Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре (старшая группа) на тему

Маркевич Ирина Викторовна

Подвижные игры для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizh_igry_kartoteka_st_gr.doc841.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Старшая группа


ПЕРЕЧЕНЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР старшая группа

Карточка № 1 «Мы веселые ребята»

Карточка № 2 «Мяч водящему»

Карточка №  3 «Карусель»

Карточка № 4 «Кто скорее возьмет игрушку»

Карточка № 5 «Найди и промолчи»

Карточка № 6 «Мяч водящему»

Карточка № 7 «Горелки с платочком»

Карточка № 8 «Мышеловка»

Карточка № 9 «Совушка»

Карточка № 10 «Огородники»

Карточка № 11 «Перевозка урожая»

Карточка № 12 «Посадка картофеля»

Карточка № 13  «Воротца»

Карточка № 16 «С кочки на кочку»

Карточка № 17  «Медведи и пчелы»

Карточка № 18  «Не оставайся на полу»

Карточка № 19 «Замри»

Карточка № 20 «Ладошки»

Карточка № 21  «Не оставайся на полу»

Карточка № 22   «Стоп»

Карточка № 23 «Найди себе пару»

Карточка № 24 «Пожарные на учении»

Карточка № 25 «Угадай, что делали»

Карточка № 26 «Спрячь руки за спину»

Карточка № 27  «Не попадись»

Карточка № 28 «Кот Васька»

Карточка № 29 «Лохматый пес»

Карточка № 30 «Кошка и мышка»

Карточка № 31 «Птички и кошка»

Карточка № 32 «Цыплята и ястреб»

Карточка № 34 «Угадай, чей голосок?»

Карточка № 35 «Что изменилось?»

Карточка № 36  «Великаны и гномы»

Карточка № 37 «Свободное место»

Карточка № 38 «Где позвонили»

Карточка № 39 «Найди себе пару»

Карточка № 40 «Снежинка»

Карточка № 41  «Снег идёт»

Карточка № 42 «Два Мороза»

Карточка № 43 «Кто больше снежков наберет»

Карточка № 44 «Сделай фигуру»

Карточка № 45 «Снежинки и ветер»

Карточка № 46 «Прилепи нос Деду Морозу»

Карточка № 47 «Мороз красный нос»

Карточка № 49 «У медведя во бору»

Карточка № 50  «Хитрая лиса»

Карточка № 51 «Волк во рву»

Карточка № 52 «Ловишки-елочки»

Карточка № 53 «Северный и южный ветер»

Карточка № 54 «Совушка»

Карточка № 55 «Птички и клетка»

Карточка № 56 «Перелет птиц»

Карточка № 57 «Скворечники »

Карточка № 58 «Тишина»

Карточка № 59 «Совушка»

Карточка № 60 «Не попадись»

Карточка № 61 «Пастух и стадо»

Карточка № 62 «Ровным кругом»

Карточка № 64 «Любимый город»

Карточка № 65 «Дорожка препятствий»

Карточка № 66 «Кто сделает меньше шагов?»

Карточка № 67 «Бездомный заяц»

Карточка № 68 «Вейся, венок»

Карточка № 69 «Серсо»

Карточка № 70     «Затейники»

Карточка № 71 «Петушиный бой»

Карточка № 72 «С кочки на кочку»

Карточка № 73 «Хоровод»

Карточка № 74 «Кто скорее?»

Карточка № 75 «Наперегонки парами»

Карточка № 76 «Комбайнеры»

Карточка № 77 «Перевези зерно»

Карточка № 78 «Салки с мячом»

Карточка № 79 «Муравьи»

Карточка № 80 «Кто дальше бросит?»

Карточка № 81 «Сильный удар»

Карточка № 82 «Цветные автомобили»

Карточка № 83 «Самолеты»

Карточка № 84 «Толкачи»

Карточка № 88  «Стой!»

Карточка № 86 «Кто обгонит?»

Карточка № 87  «Синие, красные, желтые»

Карточка № 88 «Найди, где спрятано?»

Карточка № 89 «Ловишки с мячом »

Карточка № 90  «Лягушки и цапля»

Карточка № 91 «Мишка идет по мостику»

Карточка № 92 «Кто дальше »

Карточка № 93 «Через болото»

Карточка № 94 «Угадай, кто кричит»

Карточка № 95 «С кочки на кочку»

Карточка № 96 «Ловля обезьян»

Карточка № 97  «Перелет птиц»

Карточка № 98 «Перелет птиц»

Карточка № 99  «Совушка»

Карточка № 100 «Невод и золотые рыбки»

Карточка № 101 «Гуси – лебеди»

Карточка № 102 «Воробышки и кот»

Карточка № 103 «Море волнуется»

Карточка № 104 «Рыбаки и рыбки»

Карточка № 105 «Караси и щука»

Карточка № 106 «Ловля бабочек»

Карточка № 107 «Паук и мухи»

Карточка № 108 «Лягушки и цапля»

Карточка № 109 «Обезьянки»

Карточка № 110 «Береги предмет»

Карточка № 111 «Гори, гори ясно!»

Карточка № 112 «Бабочки, лягушки и цапли»

Карточка № 113 «Удочка»

Карточка № 114 «Заря»

Тема «Мой любимый детский сад»

Карточка № 1

«Мы веселые ребята»

Цель: Учить детей внимательности.

Описание игры:  На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

          Мы, весёлые ребята,
         Любим бегать и скакать.
         Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После

2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

Карточка № 2

«Мяч водящему»

Цель: Развивать внимание, прослеживающую функцию глаза.

