Конспект занятия по теме "Ненецкие игры"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия по теме "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nenetskie_igry.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект: «Ненецкие игры»

Подготовила педагог дополнительного

образования по родному языку:

Окотэтто Анастасия Пирчикувна

Яр-Сале 2023 год

НЕНЭЦЯ" СЯНАКУБЦ" - НЕНЕЦКИЕ ИГРЫ.

Цель: Закрепить знания детей по теме "Детский с  звуков, слов в предложении. Дать детям послушать стихотворение "Хада’ хобцоко", учить выразительно читать, запомнить его содержание, вспомнить и закрепить ранее пройденные загадки. Познакомить с ненецкими играми, научить играть. Воспитывать любовь к играм ненецкого народа, желание ими играть.

Методические приёмы. Беседа о детском саде:

Теняна ӈамгэм' вадецава"? О чём мы вчера говорили?

Садикм' ваденгавац". О садике мы говорили.

Вспомнить, что дети делают в садике, преподаватель показывает сюжетные картины, дети составляют предложения на ненецком языке. Работа по картине "Дети играют", попросить 2-3 рассказать по данной картине, можно задавать наводящие вопросы. Знакомство стихотворением "Хада’ хобцоко", автор Василий Ледков.

Тюку яля стихотворением' тохолангува", нюмда "Хада’ хобцоко",

Василий Ледков падвы.

Хада’ хобцоко".

Хада' хобцокохо"

Мань инзелем’.

Хада хобцокода

Ӈока нгэривы.

Хад яляхана

Хобцокор сава,

Ӈадьбата ӈодь"

Хобцокосетыва".

Перевести с ненецкого на русский язык, прочитать вместе с детьми, постараться выучить наизусть, некоторым детям дать дома выучить с родителями. После этого загадать детям знакомые загадки:

-        Хобцоко" хода". Загадки отгадайте:

  1. Тар"цавэй лахаця" си"ив сидя.
  2. Ӈопой сивна тю" нгу, няхар" сивна тарпангу.
  3. Сыра ямбан хоны.
  4. Еся мята' мюня паркаси" тара.
  5. Нюдекоця, сэракоця пэдаравна санарӈга.

После того как отгадали загадки, прочитать ещё раз стихотворение вместе. Беседа об ненецких играх, знакомство с ними.

-        В тундре дети тоже играют. У них другие игры.
Ӈамгэ сянакубц" теневада"? Какие игры знаете?
Хибяра хойняна мэса, ӈамгэна ӈацекы" сянаку"?
Кто в тундре был, во что дети играют?

Дети перечисляют знакомые игры, а могут ничего не сказать.

-        Тюку яляд' ненэця" сянакубц" тохоламнгува", сянакудава".
Сянакубц" ӈока, хуркари.

С этого дня ненецкие игры будем учить, играть. Игр много, разные. Познакомить детей с игрой "Путко", научить играть.

ТЕМА: ӇАЦЕКЫ" САДИК. ДЕТСКИЙ САД. ИГРА "ЯРКОЛАВА".

Цель: Повторить и закрепить с детьми диалог про детский сад, учить

детей составлять рассказ по картине на ненецком языке. Обогащать речь новыми словами: едэйку-катается, нум'-погода, иба-тепло, ярколава-арканить. Дать детям поиграть по желанию, закрепить правила игр, воспитывать интерес к ненецким играм.

Методические приёмы. Вспомнить диалог про детский сад, преподаватель спрашивает, дети самостоятельно отвечают:

-    Хибя' тюку детский сад?

  • Хибя' тюкона иле?
  • Ӈамгэм' пэрӈа?
  • Ханзер нгацекы" иле?
  • Ханзер ӈацекы" сянаку?

Выставить любую картину, где дети на прогулке. Беседа по картине:

-        Ӈацекы" ханяна мэ, ӈамгэм' пэрӈа? Где находятся дети, что делают?
Ӈацекы" пихина сянаку". Дети играют на улице.

Запомнить следующее предложение, пусть дети задают друг другу:

Понда сяны ёльц? Какое время года?

Понда ёльц сырэй. Время года зима. Яда’ ӈарханда сыра. Вся земля белая.

Как скажем на ненецком языке: тепло, погода хорошая.

Иба, нум' сава.- повторить хором, индивидуально.

Хибя' ӈамгэм' пэрӈа? Кто что делает? Следующие предложения постараться запомнить:

-        Ӈацекы" ханокохона, ламбяна едэйку". Дети на санках, на лыжах катаются.
Слова едэйку, ханокохона, ламбяна повторить несколько раз каждому ребёнку.

