Роль родителей в физкультурном образовании старших дошкольников Кольского Заполярья в зимний период
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Магаляс Евгения Васильевна

Задача дошкольной организации в области физкультурно-оздоровительной работы – не только способствовать развитию движений, приобщению к здоровому образу  жизни, но и вовлекать родителей в совместную работу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача дошкольной организации в области физкультурно-оздоровительной работы – не только способствовать развитию движений, приобщению к здоровому образу  жизни, но и вовлекать родителей в совместную работу. В воспитании двигательной культуры детей огромное значение имеет пример родителей и их отношение к физической культуре и здоровому образу жизни. Поэтому задача родителей – создать условия для полноценного физического развития детей.

Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей о физических упражнениях, спортивных и подвижных играх, создании условий для развития движений ребенка дома.

Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют режим двигательной активности и нагрузку. Родители обязаны создать условия, которые обеспечивали полноценную физическую активность ребенка.

Сравнительный анализ по исследованиям М. А. Руновой, Н. В. Алябьевой выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей в условиях Кольского Заполярья.

Приспособительные возможности детей Кольского Заполярья в зимний период ограничены: дошкольники очень чувствительны к внешним  неблагоприятным воздействиям. Им необходим индивидуальный режим, строгая дозировка физических нагрузок, щадящие меры закаливания и др. Срыв адаптации из-за частых заболеваний является для нервной системы ребенка дополнительной нагрузкой.

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Одним из главных направлений работы ДОО являются обеспечение благотворных условий для сохранения и укрепления здоровья детей в условиях Кольского Заполярья в зимний период и конечно же при помощи родителей.

Вечная мерзлота, суровая зима, перепады температуры воздуха, долгая полярная ночь, силы ветра и давления, низкое содержание кислорода в атмосфере создают дискомфортные условия для жизни и развития детей в Заполярье.

Ухудшение состояния здоровья детей в нашем заполярном регионе обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют факты ухудшения экологической обстановки, электронно-лучевое, металло-звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов и т. д.), а так же социальная направленность в обществе и интенсификация процесса обучения.

 Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальных проблем нашего времени. В центре работы по полноценному физическому развитию здоровья детей в зимний период должны находиться семья и образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основа здоровья закладывается именно в семье.

Родители дошкольников Кольского Заполярья должны знать и понимать особенности территории, на которой они проживают. А так же оказывать всяческую помощь и поддержку детям, приучать ребенка с раннего детства регулярно делать утреннюю зарядку, вовлекать его в различные подвижные игры, спортивные занятия.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей в зимний период позволяет:

  • повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
  • получить необходимые знания о физическом развитии ребенка;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни в семье;
  • снизить «дефицит» положительных эмоций в период полярной ночи, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
  • увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию старших дошкольников зимой;
  • обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.

На фоне прогрессирующей гиподинамии первостепенной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту, повышению двигательной активности.

Проблема взаимодействия коллектива ДОО и семьи в вопросах физического воспитания в зимний период и сегодня остается актуальной. Так в научных публикациях С.О. Филипповой (2002), И.О. Гариповой (2009), Л. Пасечника (2010), рассматриваются проблемы родителей при организации физического воспитания в семье, обусловленные следующими причинами: незнанием и неумением учитывать возрастные и индивидуальные особенностей детей; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности, не проявление инициативы с целью оказания помощи своим детям, проблемы во взаимоотношениях родителей и детей, неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком.

Для успешного физического развития детей в условиях Крайнего Севера в зимний период необходима совместная работа педагога и семьи. Вовлечение родителей в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий спорт человек. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком в коллективе сверстников, учить его сопереживанию поражениям своих товарищей и радоваться собственному успеху. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, он тренируется и учится преодолевать себя. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение пап и мам в такие формы досуга, когда они на глазах детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем, и особенно детям, так как это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

Спортивные соревнования являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений. В условиях коллективных действий ребята учатся творческому использованию двигательного опыта.

Большую пользу приносят совместные прогулки ребенка и взрослых, катания на коньках, лыжах, санках.

Участие в спортивных праздниках позволяет совершенствовать двигательные навыки и умения ребенка, улучшает микроклимат в семье. Воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физической культуре.

Родители, зная особенности проживания в условиях Кольского Заполярья зимой обязаны создать условия, обеспечивающие полноценное физическое развитие ребенка. Они должны активно участвовать в организации и проведении закаливающих процедур, используя при этом естественные факторы природы (воду, свежий воздух).  Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют, что, выбирая эффективные средства закаливания, необходимо остановиться на тех, которые комфортно переносятся мамой и ребенком.

Дошкольная образовательная организация оказывает помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании и оздоровлении ребенка в данных климатических условиях и в различные времена года. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся консультации, открытые занятия, беседы, совместные досуги и праздники. Проводятся выставки, показ кинофильмов, анкетирования и индивидуальные беседы. Так же педагоги ДОО рекомендуют специальный список литературы по разнообразным формам организации двигательной деятельности детей.

Родителей регулярно информируют о развитии и самочувствии ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями расширяет их педагогическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка и способствует наилучшему проживанию детства ребенком с неблагоприятных климатических условиях в зимний период.

Развитие ребенка тесно связано с образом жизни его семьи, поэтому проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников».

Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также...

"Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников."

1.Значение игры в жизни ребёнка.2.Дидактические игры экологического содержания..3.Сюжетно-ролевые игры.4.Экологические игры.5.Имитационно-подражательные игры.6.Подвижные игры.7.Музыкальные этюды....

Консультация для родителей Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период

Консультация для родителей Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период...

«Роль родителей в организации двигательного режима дошкольников на прогулке в теплый период»

laquo;Роль родителей в организации двигательного режима  дошкольников на прогулке в теплый период»...

Роль робототехники в дополнительном образовании старших дошкольников

Робототехника в детском саду – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству. Это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитате...

Консультация для родителей. Польза физкультурных занятий с дошкольниками на свежем воздухе в зимний период

О пользе занятий физической культурой на свежем воздухе в зимнее время...

Роль робототехники в дополнительном образовании старших дошкольников

Роль робототехники в дополнительном образовании старших дошкольников...