"Ненецкие игры"
картотека по физкультуре на тему

Кейко Анастасия Сергеевна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nenetskie_igry_kartoteka.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека ненецких игр

Цель работы: Создать условия для развития интереса к народным играм.

Задачи:

  • Познакомить детей с играми народа ненцы.
  • Развивать физические качества детей через народные игры.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

                   «Метание шишек»

Цель: упражнять в метании. Развивать глазомер, меткость. Воспитывать терпение, выдержку

Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.

"Хоборкова" - ("Коршун и наседка")

Цель: упражнять детей в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпение

Выбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в "замок", или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.

Коршуна ставят к куропатке.

Коршун, со словами "хобэр - хо-бэ-эр", бегает то вправо, то влево и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от друга, стараются убежать от коршуна.

Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее количество цыплят, и куропатка, защитившая больше цыплят. В игре могут принимать участие 7-10 человек старшей, средней и подготовительной группы в любое время года на улице или в помещении.

Маленкова» – (Игра в жмурки)

Цель: развивать быстроту реакции. воспитывать выдержку, терпение.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза и ставят в круг, который образуют участники игры, взявшись обеими руками за замкну тую веревку.

По сигналу воспитателя дети, не отцепляясь от веревки, бегут влево или вправо, а водящий старается поймать любого бегущего, узнает и называет его имя. Пойманный, имя которого угадали, становится водящим, и игра продолжается.

Веревка берется длиной 2-3 метра. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.

"Хаскова" - (Игра в мяч)

Цель: упражнять в броске мяча в даль и в цель, развитие координации движений, воспитывать волевые качества

Каждый участник игры получает кожаный мяч, бросает мяч на дальность или в цель.

Если игра проводится на улице, то участие принимает вся группа. Если же она проводится в помещении, то группу необходимо разделить на команды.

Игру можно проводить в любое время года с детьми всех групп детского сада.

I        вариант.

На площадке проводится черта, играющие (вся группа или половина) становятся перед чертой с мячом в правой руке. По сигналу воспитателя участники игры бросают мячи. Кто дальше бросит свой мяч, тот и выигрывает.

II        вариант.

Группу делят на команды по 5-8 детей. Проводится черта перед играющими. Напротив, каждой команды, на расстоянии 1,5-2 м от черты, чертится круг диаметром 0,5 м. Каждый член команды старается попасть мячом - "хаско" - в круг.

Выигрывает команда, набравшая большее количество попаданий.

"Ярколава" - ("Ловля оленей")

Цель: упражнять в ловкости, беге, развивать быстроту реакции, воспитывать  желание победить.

I        вариант.

На площадке ставятся 6-7 оленьих рогов. На расстоянии 1,5-2 м вокруг них проводится окружность. Дети-оленеводы с тынзеями-арка-нами располагаются по кругу.

По сигналу арканы накидывают на рога. Победителем считается тот, кто больше других поймает оленей. Одновременно можно ловить 2-3 оленей.

II        вариант.

На площадке перед играющими проводится черта. На одной линии, на расстоянии 1,5-2 м от черты, устанавливается 10-12 оленьих рогов. Выходят 3-4 пастуха-оленевода и ловят арканом оленей.

Выигрывает тот, кто больше выловит оленей.

Можно группу разделить на команды по 6-7 детей. Выигрывает команда, выловившая больше оленей.

"Тыбэртя" - ("Оленеводы")

Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость, умение избегать столкновений, развивать меткость, Воспитывать интерес к игре

Выбирается 3-4 пастуха-оленевода. Дети-олени находятся в разных местах площадки.

Оленеводам выдаются арканы. По сигналу "Лови", оленеводы арканами ловят последовательно трех оленей. Запрягают их в игрушечные самодельные упряжки.

Победители, собравшие свою упряжку, свободно катаются по площадке. Игра рассчитана на детей подготовительной группы и проводится на улице.

"Нэдалёда" - ("Гонки оленей")

Цель: упражнять в беге по 2-3 человека, развивать быстроту, ловкость., воспитывать интерес к соревнованиям

Определяется расстояние для гонок (50-60 м). Выбираются пастухи-гонщики и по 3 оленя каждому гонщику.

Гонщики запрягают своих оленей в упряжку и становятся на линию старта.

По сигналу "Хэй" - упряжки бегут к финишу. Побеждает прибежавшая первой упряжка. Соревнование можно проводить как командное, так и личное. В средней и старшей группах расстояние можно укоротить.

"Лынзекова" - (Игра в прятки)

Цель: учить действовать по сигналу, развивать внимательность, воспитывать терпение, выдержку

В начале игры счетом выбирается "прятка". Все играющие встают в круг. Один считает до десяти. Десятый становится "пряткой" и садится на санки, поставленные в центре круга.

"Прятка" закрывает глаза. По сигналу "прятка" идет искать. Все играющие прячутся, а "прятка" ищет спрятавшихся товарищей, пятнает найденного. Последний становится "пряткой", садится на санки и зажмуривает глаза. По сигналу воспитателя игра продолжается.

Игра рассчитана на детей средней, старшей, подготовительной группы.