Как скажем: Мальчики играют в снежки. Хасава ӈацекы" сырахана сянаку".

Эти дети сделали снеговика. Тюку ӈацекы" сыра' ирим' сертавы". Преподаватель составляет вместе с детьми примерный рассказ:

Понда ёльц сырэй. Сыра" ӈока. Нум' иба.

Ӈацекы" пихина сянаку". Саша ханокохона едэйку.

Тюку ӈацекы" сырана сянаку". Пыдо' сыра' ирим' серта".

Ӈацекы" сыран' майби".

Попросить 1-2 ребёнка повторить рассказ или воспитатель говорит на русском языке каждое предложение, а дети на ненецком, или наоборот. Физкультурная пауза: Лимбикако сэр' сыра.

Знакомство с игрой "Ярколава". Перед детьми картины, где разные варианты данной игры. Слово ярколава сказать несколько раз.

-   Для игры "Ярколава" нужен тынзян-аркан. Дети в тундре   учатся   ловят своих ручных оленей-аввок, могут ловить товарищей по игре, а маленькие дети носики нарт, а так же рога на земле, поставленные в несколько рядов. Вспомнить загадку: Лым' нгэвта халы.- Червь с костяной головой. Проговорить загадку несколько раз. Спросить детей:

-        Сянакубц "Ярколава" ӈамгэ тара? Для игры "Ярколава" что нужно?
Сказать вместе с детьми: тынзя - аркан, нямд' - рога, хан' пыя - носики нарт, авка.

Чтение текста:

Яркола тоходана,

Петя нита ня' пихина сянаку". Нида ӈэвто" ни'

нямдо сера", тэнгэ хэняраха". Петя яркола. Инямда

тад мода, Надям' яркада.

Перевод каждого предложения, привлечь детей к переводу. После этого задать детям вопросы:   1. Как называется текст? Текст нюмда' ӈамгэ?

  1. Хибя' пихина сянаку? Кто играет на улице?
  2. Ӈацекы" ӈэвто" ни' ӈамгэ сера? Ӈамгэ хая? Что дети на головы одели?
    Кем (дословный перевод чем, вопрос кто задаём только человеку) ?
  3. Хибя' яркола? Кто арканит?
  4. Хибям' ярка? Кого поймал?

Ещё раз почитать, чтобы дети осмысленно послушали.

Закрепить игры: "Вывко", "Путко", "Пейленгова". Знать правила и ход каждой игры.

Чтение стихотворения "Хада хобцоко".

Подготовительная группа     Для этой группы почитать дополнительно произведение 3. А. Александровой "Мой Мишка" -" Мишками сянакоми".  Преподаватель читает, после этого дети переводят каждую строчку, использовать иллюстрации. Понравившиеся строчки почитать несколько раз.

ТЕМА:   ХАНЗЕР"  ӇАЦЕКЫ" ВЫНГАНА СЯНАКУ"? КАК ДЕТИ В ТУНДРЕ ИГРАЮТ?

Цель: Познакомить детей с видами игр в тундре. Продолжать развивать

речь детей, обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения слов. Закрепить загадку про аркан-тынзян. Закрепить названия ненецких игр, воспитывать интерес к ним, желание ими играть.

Методические приёмы. Перед детьми наборы ненецких игр, знакомых им: "Вывко", "Нухукова", картины серии для игры "Ярколава", беседа с детьми:

Вынгана ӈацекы" ӈани сянаку". Сянакубц" хуркари, хуркари сянако".

В тундре дети тоже играют. Разные виды игр, разные игрушки у них.

Ханзер" ӈацекы" вынгана сянаку"? Тюку яля вадетына. Теда теневана

сянакубц" хэтыда".

Как дети в тундре играют? Я сегодня расскажу. Сейчас назовите

знакомые игры.

Дети перечисляют игры с которыми их знакомили: "Путко", "Вывко", "Пейленгова", "Нухокова", "Ярколава".   Закрепить игры, спросить, как играют в ту или иную игру, что нужно для каждой игры, коротко в 2-3 предложениях. Показать где дети играют в "Ярколава", уточнить:

Ӈамгэ тара тюку сянакубцхана? Что нужно для этой игры?

Аркан-тынзян.

Хобцоком' тензебтехава". Загадку вспомним.

