Проект «Путешествие по стране здоровья».
проект по физкультуре

Ляшенко Лариса Александровна

проект недели здоровья в детском саду в летний период. Название дней, план на весь день, дополнительный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nedelya_zdoovya.docx224.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка»

Чтобы сделать ребенка умным и  рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым: пусть он

работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!

Проект

«Путешествие по стране здоровья».

C:\Users\Пользователь\Desktop\неделя спорта\11974.jpeg

Разработчик проекта:   Кириченко О.В.- ст. воспитатель

Ляшенко Л.А.- инструктор по фк

 Семина Э.И. – педагог - психолог

Июнь 2017 года

Актуальность проекта обусловлена.

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать. Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.Я считаю, что  главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных соревнований  и  досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать  потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.

Цель: Создание оптимальных условий для  охраны и укрепления физического и  психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирования привычки здорового образа жизни.

Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном развитии.
Неделя здоровья «Путешествие по стране здоровья» - направлена на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, укрепление детско – коллективных  отношений.

Задачи: 
- формирование КГН ухода за телом
- вырабатывать стойкую привычку к занятиям физической культурой 
- создавать проблемные ситуации наглядно демонстрирующие значимость правильного отношения к здоровью
- формирование у ребенка мотивов самосохранения, воспитании привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Вид  проекта:краткосрочный.

Тип проекта: оздоровительный

Участники  проекта:  инструктор  по  физической  культуре,  психолог,  дети,  воспитатели,  родители.


Разработчик проекта:  Кириченко О.В.- ст. воспитатель

Ляшенко Л.А.- инструктор по фк

 Семина Э.И. – педагог - психолог

Ожидаемые результаты:

- Знать несложные приёмы самооздоровления;

- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт);

- Повышение речевой активности, активизация словаря;

- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев;

- Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.

- Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка

Этапы реализации проекта:

1-й этап – подготовительный 22.06.17 – 23.06.17

Его цели:

- изучить методическую, научно - популярную и художественную литературу по теме;

- подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;

- составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики

- привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

2-й этап – Основной (26.06.17- 30.06.17)

Каждый день использовать в работе с детьми в рамках проекта « Минутки шалости»,« Минутки тишины» (Приложение №1)

 ПОНЕДЕЛЬНИК

Станция «Здоровей - ка»

Цель: Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму:

Задачи: бережно и заботливо к нему относиться, формировать у детей представление о здоровом образе жизни, научить детей любить себя и свой организм, закрепить знания о полезных и вредных привычках, формировать негативное отношение к вредным привычкам, воспитывать желание помогать себе сохранить здоровье, прививать любовь к физическим упражнениям.

Утро:Торжественное  открытие недели здоровья

Девиз дня:

Знать должны и взрослые, и дети,

Что здоровье – главное на свете.

Игровая утренняя зарядка на свежем воздухе.

Чтобы день наш был в порядке,

Начинаем мы с зарядки!

1. Закаливающие и оздоровительные мероприятия: массаж стоп, полоскание рта и горла, контрастное обливание ног.

2. Проведение дыхательной гимнастики «Часики».

3. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» (закрепление последовательности одевания одежды при изменении температурного режима на улице)

4. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

5. Разучивание пословиц и поговорок о чистоте

Прогулка: «Путешествие по подвижным играм»

П.и. - « Карусель», «Солнышко и дождик»,  «Летающие пёрышки»,   «Непослушный мячик»,  «Салют».  «Будь внимателен».

6. Игра-путешествие (эстафета): «Откуда берутся грязнули?»

Вечер: Беседа на тему «Мы порядком дорожим »
 Чтение – К. Чуковский «Мойдодыр» А. Барто «Девочка чумазая».
Самостоятельная игровая деятельность  в сюжетно – ролевых играх «Аптека»  «Поликлиника».
Конкурс детского творчества: «Мой друг – спорт»

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей: «Азбука здоровья».