"Вывко" - ("Жужжалка")

Цель: упражнять в ловкости, развивать координацию рук воспитывать интерес к играм-забавам.

Вывко - это деревянная пуговка с продернутой через оба отверстия замкнутой крепкой ниткой. Играющие закручивают вывко, а затем делают движение, напоминающее игру на миниатюрной гармошке. Пуговка должна шуметь и посвистывать как ветер. Выигрывает тот, чей вывко жужжит дольше всех.

Игра рассчитана на старшую и подготовительную группу.

"Пэсько" - ("Волчок")

Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя, развивать координацию рук, воспитывать интерес к играм-забавам

 Каждому участнику игры выдается самодельный деревянный волчок - пэсько. По команде воспитателя дети заводят одновременно волчки. Выигрывает тот, чей волчок прокрутится дольше всех. Игру можно провести и на время, по секундомеру.

"Едко" - ("Котелок")

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах. развивать координацию, воспитывать выдержку, терпение, сноровку

Выбирается ведущий. Играющие становятся в колонну за водящими.

По сигналу воспитателя ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящими след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не попал в след-"котелок" - тот выходит из игры.

Игра проводится зимой с любым возрастом и количеством детей.

"Ертя" - ("Рыбаки")

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. развивать координацию движения, воспитывать интерес к народным играм

Выбирается 6-8 рыбаков. Играющие становятся парами лицом друг к другу. Пары, взявшись за руки, садятся на полу по-турецки, скрестив ноги. Качаясь одновременно из стороны в сторону, рыбаки направляются к сети. Кто первый поймает рыбку и назовет ее, тот станет победителем.

Атрибуты: рыбки картонные (сиги, язи, щуки, осетр и др.), сети. Сети можно заменить тесьмой.

Для проведения данной игры детей необходимо потренировать в катании на лодочке, свободно передвигаться по залу.

Няха"р янгор санарма" - ("Тройные прыжки")

Цель: упражнять в прыжках в длину, развивать выносливость, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм

На площадке проводится черта. Играющие должны совершить три прыжка подряд, отталкиваясь одновременно обеими ногами. Победителем считается тот, кто соблюдает правила игры и прыгает дальше всех. Правила игры: отталкиваться обязательно обеими ногами; ноги должны быть вместе в течение всех трех прыжков, носки - на одной линии.

Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. В средней группе можно тренировать детей в двойном прыжке.

«Путко» (Кулачек)

Цель: Знакомство с новыми словами, расширить словарный запас детей, развивать внимание. быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм, дружелюбие, умение договариваться между собой

Чем больше детей играет в эту игру, тем интересней. Из сжатых кулачков» строят пирамиду. Обязательное условие: кулачки одного ребенка не должны стоять друг на друге. между ними должен быть «чужой» кулачек

Хозяин предпоследнего путко спрашивает: «Чей кулак на моем кулаке?»Тот кого спрашивают, отвечает: «Мой кулак».Затем спрашивающий сдувает кулак. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего.

Все путко сдуваются, кроме самого нижнего. Как только остается один кулак, ведущий говорит : «На чумовище остался какой то боченок. Давайте откроем!»Побеждает тот, кто «откроет боченок»-пытается указательным пальцем разжать кулачек.

Игру можно продолжить и после того. как «боченок открыт» играющие кладут ладони друг на друга тыльной стороной вверх. Тот, чья ладонь лежит снизу ,быстро вытаскивает ее и опускает на самую верхнюю, делая небольшой хлопок. Все игроки по очереди повторяют то же самое в очень быстром темпе. Тот .кто поспешил и вынул руку раньше времени, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто оказался самым ловким и внимательным

«Прыжки через нарты»

Цель: упражнять в прыжках. Развивать ловкость, воспитывать интерес к народным играм

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м.Нарты-сани имеют длину 1м..ширину 30-40 см.высоту 20см.Выигрывает тот, кто быстрее пробежит и не заденет нарты.

Примечание: для дошкольников можно сделать нарты из картона.

 

«Перетягивание каната»

Цель: упражнять в ловкости, развивать мышцы рук, ритмичность движений, воспитывать интерес к народным играм

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу входящего «Раз, два. три- начни!»,каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ненецкая игра

Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского ...

Ненецкие игры, которые можно проводить с детьми в детском саду.

Многие ненецкие  игры можно про­водить в детском саду, так как они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревка, санки и т.д.)....

Ненецкие игры, которые можно проводить с детьми в детском саду.

Многие ненецкие  игры можно про­водить в детском саду, так как они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревка, санки и т.д.)....

Картотека по ненецким играм для детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.Среди направлений образов...

Хоборкова" - ("Коршун и наседка") ненецкая игра

Хоборкова" - ("Коршун и наседка")ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпениеВыбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой станов...

Конспект занятия по теме "Ненецкие игры"

Конспект занятия по теме "Семья"...

Игра-соревнование «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык» для подготовительной группы с целью актуализации знаний детей о русском и ненецком языке

Игра-соревнование «Сидя вада тэнз – Русский и ненецкий язык» для подготовительной группы с целью актуализации знаний детей о русском и ненецком языке, занятие проведено в рамках Фест...