"ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДУХОВНОЙ МУЗЫКОЙ".
статья (старшая группа)

Статья о формировании нравственно-эстетической сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовной музыкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shurganova_v.g._statya.docx20.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДУХОВНОЙ МУЗЫКОЙ

Ключевые слова: нравственно-эстетическая сфера, дошкольный возраст,  духовная музыка.

Во все времена развития педагогической мысли прослеживается актуальность проблемы нравственно-эстетического развития ребенка. Данная проблема волновала ученых  эпохи Античности, не потеряв значимости и на сегодняшний день.

Именно уровень развития нравственно-эстетической сферы людей характеризует склад общества в целом. Нравственно-эстетические сфера  личности не являются врождённой, она формируется в процессе жизнедеятельности ребенка,  развивать ее важно  с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. Нравственно - эстетическое развитие должно вызывать активную деятельность дошкольников.

Российское образование исторически было ориентировано на нравственность. Понятие  нравственности несло  аксиологический характер. Ценности, на основе которых строилась жизнь человека,  складывались веками и заимствовала многое в заповедях христианства, национальных традициях, трудах ученых, и закреплялось в поведении людей. Осмысление ценностей вело к выделению моральных норм, принципов, идеалов, отражающих представления о должном отношении к окружающему миру, другим людям, самому себе.

Важным средством формирования личностных качеств человека, и его духовного мира была и остается музыка. Приобщение человека к музыке начинается с внутриутробного развития и продолжается на протяжении всей жизни. Неудивительно  влияние музыки на общее развитие личности  -  формируется эмоциональная, нравственная, эстетическая сферы, идет процесс  развития всех психических процессов, немалое влияние музыка оказывает и на физическое развитие.

Современное общество достигло больших высот в научно техническом развитии. Но, к сожалению, проявляется упадок в нравственной и духовной сфере, данный факт вызывает волнение, так как существование данного факта  может привести  к пагубным последствиям. В процессе обучения и воспитании детей, ценностные ориентиры развития оттесняются. Современные родители, воспитывая своих детей, большее внимание уделяют интеллектуальному развитию ребенка, при этом пренебрегая важностью нравственно-эстетической составляющей полноценного развития ребенка дошкольного возраста [3, c. 187].

Важно отметить, что выдающиеся педагоги и психологи во все время в своих исследованиях подчеркивали важность в нравственно – эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста, нравственное развитие называли фундаментом личности, что превосходило не менее важное интеллектуальное развитие. При этом отдавая важную роль музыкальному развитию ребенка. Советский композитор   Д.И. Шостакович в своей работе «Знать и любить музыку» писал « Любовь и уважение к великому искусству музыки делает человека духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке человек оказывается способен обрести новые силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках. Действительно, духовная музыка очищает мысли и чувства от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека. Она отражает моральную красоту человека, нравственные и эстетические ценности» [2,c.265]

Общий механизм, посредством которого происходит восприятие действительности и ее отражение на основе эмоционального переживания в нравственно – эстетической сфере является эмпатия. Это значит, что эмпатия (греч. сопереживание) выступает единым психологическим механизмом нравственного и эстетического воспитания.

Наша работа посвящена изучению влияния духовной музыки на формирование нравственно-эстетической сферы старшего дошкольника.  Экспериментальную группу составили 14 дошкольников, в возрасте 5-6 лет.

Мы  исследовали уровень развития эмпатии у ребенка дошкольного возраста, с целью выявления способности сопереживать и понимать музыкальные произведения, а именно  произведения духовной музыки, что будет также свидетельствовать о возможности возникновения на этой основе подобных эмоций и чувств по отношению к окружающим людям, поскольку эмпатия, выступает показателем развитости нравственно-эстетической сферы дошкольника. Исследовательская работа  проходила в 3 этапа:

Целью первого этапа являлось выявить уровень сформированности эмоционального компонента эмпатии. Для этого мы использовали методику Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание эмоциональных состояний». Проанализировав результаты диагностики, нами были получены данные, которые позволили выявить развитие эмоционального компонента. Нами были выделены три  уровня сформированности эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, 22% дошкольников соответствовали III уровню (низкий уровень) сформированности эмоционального компонента эмпатии, 78% дошкольников II(среднем) уровнем сформированности, I уровнем сформированности  0% [1,с.187].