Описание игры: Дети делятся на две равные подгруппы и строятся в колонны. Выбирается два водящих, они стоят на расстоянии 3м от игроков. По условленному сигналу оба водящих бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно, а сам становится в конец колонны. И так до последнего игрока.

Карточка № 3

«Карусель»

Цель: Закреплять умения согласовывать свои действия с текстом. Развивать ловкость и координацию движений.

Описание игры: Играющие стоят в кругу. На земле лежит веревка, концы которой связаны. Они подходят к веревке, поднимают ее с земли и, держась за нее правыми (или левыми) руками, ходят по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели,

А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слова «бегом» бегут.

По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону. На словах:

Тише, тише, не спешите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра, —

движение карусели постепенно замедляется, а с последними словами останавливается.

Тема «Игрушки. Народные игры и игрушки (русские и бурятские) »

Карточка № 4

«Кто скорее возьмет игрушку»

Цель: Учить детей выполнять по команде подражательные движения.

Описание игры: Дети двигаются по кругу в колонне по одному по ритмическую музыку. В центре круга – в обруче кукла. По команде дети выполняют подражательные движения (идем как куклы, идем как мишки, прыгаем как петрушки). Музыка перестает звучать, дети бегут в центр зала к кукле. Кто дотронется быстрее - победитель.

Карточка № 5

«Найди и промолчи»

Цель: Учить детей внимательности, сообразительности.

Описание игры: Дети отворачиваются, воспитатель прячет игрушку. Дети начинают искать игрушку, тот кто нашел подходит к воспитателю и говорит в ухо где она лежит.

Карточка № 6

«Мяч водящему»

Цель: Развивать внимание, прослеживающую функцию глаза.

Описание игры: Дети делятся на две равные подгруппы и строятся в колонны. Выбирается два водящих, они стоят на расстоянии 3м от игроков. По условленному сигналу оба водящих бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно, а сам становится в конец колонны. И так до последнего игрока.

Тема «Осень. Осенняя одежда и обувь. Деревья»

Карточка № 7

«Горелки с платочком»

Цель: Развивать выразительность движений и быстроту реакций на согласованность действий.

Описание игры: Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором:

           Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички летят.

После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот стает водящим впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. становится первой парой с бывшим водящим.

Карточка № 8

«Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание.

Описание игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образуют круг («мышеловка»), остальные изображают «мышей» и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели, всюду лезут! Вот напасть!

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас,

Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!

По окончании текста дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, «мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают. По сигналу: «Хлоп!»- дети, стоящие в кругу опускают руки и приседают. «Мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и становятся в круг.

Карточка № 9

«Совушка»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: На одной стороне площадки обручем обозначается «гнездо совушки». В «гнезде – Совушка». Остальные играющие изображают птиц, бабочек, мышек и т.д.

Они разбегаются по всему залу. Через некоторое время воспитатель произносит: «Ночь!». Играющие останавливаются на месте в той позе, в которой их застала ночь. «Совушка» вылетает из своего «гнезда», машет крыльями и смотрит, кто пошевелился. Тот, кто шевельнется, уводит к себе в гнездо. Воспитатель говорит: «День!», все играющие просыпаются и вновь бегают и летают.

Тема «Дары осени: овощи»

Карточка № 10

«Огородники»

Цель: Учить детей внимательности, выносливости и т. д.

Описание игры: Дети строятся в 2–3 колонны по 6 человек за линией на одной стороне площадки. Стоящие первыми в колоннах держат в руках по 5 небольших кружков, вырезанных из картона или сделанных из ивовых прутьев. У вторых детей в руках – ведерки с мелкими кубиками или камешками, у третьих – ведерки с песком, у четвертых – лейки, у пятых – пустые ведерки, шестые – без инвентаря. На расстоянии 5–6 м от линии, за которой стоят дети, проведена еще одна черта. По сигналу воспитателя стоящие в колонне первыми бегут ко второй линии, раскладывают за ней кружки – как бы делают лунки – на расстоянии шага один от другого. Затем быстро возвращаясь в конец своей колонны, на ходу дотрагиваются рукой до стоящих вторыми. Вторые игроки бегут за линию и кладут в каждый кружок по кубику или камешку («сажают картофель»). Стоящие третьими бегут и сыплют в каждый кружок горсть песка («удобряют посадки»). Четвертые игроки подбегают с лейками и делают имитационные движения, как бы поливают каждую посадку. Пятые бегут с ведерками, «собирают урожай» (складывают в ведра кубики) и возвращаются в конец колонны. И, наконец, последние быстро собирают кружки. Выигрывает та колонна, которая быстрее «посадит овощи» и «соберет урожай».

Карточка № 11

«Перевозка урожая»

Цель: Учить детей строится в колонны.

Описание игры: Дети строятся в 3 колонны по 5 человек за линией на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия. Первые игроки каждой команды держат в руках тачку, сбоку от них лежит по 6 мешков (наполненных сеном, соломой, опилками и т. п.). По сигналу воспитателя первый игрок должен быстро положить на тачку один мешок и отвезти его за линию на другой стороне площадки, затем быстро вернуться обратно, передать тачку второму и встать в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех пор, пока все мешки не будут перевезены за линию (инвентарь может быть условным). Выигрывает та команда, последний игрок которой прибежит первым.

Карточка № 12

«Посадка картофеля»

Цель: Учить детей слушать внимательно сигнал воспитателя.

Описание игры: Дети встают в две колонны, расстояние между колоннами

3–4 шага. Перед колоннами проводится линия старта. У детей, стоящих в колоннах первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн, в 10 м. от стартовой линии, чертится 5–6 небольших кружков в ряд. По сигналу воспитателя первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются обратно и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам мешочки с картофелем. Таким образом, одни «сажают» картошку, другие ее «собирают». Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание. Первые игроки бегут по сигналу воспитателя; стоящие вторыми, третьими и т. д. могут бежать только тогда, когда получат в руки мешочек.

