Педагогическая практика повышения качества дошкольного образования через художественную литературу «Взрослый – герой книги для маленьких»
статья

Бурбилова Татьяна Григорьевна

В статье продемонстрирована важность представления образа взрослого в детских книгах. Показано, как с помощью литературы дети учатся отличать отрицательных героев от положительных, а негативные поступки от позитивных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazy_vzroslyh_v_detskoy_knige.docx338.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая практика повышения качества дошкольного образования через художественную литературу

«Взрослый – герой книги для маленьких»

Т.Г. Бурбилова, воспитатель

МКДОУ детский сад «Березка»

Аннотация. В статье продемонстрирована важность представления образа взрослого в детских книгах. Показано, как с помощью литературы дети учатся отличать отрицательных героев от положительных, а негативные поступки от позитивных.

Книга… Какое огромное значение она имеет в жизни каждого человека! Еще А.М. Горький говорил: «Всему хорошему в жизни я обязан книге».

Книга, которая создается для ребенка, должна особенно соответствовать этому назначению. Увидев книгу, малыш тянется за ней, рассматривает картинки и обязательно просит: «Почитай!».

О многом рассказывает книга ребенку, разнообразна тематика детских книг. В большинстве из них главные действующие лица – взрослые и ребенок.

Что думают дети о взрослых? Этот вопрос не может не волновать нас. Ведь дети гораздо наблюдательнее, чем мы думаем, они тонко разбирают в поступках взрослых, и их воспитательных  приемах. Чем старше ребенок, тем глубже и осознаннее становится его оценка морального облика взрослых.

От характера отношений к отцу, матери, учителю, педагогу зависит и результат воспитания. Если в семье нет согласованности – мать разрушает то, что запрещает отец, бабушка потакает во всем, а с бабушкой в семье не считаются. Если об учительнице папа говорит иронически: «Много она знает, твоя учительница», а мама возмущается и ругает дома воспитательницу, – то, о каком уважении может идти речь?

Личный пример в большой степени влияет на формирование характера ребенка. Взаимоотношения родителей, их разный подход и разные воспитательные принципы иногда на всю жизнь ломают психику ребенка.

Там, где неуважительно говорят о взрослых – соседях, бабушке, тете, маме, просто о знакомых, там и ребенок не уважает их, а заодно и тех, кто плохо о них говорит.

Но есть и другие родители. Они умеют жить интересами ребенка. Если круг этих интересов расширяется вместе с интересами ребенка, то в глазах детей такие родители всегда окружены ореолом уважения и любви.

В рассказе В.Осеевой «Бабка» отец и мать неуважительно говорят о «бабке», и внук Боря тоже груб с ней. Только смерть бабушки заставила Борю (но не его родителей) подумать об этих отношениях, тепло вспомнить бабушку и оценить по заслугам отношение взрослых к ней.

В рассказе «Рыжий кот» Осеевой дается пример того, как поведение взрослых, их забота и любовь к одинокой, больной женщинезаставили двух озорников исправить злую шалость.

Знание взрослых, их умение рассказывать о явлениях природы, различных профессиях, о взаимосвязи явлений, всегда поднимает их авторитет. На всю жизнь останется воспоминание о папе, который «все умеет» и «все знает», к которому можно прийти со всеми вопросами. Навсегда останется память о ласковых руках матери, умеющей быть другом, помощником и советчиком ребенку во все годы и при всех бедах.

Хочу привести прекрасный пример этому рассказ Осеевой «Отцовская куртка». С какой любовью и нежностью вспоминает мальчик об отце, о том, как он умел все делать, и как хорошо жилось семье при нем.

Прошу, относитесь с интересом и уважением к занятиям ребенка, его запросам, и он научится уважать ваши занятия, делите с детьми их заботы, их радости и горести, и они будут внимательны к вам. Но делайте это искренне, правдиво. Дети чувствительны к нисхождению, небрежности, насмешке, они почувствуют все это и не простят.

Я считаю главное, что должно быть воспитано в ребенке, – это ростки новых навыков, черты общественного поведения, общественной морали. Но надо, чтобы взрослые служили примером в этом.  И в своей работе стремлюсь именно к такому воспитанию детей, чтобы ребёнок сам понял, где граница хорошего, а где плохого.

Бывают очень благополучные с виду семьи, коллективы, а когда разберешься во всем глубже, то там все плохо. Разве мы не знаем учителей, воспитателей детских садов, которые не пользуются авторитетом и любовью детей. Разве мы не знаем, что есть дети, которые охотно идут в детский сад, когда там с утра работает Мария Ивановна, и не хотят идти, когда там Мария Петровна.

Образ взрослых в детской литературе почти всегда положительный. Нужно ли это?

В. Маяковский не боится показать отрицательного героя. Его горе и радости, пристрастия и антипатии. Он считает это важным и серьезным.

Потеря доверия и уважения младших к старшим в случае обмана, несправедливого отношения оставляет неизгладимый след в душе ребенка. Право взрослых на любовь, на послушание дети определенного возраста уже подвергают сомнению и проверке.

Дети рано умеют оценивать поступки взрослых. Отрицательные поступки, неправильные взаимоотношения взрослых членов семьи, их слабости, несправедливость вызывают горькое сочувствие, потерю любви, уважения и доверия к взрослым.

Если в жизни ребенок столкнется с плохим, то он может растеряться. Нельзя обходить вопрос о плохом в жизни. Я считаю, что именно в книгах ребёнок может найти ответы на все свои вопросы.