2. Изготовление кулинарной книги «Коллекция полезных рецептов» (дома с родителями);

Станция: «Спортивная»

ВТОРНИК

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

Задачи: Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Девиз дня:
Нет здоровья без движенья,
Это скажет вам любой!
Занимайтесь с наслажденьем
Спортом, танцами, ходьбой!

Игровая утренняя зарядка на свежем воздухе.
Приглашение родителей на открытую зарядку  «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

Утро: Презентация «Спортивные игры в детском саду»

1. Гимнастика для глаз.

2. Беседа «Какие виды спорта ты знаешь?» (рассматривание иллюстраций) Учить детей различать летние и зимние виды спорта.

3.Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»

« Будем мы  играть,  смеяться, будем спортом заниматься!»

(с использованием подвижных игр, малоподвижных и народных игр).

4Самостоятельная двигательная деятельность детей в спортивных уголках групп и на прогулке  (под руководством воспитателя)

5Организация на воздухе подвижных игр «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу»,   «Черное и белое», «Охотники и звери».

                        Для веселья, для порядка

                Загадаю вам загадку:

                На пол бросишь ты его

                он подпрыгнет высоко,

                Скучно не бывает с ним

                Мы играть в него хотим.

Сегодня мы проводим соревнования с мячом и пусть победят самые ловкие!

Прогулка:     Спортивные игры и соревнования  с мячами.

Метание малого мяча на дальность.

Дети делают  по 1 попытке. Засчитывается наилучший результат.

Игра в кругу.

Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам

У кого веселый мячик

(Тот сейчас станцует нам.

Пропоет пусть песню нам.

Тот загадку скажет нам,

Тот стишок расскажет нам).

Эстафета: «Чья команда больше забросит мячей в корзину»

Эстафета: «Пронеси не урони!»

Вечер: Конкурс детского рисунка «Мы зарядкой заниматься любим с самого утра!»
Работа с родителями:
Анкетирование родителей «Растём здоровыми»

Рисование «Мы со спортом крепко дружим!»

Станция: «Витаминки»

СРЕДА

Цель: Помочь детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Девиз дня:

Витамины я люблю –

Быть здоровым я хочу!

Утро:Презентация «Здоровое питание - здоровое завтра»

•        Экскурсия на кухню - наблюдение за работой повара, закрепить словарь по темам: «продукты», «овощи», «фрукты»

•        Познавательное занятие «Режим питания»

•        Упражнение «Знакомство с продуктами питания»

•        Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты»

  • Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде» (учитьотличать фрукты, овощи, их вкусовые качества иполезные свойства)
  • Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»(закрепить названия фруктов и овощей и научитьсоставлять из них разные блюда).
  • Чтение сказки В. Сутеева: «Яблоко».

Прогулка:

  • Спортивная эстафета: «Уборка урожая»
  • Игра – соревнование «Кто быстрее приготовитвитаминный салат»

Игра: «Полезная и вредная еда»

Игра-соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду» для закрепления умение быстро, аккуратно раздеваться, раскладывать одежду в определенные места;

Вечер: Беседа с детьми «Что такое здоровье»

•        Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

•        Д/и «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат», «Фруктовое канапе»

•        Разукрашивание картинок с овощами и фруктами

Работа с родителями:

 - оформление  памятки народных рецептов ««Сундучок бабушкиных рецептов»»

 Станция – «Микробы»»
ЧЕТВЕРГ

Цель: формирование у детей ценностного отношения к здоровью.

Задачи: Дать представления о микроорганизмах (растут, размножаются, питаются,  дышат), их пользе, вреде; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями; воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, применять информацию для решения поставленных задач).

Девиз дня:

Нет рецепта в мире лучше –

Будь со спортом неразлучен!

Проживешь сто лет –

Вот и весь секрет!