Тема «Дары осени: фрукты»

Карточка № 13

«Воротца»

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции.

Описание игры: Пара игроков, встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними:

Золотые ворота, пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй – запрещается.

А на третий раз, не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. “Ворота” побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Карточка № 14

«Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание.

Описание игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образуют круг («мышеловка»), остальные изображают «мышей» и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели, всюду лезут! Вот напасть!

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас,

Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!

По окончании текста дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, «мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают. По сигналу: «Хлоп!»- дети, стоящие в кругу опускают руки и приседают. «Мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и становятся в круг.

Карточка № 15

«Пустое место»

Цель: Развивать ловкость и быстроту в беге наперегонки с водящим.

Описание игры: Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Тема «Дары осени: ягоды, грибы»

Карточка № 16

«С кочки на кочку»

Цель: Учить детей прыгать с кочки на кочку.

Описание игры: На земле чертят две линии — два берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30 м). Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки — кружки (можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает, увязшему, руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

Карточка № 17

«Медведи и пчелы»

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции.

Описание игры: Играющие делятся на две группы: треть из них – медведи, остальные – пчелы. В центре площадки устраивается вышка – это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3-5 м. очерчивается место берлоги, с другой – на расстоянии 5-7 м. – место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.

Карточка № 18

«Не оставайся на полу»

Цель: Учить детей развивать ловкость и быстроту в беге.

Описание игры: Под музыку начинаем движение по кругу, как только музыка заканчивается, участники должны принять такое положение, чтобы ступни ног не касались пола.

Тема «Мой дом. Моя семья. Безопасность дома»

Карточка № 19

«Замри»

Цель: Учить детей слушать музыку, выполнять разные прыжки по залу.

Описание игры: Звучит музыка, дети выполняют разные прыжки по залу, воспитатель выключает музыку и показывает карточки с изображением разных поз человека. Дети должны изобразить эту позу. Сделавший не правильно, выбывает из игры.

Карточка № 20

«Ладошки»

Цель: Учить детей хлопать в ладоши.

Описание игры: Двое играющих встают друг против друга. Они одновременно хлопают в ладошки, а потом соединяют их перед собой (правую – с левой, левую – с правой). Далее ладони соединяют крест-накрест: правую – с правой, левую – с левой. Наконец хлопок – и снова ладони вместе! Сначала эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

Карточка № 21

«Не оставайся на полу»

Цель: Учить детей внимательности, выносливости, ловкости.

Описание игры: Выбирается водящий, который бегает со всеми детьми. Как только педагог произнесет: «Лови!» - все убегают от водящего и стараются взобраться на возвышение – бревно, пенек, скамейка и т. д. Если водящему удается осалить кого-либо, тот считается пойманным и отходит в сторону. По окончании игры подсчитывают количество проигравших и выбирается другой водящий, из тех, кто не был пойман.

Тема «Мебель. Бытовая техника. Пожарная безопасность»

Карточка № 22

«Стоп»

Цель: Учить детей образовывать круг т подбрасывать мяч вверх.

Описание игры:  Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий, в руках у него малый мяч. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из детей. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, а остальные разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок поймает мяч, он громко говорит: «Стоп!». Все играющие должны остановиться на том месте, где их застала команда. Водящий старается попасть в игрока, находящегося ближе к нему. Если он промахнется, то бежит за мячом, а все играющие разбегаются. Поймав мяч, водящий вновь подает команду «Стоп!», бросает мяч стараясь попасть в кого-либо. Оскаленный становится новым водящим, и игра продолжается.

Карточка № 23

«Найди себе пару»

Цель: Развивать внимание и быстроту реакции.

Описание игры: У детей в руках цветные платочки. У одной половины – красного цвета, у другой – синего. По сигналу педагога все дети разбегаются по залу. На слова: «Найти пару!» – дети, имеющие платочки одинакового цвета, образуют пары.

Карточка № 24

«Пожарные на учении»

Цель: Закреплять навыки лазанья по гимнастической стенке. Учить согласовывать действия в коллективе.

Описание игры: Дети становятся в 3-4 колонны лицом к гимнастическим стенкам - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 метров от стены. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. И так до последнего игрока.

Тема «Посуда. Продукты питания»

Карточка № 25

«Угадай, что делали»

Цель: Развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

Описание игры: Выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,

А что делали – покажем.

Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т.д.) Водящий должен отгадать это действие.

Карточка № 26

«Спрячь руки за спину»

Цель: Развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.

Описание игры: Выбирают водящего – «ловишка», стоит в середине площадки. Остальные стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По слову воспитателя «начинай» играющие опускают руки и начинают бегать в любом направлении, но только в пределах границ площадки, обозначенной флажками. Задача ловишки – поймать кого – либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если играющий успел заложить руки за спину и сказать «не боюсь», ловишка не может его трогать. Если ловишка не сумел поймать никого – назначается другой.

Карточка № 27

«Не попадись»

Цель: Учить детей слушать сигнал, прыгать на двух ногах.

Описание игры: Дети образуют круг, у каждого перед ногами мешочек, в центре круга один или два водящих. По сигналу педагога дети прыгают на двух ногах через мешочек в круг и обратно по мере приближения водящего. Тот, кого водящий осалит, прежде чем он успеет перепрыгнуть через предмет, считается проигравшим. Через некоторое время игра останавливается и подсчитывают количество проигравших. Выбирается другой водящий, и игра повторяется.

Тема «Домашние животные»

Карточка № 28

«Кот Васька»

Цель: Учить детей водить хоровод и проговаривать при этом слова.

