Сопровождение детей ОВЗ в единой форме учитель - логопед и воспитатель.
материал по логопедии
Успех совместной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей ОВЗ в единой форме учитель – логопед и воспитатель
Редколес Я.А., воспитатель
разновозрастной группы, МБДОУ №11
Успех совместной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей.
Учитель-логопед (ведущий специалист) организует взаимодействие воспитателей и специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДО, планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи.
Рациональная организация организованной образовательной деятельности помогает правильно использовать рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Планирование работы по коррекции речевых нарушений во время организованной образовательной деятельности по физической культуре, музыке, изобразительной деятельности, занятий с педагогом-психологом осуществляется совместно с учителем-логопедом. Календарно-тематический план по лексическим темам на учебный год, разработанный учителем-логопедом, используют все специалисты дошкольного образования при составлении планирования организованной образовательной деятельности с обучающимися с ТНР групп компенсирующей / комбинированной направленности.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, содержание которых определяет учитель-логопед. Задания записываются в «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя» индивидуально для каждого ребёнка и для детей всей группы. В вечерние коррекционно-развивающие занятия включаются артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации или дифференциации поставленных звуков (слоги, слова, фразы, стихотворения, чисто говорки, скороговорки, тексты). Для всей группы даются задания в рамках лексической темы: развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, дыхания, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объясняются воспитателю.
В коррекционной деятельности педагоги используют одинаковые формы и методы работы с детьми.
На логопедических занятиях используются мнемотаблицы, для заучивания стихотворений. В группе воспитатель продолжает работу с готовой таблицей и заучивая с ребенком стихотворения.
А я, как воспитатель, прошу ребенка рассказать, что нарисовано в этой таблице, обсуждаем ее, закрепляем навык применения данной технологии и закреплять сформированные речевые навыки.
И в своей работе с детьми применяю мнемотехнику не только по заданиям логопеда, но и при работе с пересказом в образовательной деятельности. С детьми ОВЗ мы зарисовываем прочитанный воспитателем сюжет, после чего, ребенок исходя из своих зарисовок пересказывает его. На сегодняшний день дети уже самостоятельно применяют эту технику и с удовольствием демонстрируют свои знания другим детям из группы.
Еще, совместно с учителем – логопедом дети ОВЗ на индивидуальных занятиях придумывают загадки, зарисовывают их, а я разбираю загадку по частям в индивидуальной работе. Потом ребята загадывают свои загадки представляя их в рисунке. Дети с удовольствием их отгадывают и сами начинают придумывать свою загадку и зарисовывают. Дошкольники составляют загадки на основе сиквейна, подбирая предметы похожие на отгадку по разным признакам. Использование этой технологии позволяет обогатить и активизировать словарь детей, потому что им необходимо выбрать несколько признаков и действий для своей отгадки. Представляя свою загадку сверстникам, дети ОВЗ находятся в ситуации успеха, что позволяет мотивировать их на дальнейшее совершенствование речи.
Наши дети с нарушениями речи занимаются в мультстудии с Натальей Юрьевной. Продукт их деятельности, я применяю в индивидуальной коррекционной работе с детьми ОВЗ. Совместно с учителем – логопедом они создают сказки, интересные сюжеты, а еще читоговорки. Ребята рисуют, лепят героев, и очень важно, самостоятельно озвучивают.
Я как воспитатель сопровождаю ребенка помогаю ему подготовиться к предстоящему занятию в мульт-студии контролирую речь ребенка, автоматизирую поставленный звук, отрабатываю произнесение сложных слов и при необходимости совместно с детьми создаю атрибуты.
Мотивирую детей рассказать о своей работе в мульт-студии другим детьми и продемонстрировать полученный результат. Это очень важно, так как демонстрируя их успех, я создаю условия, в которых дети ОВЗ раскрепощаются, получают эмоциональный положительный заряд, что облегчает их взаимодействие со своими сверстниками.
Совместная деятельность с логопедом позволяет детям с ОВЗ принимать, участив в различных творческих конкурсах.
Только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, способствует устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия эффективной коррекционно-развивающей работы : творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателем; чёткое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы; отслеживание динамики речевого и общего развития обучающихся с ТНР; решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение, типы предложений, развитие психический функций и т. д.)
Выстраивание взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
Сопровождение детей с ОВЗ на основе использования единых форм работы учителем логопедом и воспитателем Child Registered Pre-Child Trainer Преемственность использования методов и приемов в работе с детьми ОВЗ учителем логопедом и воспитателем.
Использование мнемотехнике в работе с детьми с ОВЗ Составление мнемотаблицы с воспитателем Заучивание стихов по мнемотаблицам Составление мнемотаблицы с логопедом Придумывание сказок с помощью мнемотаблицы
Обсуждение Представление загадки в группе Составление загадки Придумывание новых вариантов Работа с загадками 89%
Игры по сказкам с Ученым котом Игры- загадки С Попугайчиком - повторяйчиком Мультфильмы по детским сказкам с Разноцветным слоном Мультфильмы -игры Игры- чистоговорки с Хамелеоном Мультфильмы поздравления с Золотой рыбкой
Использование мультфильмов в коррекционной работе Проговаривание чистоговорок; Отгадывание загадок по мультфильмам; Ответы на вопросы по сказкам; Обсуждение новых мультфильмов; Рассказы детей о создании мультфильмов.
- владеют навыками составления и использования мнемотаблиц; - применяют навыки нормированного звукопроизношения, выразительной речи в разных видах деятельности; - имеют представления о правилах составления рассказа и этапах развития сюжета; - у детей развиваются высшие психические функции (зрительное, тактильное, слуховое восприятие, пространственные ориентировки, мышление, память, речь, расширяется круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности). - предоставляет возможность комфортной инклюзии детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ, учитывая личные склонности и интересы ребенка, его психофизические возможности. Результаты совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя :
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя позволяет детям с ОВЗ участвовать в мероприятиях и конкурсах разного уровня: - Городской фестиваль детского творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили»; - Краевой фестиваль «Праздник эколят – молодых защитников природы»; - VI Всероссийский литературный конкурс с международным участием «Звезда Арктики – Умка»; - Краевой конкурс экологического мультфильма «Маугли»; - Межрегиональный конкурс мультимедийных проектов «Добрые истории»; - Международный открытый фестиваль детской авторской анимации «Мульт-Горой»; - Чемпионат KIDSKILLS . Чемпионат рабочих профессий среди дошкольников и младших школьников; - Городской фестиваль дополнительного образования «Весенний дебют».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материалах рассказывается об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Развитие познавательной активности у детей с ОНР как форма взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя специализированных групп
Стендовый доклад...

Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи
Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....

Интегрированные занятия как одна из основных форм учителя - логопеда с воспитателем
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информацион...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя по вопросу педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя по вопросу педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста». ...
