"Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды в группах"
материал (младшая группа)

Жиленкова Юлия Сергеевна

Доклад на методическое объединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ped.sovet_27.02.2020.docx74.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 «Ласточка» Старооскольского городского округа

«Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды                 в группах»

Подготовили:

Зинченко О.В., воспитатель

Шашурина А.В., воспитатель

Гущина, Е.В., воспитатель

Рябова Е.В., воспитатель

Мишина Ю.А., воспитатель

Сычёва Г.А., воспитатель

Жиленкова Ю.С., воспитатель

Козина Ю.В., воспитатель

        Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС, программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных и образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, а также при проведении режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметнопространственной среды ДОУ. Под этим понятием понимают определённое пространство, организационно-оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

        Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:

 - содержательно-насыщенной, развивающей, т. е. она должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

- трансформируемой, т. е. предполагается возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей.

- полифункциональной, т. е. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например ширм, мебели и т.д.; наличие в группе предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности (предметы-заменители).

- доступной, т.е. свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающие все основные виды детской деятельности;

- безопасной, т.е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

- вариативной (наличие пространств и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых материалов, стимулирующих активность детей).         Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься своим любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться по подгруппам по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, экспериментирование.

        Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому сейчас,  в век новых технологий хочется сделать для детей комфортную и уютную предметно-развивающую среду, чтобы дошколятам было интересно и весело проводить время в детском саду.

        Поэтому очень важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом:

        Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

        Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды, которая может измениться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

        Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. В них должны быть:  сборно-разборная мебель;  игрушечная мебель;  ёмкости для хранения игрушек;  игрушки; мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой). Следует предусмотреть: использование игрового спортивного оборудования; использование игровых столов сложной конфигурации; мебель-трансформер; использование вертикальных разделителей; кукольный театр;  костюмерную; игрушки-заменители.

         Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

         Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

        Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

        Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития». Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие: - игровых зон; - зон уединения; - современных игрушек; - развивающих игр; - дидактического и демонстрационного материала; - материала для продуктивной деятельности; - атрибутики для творческой деятельности; - уголков экспериментирования; - уголка природы;  - фонотеки, видеотеки; - спортивного инвентаря и оборудования и т.д.          

        Как мы уже выяснили,  что пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии). Поэтому вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален.

        Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.         Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметнопространственной среды, внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы.

        Именно своей актуальностью проблема создания и развития предметно – пространственной среды заинтересовала нас с коллегами, и  направила реализацию проекта в рамках программы развития «Модернизация РППС в группах и на спортивных площадках», целью которого является создание современной развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях и на спортивной площадке.

        Проанализировав развивающую предметно – пространственную среду в каждой из групп, мы выяснили, что предметно-пространственная среда в детском саду имеет привлекательный вид, снимает утомляемость, положительно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает ребенку индивидуально познавать окружающий мир, даёт возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. Практически во всех группах созданы условия для физического и эстетического развития детей – имеется в виду оформление групп на высоком уровне. Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Во всех групповых помещениях четко выделены центры, уголки для развития детей в соответствии с образовательными областями Стандарта.

        В то же время в ряде групп выявлены затруднения в организации центов, а именно в доступе к материалу: игрушки расположены в малодоступных для детей местах, на верхних полках стеллажей из-за дефицита площади. Разумеется, это существенный недостаток в организации предметной среды ДОУ, который блокирует инициативу детей и препятствует самостоятельной игре.         

        Обобщая полученные данные, отметим, что проблемы организации предметной среды ДОУ, которые были выявлены, планируется устранить в рамках ранее упомянутого проекта, результатом которого является РППС в группе, соответствующая современным требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...

Проект «Инновационные подходы и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе «Колобок» в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос создания предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образован...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».

Цель: Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка с учётом ФГОС ДО....

Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».

Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна»....