Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
проект по физкультуре на тему

Савенкова Людмила Викторовна

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

 Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области - детский сад «Светлячок»F:\эмблема.jpg

Телефон 8(84671) 2-15-24/факс 8(84671) 2-25-99, е-mail: mdou7svet@mail.ru

                  Авторский проект           000803_1055_5842_vnvv

Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

000803_1069_5279_vnvv

Савенкова Людмила Викторовна,

 инструктор по физической культуре

Алексеевка 2016г.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

 Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

        Из многообразия проблем дошкольного образования, главной и стержневой, мы выделили именно эту проблему, так как вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей среды.

В нашем дошкольном образовательном учреждении существует проблема неоднородности контингента воспитанников: это дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с нарушением зрения, с сочетанными патологиями.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на обеспечение условий, открывающих им возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми.

Актуальность Вопрос создания развевающей предметно - пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Это связано с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана среда, так как она является фактором преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Процесс преобразования не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала является важным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.

На современном этапе встаёт необходимость в модернизации развиващей предметно пространственной среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Поэтому цель данной работы  является совершенствование развевающейся предметно -пространственной среды для детей с ограниченными возможностями

здоровья в условиях ФГОС ДО.

Объект изменений - процесс организации развевающейся предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ.

Предмет изменений - развевающая предметно - пространственная среда спортивного зала в условиях ФГОС ДО, как средство повышения эффективности усвоения материала детьми с ОВЗ и формирование всестороннего развития личности. совершенствования в условиях ФГОС ДО.

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала.

Предметно-развивающая среда в ДОУ выполняет следующие функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие .

Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, является открытой системой, способной корректировке и развитию. Окружающий предметный мир пополняется и обновляется в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.

Среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе выявления потребностей, особенностей развития и наблюдения за самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребёнка в освоении окружающего мира, они предлагают ему способы, позволяющие преодолеть эти препятствия.

Цель проекта: Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1.Повысить психолого-педагогическую компетентность в вопросах формирования и использования развивающей предметно - пространственной среды в воспитательно-образовательных целях;

2.Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей с ОВЗ;

3. Создать развивающую предметно - пространственную спортивного зала  для детей с ограниченными возможностями здоровья

4. Вовлечь родителей в процесс создания развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ.

5. Создать максимально комфортные условия с учётом возможностей и индивидуальных и физических особенности детей с ОВЗ.

6. Сформировать развивающую предметно - пространственную среду с учетом принципов ФГОС для детей с ОВЗ.

Решение данных задач позволит расширить и совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду и повысит эффективность коррекционно - педагогической работы

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (физкультурного зала),(уголка), участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности;
  • охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых со всей группой и в малых группах;
  • двигательную активность детей;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса.

Организационные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовании. 

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна полностью соответствовать настоящим стандартам.

2. В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна в количественном и качественном отношении отражать возрастные особенности, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать:

- критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ОУ.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовая база:

- положение о родительском комитете

- договор между ОУ и родителями воспитанников

1. Отсутствие материального обеспечения для создания развивающей развевающейся предметно-пространственной среды.

Методическая работа: Проведение консультаций Изучение методической литературы по данной теме самообразование Заинтересованность родителей

Недостаточная активность родителей Профессиональная занятость

Целевые участники проекта: 

- Дети с ОВЗ дошкольного возраста (5-7 лет).

 - Педагоги  3 групп.

 - Родители (законные представители) воспитанников.

- Инструктор по физической культуре.

Основные принципы создания среды: При создании развивающей предметно - пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

-Принцип информативности, предусматривает разнообразие оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

-Принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

-Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей предметно - пространственной среды;
-Принцип трансформируемости среды связан с её полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию.

- Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

- Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Работа по созданию - развивающей предметно- пространственной среды:

 - Работа совместно с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ;

- Разработка проектов в соответствии со спецификой и принципами построения развивающей предметно - пространственной среды в  

соответствии с ФГОС.

Работа по созданию развивающей предметно - пространственной среды подразделяется на несколько позиций,  а именно:

1. Наблюдение. Учет интересов и потребностей детей имеющих ОВЗ с учётом возрастных особенностей и специфики.

2. Планирование. Совершенствование среды на принципах развития и интеграции образовательных областей.

3. Методическая помощь и контроль, когда после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению намечаются основные пути, определяем конкретное содержание и адекватные формы методической помощи.

С целью активного вовлечения родителей в процесс создания развивающей предметно – пространственной среды для детей с ОВЗ используются различные формы взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются: 

Познавательный: семинары - практикумы, родительские собрания в нетрадиционных формах, с использованием ИКТ: круглый стол «Спортивный праздник», и пр.

Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках и конкурсах,  совместные проекты и т. д. Это самая популярная форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Наглядно-информационный: Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, паспорт здоровья, открытые занятия. В сочетании выше изложенных форм работы с родителями следует отметить положительные результаты в развитии коррекционно-развивающей среды физкультурного зала. Родители активно включаются в работу и понимают значимость коррекционной развивающей среды физкультурного зала. Без родительской поддержки процесс физического воспитания, по крайней мере, был неполноценный. Поэтому особое внимание должно уделяется внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей и дифференцированный подход к семьям

разного типа.

