Главные вкладки

    Консультация по физкультуре по теме:
    Консультация для педагогов «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО»

    Зайцева Любовь Владимировна

    Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования направлено на создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию через обеспечение условий как: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно-развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_usloviyah_fgos_do.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО»

    Миссия дошкольного учреждения - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития ребенка, как основы его успешного обучения в школе.

    Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями. Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальнейших проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.

    Дошкольные образовательные учреждения начали внедрять в работу ФГОС ДО с 1 января 2014 года с вступлением в силу приказа № 1155 от 17.10 2013 «Об утверждении ФГОС ДО».

    ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Стандарт включает в себя требования к:

    - структуре Программы и ее объему;

    - условиям реализации Программы;

    - результатам освоения Программы.

    Т.е. ФГОС ДО – это некий ориентир для конечной цели деятельности педагогов дошкольных учреждений.

    Специфика дошкольного детства характеризуется гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью, и мы не можем вменить ребенку какую-либо ответственность за результат, не можем требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

    Поэтому результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    Наиболее значимое отличие дошкольного образования на современном этапе от образования на других ступенях заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Педагогу в своей работе с детьми необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни, специфику психического развития детей-дошкольников.

    Если в стандарте начального общего образования очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования (предметным, метапредметным и личностным), которых каждый обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования, то специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются, не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

    Л.С. Выготский говорил: «…Школьное образование никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушенийразвития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).

    Т.е. задача детского сада в психолого-педагогическом сопровождении дошкольника, это сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации.

    Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ направленно:

    - на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

    - коррекцию его психофизических недостатков;

    -актуальное включение в окружающую социальную среду;

    - подготовку к школьному обучению.

    Грамотно разработанная ООП ДО является неотъемлемой частью обеспечения результативного сопровождения детей с ОВЗ всеми специалистами ДОУ.

    В Дошкольных учреждениях нашего района нет групп комбинированной и компенсирующей направленности, но организовано инклюзивное образование.

    В случае организации инклюзивного образования по основаниям, связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение в основной общеобразовательной программе раздела «Коррекционная работа» является обязательным.

    Раздел Программы «Коррекционная работа» должен быть следующего содержания: пояснительная записка, содержание коррекционной работы, результаты коррекционной работы, описание специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.

    Пояснительная записка, в которой раскрываются цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы; нормативно-правовые документы, на основе которых разработан данный раздел Программы; принципы и подходы к формированию Программы; особенности образовательного процесса в группах комбинированной направленности, характеристика контингента воспитанников, ожидаемые планируемые результаты реализации Программы по виду нарушения.

    Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

    Диагностический модуль

    Диагностический модуль рассчитан на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

    Задачи диагностического модуля: выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Программы; определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Программы.

    Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.

    Диагностическая работа включает:

    — своевременное выявление детей с ОВЗ;

    — раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

    — комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (результаты медицинского исследования, результаты диагностики учителя-дефектолога);

    — определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

    — изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

    — изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

    — изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

    — системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

    — анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

    Коррекционно-развивающий модуль

    Задачи коррекционно-развивающего модуля:

    • определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы (описание ежедневной организации жизни и деятельности детей, проектирование воспитательно-образовательного процесса, методы воспитания и обучения, виды деятельности для поддержки детской инициативы, перечень программ, технологий и дидактических пособий, обеспечивающих осуществление коррекционной работы, формы организации образовательной работы: НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность, деятельность в семье);
    • оптимизация воспитательно-образовательного процесса за счет проектирования и внедрения специфических форм работы и видов детской деятельности с учетом вида нарушения ребенка с ОВЗ;
    • определить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми Программы;
    • разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении Программы (на основе полученных диагностических данных).

    Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.

    Указываются основные направления коррекционно-развивающей работы:

    - Развитие общения с окружающими

    - Развитие когнетивной сферы

     - Развитие мелкой моторики рук

    - Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общение, игра, самообслуживание и др.

    - Адаптация в социуме

     - Формирование готовности к обучению в школе

     - Развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений

    - Коррекция нарушений эмоциональной сферы

    Оздоровительно-профилактический модуль

    Задачи оздоровительно-профилактического модуля:

    - создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ,

    - обеспечить медико-педагогическое сопровождение детей.

    Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.

    Социально-педагогический модуль

    Задачи социально-педагогического модуля:

    - повысить профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, их взаимодействие в образовательном пространстве;

    - совершенствовать взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.

    Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.

    Результаты коррекционной работы.

    Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентированы на освоение детьми с ОВЗ Программы.

    Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении Программы.

    В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

    Для успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников требуется подробное описание и соблюдение специальных условий образования, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

    — Кадровое обеспечение (в соответствии со спецификой имеющегося нарушения развития детей).

    — Материально-техническое обеспечение.

    — Информационное обеспечение.

    — Функциональное использование помещений в ДОУ.

    Таким образом, «Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования» направлено на создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию через обеспечение условий как: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно-развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Создание специальных условий обучения и воспитания позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

    В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

    "Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

    В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...

    Доклад Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

    Логопедическое сопровождениедетей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО...