Формы сотрудничества ДОУ с родителями.
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) по теме

Гаранина Татьяна Владимировна

Вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Материал подготовила:

инструктор по физической культуре Гаранина  Татьяна Владимировна.

 

В настоящее время педагоги  активно  используют  весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей.  Которое включает в себя систематическое  активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание  практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.

В соответствии с ФГОС дошкольное учреждение должно:

·         информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;

·         обеспечить открытость дошкольного образования;

·         создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

·         родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

·         обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

 

Задача  педагога, непосредственно  наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь  родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.

Наш детский сад сегодня  находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые  анкетирование, личные беседы,  на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Для того чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы:

·         «Круглый стол» по любой теме;

·         тематические выставки;

·         диагностика, тесты, опрос на любые темы;

·         консультации специалистов;

·         семейные спортивные встречи;

·         почта доверия, телефон доверия;

·         открытые занятия для просмотра родителей;

·         конкурс семейных талантов;

·         день открытых дверей;

·         сайт ДОУ.

 

Основной формой  сотрудничества с родителями  являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолога — педагогического воздействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения  встреч  в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход  из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем детском саду  проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать  живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый  родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия, является выпуск газеты для родителей которая издается в нашем ДОУ и выпускается ежеквартально. Это и способ просвещения семьи, и информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов и детей.  Газета, как форма взаимодействия с семьей, актуальна и тем, что здесь исчезает элемент “принуждения. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям зачастую читать некогда, а газету можно взять с собой и уже дома, ознакомиться в спокойной обстановке.

В  ДОУ  практикуется создание семейных    клубов.  Цель клуба: создать в  каждой группе разнообразное по содержанию сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. В ходе работы клуба проводятся развлечения, семейные конкурсы, мастер – классы, родители делятся своими проблемами, семейным опытом, рецептами здоровья. Занятия семейного клуба проводятся 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.

«День открытых дверей в ДОУ» – одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Детский сад  даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.

Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями это день «Моя семья».  В этот день родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, полицейский. военный, парикмахер ид р) приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии.  

Регулярно  в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и  родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (собрании, заседании клуба «Мы вместе»), лучшие проекты печатаются в газете ДОУ. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На сайте ДОУ любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. 

При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы показываем  родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотим  мы, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу детского сада»  в последнее время стала очень актуальной. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственной и физической активности. Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.

В нашем обществе традиционно за здоровье ребенка несут ответственность, прежде всего родители, педагоги и медицинские работники. При этом родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Мы пытаемся ответить на важные для нас вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать работу эффективной?», Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».

При разработке содержания работы с родителями воспитанников Мы придерживаемся ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной работы с семьей:

1. Единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучения педагогами успешного опыта семейного воспитания.

2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

3. Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, между родителями и педагогами.

4. Добровольность.

5. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям как равноправным партнерам в образовательно - воспитательной работе.

Соблюдение данных принципов позволяет нам приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

 

Поэтому задача каждого неравнодушного педагога сформировать у ребенка и родителей понимание важности физического развития и приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Работа по созданию системы физического воспитания должна начинаться с тесного сотрудничества с семьей.

 

Также эффективными формами работы с родителями, проводимые в нашем ДОУ являются:

6. Спортивные досуги, праздники, Дни здоровья, задачей которых является сплотить в один коллектив детей и родителей для реализации поставленной задачи: оздоровление подрастающего поколения и формирование представлений о здоровом образе жизни, как о норме. Важнейший результат досуга – это радость от участия, общения, совместной развлекательной деятельности. На спортивных праздниках привлекаем родителей и как организаторов- предлагаем им придумать и организовать самостоятельно один из конкурсов мероприятия.

 

8. Родители являются участниками и зрителями, также берут на себе исполнение ролей на спортивно- оздоровительных мероприятиях.

9. Оказываем теоретическую поддержку и осведомленность в вопросах здоровьясбережения их детей.

Все проведенные нами конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Самое главное для нас, что бы  родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой. Ребята все больше и больше приобщаются к здоровому образу жизни.

Стала реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания. Главное – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь природу и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически. Пример родителей – это лучший пример!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ"

ПОДРОБНО ОПИСАНЫ РАЗНООБРАЗНЫЕ  ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ...

Инновационные формы сотрудничества с родителями

Для повышения педагогической компетентности родителей в детском саду организован «Клуб современных родителей»....

Родительское собрание «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» Брейн - ринг «Азбука вежливости»

Мы поставили перед собойцель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и аде...

Интерактивные формы сотрудничества с родителями в МБ ДОУ. Родительское собрание «Развитие творчества у детей»

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теорети...

Отчёт об использовании современных форм сотрудничества с родителями, соответствующих ФГОС ДО.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель- логопед и родители действуют согласова...

Консультация «Эффективные формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровьесбережения»

Повышение педагогической грамотности родителей основная цель работы воспитателей в вопросах формирования навыков по сохранению здоровья....

Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».

laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...