Описание игры: Выбирается кот. Он садится в центр, а дети водят вокруг него хоровод со словами:

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот

Тише мыши, не шумите

Кота – Ваську не будите

А не-то проснется кот

И разгонит хоровод.

Карточка № 29

«Лохматый пес»

Цель: Учить детей внимательности, выносливости, ловкости.

Описание игры: Выбирается пес на голову одевается шапочка, садится на корточки. Дети двигаются к нему с противоположного конца зала:

Вот лежит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос

Тихо, мирно он лежит

Не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему разбудим!

И посмотрим что же будет?

После последних слов дети разбегаются, а пес старается их поймать.

Карточка № 30

«Кошка и мышка»

Цель: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Описание игры: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

Тема «Домашние птицы»

Карточка № 31

«Птички и кошка»

Цель: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание игры: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга.  Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Карточка № 32

«Цыплята и ястреб»

Цель: Учить детей развивать решительность.

Описание игры: Один ребенок - ястреб. Цыплята гуляют. Неожиданно ведущий говорит: "Ястреб!». Ястреб бросается на цыплят, те замирают, кто шевельнулся, того забирает ястреб.
Играем 3-4 раза. Выбираем самого проворного цыпленка. Меняем ястреба.

Карточка № 33

«Наседка и цыплята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

Описание игры: Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.

Тема «Человек. Части тела. Моё здоровье»

Карточка № 34

«Угадай, чей голосок?»

Цель: Учить детей становиться в круг, слушать внимательно водящего.

Описание игры: Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который встает в середину круга и закрывает глаза. Педагог указывает на одного из играющих, который должен будет произнести слова «скок – скок – скок».

После этого играющие идут вправо (влево) по кругу и говорят нараспев:

             «Мы составили все круг,

              Повернемся разом вдруг,

              А как скажем «скок – скок – скок»

              Угадай, чей голосок!

По команде воспитателя: «Можно! » - водящий открывает глаза, угадывает, кто сказал «скок – скок – скок». Если не угадал, то он остается водящим. Если угадал, то меняется с ним местами.

Карточка № 35

«Что изменилось?»

Цель: Учить детей внимательности, смекалки.

Описание игры: Дети сидят на скамейке. Выбирается водящий, который запоминает кто – как сидит. Затем он поворачивается спиной к детям. Педагог меняет детей местами и говорит: «Можно!». После этого слова водящий поворачивается и говорит что не так.

Карточка № 36

«Великаны и гномы»

Цель: Учить детей ходить в колонну по одному, слушать внимательно сигнал.

Описание игры: Ходьба в колонне по одному. На сигнал педагога «Великаны!» дети идут на носках подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы!» - ходьба в полуприседе, и так в чередовании.

Тема «Мои права»

Карточка № 37

«Свободное место»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Описание игры: Играющие сидят на стульях по кругу. Воспитатель вызывает пру детей сидящих рядом. По сигналу «раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место.

Карточка № 38

«Где позвонили»

Цель: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Описание игры: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.  Затем воспитатель назначает другого водящего.

Карточка № 39

«Найди себе пару»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Тема «Зима. Признаки зимы»

Карточка № 40

«Снежинка»

Цель: Учить детей разрыхлять снежинки и по сигналу запускать их в воздух.

Описание игры: Каждому ребенку выдают по «снежинке», т. е по маленькому комочку ваты. Дети разрыхляют свои снежинки и по вашему сигналу запускают их в воздух и начинают дуть на них снизу, чтобы те как можно дольше удержались в воздухе. Побеждает самый ловкий.

Карточка № 41

«Снег идёт»

Цель: Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.

Описание игры: Воспитатель читает стихотворение:

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Дети бегают по кругу, кружатся.

Карточка № 42

«Два Мороза»

Цель: Учить детей внимательности.

Описание игры: Для игры нужна просторная площадка размером не меньше 6-12м. На противоположных концах площадки отмечаются два «дома». Играющие выбирают двух Морозов – «Мороз» красный нос» и «Мороз синий нос». Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Оба Мороза обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

- Я Мороз – красный нос.

- Мороз – синий нос.

-Кто из вас решится

В путь дороженьку пустится?

Все игроки отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

Тема «Зимние забавы»

Карточка № 43

«Кто больше снежков наберет»

Цель: Учить детей закрытыми глазами по сигналу собирать снежки.

Описание игры: На пол рассыпают снежки из ваты. Детям завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать снежки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков.

Карточка № 44

«Сделай фигуру»

Цель: Обучать детей бегать врассыпную. Развивать воображение и координацию движений.

Описание игры: Выбирается водящий, он стоит в сторонке, а остальные дети бегают, прыгают с ноги на ногу по всей площадке. На сигнал: «Стоп!» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Водящий обходит все фигуры, выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим, а предыдущий водящий присоединяется к остальным ребятам.

Карточка № 45

«Снежинки и ветер»

Цель: Развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.

Описание игры: Воспитатель произносит слова:

А сейчас я посмотрю:

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.

Тема «Любимый праздник - Новый год»

Карточка № 46

«Прилепи нос Деду Морозу»

Цель: Учить детей пользоваться пластилином.

Описание игры: На большом листе бумаги рисуется Дед Мороз без носа и вешается на стенку. Нос лепите из пластилина, и дети по очереди с завязанными глазами пытаются прикрепить нос на место.

Карточка № 47

«Мороз красный нос»

Цель: Прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми.

Описание игры: На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз – Красный нос. Он произносит:

Я Мороз — Красный нос, кто из вас решится, в путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.

Карточка № 48

«Бездомный заяц»

Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры: Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями.

