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях. Дифференцированный подход может быть обеспечен с учетом групп здоровья, уровня физической подготовленности и развития, половых особенностей, типов телосложения. В нашем случае дифференцированный подход должен быть обеспечен с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей. В этом случае дети разной степени подвижности подразделяются на подгруппы и в зависимости от этого подбираются двигательные задания, строится содержание занятия.

 При руководстве детьми средней степени подвижности достаточно создать необходимые условия, то есть предоставить место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование и пособия. Физиологи советуют смелее полагаться на «саморегуляцию», которая у таких детей проявляется достаточно ярко.

 Гораздо сложнее регулировать двигательную активность детей с высоким и низким уровнем подвижности.  При обеспечении дифференцированного подхода следует учесть, что руководство двигательной активностью чрезмерно подвижных детей направляется не на уменьшение их активности, а на регулирование интенсивности движений.   Это осуществляется за счет индивидуального подбора основных движений, общеразвивающих упражнений.

  Необходимо подбирать упражнения, требующие сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Это такие упражнения как: метание в цель, прокатывание мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловля мяча, отбивание его от пола. Полезны также все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади (плоскостном кружочке на полу, чурбане, скамейке, доске).  

Особым регулирующим приёмом является внесение осмысленности содержания в двигательную деятельность. С этой целью даются задания, требующие умственного напряжения, например на ориентировку в пространстве, действия по сигналу.   Если ребенок на занятии испытывает двигательное беспокойство, это часто бывает в водной части занятия, при перестроении, ходьбе, следует дать ему дополнительное поручение (помочь приготовить оборудование, разложить пособия), можно усложнить задание, выполнить упражнение с предметом, переключить внимание.

У таких детей, в силу особенностей их нервной системы, подвижности и активности, плохо развито торможение и самоконтроль. Упражнения дети выполняют интенсивно, быстро, но не качественно. Поэтому во время выполнения упражнений следует особое внимание обращать на правильное принятие исходного положения, добиваться четкости, ритмичности и точности выполнения, а также следить за дыханием.  

При проведении подвижной игры, педагогу следует держать под контролем чрезмерно подвижных детей, так как подвижная игра весьма эмоционально и двигательно-насыщенная деятельность, что в конечном итоге может привести к перевозбуждению нервной системы таких ребят, чрезмерному утомлению. Планируя игры и особенно эстафеты, следует соотнести их по степени интенсивности с содержанием основных движений. Если на занятии дети упражнялись в активных движениях, таких как бег, прыжки, то в основную часть занятия следует включать игры, которые способствуют развитию сосредоточенности, внимания, ловкости с тем, чтобы снизить физическую нагрузку и оптимизировать умственную.

Особое внимание необходимо уделять малоподвижным детям. Работа педагога по обеспечению индивидуального подхода к таким детям заключается в том, чтобы воспитывать интерес и потребность к движениям, помочь преодолеть трудности в освоении интенсивных движений. Малоподвижные дети не любят физкультурные занятия, соревнования, игры и часто под различными предлогами отказываются от выполнения упражнений. Поэтому, следует позаботиться о том, чтобы выполнение движений было для детей интересным, непринуждённым.  Занимаясь в своей подгруппе, дети не будут сравнивать себя с другими более успешными детьми. Для них можно подбирать посильные задания, постепенно усложняя в соответствии с возможностями детей. Помогут в этом   игровая мотивация, положительная оценка, поощрение, использование разнообразных физкультурных пособий, игрушек, атрибутов.  

Для малоподвижных детей подбираются более интенсивные упражнения, увеличивается дозировка, делается упор на развитие скоростных качеств и ловкости. Интенсивность бега и ходьбы должны меняться, задания чередоваться, движения выполняться в разном темпе и ритме.

  При проведении интенсивных подвижных игр с бегом, где одни играющие догоняют других, малоподвижные дети, как правило, не выбираются на роль водящего, так как не справляются с заданием и попадают в ситуацию неуспеха и потому не охотно участвуют в играх. Не следует заставлять таких детей играть вопреки их желаниям. В этом случае можно дать двигательное задание, поручение или увеличить количество повторов в более спокойной игре. При разнообразии движений дети меньше устают, так как при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых, они более целенаправленно начинают использовать движения в играх. Практика показывает, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием двигаются.

Необходимо обращать внимание всех детей на осмысление их движений обогащение опыта, проявление творческих способностей.  Ребенка можно попросить рассказать о том, что он делает, объяснить технику движений, дать задание придумать свой вариант движений. Все это способствует лучшему усвоению двигательного навыка и формированию интереса к движениям.

Осуществление дифференцированного подхода с учетом уровня двигательной активности детей позволит повысить интерес к занятию, обеспечить оптимальную нагрузку, избежать переутомления и тем самым повысит эффективность занятия в целом. О чем можно судить по успешному овладению детьми основными видами движений, улучшению показателей физического развития.                        

Литература:

  1. Богина Т., Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. - 1999. - №6. - С.58.
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду М.: Мозаика - Синтез, 2002. -255


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Оптимизация двигательной активности детей раннего дошкольного возраста посредством физкультурно – игровой пространственной среды»

             Через двигательную активность  ребенок познает мир, развиваются его психические процессы. Чем большим количеством разнообразных движений овл...

Методический семинар «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии».

«Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии».Слайд 2. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – эт...

Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста .

На современном этапе развития педагогической науки реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе старших дошкольников к обучени...

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по использованию нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми старшей группы...