Динамические паузы в режиме ГБДОУ.
статья по физкультуре на тему

В статье подробно представлена классификация всех возможных физкульминуток и способы их применения в режимных моментах ГБДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное выгорание педагога возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующего «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Существует много рекомендаций для профилактики профессионального выгорания, я остановлюсь на одной из самых важных, тем более, что заниматься можно в течение рабочего дня, совместно с детьми, уделяя этому 2-3 минуты каждый час. Речь идет о динамических паузах в режиме дня дошкольника.

Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску Известный русский физиолог И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.

Динамические паузы (греч. dynamikos – силовой) — заполненная разнообразными видами двигательной активности пауза в учебной или трудовой деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — активный отдых (по В. Колбанову).

Динамические паузы проводятся во время занятий, требующих от детей усидчивости и умственного напряжения (занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности). Умственное утомление определяется по снижению внимания детей. Дети под воздействием длительного статического напряжения опускают плечи, горбятся, что приводит к нарушению осанки, замедлению кровообращения. Все это негативно отражается на здоровье дошкольников. Снять напряжение помогут динамические паузы, К ним относятся физкультминутки, логоритмичская гимнастика, пальчиковые и телесные игры.

        Физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и повышения умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха. Физкультурная минутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц (рук, ног, плечевого пояса, туловища), активизирующих дыхание и кровообращение. Например:

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп.

Движения выполнять по содержанию текста.

Мы глазами  миг-миг.

Руки на поясе. Моргаем глазами.

Мы плечами  чик-чик.

Руки на поясе, плечи вверх-вниз.

Раз – сюда, два – туда.

Руки на поясе, глубокие повороты  вправо-влево.

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Движения выполнять по содержанию текста.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Логоритмическая гимнастика – одна из форм активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Логоритмическая гимнастика выполняется под музыку, чтение стихотворения или пение детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц. В логоритмическую гимнастику необходимо включать разнообразные дыхательные упражнения, элементы ритмической гимнастики игровые упражнения имитационного характера («змея», «киска сердится», «собачка ласковая», «собачка злая», «аист», лошадки. Например:

Эй, лошадки все за мной,

Поспешим на водопой.

Дети делают подскоки,

Изображая лошадок.

Вот широкая река,

В ней холодная вода,

Пейте!

Плавно разводят руки в стороны и наклоняются вперед.

Хорошая водица.

Постучим копытцем.

Поочередно притопывают то правой, то левой ногой

Эй, лошадки все за мной,

И поскачем, все домой.

Дети прыгают произвольно по всему залу, произнося «и-го-го».

Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. Например:

Указательный палец шепчет тихонько:

«Эх-эх-эх!

А вдруг пойдет снег?»

Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец

Средний палец ворчит:

«Ох-ох-ох!

От ветра я оглох!»

Сгибать и разгибать средний палец.

Безымянный палец кричит:

«Ай-ай-ай!

Солнце, вылезай!»

Сгибать и разгибать безымянный палец.

Здоровяк большой палец восклицает:

«Ах-ах-ах!

Жаль, я не в сапогах! Ух-ух-ух!

Дайте мне кожух!»

Сгибать и разгибать большой палец.

Телесные игры дают возможность ребенку ощутить собственное тело. Во многих играх используется прием называния малыша по имени, что характерно для народных игр-потешек, в которых имя ребенка органично вплетается в ткань стиха. Это дает возможность осознать, что именно его приглашают и принимают в удивительном мире игры. Например:

Две сороконожки

Бежали по дорожке,

Пальцы взрослого бегут навстречу друг другу по руке ребенка (или по ногам, или вдоль позвоночника)

Так друг дружечку обняли,

Что с трудом мы их разняли.

и затем соединяются посередине.

Также необходимо несколько раз в день делать по минуте

упражнения для снятия мышечного напряжения: напряжение-расслабление, потянулись-сломались, растем.

Для педагогов посоветую очень эффективные и малозатратные по времени экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.

  1. Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
  2. Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
  3. Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
  4. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как  воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
  5. Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая – на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамические паузы в логопедической работе

Подборка динамическх упражнений  на все звуки родного языка...

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ. ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Данная подборка динамических пауз и упражнений по различным тематикам удобна для использования на занятиях различных типов и предусматривает смену деятельности в различных видах деятельности....

Динамические паузы.

Физкультминутки для детей....

Физминутки и динамические паузы для детей дошкольного возраста

Физминутки для детей дошкольного возраста, с использование стихов о картошке....

Динамические паузы

Динамические паузы разработаны на основе народной игры "Солнышко" и народной песни "Во кузнице"...

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...