Тема «Животный  мир Прибайкалья. Ластоногий символ озера Байкал»

Карточка № 49

«У медведя во бору»

Цель: Закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Описание игры: Дети располагаются на одной стороне зала, а водящий – «медведь» на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору, грибы-ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит.

На последние слова, медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Карточка № 50

«Хитрая лиса»

Цель: Учить детей слушать внимательно сигнал.

Описание игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим — хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, где ты?» После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). После того как лиса поймает и отведет к себе в дом 2—3 детей, воспитатель произносит: «В круг!» — и игра возобновляется.

Если лиса долго не может никого поймать, то выбирают другого водящего.

Карточка № 51

«Волк во рву»

Цель: Развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Описание игры: На площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк   - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва.

Тема «Серебристое богатство Байкала»

Карточка № 52

«Ловишки-елочки»

Цель: Учить детей внимательности, ловкости.

Описание игры: Дети произвольно располагаются на площадке, «ловишка» стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три – лови!» все разбегаются по площадке, уворачиваются от «ловишки». Ребята стараются выручать друг друга, так как «ловишке» нельзя запятнать тех детей, которые встанут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.

Карточка № 53

«Северный и южный ветер»

Цель: Учить детей в нужный момент принимать нужную позу.

Описание игры: Выбирают двух водящих. Первому на руку повязывают синюю ленту – это «северный ветер», другому – красную – это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «Замороженные» дети принимают какую-либо позу. «Южный ветер» «размораживает» их, дотрагиваясь рукой, восклицая: «Свободен!». Через 2–3 мин. назначают новых водящих, и игра повторяется.

Карточка № 54

«Совушка»

Цель: Развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: На расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы».  Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва.

Тема «Зимующие птицы Прибайкалья»

Карточка № 55

«Птички и клетка»

Цель: Учить детей распределятся на две подгруппы.

Описание игры: Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, – это «клетка». Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 «птички». Затем дети меняются ролями.

Карточка № 56

«Перелет птиц»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Описание игры: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают»  птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают.

Карточка № 57

«Скворечники »

Цель: Развивать  у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и умение действовать по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: Играющие чертят круги в разных местах площадки – «скворечники» - одна пара скворцов в нем. Число скворечников = половине числа играющих. Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя «скворцы прилетели» они бегут в «скворечники».Дети оставшиеся без скворечника считаются проигравшими.

Тема «Зимняя одежда. Обувь. Головные уборы»

Карточка № 58

«Тишина»

Цель: Присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование,  становится в конец колонны.

Описание игры: Дети идут в обход площадки в колонне по    одному и говорят:

 Тишина у пруда.

 Не колышется вода,

 Не шумят камыши,

 Засыпайте, малыши.

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают гласа (10 с.).

Карточка № 59

«Совушка»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: На одной стороне площадки обручем обозначается «гнездо совушки». В «гнезде – Совушка». Остальные играющие изображают птиц, бабочек, мышек и т.д.

Они разбегаются по всему залу. Через некоторое время воспитатель произносит: «Ночь!». Играющие останавливаются на месте в той позе, в которой их застала ночь. «Совушка» вылетает из своего «гнезда», машет крыльями и смотрит, кто пошевелился. Тот, кто шевельнется, уводит к себе в гнездо. Воспитатель говорит: «День!», все играющие просыпаются и вновь бегают и летают.

Карточка № 60

«Не попадись»

Цель: Развивать у детей ловкость, решительность. Упражнять в прыжках в длину с места

Описание игры: На площадке проводятся линии, за которые играющие не вправе выбегать. В одном углу площадки – круг «Гнездо совушки». Выбирается «совушка», а остальные дети изображают насекомых, разбегаются по площадке. «Ночь» - «совушка» гуляет, «насекомые» спят. И «совушка» смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто шевелится «совушка» отводит к себе в гнездо.

Тема «Мой микрорайон»

Карточка № 61

«Пастух и стадо»

Цель: Закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.

Описание игры: Дети изображают «стадо» (коров, телят, овец). Выбирают «пастуха», дают ему дудочку и «кнут» (прыгалку). Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения по тексту:

Рано – рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»,

(«Пастушок» играет на дудочке.)

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

Дети – «коровки» мычат. Затем «пастух» гонит «стадо» в поле (на условленную лужайку), все ходят по ней. Через некоторое время «пастух» щёлкает кнутом (прыгалкой), гонит «стадо» домой. Игра повторяется.

Карточка № 62

«Ровным кругом»

Цель: Ходить ритмично по кругу , сохраняя интервал; не заходить в круг. Выполнять движения, показанные педагогом.

Описание игры: Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

 Ровным кругом

 Друг за другом

 Мы идем за шагом шаг.

 Стой на месте!

 Дружно вместе

 Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог, например,  повернуться, наклониться, присесть.

Карточка № 63

«Птицелов»

Цель: Учить внимательности смекалки. И т. д.

Описание игры: Водящему птицелову завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу, которому будет подражать. Дети идут по кругу со словами:

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет-

В плен нас возьмет

Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого – ни будь поймать. Тот кого поймали изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает какую птицу он поймал.

Тема «Мой город»

Карточка № 64

«Любимый город»

Цель: Перебежать в другой город не заморозившись.

Описание игры: Участники игры размещаются в одном «городе». В центе ловишка. Кто перебежал в любимый город не заморозившись тот и выиграл.

Карточка № 65

«Дорожка препятствий»

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции.

