Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие".
статья по физкультуре на тему

Лопаткина Елена Евгеньевна

 Материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

ОО «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДОУ.

                                                                                                 Подготовила:

  Лопаткина Е.Е.

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома.

Сохранение и укрепление здоровья детей основная задача дошкольного образования, поэтому физкультурно-оздоровительная работа является основой нашего ДОУ. Стандартизация системы дошкольного  образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарт является ориентиром для независимой оценки дошкольного образования. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей. В образовательной области «физическое развитие» -главной задачей является гармоническое развитие у воспитанников физического и психического здоровья.

Наша проблема не просто проводить занятия по здоровьесберегающими технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников ,где гармонично переплетаются образовательные области, где каждый ребенок получит представление здоровье человека как главной ценности. которая необходима ему для полноценной жизни и поэтому интеграция невозможна без взаимодействия педагогического коллектива родителей воспитанников. Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строится на основе ведущей деятельности игровой и двигательно- игровой. Благодаря  применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно- оздоровительной работы снижается уровень заболеваемости у детей. «Физическое развитие» направлено на достижение важнейшей цели - формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важная роль  в физическом воспитании ребенка принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия. Нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения важный компонент развития  и интереса к занятиям и формирование у ребёнка необходимых привычек двигательных умений и навыков . Слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма у воспитанников и ответственности по отношению к своему здоровью, и все это воспитывает потребность, ведению здорового образа жизни, что формирует успешность ребенка в будущем.

 Для оздоровления и здоровьесберегающих  технологий в нашем саду была создана программа «Здоровья», в которой четко определены цели , задачи и разработаны мероприятия по порциональной программе Ю.Ф. Змановского. Это  закаливание, полоскание горла, босохождение, оздоровительный бег гимнастика после сна, воздушные и солнечные ванны, дыхательная гимнастика по Стрельниковой, кислородный коктейль. День в нашем саду начинается с утренней гимнастики ,проводится до завтрака в зале в проветренном помещении. А на улице с наступление тепла и до холодов . Содержание и формы проведения утренней гимнастики разнообразны:  в традиционной, с предметами и без предметов, на основе подвижных игр, ритмические движения, в игровой форме- Зверобика, по желанию, со спортивным оборудованием, на тренажерах.

  Физкультурные занятия также проводятся в разных формах. Учебно – тренировочные, сюжетные, по сказкам, игровые,  физкультурно – позновательные, тематические интегрированные, с ознакомлением видами спорта. Цель – таких  занятий повышать интерес  к различным видам спорта – это элементы волейбола, баскетбола, футбола, бадминтона.                                              На каждом занятии  решатся комплекс образовательных , оздоровительных и воспитательных задач.  Во время физкультурных занятий  создается оптимальный режим двигательной активности каждого ребенка. Перед каждым занятием осуществляется сквозное проветривание и влажная уборка, температурный режим в зале 18-20 .  Дети занимаются в шортах и футболках без маек. Ежегодно в начале и в конце учебного года  проводится диагностика физической подготовленности воспитанников и состояния здоровья. Заполняется мониторинг на каждого ребенка по каждой  возрастной группе.

Данные результаты служат основой  планирования и реализации физкультурных занятий, закаливающих мероприятий. Для реализации потребности в двигательной активности в течении дня в каждой группе спланирована работа по физическому  развитию.

  В каждой  возрастной группе созданы условия для двигательной активности в соответствии с их, возрастными потребностями в движении. Все группы оснащены наборами крупных модулей, оборудованием для профилактики плоскостопия . Для координации движений батуты, сухой бассейн.  Мебель в группах расположены по периметру группы, где есть место для двигательной активности детей.

   

       Утром, принимая детей, воспитатели наполняют отрезок времени игровой деятельностью, включают организм ребенка в состояние бодрствования. После утренней гимнастики, начиная с 1мл. группы проходит обширное умывание и самомассаж в игровой форме . После  сна в каждой группе проводится оздоровительная гимнастика  в кроватках бег по массажным дорожкам из спальни в групповую комнату, где разный температурный  режим. В зале оздоровительный бег босиком в одних шортах.    

        Невозможно представить себе жизнь ребенка, в нашем саду ,без веселых досугов, развлечений, праздников и соревнований, дней «Здоровья».  Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям. Поэтому я стараюсь совершенствовать методы  по формированию, как у детей , так и у родителей активного образа жизни вовлекая родителей в спортивные мероприятия. «Папа, мама, я - спортивная семья», «Дни здоровья», «Зимние забавы», « Походы».

         Все эти оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение наших детей к своему здоровью, учат вести здоровый образ жизни с дошкольного возраста  с  раннего детства.

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

        

Выступление на семинаре «Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС»

                                                                       Подготовила:

  Лопаткина Е.Е.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.  Я рада вас всех видеть у нас в учреждении. Сегодняшнюю работу мы с вами проведем по следующему плану:

В начале будет небольшое мое вступительное слово по обзору ФГОС дошкольного образования в направлении образовательной работы с детьми «Физическое развитие», затем инструктор по физической культуре совместно с воспитателями учреждения покажут Вам интегрированного занятие по физической культуре с включением показа режимных моментов  в течении дня по здоровьесбережению,  именно тот комплекс работы которая ежедневно, планомерно проводиться в нашем учреждении. Что позволяет  внедрять ФГОС ДО по направлению физическое развитие в полной мере. Затем инструктор по физической культуре Тырпова Н.В.. расскажет Вам о опыте нашей работе которая проводиться в нашем учреждении в условия введения ФГОС ДОО. После этого мы с вами проведем небольшой круглый стол «Образовательная область ФГОС «Физическое развитие». Где постараемся в месте ответить на вопросы  касающиеся образовательной области «Физическое развития», которые прописаны в ФГОС ДОО. После небольшого перерыва,  я вам с вами расскажу о мониторинге   который проводился в нашем учреждении, для выявления профессиональных затруднений  связи с введение ФГОС ДОО и к каким результатам мы пришли. И какое  организовано методическое сопровождение для педагогов.  Но в нашем случае  мы составить методическое сопровождении педагогов согласно плану тем  мероприятия сталированной площадки. Потому что все эти вопросы,  актуальны для обсуждения и изучения.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».