Утро:

  • беседа с медсестрой детского сада о болезнетворных микробах;
  • Беседы: «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?», «Отчего прокисает молоко?», «Враги микробов», «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»;
  • Сочинение сказок про микробов;
  • чтение детьми потешек, коротких стихотворений, пословиц.
  • с/р игры: «Поликлиника», «Кафе», «Отдых семьей»;
  • хозяйственно-бытовой труд «Чистая группа – залог здоровья»
  • дидактические игры («Пирамида здоровья», «Аскорбинка и ее друзья», «Валеология» (уход за органами чувств), «Правильное питание», «Мы - спортсмены», «Вредные советы»
  • слушание песен по теме «ЗОЖ»
  • чтение художественной литературы Остер Г. «Петька – микроб»

Беседа «Я и дома и в саду с физкультурою дружу».

Презентация «Физкультура и наши выпускники».

Игра "Это  я, это я, это все мои друзья"

Прогулка: Игра «Полезные продукты».

Из предложенных продуктов выбрать полезные и поставить на стол, а вредные продукты выбросить в ведро.

Чтоб здоровыми стать,

Нужно бегать, прыгать и скакать!

Эстафеты.

1. «Полоса препятствий».

Дети проходят полосу препятствий, выигрывает та команда, которая придёт первой.

2. «Поход в магазин».

Дети поочерёдно бегут с пакетом к корзине с мячами, кладут в пакет мячик и возвращаются обратно, передают пакет следующему участнику команды.

3. «Не урони».

Дети по очереди бегут до ориентира и обратно, держа в руках два мяча, затем передают их следующему участнику.

4. Подвижная игра «Весёлые перебежки».

Приглашаем всех на веселый танец «Утята»

Вечер:

•        составление рассказов детьми на темы: «Мне микроб не страшен», «Что такое здоровый образ жизни», «Правильное питание»; инсценировка стихотворения «Спор овощей»;

Работа с родителями:

Изготовление книжек–малышек «Сказки про микробов»;

Станция  «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

ПЯТНИЦА –

Цель: Познакомить детей с правилами закаливания, его пользе для организма; знать правила оказания первой помощи при различных травмах, правила поведения во время болезни

Девиз дня:

Наш девиз четыре слова –

Мы здоровы – это клево!

Утро:

•        Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

•        Самомассаж от простуды, гимнастика «маленьких волшебников»

•        Проведение закаливающих процедур с детьми - «О том, как мы закаляемся»

•        Игра «Окажем первую помощь»

•        Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»

Прогулка: Игры-эстафеты «Полоса препятствий»

Спортивный праздник «Я и дома  и в саду с физкультурою дружу»

Закрытие недели здоровья
Подведение итогов и результатов конкурса

Вечер:
Д.И. «Угадай вид спорта»

Раскрашивание раскрасок

Работа с родителями

Анкетирование

Конкурс  мини-плакатов « Мой ребёнок здоровый ,а значит счастливый!»

Награждение родителей

3-й этап – заключительный.

Итогом всей нашей работы станет:

- Фоторепортаж «Неделя здоровья»

-мини-плакаты « Мой ребёнок здоровый, а значит счастливый)

Выводы:

- Погружение детей в тему недели даст им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что до них хочет донести педагог;

- Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.

Литература для детей:

Авдеенко К. «Помидор», «О здоровье»

Анпилов А. «Зубки заболели»

Барто А. "Прогулка", "Грипп", "Прививка"

Благинина Е. "Прогулка"

Витковская М. "О том, как мальчуган здоровье закалял"

Грозовский М «Распорядок дня»

Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»

Зайцев Г.  «Дружи с водой».

Зайцев Г.  «Уроки Мойдодыра»

Кан Е. "Наша зарядка"

Карганова Е. «Наоборот»

Крылов А. "Как лечили петуха"

Кудашева Р. "Петушок"

Кузнецов А. "Кто умеет?"