Кто-то из детей должен вспомнить, если нет, то припомнить или подсказать первое слово. Проговорить загадку на ненецком языке 2-3 раза: Лым' нгэвта халы. Червь с костяной головой.

Настроить детей на знакомство с новыми играми. Игра "Тыранийко". Перед воспитателем набор палочек для данной игры.

Тюку сянакубц нюмда "Тыранийко". Сянакода' ӈока нгэсеты.

Эта игра называется "Тыранийко". Играющих,   бывает много.

Закрепить слово тыранийко. Показать детям, как играть в эту игру. Класть палочки на ладонь, перебрасывают на тыльную сторону руки и снова перекладывают на ладонь, при этом надо постараться поймать нечётное количество палочек. Непарную играющий оставляет у себя. Игра переходит к другому участнику, когда первый игрок поймает чётное число палочек. Игра считается законченным, если все палочки находятся на руках у детей. Выигрывает тот, у кого их больше всех. Развивает навык счёта, ловкость рук. Дать детям поиграть, воспитатель руководит игрой, соблюдая ход и правила игры, слово тыранийко повторить хором, тихо, шёпотом, громко.

Знакомство с другой игрой, разновидность игры "Путко", называется "Пейленгова". Дети складывают ладони друг на друга. Ведущий поднимает верхнюю ладошку и говорит:

Варӈэ ханада. Ворона взяла. Тот, кому принадлежит ладошка, должен тут же, подражая голосу птицы, произнести:

Кар-кар-кар. - и полетать вокруг детей

Так каждый по очереди подражает птице или зверю, о котором говорит ведущий. Кто ошибся, выбывает из игры.    В начале желательно вспомнить, как называются животные и птицы на ненецком языке, вспомнить их повадки, движения, звуки, издаваемые ими. В данной игре закрепляются названия птиц и животных на ненецком языке. Например: хорки (куропатка) - ко-ко-ко; ябто (гусь) - га-га-га, нябы (утка) - кря-кря-кря, тэвасико (заяц) - движения зайца, прык-скок, писяко (мышь) - пи-пи-пи, движения, варк (медведь) - рычит, движения показать, сармик (волк) - у-у-у, движения волка, теня (лиса) - плавные движения лисы, ты (олень) - показать рога, движения   ног и т.д. Показать картину сюжетную, где дети играют в "Парнэко"    "Ведьма". Спросить детей: -    Хибяра тарча сянакубц теневада? Кто знает эту игру?

Ханзер" сянако тара? Как надо играть?

Дети высказывают свои мнения, рассказывают, как они играли. Выбирается для этой игры мать, дети и ведьма. В начале диалог между матерью и ведьмой. Ведьма-парнэко ищет детей, мать старается за себя их прятать, но всё равно один выглядывает и парнэко начинает хватать детей, мать защищает своих детей. Игра проводится несколько раз. Есть в тундре отдельные игры характерные только для мальчиков: "Прыжки через нарты", "Метание тынзяна", "Ныхыдарма" (перетягивание палки ). В конце занятия повторить все игры, дать поиграть в любую понравившиеся. Ненецкие игры: "Вывко", "Путко", "Тыранийко", "Пейленгова", "Ярколава", "Нухукова", "Мядикова" и т.д.

В свободное время почитать детям стихотворение про санки.   Ведь на севере дети очень любят кататься на санках.    Автор Ю. Юганпелик

Еся хан.

Ӈацяни тэдавы

Еся ханми танява,

Еся ханми сыра" нимня Ельце саць хайна.

Мя" ни хэвхы хойхад

Мань едэйкурӈадама.

Хортими тикахана

Си"ми нёда нявотарӈа.

Еся ханми нярхалць

Хой' ерня вабтомадм'

Ся" ми сыран' вырдадм',

Тянёбовна ярумадм'.

Палцавэй Хортими

Си" ми мадарць ӈаси" ле.

Еся ханми ӈабтав,   Едэй сер' хэӈгадтав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «  Мы - изобретатели»....

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»...

Конспект занятия:Сюжетно-ролевая игра "Детский сад" в средней группе детского сада

Игровая деятельность - основной вид деятельности детей дошкольного возраста . Посредством игры ребенок познает окружающий мир  . Сюжетно-ролевая игра дает возможность проявить ребенку  лично...

Конспект занятия по обучению игре в средней группе. Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».

Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».Цель: совершенствовать умение детей брать на себя одну из ролей сказки, передавать текст последовательно, отражать характерные признаки и ...