Роль подвижных игр в формировании нравственного, эстетического и умственного воспитания в процессе физкультурных занятий
статья по физкультуре на тему

Чоршанбиева Елена Владимировна

По своей природе дети очень активны и  подвижны, поэтому просто необходимо направлять их  энергию в правильное русло. Мы, взрослые, служим примером для маленьких непосед. Поэтому, чем мотивированней  будет наш интерес к спорту, чем чётче будут  наши жизненные позиции, тем легче нашим детям будет найти своё место в жизни. Правильно расставленные приоритеты помогут сформировать и воспитать здорового ребёнка, полноценного члена нашего общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в формировании нравственного, эстетического и умственного воспитания в процессе физкультурных занятий

По своей природе дети очень активны и  подвижны, поэтому просто необходимо направлять их  энергию в правильное русло. Мы, взрослые, служим примером для маленьких непосед. Поэтому, чем мотивированней  будет наш интерес к спорту, чем чётче будут  наши жизненные позиции, тем легче нашим детям будет найти своё место в жизни. Правильно расставленные приоритеты помогут сформировать и воспитать здорового ребёнка, полноценного члена нашего общества.

Конечно, занятия физкультурой способствуют развитию таких качеств, как ловкость, быстрота, внимание, но вместе с тем у детей формируется самоорганизованность и ответственность за себя, за своего товарища. Особенно ярко это проявляется во время  игр. В подвижной игре с правилами дети упражняются в проявлении выдержки, воли, быстрой реакции на неожиданные изменения игровой ситуации, а также чувств товарищества и взаимопомощи, честности, справедливости, смелости и решительности. Активное проявление всех этих качеств постепенно переносится в повседневную жизнь ребёнка и находит там своё продолжение. Поэтому подвижной игре отводится ведущая роль в развитии двигательной активности. Преимущество игры состоит в эмоциональной насыщенности, которая придает ей особую привлекательность.

Игра доставляет радость и удовольствие, мобилизуя силы ребёнка. В ходе двигательной активности, дети имеют возможность разнообразить движения (бег, прыжки, бросание), тем самым исключая опасность утомления. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, напрямую связан с положительными эмоциями детей, возникающими в ходе игры и благотворно влияющими на психику ребёнка.

Эмоциональный подъем (радость, приподнятое настроение, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Дети стремятся к достижению одной, общей для всех цели. И это объединяет, сплачивает их.

В процессе игры у детей формируются доступные им нормы нравственного поведения. Они ясно осознают поставленные перед ними задачи, более точно ориентируются в пространстве и игровых ситуациях, стараются выполнять задания в ускоренном темпе. При такой увлеченности и захватывающем стремлении детей к достижению цели, воспитываются воля и характер.

Подвижные игры по своему содержанию и организации очень разнообразны. В программе физического воспитания широко используются сюжетные  и бессюжетные игры, народные детские игры и игры-забавы. Сюжетные игры активно используются с разными целями и в разных условиях. Основной особенностью таких игр является возможность  воздействовать на детей через образы и правила, которые они выполняют. Увлекаясь ролями в сюжетных играх и перевоплощаясь в персонажей, дети ведут себя очень непосредственно. Имеющиеся у детей представления и знания об окружающем мире, служат основой для сюжета и установления правил игры. Знания о профессиях, транспорте, явлениях природы, образе жизни и поводках животных и птиц  делают такие игры более насыщенными и разнообразными.

Таким образом, все выполняемые движение в таких играх носят, в основном, имитационный характер. Бессюжетные игры очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают.

Всё остальное тоже самое: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанных  действий всех участников игры. Эти игры основаны на простых движениях: чаще всего на беге в сочетании с ловлей, прятанием и прыжками. Следует отметить, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, лучшей ориентировки в пространстве.

Игры - забавы чаще всего используются во время проведения досугов и физкультурных праздников. Это весёлое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость и удовольствие, но в тоже самое время требующее от участников ловкости и сноровки. В эти игры часто включают сюрпризный элемент: бег в мешках, выполнение движений с завязанными глазами (ударить по мячу ногой) или пробежать, держа в руке ложку с положенным в неё шариком,и ничего не уронить. Народные детские игры уходят своими корнями в далёкое прошлое. По своему содержанию они лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Особенно интересны детям в народных играх зачины, смешные считалки и "дразнилки". В них много шуток, юмора и задора.

Во время игр используются забавы, которые часто превращаются в театрализованное действие, привлекающее к себе всех детей. Участие в таких играх приносит радость, повышает настроение, дарит заряд бодрости и энергии. У детей расширяется представление об окружающем мире, развивается память и воображение. Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра, по своей природе, присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых ,способна творить чудеса. Трусливого она может сделать смелым, ленивого – трудолюбивым, неумелого – умельцем, незнайку – знающим.

Словно добрый волшебник, игра может изменить отношение ребёнка к тому, что кажется ему порой слишком сложным, обычным или скучным. Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В игре у детей воспитывается сознательность, дисциплина, они приучаются к соблюдению правил, умению контролировать свои поступки и правильно оценивать поступки других. Игра – важное средство самовыражения для детей.  В игре мы можем лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности и возможности, что позволит найти наиболее правильный подход к каждому из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль русского фольклора в формировании нравственного воспитания детей"

Статья обращена прежде всего к  педагогам дошкольного образования и родителям. Приводятся приёмы и методы в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, русскому н...

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Физические упражнения как средство формирования сознательности и активности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе физкультурных занятий в ДОУ

      Здоровье детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования. Это основная задача всей системы образования. Как медиков, так и педагогов, волн...

"ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДУХОВНОЙ МУЗЫКОЙ".

Статья о формировании нравственно-эстетической сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовной музыкой....