Проект "Организация и совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе"
проект

Полина Александровна Суворова

Реализация проекта расчитана на 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rpps.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

ПРОЕКТ

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Группа  «Зайчата»

                                                                                                                                                                                                                                                                                      Авторы проекта:

Суворова Полина Александровна,

Пчелкина Ирина Александровна,

воспитатели МБДОУ № 46

 

2019 год

Актуальность

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Выявление проблемы:

Недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты не позволяет в полной мере обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  • образовательной программы дошкольной организации с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Цель: создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Задачи:

  • обогатить РППС (приобрести необходимую мебель, маркеры игрового пространства, оборудование, игры и игрушки);
  • привлечь внебюджетные средства;
  • использовать помощь администрации ДОО, родителей воспитанников группы;
  • соблюдать принципы организации РППС.

Принципы построения РППС:

  • безопасность (все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно – эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности);
  • содержательная насыщенность (включающая средства обучения (в т.ч. технические), материалы (в т.ч.расходные) инвентарь, игровое, спортивное и оздоравливающее оборудование, которые позволят обеспечить различные виды деятельности детей их эмоциональноеблагополучие во взаимодействии с предметно- пространственным окружением, возможность самовыражения);
  • трансформируемость (обеспечивающая изменения в зависимости от образовательной ситуации, в т.ч. меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональность (разнообразность использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды);
  • вариативность (свобода в выборе детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения,как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свобода в выражении своих чувств и мыслей.);
  • доступность (обеспечивающая свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности).

Вид проекта:

По составу участников – групповой (администрация учреждения, воспитатели, родители).

По целевой установке – практико-ориентированный.

По срокам реализации – долгосрочный (3 года).

Прогнозируемый результат: оснащение групповой комнаты в соответствии с ФГОС ДО.

Изменения, которые необходимо внедрить в практику группы  «Зайчата» при создании РППС в соответствии с ФГОС:

п/п

Элементы работы, подлежащие доработке

Перечень новых идей, содержащихся в стандарте, которые предстоит освоить в процессе реализации проекта

Организация предметно – пространственной среды в группе

Деление группового пространства на зоны. Пересмотр подходов к созданию центров активности и зоны уединения.

Изменение подходов к оформлению группового пространства и приёмного помещения (тематическое оформление).

Совершенствование условий для профессионального развития воспитателей.

Насыщение РППС (мебель, маркеры игрового пространства, оборудование, игры и игрушки)

Использование трансформеров, маркеров игрового пространства.

Насыщение среды материалами для исследовательской деятельности, экспериментирования, развития детской активности и любознательности.

Создание паспорта группы с перечнем имеющегося оборудования, материалов и создание плана по приобретению недостающего оборудования.

Деятельность воспитателей по оснащению РППС группы

Оснащение центров развития в соответствии с комплексно-тематическим планированием основной образовательной программы.

Формирование представления о том, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Особенности организации РППС для игровой деятельности:

  • среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться  в соответствии с текущими интересами и инициативой детей;
  • игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым;
  • дети должны иметь возможность участвовать в обновлении игровой среды.

Особенности организации РППС  для познавательной деятельности:

  • среда должна быть насыщенной;
  • предоставлять возможность ребенку для активного исследования и решения задач;
  • содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорного опыта, наборы для экспериментирования).

Особенности организации РППС для физического развития:

  • стимулирование физической  активности детей, присущее им желание двигаться, познавать;
  • побуждать к подвижным играм(возможность использовать игровое и спортивное оборудование);
  • игровая площадка должна предоставлять возможность для развития крупной моторики;
  • игровое пространство(как на площадке, так и в помещении должно быть трансформируемым(меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности.

Формирование самостоятельности, ответственности, инициативности у  детей  в условиях среды:

  • среда должна быть вариативной (состоять из мастерских, исследовательских площадок, студий, библиотечек, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию;
  • среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель;
  • дети должны чувствовать, что образовательная ситуация в группе будет строиться с учетом детских интересов.

Алгоритм работы над проектом:

  1. Изучение литературы, интернет ресурсов;
  2. Анализ РППС группы «Зайчата»;
  3. Построение плана изменений РППС группы  «Зайчата» в соответствии с ФГОС ДО;
  4. Реализация плана совместно с участниками проекта (администрация учреждения, воспитатели, родители);
  5. Анализ проделанной работы.

Примерный перечень оборудования и материалов

Игровая деятельность

Тип материала

Наименование

Количество

на группу

(ФГОС ДО)

Количество

на группу

(ФАКТ)

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные

2 (разные)

1

Куклы средние

6 (разные)

3

Мягкие антропоморфные животные, крупные

2 (разные)

0

Мягкие антропоморфные животные, средние

6 (разные)

3

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см)

20 (разные)

18

Набор кукол: семья

1

1

Набор кукол: сказочные персонажи

2 (разные)

0

Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см)

10 (разные)

10

Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие)

10 (разные)

5

Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см)

2 (разные)

2

Плащ-накидка

3 (разные)

1

Фуражка/бескозырка

3

1

Каска

2

1

Набор масок (животные; сказочные персонажи)

20 (разные)

15

Игрушки – предметы оперирования

Набор чайной посуды, крупный

1

1

Набор чайной посуды, средний

2

1

Набор кухонной посуды

2

1

Молоток

1

3

Комплект кукольных постельных принадлежностей

3

5

Грузовик, крупный

1

1

Тележка-ящик, крупная

1

1

Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров

5 (разные)

5

Машина скорой помощи средних размеров

1

1

Подъемный кран, крупный

1

Набор: железная дорога (средних размеров)

