КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

Генова Галина Алексеевна

«Развитие физических качеств детей в самостоятельной и совместной

деятельности в течении дня»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Калининграда центр развития ребенка – детский сад №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Развитие физических качеств детей в самостоятельной и совместной

деятельности в течении дня»

                                                                                 Составитель и организатор:          

                                                                               Генова Галина Алексеевна

                                                             Место проведения: МАДОУ ЦРР д/с №2


     

Введение
     
Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
     Особое место занимает укрепление здоровья. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает роль физической культуры и ее ведущих учебно-воспитательных задач: физическое благополучие, высокая надежность организма в целом и отдельных его систем, стремление приобрести хороший уровень физической работоспособности, большой жизненный потенциал с максимальным накоплением двигательного опыта.
     Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывает на них тренирующее, развивающее действие.

Благодаря разнообразным движениям улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно - двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности.
      Развитие физических качеств с самого раннего возраста является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.

Развитие физических качеств дошкольников

Уровень общей физической подготовленности определяется тем, как развиты у ребенка основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогической позиции взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличие определенных физических качеств

Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Точные действия  так же являются составляющей качества ловкости. Таким образом, ловкость это комплексная способность человека.

Показателем ловкости служит время выполнения таких заданий как бег с поворотами, бег с преодолением препятствий.

Быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью. Быстрота проявляется в различных формах, основные из них: быстрота реакции на сигнал к действию, быстрота одиночного движения, способность в короткое время увеличить темп движений, быстрота цикличных движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.)

Под силой, как двигательным качеством подразумевается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений.

Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения её интенсивности.

Распределение двигательной активности

Развитие физических качеств возможно на протяжении всего дня пребывания ребенка в ДОУ. Такое решение развития физических качеств возможно при грамотном распределении двигательного режима ДОУ. В каждом возрасте предусмотрен свой двигательный режим, с учетом возрастных физических и психологических особенностях дошкольников.

Распределение еженедельно двигательной активности

(в первой и второй половине дня) (См.Приложение)

Основные формы деятельности с детьми для развития физических качеств.

Непосредственная образовательная деятельность.

Первое место в развитии физических качеств принадлежит непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура». Для эффективности данной формы работы целесообразно интегрировать образовательные области «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация».

Значение подвижных игр и упражнений в развитии физических качеств дошкольника.
      Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, развитии физических качеств, а так же обеспечить естественную потребность в движении.
      Как в самостоятельной так и в совместной деятельности развивать физические качества ребенка целесообразно в подвижных играх, т.к. игра является приоритетной деятельностью у ребенка. Широкое использование в своей практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата.
Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на непосредственной образовательной деятельности с помощью физических упражнений,  подвижные игры являются не только средством развития физических качеств, но и способствуют закреплению полученных навыков. Поэтому подвижные и спортивные игры являются наилучшей формой деятельности детей.
      Однако, выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей. В практическом освоении приемов проведения игр и упражнений детьми необходимо учитывать различный уровень физического развития и двигательной активности каждого ребенка. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности, могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности.

Развитие физических качеств ребенка через самостоятельную и совместную деятельность на прогулке


     Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается ДА, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений.
     Материалы педагогических наблюдений свидетельствуют: воспитатели не всегда уделяют должное внимание прогулкам, особенно в холодное время года. Зачастую они сокращают время их проведения, затрудняются в организации и проведении подвижных игр, что ведет к снижению ДА. В связи с этим я провожу большую работу с воспитателями нашего д/с: провожу консультации, беседы, а также практические занятия. Предоставляю перспективные планы по планированию подвижных игр и упражнений.
    Планирование подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий я советую воспитателям поиграть с детьми в хорошо знакомую детям подвижную игру. В другие дни на прогулке проводить подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности, поэтому я советую воспитателям ее проводить двумя подгруппами, составленными с учетом разного уровня ДА. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Например, дети первой подгруппы (с высоким и средним уровнем ДА) выполняют упражнения на развитие внимания и точности выполнения движений, а воспитатель контролирует качество их выполнения. Дети второй подгруппы (с низким уровнем ДА) выполняют задания на быстроту движений, на скорость. Подвижная игра, общая для всех, предлагается с учетом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более 2-3 раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят боле сложный характер. Они могут повторяться 3-5 раз в зависимости от желания детей, к которым предъявляются более строгие требования: добиваться четкого выполнения условий и правил игры. Постепенно все дети вовлекаются в общие игры.      

Самостоятельная двигательная активность


Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей.
Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Также воспитатель должен влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога.
Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении ДА у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям; в развитии физических качеств.
Самостоятельная двигательная активность детей – критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.
Особое внимание обращаем на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий.

Активный отдых

Немаловажное значение в развитии физических качеств отводится физкультурно-массовым мероприятиям, где представлен активный отдых детей совместно со своими сверстниками или воспитанниками соседнего дошкольного учреждения. Это: неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиада. В двигательный режим входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы СФП, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашнее задание, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения, прогулки и походы).

Заключение.

Развитие физических качеств невозможно без двигательной активности. Чем выше активность, чем она интересней и разнообразней, тем более развиты и здоровы воспитанники дошкольного учреждения. А значит цель нашей работы достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....