Описание игры: В качестве препятствий могут быть различные пособия: скамейки, дуги, барьеры, цели для метания. Порядок преодоления препятствий может быть любым, например, подлезть под несколькими дугами (рейками), пройти по гимнастической скамейке (или бревну), обежать набивные мячи (четыре мяча, положенных на расстоянии- 1 м один от другого),

перепрыгнуть с места через две линии, проползти по гимнастической скамейке, пробежать с маленьким мячом (или мешочком с песком) 6-7 м. и метнуть его в цель. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.

Карточка № 66

«Кто сделает меньше шагов?»

Цель: Учить детей слушать внимательно сигнал и делать большие шаги.

Описание игры: Несколько детей становятся за линию и по сигналу взрослого бегут на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места (примерно на расстоянии 5–6 м.). Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют, у кого их меньше. Вначале воспитатель предлагает пробежать установленное расстояние по очереди и сам считает шаги каждого ребенка, а затем дети делают это сами. Упражнения в беге можно усложнить дополнительными заданиями.

Тема «Мой край. Озеро Байкал»

Карточка № 67

«Бездомный заяц»

Цель: Учить детей  убегать от ахотника.

Описание игры: Выбирается охотник и бездомный заяц, остальные играющие – зайцы: они чертят себе кружочки, и каждый встает в свой домик. Бездомный заяц  убегает, а охотник догоняет его. Спасаясь от охотника, заяц может забежать в любой кружок. Стоявший  в нем ребенок должен убегать, потому что теперь он становится бездомным, и охотник будет ловить его. Как только охотнику удается поймать зайца, он выходит из игры.

Карточка № 68

«Вейся, венок»

Цель: Учить детей водить хоровод; упражнять в беге.

Описание игры: Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю). Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,

И веночки мы сплетём из листочков разных.

Карточка № 69

«Серсо»

Цель: Развивать меткость, глазомер, координацию движений.

Описание игры: Играют по двое. Один при помощи палки бросает деревянные или пластмассовые кольца, другой их ловит на палку. Расстояние между играющими 3-4 м. Сначала можно подбрасывать кольца рукой и ловить рукой, а затем использовать палку. Выигрывает тот, кто больше поймает колец.

Тема «День защитника Отечества»

Карточка № 70

«Затейники»

Цель: Учить детей внимательно слушать текст, придумывать движения.

Описание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга водящий – затейник. Дети идут по кругу вправо или влево и говорят:

             Ровным кругом

             Друг за другом

             Мы идем за шагом шаг.

             Стой на месте,

             Дружно вместе

             Сделаем … вот так.

По окончании текста дети останавливаются. Затейник показывает какое-либо движение, играющие повторяют его. Затейника сменяет другой ребенок, и ирга продолжается. Каждый затейник сам должен придумать движение, которое еще не было показано.

Карточка № 71

«Петушиный бой»

Цель: Развивать ловкость и силу, закреплять прыжки на одной ноге.

Описание игры: Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, перекрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Карточка № 72

«С кочки на кочку»

Цель: Закреплять навыки прыжка из круга в круг. Развивать ловкость и быстроту реакции.

Описание игры: На земле чертят две линии — два берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30 м). Играющие, распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки — кружки (можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

Тема «Праздник мам»

Карточка № 73

«Хоровод»

Цель: Учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Описание игры: Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись            за руки, ходят по кругу:

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Карточка № 74

«Кто скорее?»

Цель: Учить детей наполнять корзины.

Описание игры: Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них – пустые корзины, коробки. На другой стороне находится ящик с желудями, шишками и т. д. Двое-трое детей с одинаковыми ведерками в руках по сигналу воспитателя бегут к ящику, наполняют ведерки желудями (шишками), приносят их, высыпают в корзинки, коробки. Затем снова бегут к ящикам и наполняют свои ведерки. Игра продолжается до тех пор, пока дети не наполнят свои корзинки. Кто сделает это раньше, тот и выиграл.

Карточка № 75

«Наперегонки парами»

Цель: Учить детей по сигналу бегать.

Описание игры: Дети распределяются на пары, берутся за руки и встают на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя они бегут до противоположной стороны. Побеждает пара, которая добежала быстрее других, не разъединив рук. Игра проводится 4–5 раз. При повторении игры дети могут соединять руки крест-накрест.

Тема «Мужские профессии»

Карточка № 76

«Комбайнеры»

Цель: Учить детей по очереди подбегать с ложкой и зачерпывать зерно.

Описание игры: Давайте с вами представим, что мы попали на поле, а на нем растет пшеница, а мы с вами комбайны. Посмотрите – у нас выросла пшеница. А комбайнерам ее надо собрать, и засыпать в грузовик (игрушки). В обруче (поле) лежит пшеница – дети по очереди подбегают с ложкой зачерпывают из кучки зернышки и уносят в машину (игрушка). Кто больше соберет зерна.

Карточка № 77

«Перевези зерно»

Цель: Учить детей слушать внимательно музыку и набирать зерно из общей кучи и увозить его.

Описание игры: Комбайнеры пока перевозили – рассыпали зерна по дороге. Сейчас мы все вместе соберем зернышки и увезем их на мельницу, что бы там получилась мука. Зерна рассыпаются на полу в обруч в одну общую кучу. Дети, пока звучит музыка, все вместе подбегают и набирают зерно из общей кучи и увозят его к себе в «мельницу».

Карточка № 78

«Салки с мячом»

Цель: Развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.

Описание игры: Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два, три – мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.

Тема «Женские профессии»

Карточка № 79

«Муравьи»

Цель: Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах.

Описание игры: По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

Карточка № 80

«Кто дальше бросит?»

Цель: Учить детей бросать мешочки как можно дальше.

Описание игры: На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м. от нее параллельно проводятся 3–4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока – по мешочку с горохом. Играющие поочередно в своих командах бросают мешочки с горохом как можно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны. Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

Карточка № 81

«Сильный удар»

Цель: Учить детей подпрыгивать вверх и ударить по мячу.