1

1

Кораблики, лодки, самолеты средних размеров

по 1 каждого наименования

3

Автомобили мелкие

10 (разные)

10

Кукольная коляска средних размеров (складная)

2

2

Набор медицинских принадлежностей

2

2

Полосатый жезл

1

1

Весы

1

1

Часы

2 (разные)

1

Телефон

3

1

Подзорная труба, бинокль

2

0

Сумки, корзинки, рюкзачки

5 (разные)

3

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол, крупный

1

1

Кукольная кровать или диванчик

1

1

Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная)

1

1

Набор мебели для кукол среднего размера

2

1

Универсальная складная рама/ширма (30-50 см высотой)

1

2

Трехстворчатая ширма/театр (70 см)

1

1

Кукольный дом (для кукол среднего размера)

1

0

Бензозаправочная станция-гараж (для мелких автомобилей)

1

0

Ландшафтный макет

1

0

Светофор

1

1

Тематические строительные наборы:

  • город;
  • замок (крепость);
  • ферма (зоопарк)

1

1

1

0

1

0

Полифункциональные материалы

Объемные модули, крупные, разных форм

10

0

Крупный строительный набор

1

1

Крупный кнопочный конструктор

1

0

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

1

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

1

1

Для игр на ловкость

Настольная игра «Поймай рыбку»

1

1

Кегли (набор)

1

1

Кольцеброс (напольный)

1

0

Мячи разного размера

7

3

Для игр на развитие зрительного восприятия

Лото с картами из 6-8 частей

6 (разные)

3

Настольные печатные игры (с маршрутом до 20-25 остановок, игральным кубиком 1-3 очка)

3 (разные)

2

Продуктивная деятельность

Тип материала

Наименование

Количество

на группу

(ФГОС ДО)

Количество

на группу

(ФАКТ)

Для рисования

Набор цветных карандашей

 (24 цвета)

на каждого ребенка

+

Набор фломастеров (12 цветов)

на каждого ребенка

-

Набор шариковых ручек (6 цветов).

на каждого ребенка

+

Цветные восковые мелки (12 цветов)

на каждого ребенка

+

Гуашь (12 цветов)

1 набор на каждого ребенка

+

Круглые кисти

на каждого ребенка

+

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15x15)

на каждого ребенка

+

Для лепки

Глина, подготовленная для лепки

0,5 кг на каждого ребенка

-

Пластилин

3 коробки на одного ребенка

_

Доски (20x20)

на каждого ребенка

+

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие

2 шт. на каждого ребенка

+

Стеки разной формы

3 набора на группу

+

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30), для вытирания рук во время лепки

на каждого ребенка

+

Для аппликации

Ножницы с тупыми концами

на каждого ребенка

+

Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией

на каждого ребенка

+

Щетинные кисти для клея

на каждого ребенка

+

Подставки для кистей

на каждого ребенка

+

Розетки для клея

на каждого ребенка

+

Подносы для форм и обрезков бумаги

на каждого ребенка

+

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

на каждого ребенка

+

Для конструиро-вания

Крупногабаритные деревянные или пластмассовые напольные конструкторы

один на группу

+

Комплект больших мягких модулей

один на группу

-

Конструкторы, позволяющие и мальчикам, и девочкам без особых трудностей и без помощи взрослых проявить свое творчество

4 на группу

+

Конструкторы из серии «LEGO» («город», «железная дорога»)

3 набора

+

Конструкторы для игр с песком и водой

2

1

Набор мелкого строительного материала, включающий основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)

на каждого ребенка

-

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

5 на группу

+

Коврики-трансформеры (мягкий пластик) «Животные» и др.

2 на группу

-

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)

5 на группу

+

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.

5 на группу

+

Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)

5 на группу

-

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи

на каждого ребенка

+

Познавательно-исследовательская деятельность

Тип материала

Наименование

Количество

на группу

(ФГОС ДО)

Количество

на группу

(ФАКТ)

Объекты для исследования в действии

Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров)

1

1

Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины)

1

1

Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей)

6 (разные)

0

Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей)

6 (разные)

3

Наборы для сериации по величине – бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака)

3 (разные)

1

Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов)

2

1

Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами

2

1

Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов)

1

0

Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект)

1

0

Часы с круглым циферблатом и стрелками

1

1

Счеты напольные

1

0

Набор волчков (мелкие, разной формы)

1

0

Вертушки разного размера

4-5

2

Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные)

10 (разные)

5

Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов)

6 (разные)

3

Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов)

3 (разные)

0

Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)

3 (разные)

1

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), черпачки, сачки, воронки

1

1

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций

1

1

Образно-символический материал

Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

по 1 набору каждой тематики

6

Наборы парных картинок типа лото из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений)

6

3

Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу)

10 (разные)

5

Наборы табличек и карточек для сравнения по 1 -2 признакам (логические таблицы)

2 (разные)

3

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина)

2 (разные)

2

Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации)

10 (разные)

3

Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей)

2 (разные)

2

Сюжетные картинки с разной тематикой крупного и мелкого формата

20

12

Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей)

4 (разные)

3

Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей)

8 (разные)

3

Разрезные контурные картинки (4-6 частей)

8 (разные)

5

Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр

20 разных видов

+

Групповая библиотека (иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характера)

1

+

Набор кубиков с буквами и цифрами

1

+

Набор карточек с изображением предмета и названием

1

+

Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами

1

+

Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями

1

+

Кассы настольные

4

+

Магнитная доска с набором магнитов

1

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...

Проект «Инновационные подходы и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе «Колобок» в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос создания предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образован...

Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».

Цель: Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка с учётом ФГОС ДО....

Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».

Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна»....