Целью второго этапа являлось выявление уровня развития когнитивного компонента у детей старшего дошкольного возраста. Второй этап был основан на методике А.Д.Кошелевой «Изучение эмоциональных проявлений детей. Нами были выделены три уровня развития когнитивного компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, 36 % дошкольников соответствовали III уровню( низкий) сформированности  когнитивного компонента эмпатии, 50 % II уровню(среднему) сформированности,14 % I уровню (высокому) [3,с.187].

 Целью третьего этапа являлось выявление уровня развития поведенческого компонента у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели, нами было организованно систематическое наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста, в процессе их совместной деятельности. В процессе наблюдения, нами так же были выделены три уровня сформированности поведенческого компонента эмпатии,60 % дошкольников соответствовали III уровню сформированности, 40% II уровню , I уровню сформированности поведенческого компонента эмпатии ни один из дошкольников не соответствовал.

Полученные данные, позволили выявить общий уровень сформированности эмпатических компонентов высоким уровнем развития эмпатических компонентов обладает 5 % дошкольников; среднем уровнем 56 %; низким уровнем 39%.

На основе данной проблемы, нами был сформирован комплекс произведений духовной музыки, который будет способствовать повышению уровня эмпатических проявлений, в следствии чего будет активнее идти процесс формирования нравственно-эстетической сферы старшего дошкольника. Он был представлен в виде комплекса духовной музыки проходивший в три этапа, на протяжении трех месяцев. В состав комплекса вошли произведения великих композиторов таких как,П.И. Чайковский, С Рохманинов. Музыкальные произведения первого этапа были собраны с целью первичного ознакомления старшего дошкольника с миром духовной музыки, а также развитие эмоционального отклика эмпатического характера; целью второго этапа являлось  расширение представлений  в области знаний о церкви как главной основы на которой строится духовная музыка; цель третьего этапа  закрепление представлений о духовной музыке, знакомство с более сложными произведениями.

После проведенного комплекса музыкальных произведений, был проведен контрольный эксперимент. Анализируя и сравнивая полученные результаты, можно сказать, что проделанная нами работа получила положительную динамику. Высоким уровнем сформированности эмпатических компонентов стали обладать 77% дошкольников; среднем 21%; низким 2%.

Таким образом, на  основании вышеизложенного,  мы можем утверждать, что в результате организованного нами комплекса, у детей значительно повысился уровень сформированности эмпатических компонентов, как главной составляющей нравственно-эстетической сферы старшего дошкольника. Это стало возможно благодаря тому, что нами были организованы занятия по прослушиванию музыкальных произведений по развитию выше указанных компонентов эмпатии. Это доказывает, что духовная музыка является продуктивным средством для процесса формирования нравственно-эстетической сферы дошкольника.

Подводя итоги, отметим незавершенность и многочисленные перспективы продолжения данного исследования. Во-первых, важно осуществить более подробный теоретический анализ литературы по проблеме исследования для более глубоких интерпретаций полученных эмпирических данных. Во-вторых, можно существенно расширить выборку и и задействовать в эксперименте детей других возрастных групп. В-третьих, можно учитывать также гендерные особенности испытуемых.

Литература:

  1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.
  2. Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. — М.: Молодая гвардия, 1958. – 265c.
  3. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. Программы. Методические рекомендации. Кн.2. – М., 2001. – 187c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ

Исследователская работа педагога воспитателя МБДОУ "Туйаара" с.Чычымах Таттинский улус РС(Я)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дорожная грамота»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего вида ПРИНЯТОпедагогическим советомМБДОУ «Детский сад №165»протокол от 27....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериме...

Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Ведущая педагогическая идея     Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Формирование эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...