Лубянко Н. «Гимнастика»

Маршак С. "Дремота и зевота", «Вот какой рассеянный… », «Я выросла», «Помощница»

Маяковский В. "Что такое хорошо и что такое плохо"

Михалков С. "Про девочку, которая плохо кушала", "Прививка", "Про мимозу",   "Не спать", "Прогулка", «У меня опять 36, 5», «Чудесные таблетки», «Овощи», «Грипп».

Найдёнова Н. "Наши полотенца"

Остер Г. «Петька – микроб»

Пословицы и поговорки о здоровье

Рыжова Л. «Деловой человек»

Сизова Н.О."Валеология"

Силенок  Е. «Мойдодыр»

Синицина Ю. «С человеком беда»

Степанов В. «Что показывают стрелки?»

стихи Еремеевых М. и С. «С чего начинается утро», «Для чего нужна зарядка». «Руки мой перед едой», «Водные процедуры», «Все делай вовремя дружок», «Одевайся по погоде».

Суслов В. "Про Юру и физкультуру"

Токмакова И. "Мне грустно – я лежу больной"

Успенский Э. "Дети, которые плохо едят в детском саду"

Фразеологический словарь для детей

Чуковский К.И. "Айболит", "Мойдодыр"

Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. "Правила поведения для воспитанных детей"

Шорыгина Т.  «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим», «Веселый футбол»

Яковлев Ю. «Больной»

Яснов М. "Я мою руки".

МУЛЬТФИЛЬМЫ О СПОРТЕ И  ЗДОРОВЬЕ

«Ваше здоровье», «Здоровье начинается дома», «Ёжик и здоровье», «Азбука здоровья», «Как здоровье, братец Лис»; «Мойдодыр»; «Королева Зубная щетка», «Планета вредных привычек», «Будь здоровье»

«Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»:

«Скажи микробам нет», «Кому нужна зарядка», «Экономия времени», «Личная гигиена», «Здорово быть здоровым», «Распорядок».

«В гостях у лета», «Дедушка и внучек», «Квака-задавака», «Матч-реванш», «Метеор на ринге», «Неженка», «Необыкновенный матч», «Олимпионики», «Отважные альпинисты», «Приходи на каток», «Самоделкин спортсмен», «Снежные дорожки», «Спортландия», «Старые знакомые», «Талант и поклоники», «Футбольные звезды», «Чемпион», «Шайбу»

Литература

1. Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, - 72 с.

3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».

4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

5. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М. : АСТ, 1998

6. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.

7. Шорыгина Т.А.  Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

                                               

 Анкета для родителей

Уважаемые родители просим Вас ответить на вопросы анкеты по здоровьесбережению ребёнка в условиях семьи. Ваши искренние ответы помогут нам эффективнее построить работу по укреплению здоровья детей в ДОУ.

 

1.Считаете ли Вы необходимым привитие навыков здорового образа ребенку, начиная с дошкольного возраста?

-Да
    -Нет

2.Какие привычки, по вашему мнению, соответствуют здоровому образу жизни?
____________________________________________________________

____________________________________________________________

3.Воздействуете ли вы на своего ребенка с целью формирования у него привычки к здоровому образу жизни?

-Да
   -Нет

4.Часто ли болеет ваш ребенок?

-да 
   -Нет

5.Каковы, по вашему мнению, причины болезни вашего ребенка?

-Недостаточное физическое воспитание
-Наследственность
-Другое___________________________

6.Какие темы для Вас наиболее интересны

-Закаливание 
-Профилактика
-Гимнастики
-Вопросы профилактики простудных заболеваний
-Другое__________________________

                                

Благодарим за ответы! 
                 

Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Уважаемые родители ! Ваши ответы помогут стабилизировать эмоциональное здоровье детей в условиях детского сада.

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант _________________________________________________________

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Благодарим за участие в анкетировании!

«ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

(Т. Нестерюк, А. Шкода)

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Можно предложить детям игру «Скульптор». Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. Точечный массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

     Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку

со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали - от себя влево. При проведении «гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода шиацу, ребенок здесь не просто «работает» - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(проводятся во всех группах)

1.         Потягивание.

И. П. - из позиции «лежа на спине».

1)        На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги, и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела.

  1. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».

      Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела.

  1. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки - вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

    Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление.

2.         Массаж живота.
И. П. - лежа на спине.

1)        Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

Цель: улучшить работу кишечника.

2)        С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

Цель: воздействие на ситовидную кишку и нормализация стула.  

3.  Массаж грудной области.

И. П. - сидя по-турецки.

  1. Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый).

       Цель: воспитать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.

  1. «Заводим машину».

Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.

3)        Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на
точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - «машина завелась»).

Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, чувствовать радость от звукового сопровождения.        

4.         Массаж шеи.

И. П. - сидя по-турецки.

  1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
  2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
  3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

     Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости лебединой шеи.

5.        Массаж ушных раковин.

И. П. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника.

1)        Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

  1. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).

   3)Нажимает на мочки ушей (вешает на них «красивые сережки»).

4)        Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7-8 вращательных движений почасовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).

  5) С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

        Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.

6.         Массаж головы.

  1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
  4.  «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
  5.  С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».

  Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.        

  1. Массаж лица. 

Лепит красивое лицо.

  1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
  2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
  3. С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
  4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.

8.         Массаж шейных позвонков.
Игра «Буратино».

Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

  1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.
  2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
  3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какой вкус, цвет вызывают у детей рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

        

9. Массаж рук.

1)        «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

  1. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
  2. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
  3. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

    Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, радости.

Игра «Солнечные зайчики».

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнцу, представляя, как добрая сила вливается в них.

Игра «Птичка».

  1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то вправо, то влево.
  2. «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии. Руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

  Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.

10. Массаж: ног.

И. П. - сидя по-турецки.

1) Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопываетпо пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. То же с правой ногой.

    2) Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает»   воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

     Цель: воздействие на биологически активные точки, находящиеся на     ногах.  Прочистка энергетических каналов ног.        

          11. Массаж спины 

И.п. — лежа на спине.

        Игра «Качалочка» 

Лежа на спине, подтянуть колени к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с боку на бок (боковаякачалочка).

   Игра «Велосипед» 

Лежа на спине, «крутим» педали «велосипеда» со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Цель: улучшение кровообращения в ногах, восстановление работы кишечника.

 ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ЗВУКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1.  Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2.  Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3.  Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4.  Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

5.  Энергично произносить «п — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6.  Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

7.  Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8.  Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только

гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние. 1.   «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются,

готовятся к полету:

1.  «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.

2.  «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

3.  «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости.

На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

2.    «Гудок парохода».

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

3.    «Полет самолета».

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

4.    «Упрямый ослик».

Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а». Что же ты хочешь, мой милый «И-а» ? Сена, лепешек иль молока?

«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.

Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом, излечиваются.

5.    «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».

Что ты плачешь «ы» да «ы» ?                       Будем мы с тобой играть,

Слезы поскорей утри.                                   Песни петь и танцевать.

«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.

6.    «Кто знает больше добрых слов».

Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т. д. Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.

 

ИГРЫ «ЛЕЧИМСЯ САМИ»

1.   «Я — доктор». «Доктор» лечит больного пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. «Доктор» с твердым убеждением приказывает органам: — Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.

-  Кровь, будь чистой, здоровой, промой все сосуды организма.

-  Животик, будь мягким; мой кишечник, работай точно в нужное

время.