Описание игры: На горизонтально расположенную стойку в сетке подвешивается мяч. Двое игроков примерно одинакового роста встают с двух сторон от мяча, который висит выше поднятых рук детей на 25 см. По сигналу они подпрыгивают вверх и стараются сильнее ударить по мячу. Выигрывает тот, кто чаще отбивал мяч от себя в другую сторону.

Тема «Транспорт. Профессии на транспорте»

Карточка № 82

«Цветные автомобили»

Цель: Развивать внимание, организованность и быстроту реакции.

Описание игры: Дети – «автомобили». У каждого их них в руках флажок. У воспитателя в руках 3 флажка разного цвета. Воспитатель поднимает флажок какого-либо цвета. Все дети, имеющие флажки такого же цвета, бегут по площадке в разных направлениях. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и идут к себе в «гараж». Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета. Можно поднимать сразу несколько флажков.

Карточка № 83

«Самолеты»

Цель: Развитие двигательной активности детей.

Описание игры: Дети находятся в зале. По сигналу они заводят «моторы» (крутят руками, согнутыми в локтях, перед собой и произносят звук «р-р-р»). Затем бегают по всему залу. По сигналу: «Самолеты, на посадку!» – дети возвращаются на свои места.

Карточка № 84

«Толкачи»

Цель: Учить детей прыгать на одной ноге.

Описание игры: В круг диаметром 2–3 м. входят 2–6 «толкачей». «Толкачи» встают на одну ногу и, прыгая на ней, стараются вывести друг друга из равновесия или выбить из круга. Толкать разрешается в грудь или в плечи.

Тема «Правила дорожного движения»

Карточка № 88

«Стой!»

Цель: Учить детей бегать в разном направлении.

Описание игры: Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Стой!» они останавливаются и замирают на месте. По сигналу: «Можно бежать!» игра продолжается. Дети, которые не отреагировали сразу на сигнал, на усмотрение воспитателя должны выполнить любые движения (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).

Карточка № 86

«Кто обгонит?»

Цель: Учить детей стоят в одну шеренгу.

Описание игры: На одной стороне площадки дети стоят в одну шеренгу с мячами в руках. По команде: «Марш!» дети бегут, подбрасывая мячи над головой, на противоположную сторону площадки. Побеждает тот, кто, не уронив мяч, прибежит первым.

Карточка № 87

«Синие, красные, желтые»

Цель: Учить детей внимательности, ловкости, выносливости.

Описание игры: Дети берут ленты трех или двух цветов, повязывают их друг другу на руку (или заправляют конец ленты сзади под резинку спортивных брюк). Затем все выстраиваются вдоль линии по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Приготовились!», и все принимают положение высокого старта. Сигналом для начала бега является название цвета ленты, например: «Желтые!». По этому сигналу бегут дети только с желтой лентой. Остальные должны остаться на месте. Добежав до противоположной стороны площадки, дети остаются там. Затем воспитатель называет другой цвет, потом третий. При повторении сигнала дети бегут в противоположном направлении. И так меняются 3–4 раза.

Тема «Мы умеем дружить»

Карточка № 88

«Найди, где спрятано?»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

Описание игры: Дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет.

Карточка № 89

«Ловишки с мячом »

Цель: Развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.

Описание игры: Площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется.

Карточка № 90

«Лягушки и цапля»

Цель: Учить детей передавать мяч по кругу.

Описание игры: Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося:

     «Раз, два, три – мяч скорей бери!

      Четыре, пять, шесть – вот он здесь!

Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет».

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.

Тема «Город мастеров: декоративно-прикладное искусство»

Карточка № 91

«Мишка идет по мостику»

Цель: Учить детей выносливости, ловкости, смекалки.

Описание игры: На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2-2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке - медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.

Карточка № 92

«Кто дальше »

Цель: Учить детей бросать мешочек или мячи правой и левой рукой.

Описание игры: Кто дальше бросит мешочек. 5-6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.

Карточка № 93

«Через болото»

Цель: Учить детей ходить по сигналу по дорожкам.

Описание игры: На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15X20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3 м. Расстояние между кирпичиками 10-15 см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Тема «Признаки весны»

Карточка № 94

«Угадай, кто кричит»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание игры: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т.д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Карточка № 95

«С кочки на кочку»

Цель: Учить детей выстраиваться в две колонны, прыгать на двух ногах.

Описание игры: Воспитатель выкладывает в шахматном порядке плоские обручи (6-8 шт. в две линии). Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок  колонны и т. д. Побеждает команда, быстро и правильно (не оступившись ни разу) перебравшаяся на другой берег. Игра повторяется 2-3 раза.

Карточка № 96

«Ловля обезьян»

Цель: Развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге.

Описание игры: Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян.

Тема «Перелётные птицы Прибайкалья»

Карточка № 97

«Перелет птиц»

Цель: Учить детей выносливости, аккуратности.

Описание игры: На одной стороне зала (площадки) находятся дети – птицы. На другой стороне – различные предметы: гимнастические стенка, скамейки, невысокие бревнышки (если это на площадке) – это деревья, на которые взлетают птицы. По сигналу педагога «Птицы полетели!» дети, размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал «Буря!» все бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произнесет: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по всему залу – птицы продолжают полет. Страховка во время игры обязательна, особенно при спуске детей с возвышений.

Карточка № 98

«Перелет птиц»

Цель: Учить детей залезать на гимнастическую стенку.

Описание игры: Дети бегают по площадке – это «птицы». По сигналу воспитателя: «Ветер, буря!» дети подбегают к гимнастической стенке (пенькам) и быстро залезают на нее – прячутся. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло». Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 4–5 раз.

