Главные вкладки

    Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая,подготовительная группа) по теме

     

    Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.

    ВВЕДЕНИЕ.

    Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

    Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

    Большое значение игре придавал А. С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».

    Проявляя тонкую психологическую проницательность, К.Д.Ушинский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

    Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья.

    В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта»

    Опыт работы показывает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели яри использовании только дидактических приемов воспитания.

    Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Как же используются игры в логопедической работе?

    Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов педагога в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

    Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развитая в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоордннации и слабости движений, двигательной расторможенности.

    Со стороны умственного развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление.

    Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр.

    Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх. По наблюдениям они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру»

    Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед педагогом в его работе с дошкольниками.

    1.    Воспитателю необходимо широко использовать игры в
    коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в
    целом как средства физического, умственного, нравственного и
    эстетического воспитания детей.

    2.   При проведении игры воспитателю необходимо учитывать
    возможные особенности поведения детей с различными речевыми
    расстройствами.

    Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya__puteshestvie_v_igray_-_gorodok.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия.

    Путешествие в Играй-городок

    Тема: Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР.

    ( Совместно: логопед и воспитатель.)

    Воспитатель:

    Пелевина И.А.

    Логопед:

    Кругликова О.В.

    ГДОУ № 72

    Красногвардейский район.

    Группа «Радуга».

    Санкт-Петербург 2008 г.

    «Путешествие в Играй – городок».

    ( Под музыку входят дети )

    Вед.: Говорят, что дети любят путешествовать. Это правда, ребята?

    (ответы детей)

    Значит, и вы любите путешествовать? А в каких городах вы уже были?

    (ответы детей)

    И на чем вы туда ехали, плыли, летели? А на чем еще можно путешествовать?

    (Работа с предлогом «на». Детям показывают картинки со сказочными героями: Баба – Яга на метле, Емеля на печке, Незнайка на воздушном шаре.)

    Сажу вам по секрету, куда мы сегодня отправимся. Вы слышали, когда – нибудь о городе, точнее о городке, в котором есть ПОЛЯНА ИГР, ДОМ ИГРУШЕК, и где на каждом шагу можно встретить много сюрпризов? А вы хотели бы побывать в этом городке? Хотите? Так что же вы сразу не сказали? Тогда отправляемся в путь! Сейчас мы пойдем по тропинке загадок.

    Тропинка загадок нырнет под мосток

    И вы попадете в ИГРАЙ - ГОРОДОК!

    (Звенит колокольчик)

    Вы слышали, ребята? Что это? Наверное, звучит колокольчик. Ведь мы на тропинке загадок. Значит, мы чуть не прошли мимо загадки.

    (Появляются игрушки: черепаха, тигр, слон, лошадь. Загадки про этих животных)

                          Тропинка загадок бежит под мосток

    Все ближе и ближе ИГРАЙ – ГОРОДОК.

    (звучит крик маленького слоненка)

    Но где же он? Ни слева, ни справа, не вижу его. А вы ребята? Хотя, постойте… Вы слышите, кто – то кричит? Наверное, это маленький слоненок нам хочет что – то сказать? Все большие слоны смеются над ним за то, что у него такой крошечный нос. Не расстраивайся. Мы с ребятами знаем зарядку, если ты ее будешь выполнять каждый день, то твой нос станет длинным и красивым.

    ( игра «Слоненок» на развитие артикуляционной моторики)

    Ребята, за то, что мы помогли слоненку, он привел нам своего друга лошадку. На нем мы быстро доберемся в ИГРАЙ – ГОРОДОК.

    ( Игра «Наездник» на развитие артикуляционной моторики)

    Смотрите как из – под копыт летит пыль. Давайте вместе поиграем.

    (Игра «От топота копыт…» работа с чистоговорками)

    Ребята пока мы играли, мы не заметили, как очутились в ИГРАЙ – ГОРОДКЕ, в ДОМЕ ИГРУШЕК. Давайте назовем игрушки…

    ( Дети перечисляют игрушки животных)

    А вы хорошо знаете этих животных ? Сейчас проверю.

    Я бросаю мяч, называю животное, а вы какое - нибудь действие этого животного, отвечающее на вопрос «Что делает?»

    (Игра «Поймай скажи.» правильное употребление глаголов 3л. ед. ч. нас. вр.)

    Например: « Корова – мычит, Кошка – мяукает,

                          Собака – лает и т. д».

    Я раздам вам картинки, и буду задавать вопросы о том, что любят животные. На картинках нарисованы их любимые лакомства. Тот, у кого есть картинка с лакомым блюдом названного животного, поднимает ее и полным предложением отвечает на вопрос.