ФГОС  регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию»  строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ, в том числе и нашего учреждения.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей. И сейчас мы хотим представить вашему вниманию наш опыт работы в этом направлении. С небольшой театрализацией.

Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью. У нас разработан перспективный план по здоровьесбережению на каждый месяц., где прописаны темы бесед с детьми.

В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям, она должна быть  содержательно – насыщенной, трансформируемой , полифункциональной, вариативной , доступной и безопасной.

Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».  Насыщенность среды должна соответствовать возрастным  возможностям детей. Образовательное пространство должно быть оснащено расходным  спортивным и оздоровительным оборудованием и инвентарем в соответствии со спецификой программы по которой вы работаете. Оно должно обеспечивать двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики , участие в подвижных играх и соревнованиях. И самое главное оборудование должно быть безопасно , соответствовать  санитарным правилам  и нормам.  Спортивные уголки должны содержать следующее оборудование: ленты, мячики, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли, моталки, дидактические игры о здоровом образе жизни, игры валеологической направленности, видах спорта, картотеки утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, динамических пауз.

По спортивному оборудованию более конкретно, вам расскажет инструктор по физической культуре Тырпова Н.В.

В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры

Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:

- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,

- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) .

Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.

Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.

Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.

Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

        

Вопросы круглого стола семинара «Образовательная область ФГОС «Физическое развитие»:

Перечислите образовательные области по ФГОС. Какие образовательные области по ФГТ преобразовываются в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС?

Какие задачи направленные на физическое развитие решает ФГОС?

Какая роль в образовательном процессе ДОО отведена семье, в том числе и по «Физическому развитию»?

Каким образом вы планируете учитывать следующее требование Стандарта к организации предметно-пространственной среды по «Физическому развитию»:

содержательно-насыщенная среда;

трансформируемая среда;

полифункциональная среда;

вариативная среда;

доступная среда;

безопасная среда?

5. Какие целевые ориентиры по «Физическому развитию» ребенок может достигнуть на этапе начала дошкольного возраста? На этапе завершения дошкольного образования?

6. С какими образовательными областями Стандарта следует интегрировать «Физическое развитие» и почему?



Предварительный просмотр:

        Утренний массаж для ребят подготовительной группы

Чтобы горло не болело мы его погладим смело,

(поглаживаем горло снизу вверх)

Чтоб ни кашлять не чихать, надо носик растирать,

( разминаем точки около носика)

Лоб мы тоже разотрем , ладошку держим козирком,

(две ладони складываем вместе растирая лоб)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело,

(указательным и средним пальцами растираем ушко)

Знаем , знаем да, да, да, нам простуда не страшна!

Гимнастика для глаз  

Закрываем  мы глаза, вот  такие чудеса

Наши глазки отдыхают упражнения выполняют.

(произносятся слова с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем через речку мост построим,

(Открываем  глаза, глазками  водим вправо влево)

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо влево повернем,

Заниматься вновь начнем! (открываем –закрываем глаза несколько раз).

                                                    Массаж    спины

Дедушка капусту рубит, вот так, вот так ( постукиваем по спинке),

Бабушка блины печет вот так, вот так (разглаживаем двумя ручками снизу вверх),

Папа строит дом вот так, вот так ( кулачком усиленно  давим по спине)

Мама белье стирает вот так, вот так (пощипываем),

Я посуду мою  вот так, вот так ( поглаживаем)

                                       Артикуляционная гимнастика

                                   (упражнения для речевого аппарата)

Пяточек – улыбка (губы вытянуть трубочкой, затем широко улыбнуться),

Зубочистка ( кончиком языка чистим каждый зуб),

Покусываем кончит языка зубками,

Толкушка (кончиком языка прокалываем каждую щечку по очереди)

 

Поза Льва – сесть ровно выпрямив плечи, затем   небольшой наклон вперед , плечи назад, грудь вперед, показать язык как можно больше (упражнение для профилактики заболевания горла)

 Резки вдох носом и резкий выдох ртом 8 раз,

Спокойный вдох-выдох                        Повторить  еще раз                           

                                               Обширное   умывание

                                                (водные процедуры)

Набираем воду в правую руку, стряхиваем, обтираем левую руку с обеих сторон.

Набираем воду в левую руку, стряхиваем, обтираем правую  руку с обеих сторон.

Набираем воду в обе ладони, стряхиваем, умываем лицо,

Набираем воду в обе ладони,  стряхиваем, обтираем шею.

Вытираем все насухо.

                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с учётом ФГОС в образовательной области: "Физическое развитие"

Задача Стандарта-ФГОС - объеденить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс  на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм по...

Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие.

Методические материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - ...

Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО (образовательная область «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни»)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по программе «Дошкольная педагогика и психология» Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в услов...

Образовательная область «Физическое развитие» в рамках введения ФГОС ДО

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образ...

Сообщение на тему:«Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС»

Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье прои...