Карточка № 99

«Совушка»

Цель: Учить детей внимательности, ловкости.

Описание игры: На площадке обозначается гнездо совушки (круг), в котором она находится. Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки – располагаются по всему залу (площадке). По сигналу педагога «День!» все ходят, бегают по площадке, передавая движениями характер образа, стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время педагог произносит: «Ночь!», и все замирают, останавливаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День!» совушка улетает, а мышки, жуки, бабочки снова начинают резвиться. Игра повторяется с другим водящим (из числа ни разу не пойманных).

Тема «Встреча со сказкой. Сибирские русские и бурятские сказки»

Карточка № 100

«Невод и золотые рыбки»

Цель:

Описание игры: Дети надевают шапочки золотых рыбок и бегут по кругу, выполняя движения и повторяя слова:

 «Рыбки весело играют
           В синей солнечной воде,
          То сожмутся, разожмутся,
          То зароются в песке».

После последних слов старик старается поймать их неводом.

Карточка № 101

«Гуси – лебеди»

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Описание игры: На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся «гуси». На противоположной стороне зала стоит «пастух». Сбоку от дома находится логово, в котором сидит «волк». «Пастух» выгоняет «гусей» на луг.

Пастух: Гуси – гуси!

Гуси: Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Пастух: Так летите!

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой.

Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси», расправив крылья (расставив руки в стороны) летят домой, а «волк», выбежав из логова, старается их поймать. Пойманные «гуси» идут в логово.

Карточка № 102

«Воробышки и кот»

Цель: Учить детей мягко спрыгивать с возвышенности, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, развивать ловкость, увертываясь от ловящего.

Описание игры: Дети – воробышки, залезают на гимнастическую скамейку – это их дом. В стороне сидит кот, закрыв глаза. «Воробушки, полетели» – произносит педагог, дети, спрыгнув со скамейки, отводят руки в стороны – «воробышки машут крыльями» – и бегают по залу. «Кошка» просыпается, произносит: «Мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки (на гимнастическую скамейку) и занять свои места. Пойманных «кошка» отводит к себе.

Тема «Волшебница вода»

Карточка № 103

«Море волнуется»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: Из числа играющих выбирается водящий. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, и каждый чертит на своем месте кружок. Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», а дети, которым говорят «Море волнуется», - встают за ним, постепенно образуя цепочку. Затем неожиданно ведущий говорит «Море спокойно», - все отпускают руки и бегут занять свои места. Тот, кто останется без кружка становится водящим.

Карточка № 104

«Рыбаки и рыбки»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.

Описание игры: Площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови! », и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место (отчерченное место на площадке). По сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места.

Карточка № 105

«Караси и щука»

Цель: Учить детей внимательности, выносливости.

Описание игры: Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие делятся на две группы. Одна из них образует круг — это камешки, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга.

По сигналу воспитателя: «Щука!» — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой Щукой.

По окончании игры, которая повторяется 3—4 раза, воспитатель отмечает водящего, поймавшего больше всего карасей.

Тема «Насекомые Прибайкалья»

Карточка № 106

«Ловля бабочек»

Цель: Развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле, в приседании.

Описание игры: Выбрать четырех играющих – «дети с сачками». Остальные играющие – «бабочки». На слово «летите» дети разбегаются по площадке. По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. Они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в условное место. На слова «Бабочки сели на цветы». Бабочки присаживаются и отдыхают. Когда поймано 3-5 бабочек, отмечают, какая пара поймала больше.

Карточка № 107

«Паук и мухи»

Цель: Развивать у детей выдержку, ловкость. Упражнять в беге и приседание.

Описание игры: Выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя мухи замирают, паук обходит играющих, и у кого заметит хоть малейшее движение, того забирает к себе.

Карточка № 108

«Лягушки и цапля »

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: Очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами.  Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек.

Тема «Цветы Прибайкалья»

Карточка № 109

«Обезьянки»

Цель: Научить детей взбираться по лестнице и спускаться с неё.

Описание игры: Воспитатель говорит, что дети должны взбираться на дерево – гимнастическую стенку, как обезьянки, которые срывают фрукты с деревьев.

Они по двое подходят к стенке, встают лицом к ней и взбираются до 3-4 рейки.

Остальные стоят лицом к ней и взбираются по лесенке следующая пара детей.

Когда дети научатся уверенно взбираться на стенку и спускаться с нее, надо усложнить задание, предложив им перебраться с пролета на пролет – с дерева на дерево.

Карточка № 110

«Береги предмет»

Цель: Учить детей выносливости, ловкости, смекалки.

Описание игры: Играющие образуют круг. Они стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого лежит кубик (или другой предмет). Водящий (ребенок) находится в середине круга. Он старается взять кубик. Играющий, к которому направляется водящий, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, ребенок встает. Тот, кто не успел защитить свой кубик (водящий дотронулся до кубика), выходит из круга. Он временно не участвует в игре.

Карточка № 111

«Гори, гори ясно!»

Цель: Развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры: Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Тема «Здравствуй, лето! »

Карточка № 112

«Бабочки, лягушки и цапли»

Цель: Учить детей свободно бегать по площадке.

Описание игры: Дети свободно бегают на площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут «крылышками», кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по площадке в произвольных направлениях.

Карточка № 113

«Удочка»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле.

Описание игры: Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку, к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

Карточка № 114

«Заря»

Цель: Развивать быстроту реакции. Воспитывать этическое отношение к противнику в игре соревновательного типа.

Описание игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря — зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а тот, кто останется без места, становится «зарей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....