Часто педагоги не хотят показывать детям отрицательных героев, боясь подражания, заимствования. Но дело в том, как этот герой показан, каково отношение автора к нему: если он относится отрицательно и покажет это, то никакого подражания не будет и мой педагогический опыт в этой работе показывает, что современный педагог должен об этом помнить и знать и применять в своей работе.

Жизнь ломает преграды, которые часто ставят ретивые воспитатели, охраняя детей от плохих примеров.

Хочу подчеркнуть, читая с детьми книгу Л. Воронковой «Федя и Данилка» о скупых, жадных людях, я заметила, что дети осуждают их, понимая, что они поступают скверно, уходя от трудностей жизни. Маленькие читатели всей душой становятся на сторону Феди. Книга убедительно показывает, что вызывает уважение, а что – презрение и ненависть.

В стихах А.Барто «Наш сосед Иван Петрович» смех, умно направленный, помогает детям стать добрее, лучше.

Что мы хотим от детской книги? Какое представление о взрослом она должна дать детям? Нужна, прежде всего, жизненная правда, чтобы книга отразила доступно возрастуребенка многогранность нашей жизни, чтобы задачей наших книг было формирование морального облика ребенка, чтобы книга показала людей мужественных, правдивых, образцы уважения к людям труда, любви к Родине, смелость и слабость, честность, скромность, чтобы книга прививала любовь и заботу к маме, бабушке, младшим, больным.

Такие книги у нас есть. Например, это «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака и его стихи о людях труда.

Книга должна показать ребенку примеры хороших и плохих поступков и людей, выработать активное и отрицательное отношение к плохому. То, что следует делать, должно усваиваться с самого раннего возраста.

Мы часто забываем, что дети способны на высокое чувство. К примеру, Гайдар увлекательно и умно показал, как дети заботятся о взрослых, внес в книгу романтику.

Ещё хочу привести такие примеры: Благинина в стихах «Наш дедушка» показала с подлинной теплотой и нежностью отношение старику; в другом стихотворении «Посидим в тишине» она дает не только образ девочки, заботящейся о матери, но и образ матери, воспитавшей такую дочь.

Порок нашей детской литературы в том, что взрослые часто присутствуют в книге безлико. Таковы стихи С.Боруздина «Кто построил этот дом», «Строитель Громов» А. Кардашовой, «Голубой вагон» О. Донченко, «Печенье» В.Осеевой.

Попадаются в детских книгах и не очень умные мамы, которых легко провести. Вспомним мальчика из стихотворения А. Барто «Снегирь».

Жидков в книге «Что я видел» говорит о трудовом долге языком, точно соответствующем кругу понятий детей, и в то же время дает образ суетливой и бестолковой матери-обывательницы.

Нам нужна литература, которая средствами искусства решала бы задачи морального воспитания. Я считаю, что взрослые должны служить примером для хорошего подражания, и показом того, как делать нельзя.

Нас, педагогов, часто упрекают в том, что мы хотим превратить художественное произведение в педагогическое пособие. Нет, мы хотим, чтобы в самом простом рассказе присутствовала поэтическая мысль, чтобы там были высокие чувства и мысли. Маленькие дети способны оценить поэта, когда она говорит о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Они не слушают наставлений, но поэтические образы остаются в сердце ребенка. Даже самую простую, но хорошо написанную книгу, можно считать ценным средством эмоционального интеллектуального воспитания детей.

Мы живем в эпоху величайших свершений. Для этой эпохи характерна новая нравственность, идея солидарности, дружбы.

Нам нужны книги, из которых дети смогли бы черпать высокие нормы поведения, отношения к людям, Родине.

В течение первых семи лет дети живут напряженной жизнью. За этот короткий период они должны познать окружающую жизнь, в значительной мере уяснить взаимоотношения и правила поведения среди людей. И в этом должны помочь книги. Они – учебник жизни, источник знаний. Я, воспитатель – посредник между книгой и ребёнком дошкольного возраста. От того, как я донесу до ребёнка замысел автора, во многом зависит, и степень эмоционального воздействия на душу, сознание ребёнка, на формирование его моральных качеств.

В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться именно такого подхода при работе с книгой, и применяю это систематически. Этот позволяет мне решать задачи по духовно-нравственному воспитанию моих воспитанников, прививать им любовь и уважение к людями окружающему миру. Быть, а не казаться человеком – дело трудное. И я считаю, что этому надо учить с самого раннего детства, но это зато и самое большое счастье, и к нему надо подготовить наших малышей.

Мы должны стремиться воспитать поколение, которое будет знать, любить, ценить свой родной язык. Поколение, которое будет не только воспитываться на лучших образцах нашей литературы, но и создавать лучшие образцы. И мы со скромной гордостью сможем сказать себе, что в этом есть и доля моего труда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса

Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса...

Доклад к педагогическому совету «Повышение качества дошкольного образования» Бельковой Л.В.

laquo;Тематическое планирование в ДОУ, как фактор эффективности современного учебно-воспитательного процесса»...

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021» Номинация 4 «Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного образования» Финансовая грамотность для дошкольников.

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки  «Учебная Сибирь-2021»Номинация 4«Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного о...

Повышение качества дошкольного образования через интеграцию образовательных модулей "Робототехника" и "Лего конструирование" в образовательных проектах с воспитанникамими

Повышение качаства дошкольного образования через интеграцию образовательных модулей "Робототехника" и "Лего конструирование" в образовательных проектах с воспитанниками...