Предполагаемые результаты: 

I. Педагоги: 

- Заинтересованность планировать работу в тесном взаимодействии с родителями.

- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе по созданию индивидуального проекта предметно - развивающей предметно – пространственной среды в физкультурном зале с учетом специфики ОУ и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.

- Повышение педагогической компетентности по реализации данного проекта

II. Родители воспитанников:

 - Повышение заинтересованности к совместному созданию максимально комфортных условий для детей в группе с учётом возможностей каждого ребёнка.

Этапы реализации проекта по созданию развевающей предметно - пространственной среды, соответствующей федеральным государственным общеобразовательным стандартам, для дете с ОВЗ.

Сроки реализации данного проекта: 2015-2016 г.г.

Этапы

Наименование этапа, цель и его содержание

Сроки исполнения

Ответ-нные

1 этап

Организационно - подготовительный

Цель: разработка проекта Мероприятия.

1. Анализ исходного состояния проблемы

- Оорганицация - обдумывание идеи.

- Разработка концепции.

- Постановка цели и задач.

2. Изучение научно - методической, психолого-педагогической литературы по проблеме.

3. Разработка проекта, в соответствии с концептуальными идеями.

4. Спланировать поэтапное планирование создания развевающая предметно - развивающей среды с учётом поставленных целей и задач.

5. Спланировать дополнительные компоненты, который расширит возможность среды. Добавить необходимую наполняемость физкультурного зала.

Май 2015 г.  декабрь 2016 г.

Инструктор по физической культуре

2 этап

Практический

Цель: реализация, запланированных в проекте мероприятий.

Содержание:

1. Создать атрибуты, отвечающие САНПинам и гигиеническим требованиям.

2. Привлечь родителей к созданию развивающей среды физкультурного зала.

3. Реализовать проект в практику.

Ноябрь 2015г. Май 2016г.

Инструктор по физической культуре

3 этап

Рефлексивно - обобщающий 

Цель: анализ эффективности реализации проекта

Мероприятия: 

- Составление аналитического отчёта по реализации проекта.

- Провести анкетирование родителей по итогам проведённого - проекта.

- Анализ проделанной работы по созданию развевающей предметно - пространственной среды физкультурного зала для детей с ОВЗ.

сентябрь 2015г. - декабрь 2015г.

Инструктор по физической культуре

Критерии эффективности реализации проекта по созданию развевающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ

Уровни и баллы

Развевающая предметно пространственная среда до разработки проекта

Развевающая предметно пространственная среда

 после реализации проекта

Высокий уровень 5 баллов

Дети: комфортно ощущают себя в любой среде.

Родители: равнодушно относятся к необходимости каких-либо изменений в физкультурном зале для создания благоприятных условий детей с ОВЗ в силу своей занятости на работе.

Дети: комфортно ощущают себя в пространстве физкультурного зала и имеют возможность выбора атрибутов и пособий для НОД.

Родители: осознают преимущества в организации развивающей среды в физкультурном зале с учётом особенностей каждого ребёнка с ОВЗ

Средний уровень 3 балла

Дети: дети не комфортно чувствуют себя в развевающей предметно – пространственной среде Родители: хотели бы изменений в развевающей предметно – пространственной среде для создания благоприятных условий.

Дети: имеют возможность выбора заинтересовавших их пособий игр и атрибутов для двигательной активности.

Родители: осознают преимущества в организации развивающей среды в спортивном зале

Низкий уровень 2 балла

Дети: ощущают неудобства при двигательной активности.

Родители: осознают недостатки в организации развивающей среды в спортивном зале с учётом особенностей каждого ребёнка.

Дети: не ощутили на себе никакой разницы в спортивном зале до реализации проекта и после. Родители: сохраняют безучастную позицию.



Результаты эффективности выявления уровня реализации проекта по созданию развевающей предметно – пространственной среды спортивного зала для детей с ОВЗ 5-7 лет на 2015–1016 учебный год.

Низкий уровень: 24- 30 баллов;

Средний уровень: 30-36 баллов;

Высокий уровень: 36 -45 баллов.

Для реализации коррекционной работы, с учетом ФГОС ДО, я постаралась обогатить ее элементами, стимулирующими, эмоциональную и двигательную деятельность детей с ОВЗ.  

В спортивном зале созданы  условия для совместной деятельности детей и взрослого с учетом  особенностей их развития, коррекции недостатков,  индивидуальности, склонностей, интересов и уровня активности, а также, с учетом интеграции образовательных областей.

 Развивающая предметно-пространственная среда  обеспечивает  максимальную по требованиям ФГОС реализацию образовательного потенциала, в соответствии с особенностями наших воспитанников, охраны и укрепления их здоровья, учета коррекции недостатков их развития.

Список используемых источников

1. Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. 2014 г.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. С-Пб: «КАРО», 2007.

3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология.- 2010. - № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль руководителя в организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции для детей с ограниченными возможностями здоровья «Фанк - аэробика» возраст обучающихся 5 – 6 лет

Плавание – наиболее традиционная форма оздоровления. Оно способствует привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально - волевых качеств.В последние годы заметно возросло количество физичес...