Дети садятся в позу «факира», расслабляются, перед ними стакан с теплой кипяченой водой. Руками дети делают пассы над стаканом (вдох свободный, на выдохе произносится «аум» высоким, нежным голосом). Одну руку поднимают вверх, другой делают заканчивающие движения над стаканом и произносят слова на выдохе: «Водичка чистая, здоровая. Я всегда буду здоровым и веселым, милым и красивым». Этой заряженной водой дети полощут горло, а если есть склонность к диатезам, то можно салфеткой протирать больные места.

Постепенно температуру воды можно понижать, что способствует закаливанию (так как детское подсознание еще не закомплексовано, ребенок выполняет упражнение убежденно, что способствует саморегуляции организма). Звуки «аум» произносятся свободно, без задержки дыхания, как подсказывает фантазия ребенка, с целью ощущения удовольствия от певучести гласных звуков. 2. «В помощь страдающимэнурезом».

1.  Массаж живота (из комплекса гимнастики «Волшебников»).

2.  Качалочка боковая (для воздействия на крестец и точки шиацу в области

крестца).

3.  Массаж затылочной части, поглаживание и надавливание подушечками

пальцев.

4.  Накладываем одну руку на низ живота, вторую на область крестца, греем животик. Мысленно представляем, что становится тепло и приятно.

5.  Игры «поза кошечки, собачки, змеи».

6.  «Факир» сидит «по-турецки», спокойно и глубоко дышит 3—4 раза; глаза закрыты, одна рука внизу живота, вторая на лбу. Текст произносится на выдохе, дыхание свободное.

Я очень добрый человек. Всем детям в детском саду я желаю здоровья. Мой животик теплый и мягкий Как только захочу писать, Зазвонит колокольчик, и я проснусь.

(Пальчиком руки, находящимся на лбу, ребенок слегка постукивает). Моя постель будет сухой и чистой. Я совершенно уверен и спокоен. Я счастлив, все идет хорошо.

ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СКЛОННОСТЬЮ К ДИАТЕЗАМ

1.    Гимнастика «Волшебников».

2.    Игра «Я — доктор».

Дети заряжают воду, протирают больные места смоченной салфеткой со словами: «Я лечу руки и ноги, теперь они будут здоровыми и чистыми». Полощут горло и пьют воду со словами: «Водичка вкусная, полезная. Я совершенно здоров».

Во время этой игры нужно уделить особое внимание тому, чтобы дети как можно больше произносили добрых, ласковых слов во время поглаживания рук, ног, лица, тела.

Упражнение учит любить свое тело, бережно относиться к себе и окружающим.

ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ У ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЧАСТЫМ ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

1.    Упражнения для укрепления мышц шеи (повороты головы в стороны, вверх, вниз с сопротивлением своим рукам). Поглаживание и похлопывание шеи и воротничковой зоны.

2.    Игра «Буратино» (рисование носом, с целью проработки шейных отделов позвоночника).

3.    Упражнения для укрепления мышц гортани. Игра «Лёвушка» — йоговое упражнение.

4.    Игры «Полет самолета», «Покорители космоса» — звуковые упражнения по укреплению голосовых связок.

5.    Закаливание — контрастные ванны. Упражнения для ног: проработка стоп, пальцев, пяток, поглаживание и похлопывание. Игра «Покачаем малышку».

6.    Игра «Я — доктор». Заряжают воду и полощут ею горло со словами: «Водичка вкусная, чистая, лечебная. Я совершенно здоров».

7.    Прогреваем горло наложением одной руки на горло, другой — на солнечное сплетение.

Советы для взрослых 1.   «Помощь при повышенном давлении»

1.  Наложить больному на позвоночник от верхнего отдела вниз 8 пальцев обеих рук и по часовой стрелке, в течение 20—30 секунд, производить вращательные движения на точки позвоночника. То же сделать против часовой стрелки.

2.  С усилием растянуть воротниковую зону от шеи к плечам и спине.

3.  Ребром ладони растереть спину сверху вниз (пилящие движения слева направо).

4.  Вставить указательные пальцы в ушные раковины и произвести 15 вращательных движений в ушах.

5.  Подышать одну минуту брюшным дыханием.

2.    «Как восстановить пониженное давление».

Лечь животом на стул, опустив голову вниз и, уперев ее устойчиво между кистей рук, побыть в этом положении одну минуту. Ноги свободно висят. Или одну минуту полежать в позе «рыбы».

3.    «Неожиданная головная боль»

1.  Растереть ушные раковины и за ушами, сделать массаж головы, погладить усиленно воротниковую зону.

2.  Приложить правую руку к солнечному сплетению, а левую — на больное место. Расслабиться и посидеть 15—20 минут с закрытыми глазами.

3.  Сконцентрировать внимание на переносице, глубокий вдох (мысленно направляется струя воздуха в корень носа), задержка дыхания 30—60 секунд, медленный выдох в больное место (виски, окружения глазных впадин, затылок).

4.    «Упражнения для глаз»

1.  Движения зрачков влево — вправо, вверх — вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10—20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

2.  Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).

3.  Сесть напротив стены на расстоянии 2—5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).

4.  Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10—20 секунд — один из йоговских приемов отдыха.

5.  Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько таких упражнений — появится легкое головокружение и сонливость.

5.    «Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии»

1.  И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5—6 раз.

2.  И.П.   — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3.  И.П. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.П. Повторить 5—6 раз.

4.  И.П. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.

5.  И.П. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4—5 раз.

 

6.    «Укрепление мышц рук»

Вытянуть руки вперед и сделать вращательные движения с напряжением. Затем свободно уронить руки, отдохнуть. Имитация подъема тяжестей, невидимой силы, расслабление.

7.    «Отдых позвоночника»

1.  Повороты на стуле (упражнения на осанку).

2.  Сидя в позе «кучера», расслабиться, глубокий вдох, задержка дыхания 20—30 секунд, выдох направить в разные участки тела (болевые).

8.    «Упражнения для ног»

1.  С напряжением подняться на носки (на 6—8 секунд), затем расслабиться

и опуститься на пятки.

2.  Положить стопу левой ноги на колено правой ноги. Над согнутой ногой проделать пассовые движения 8—10 раз, затем поглаживающими движениями растереть ногу. Провести ладонями по ноге снизу вверх, как бы надевая «чулки», затем сверху вниз и сбросить с ноги энергию, сконцентрированную в руках. То же сделать правой ногой.

9.    «Релаксационные упражнения для мимики лица»

1.   Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2.   Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.

3.   Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется

подремать).

4.   Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — расслабление.

5.   Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).

6.   Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.

7.   Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться.

8.   Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

9.   Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.

Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.

 

C:\Users\Пользователь\Documents\картинки\56930519_barto_s_utra_na_lujaiku.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной образовательной деятельности по проекту «Путешествие в волшебную страну Математика»

Планирование работы с логико-математическими играми Никитина, Кюизенера, Дьенеша, математическим планшетом + контспект математического развлечения....

Презентация проекта «Путешествие в бумажную страну»

Презентация проекта  «Путешествие в бумажную страну»...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...

Творческий проект "Путешествие в сказочную страну Тукая"

Проект был разработан с целью пробуждения у детей дошкольного возраста интереса к литературным произведениям через творчество Г. Тукая. При реализации проекта  перед собой были поставлены следующ...

Творческий проект "Путешествие в сказочную страну Габдуллы Тукая"

Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай – не просто великий поэт, а символ истории и любви всего татарского народ...

Исследовательско-творческий проект "Путешествие в молочную страну". Материалы для проведения занятия-эксперимента о свойствах молока.

Дети часто задают много разных вопросов, и,порой, мы сами, взрослые, не можем сразу дать маленьким почемучкам ответы на их вопросы.  "Почему молоко белое?" и "Откуда на молоке пенка?"  - ...

Проект "Путешествие Витаминки в страну здоровья"

Работа по укреплению здоровья детей...