    (Игра «Кто что любит» учить использовать в речи простые распространенные предложения с прямым дополнением)

    Например: Что любит корова? Корова любит траву.

                       Что любит кошка? Кошка любит пить молоко.

                       Что любит медведь? Медведь любит есть мед.

    Ребята, посмотрите ведь кто – то к нам идет. Да ведь это Веселый человечек!

    (Появляется Веселый человечек, вторую часть занятия проводит он.)

    Музыкальная пауза «Разноцветная игра»

    Вес. Чел.: У меня для вас сюрприз (показывает кулачек)

      Спрятался ловко в моем кулачке

                  Маленький клоун в большом колпачке.  

                                  Ну – ка, я сам на него погляжу

                                  Если хотите, и вам покажу,

           Только с начало вам нужно назвать

    Несколько слов со звуком «Ш»

                                  Скажем, пять…

    (Игра развивает словарный запас, фонематический слух)

    Человечек к уху подносит кулачек, говорит: «Маловато слов вы назвали, давайте еще.» Активизировать словарь детей).

    В конце игры попросить детей закрыть глаза и помочь надуть клоуна.

    (Игра «Насос» на развитие дыхания)

    Ребята, мы не заметили, как очутились на ПОЛЯНЕ ИГР.

      Я найду слова везде

    И на небе, и в воде

       На полу, на потолке

    На носу и на руке.

               Вы не слышали такого?

                Не беда! Играем в слово.

    Давайте искать слова на грядке, на столе, на небе, в воде и т.д.

    (Игра на развитие словарного запаса)

          Непонятно что случилось?

          Только звуки заблудились,

    Забежали в чей – то дом

    И хозяйничают в нем…

    (Игра «Звук заблудился» различаем слова по звучанию, меняем звуки.)

        Куклу выронив из рук

    Таня мчится к маме:

                      Там ползет зеленый лук (Жук)

                                             С длинными усами.

    Жучка будку (Булку) недоела

                                    Неохота надоело.

    На остров налетел ураган

                                      На пальме остался последний баран (Банан).

    Ученик закончил строчку

                   И в конце поставил бочку (Точку).

    Ребята, пока мы с вами играли, слова отправились погулять и заблудились. Давайте поможем им вернуться домой.

    (Игра «Домики» дифференциация понятий: Фрукты – Овощи, Дикие – Домашние животные.)

    Ну, вот слова вернулись домой, а вам тоже пора возвращаться в детский сад, До свидания, до новой встречи в ИГРАЙ - ГОРОДКЕ.

    (Веселый человечек прощается, на память дарит детям призы.)

    Вед.: Ребята, понравилось вам путешествие. Я думаю мы еще не раз навестим Веселого человечка в ИГРАЙ – ГОРОДКЕ,

    (Раздача призов).

    Используемые речевые игры:

    «Кто на чем поедет?» Цель: учить пользоваться в речи предлогом НА.

    «Слоник.» Цель: развитие артикуляционной моторики (активизация мышц губ).

    «От топота копыт...» (скороговорка). Цель: формирование правильного произношения.

    «Маленький клоун» Цель: развитие фонематического слуха и словарного запаса.

    «Насос» Цель: выработка правильного выдоха.

    «Надуй игрушку». Цель: развитие сильного правильного выдоха, активизация мышц губ.

    «Поймай – скажи». Цель: правильное употребление глаголов 3 лица ед. числа, наст. врем.

    «Кто что любит?». Цель: учить использовать в речи распространенное предложение с прямым дополнением.

    «Я найду слова везде». Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.

    «Звук заблудился». Цель: развитие фонематического слуха.

    «Домики». Цель: накопление словаря, дифференциация понятий дикие - домашние животные, овощи – фрукты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Познаём играя» (для детей I младшей группы).

    П/З : 1.Использовать разные виды деятельности детей ( игровую, речевую, музыкальную и физические упражнения) для а закрепления красного, желтого, зеленого, синего цветов.б  понятий «бо...

    Конспект круглого стола с родителями "Как играют наши дети?"

    Конспект круглого стола с родителями "Как играют наши дети?"...

    Формирование слоговой структуры слова у детей-логопатов с диагнозом ТНР: ОНР II, III уровня речевого развития

    Практикующий логопед рекомендует систему коррекционных приемов и методов формирования звукослоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией молодым специалистам....

    КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА «ВМЕСТЕ С МАМАМИ ИГРАЕМ» для детей среднего дошкольного возраста

    КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА«ВМЕСТЕ С МАМАМИ ИГРАЕМ» для детей среднего дошкольного возраста    ...