Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса
презентация по физкультуре на тему

Ерёмкина Ирина Александровна

Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_dokladu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса

Выступление на конференциии

 Тема: «Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса»

 Слайд №1

 В практике дошкольного воспитания и образования на современном этапе реформирования системы образования проблема качества образования является весьма актуальной и дискуссионной. Интерес к данной проблеме заключается в том, что мы хотим передать как можно больше накопленного веками опыта и знаний человечества подрастающему поколению и при этом не допустить физической, психологической, информационной перегрузки детей. По этой причине наш детский сад уделяет значительное внимание содержательной части качества образования: знаниям, умениям, навыкам, опыту и т. д. Обучение и воспитание ребенка, физическое и психическое здоровье напрямую влияет на усвоение содержания образования. Закономерно сделать вывод, что если мы не будем соблюдать определённые условия для сохранения здоровья наших воспитанников, значит, будет страдать качество образования.

 Нашим коллективом созданы следующие условия:

 Слайд № 2

 Во-первых, мы используем апробированные здоровьесберегающие инновационные технологии, позволяющие детям усваивать опыт человечества без излишнего для конкретного возраста физического и психического напряжения, которое может подорвать здоровье.

 Во-вторых, нами составлена образовательная программа, которая позволяет выстраивать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с федеральными государственными требованиями.

 В-третьих, мы пополнили предметно-развивающую среду, способствующую саморазвитию ребёнка.

 Соблюдение данных условий позволяет нашим детям адаптироваться к жизни в окружающем мире, развить их способности. Проблемы здоровья волнуют сейчас всех: и государство, и родителей, и общественность. Но особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе. На состояние здоровья влияет буквально всё:

 малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология, наследственность и т. д. Если ребёнок часто болеет – это влияет на качество усвоения материала, знания не переходят в навык, не успевают созревать психические процессы, физически ребёнок слабеет.

 Слайд №3

 Проанализировав состояние здоровья и физическое развитие детей за 2008/2009 учебный год наш педагогический коллектив ДОУ выявил проблему в отсутствии системы организации здоровьесберегающего педагогического процесса. Для ее решения под руководством заведующей ДОУ была создана группа по проектированию программы развития МДОУ на период с 2009 по 2012 год, перед которой была поставлена задача создания в детском саду системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, факторов формирования организма ребенка. Для реализации основной задачи программы работа была выстроена нами поэтапно:

 Слайд №4

 1 этап 2009-2010гг-

 Организационно-подготовительный этап

 (создание условий для реализации программы, который включает себя:

 Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах физического воспитания и здорового образа жизни;

 Разработка системы оздоровительных и закаливающих мероприятий и модели физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;

 Насыщение предметно-развивающей среды;

 Повышение качества образовательных и здоровьеформирующих услуг в учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями.

 2 этап 2010-2011гг

 Слайд №5

 Развивающий этап

 (работа по преобразованию существующей системы). Он включает в себя:

 1) В нашем детском саду создаются условия для обогащения знаний педагогов по физическому воспитанию и приобщения педагогов к здоровому образу жизни :

 -педсовет с элементами практикума «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду»

 - педсовет-деловая игра «Двигательный режим в детском саду»

 -открытые просмотры занятий по физическому воспитанию «По тропинкам детства», «Вместе нам веселей, вместе мы вдвойне сильней», «Неделя зимних игр и забав»

 -консультации «Прогулка зимой для радости и здоровья», «Учимся правильно дышать», «Физкультура в играх»

 -смотры-конкурсы «Лучший спортивный уголок»

 Слайд №6

 - Дни здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

 2) Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в нашем детском саду - правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Создавая развивающую среду, мы учитывали особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

 Слайды №7, 8, 9, 10

 Во всех группах обновлены физкультурные уголки, инструктором по физкультуре создана картотека подвижных игр на каждую возрастную группу, картотека эстафет и аттракционов для физкультурных праздников и досугов, картотека игр - упражнений для детей с низкой двигательной активностью, картотека закаливающих процедур. Физкультурный зал оборудовали не только необходимым стандартным оборудованием спортивным инвентарем, но и современным: велотренажером, беговой дорожкой, батутом, сухим бассейном, мягкими модулями.

 Слайд №11

 Благодаря усилиям сотрудников и родителей в 2009г на территории ДОУ создана «Тропа Здоровья». Основными целями ее организации являются:

 - профилактика плоскостопия;

 - улучшение координации движения;

 - улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

 - повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

 - улучшение эмоционально-психического состояния детей;

 - приобщение детей к здоровому образу жизни.

 «Тропа здоровья» делится на участки, которые имеют разное покрытие и оборудование: травяной покров, песчаная поверхность, поверхность с галькой, деревом, природным камнем и деревянным мостиком. Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками, вкопанными деревянными спилами и пеньками. Руками педагогов изготовлено нестандартное физкультурное оборудование.

 А также имеется современная спортивная площадка на которой расположены: полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков. На каждом участке оборудованы мишени для метания, баскетбольные щиты, бумы для упражнений в равновесии. Центральная площадка детского сада оформлена разнообразными рисунками для подвижных и спортивных игр детей.

 Слайд № 12, 13

 Следующим условием является

 3) Внедрение системы оздоровительных и закаливающих мероприятий с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

 Слайд №14, 15 (Система оздоровительных и закаливающих мероприятий)

 Разработанная в нашем детском саду система оздоровительных и закаливающих мероприятий позволяет проводить работу последовательно с учетом возрастных особенностей детей.

 Последним условием является

 4) Внедрение модели физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.

 Слайд № 16 (Модель физкультурно-оздоровительной работы)

 Цель модели – создание здоровьесберегающей среды и пространства, обеспечивающих комплекс оптимальных условий для формирования образовательного маршрута воспитанников детского сада.

 В качестве ее програмно-методических основ выступают следующие программы и технологии:

 Слайд №17

 -«Са-Фи-Дансе» Жанна Евгеньевна Фирилёва, Елена Геннадьевна Сайкина.

 - «Театр физического развития и оздоровления» Николай Николаевич Ефименко.

 - «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Рина Б. Стеркина, Наталия Н. Авдеева, Ольга Л. Князева

 - «Физическое воспитание в детском саду» Эмма Яковлевна Степаненкова

 - «Двигательная активность ребенка в детском саду» Марина Алексеевна Рунова

 - «Дыхательная гимнастика» Александра Николаевна Стрельникова

 При этом большое значение нашими педагогами придается интеграции линий образовательной и здоровьесберегающей деятельности детского сада. Для этого используются:

 - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности: занятия, игры, соревнования;

 - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов: утренняя гимнастика, беседы, культурно-гигиенические навыки, игровая деятельность, индивидуальная деятельность с детьми, занятия на тренажерах;

 - самостоятельная деятельность детей: подвижные игры на прогулке, упражнения с предметами.

 Слайд №18

 В качестве компонентов здоровьесберегающей деятельности в образовательную деятельность педагогов включаются: танцевально-игровая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные и спортивные игры, неделя здоровья, организованная двигательная деятельность, минутки шалости, неделя здоровья, динамические паузы.

 Слайд № 19, 20

 В нашем д/с пользуется успехом у детей среднего и старшего возраста

 Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе».

 Формы ее организации: игроритмика, игрогимнастика, игротанец, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия, креативная гимнастика. Эти занятия укрепляют не только здоровье, но и позволяют детям увидеть свою красоту, полюбить и научиться управлять своим телом, красиво двигаться, воспитывают волевые качества, умения управлять своими эмоциями.

 Слайд №21, 22

 Еще одним условием развивающего этапа является:

 4) Организация работы с родителями по приобщению к здоровому образу жизни.

 В качестве основных направлений сотрудничества нами выделены: повышение педагогической культуры родителей и их привлечение к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач здоровьесбережения, оптимизация взаимодействия с родителями по реализации модели охраны и укрепления здоровья воспитанников, которые в нашем детском саду проходит через следующие формы:

 -общие и групповые родительские собрания «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными», «О здоровье всерьез», «Первые дни ребенка в детском саду», «Будьте здоровы! »

 -беседы и консультации «Оздоровление малыша в летний период», «Основы здорового питания», «Первые дни ребенка в детском саду» и др.

 -оформление информационных стендов, папок-передвижек «Режим дня- каприз или необходимость? », «Закаливаем, а не лечим! », «Выходной день- день здоровья»

 - участие в оздоровительной работе детского сада.

 -анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье? ». «Какие закаливающие процедуры наиболее эффективны? »

 Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, мы вырабатываем у них интерес к самим себе и собственному здоровью.

 Слайд № 23

 Слайд № 24

 Кроме формы работы с родителями, эффективным является взаимодействие ДОУ в социуме:

 - с Гришинской амбулаторией (прививки, ежегодная диспансеризация) ;

 - с ФОКом «Добрыня» (проведение спортивных соревнований) ;

 - с Гришинской СОШ (проведение совместных спортивных соревнований и праздников)

 3 этап 2011-2012гг

 Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении) .

 Слайд №25

 Созданная в детском саду система работы существенно повысила эффективность здоровьеориентированной деятельности. Из представленной таблицы видно, что результаты сравнительного анализа заболеваемости детей за период с 2009 по 2012г показали снижение количества простудных заболеваний с 18.8 дней пропущенных одним ребенком за 2009-2010учебный год до 16.8 дней в 2011-2012 учебный год благодаря целенаправленной работе по проведению закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий, проведению вакцинации, использованию разнообразных форм работы с детьми по физическому воспитанию, внедрению в учебно-воспитательный процесс апробированных здоровьесберегающих инновационных технологий, проведенной работе с родителями. Эффективность работы с родителями можно оценить как достаточно продуктивную:

 - 60% родителей начали проявлять интерес к проблемам физического воспитания и здорового образа жизни, чему во многом способствовало открытие кружка танцевально-игровой гимнастики в ДОУ;

 - увеличилось количество родителей, которые изъявили желание участвовать в совместной работе (40%, это немного, но значительно больше, чем в начале нашей работы (10%)

 Дети становятся более выносливыми, сильными, лучше ориентируются в пространстве, улучшилась быстрота реакции. Этому свидетельствует следующая таблица «Сравнительные данные общего физического развития»

 В заключение хочется отметить, что именно физическое здоровье определяют качество образования. Так как именно «здоровый» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.

 Слайд №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для Августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Доклад для городского августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требования...

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...

Педагогическая практика повышения качества дошкольного образования через художественную литературу «Взрослый – герой книги для маленьких»

В статье продемонстрирована важность представления образа взрослого в детских книгах. Показано, как с помощью литературы дети учатся отличать отрицательных героев от положительных, а негативные поступ...