Сопровождение детей ОВЗ в единой форме учитель - логопед и воспитатель.
материал по логопедии

Редколес Яна Андреевна

Успех совместной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение детей ОВЗ в единой форме учитель – логопед и воспитатель

Редколес Я.А., воспитатель

                                                        разновозрастной группы, МБДОУ №11  

Успех совместной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей.

Учитель-логопед (ведущий специалист) организует взаимодействие воспитателей и специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДО, планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи.

Рациональная организация организованной образовательной деятельности помогает правильно использовать рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Планирование работы по коррекции речевых нарушений во время организованной образовательной деятельности по физической культуре, музыке, изобразительной деятельности, занятий с педагогом-психологом осуществляется совместно с учителем-логопедом. Календарно-тематический план по лексическим темам на учебный год, разработанный учителем-логопедом, используют все специалисты дошкольного образования при составлении планирования организованной образовательной деятельности с обучающимися с ТНР групп компенсирующей / комбинированной направленности.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, содержание которых определяет учитель-логопед. Задания записываются в «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя» индивидуально для каждого ребёнка и для детей всей группы. В вечерние коррекционно-развивающие занятия включаются артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации или дифференциации поставленных звуков (слоги, слова, фразы, стихотворения, чисто говорки, скороговорки, тексты). Для всей группы даются задания в рамках лексической темы: развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, дыхания, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объясняются воспитателю.

В коррекционной деятельности педагоги используют одинаковые формы и методы работы с детьми.

        На логопедических занятиях используются мнемотаблицы, для заучивания стихотворений. В группе воспитатель продолжает работу с готовой таблицей и заучивая с ребенком стихотворения.

А я, как воспитатель, прошу ребенка рассказать, что нарисовано в этой таблице, обсуждаем ее, закрепляем навык применения данной технологии и закреплять сформированные речевые навыки.

И в своей работе с детьми применяю мнемотехнику не только по заданиям логопеда, но и при работе с пересказом в образовательной деятельности. С детьми ОВЗ мы зарисовываем прочитанный воспитателем сюжет, после чего, ребенок исходя из своих зарисовок пересказывает его. На сегодняшний день дети уже самостоятельно применяют эту технику и с удовольствием демонстрируют свои знания другим детям из группы.

         Еще, совместно с учителем – логопедом дети ОВЗ на индивидуальных занятиях придумывают загадки, зарисовывают их, а я разбираю загадку по частям в индивидуальной работе. Потом ребята загадывают свои загадки представляя их в рисунке. Дети с удовольствием их отгадывают и сами начинают придумывать свою загадку и зарисовывают. Дошкольники составляют загадки на основе сиквейна, подбирая предметы похожие на отгадку по разным признакам. Использование этой технологии позволяет обогатить и активизировать словарь детей, потому что им необходимо выбрать несколько признаков и действий для своей отгадки. Представляя свою загадку сверстникам, дети ОВЗ находятся в ситуации успеха, что позволяет мотивировать их на дальнейшее совершенствование речи.

Наши дети с нарушениями речи занимаются в мультстудии с Натальей Юрьевной. Продукт их деятельности, я применяю в индивидуальной коррекционной работе с детьми ОВЗ. Совместно с учителем – логопедом они создают сказки, интересные сюжеты, а еще читоговорки. Ребята рисуют, лепят героев, и очень важно, самостоятельно озвучивают.

Я как воспитатель сопровождаю ребенка помогаю ему подготовиться к предстоящему занятию в мульт-студии контролирую речь ребенка, автоматизирую поставленный звук, отрабатываю произнесение сложных слов и при необходимости совместно с детьми создаю атрибуты.

Мотивирую детей рассказать о своей работе в мульт-студии другим детьми и продемонстрировать полученный результат. Это очень важно, так как демонстрируя их успех, я создаю условия, в которых дети ОВЗ раскрепощаются, получают эмоциональный положительный заряд, что облегчает их взаимодействие со своими сверстниками.

Совместная деятельность с логопедом позволяет детям с ОВЗ принимать, участив в различных творческих конкурсах.      

Только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, способствует устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька» Эффективные формы сотрудничества воспитателя и учителя-логопеда в работе с детьми ОВЗ с тяжелым нарушением речи Ерошенко Н.Ю., учитель–логопед Редколес Я.А., воспитатель г. Канск, 2024

Слайд 2

Условия эффективной коррекционно-развивающей работы : творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателем; чёткое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы; отслеживание динамики речевого и общего развития обучающихся с ТНР; решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение, типы предложений, развитие психический функций и т. д.)

Слайд 3

Выстраивание взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Слайд 4

Сопровождение детей с ОВЗ на основе использования единых форм работы учителем логопедом и воспитателем Child Registered Pre-Child Trainer Преемственность использования методов и приемов в работе с детьми ОВЗ учителем логопедом и воспитателем.

Слайд 5

Использование мнемотехнике в работе с детьми с ОВЗ Составление мнемотаблицы с воспитателем Заучивание стихов по мнемотаблицам Составление мнемотаблицы с логопедом Придумывание сказок с помощью мнемотаблицы

Слайд 6

Обсуждение Представление загадки в группе Составление загадки Придумывание новых вариантов Работа с загадками 89%

Слайд 7

Игры по сказкам с Ученым котом Игры- загадки С Попугайчиком - повторяйчиком Мультфильмы по детским сказкам с Разноцветным слоном Мультфильмы -игры Игры- чистоговорки с Хамелеоном Мультфильмы поздравления с Золотой рыбкой

Слайд 8

Использование мультфильмов в коррекционной работе Проговаривание чистоговорок; Отгадывание загадок по мультфильмам; Ответы на вопросы по сказкам; Обсуждение новых мультфильмов; Рассказы детей о создании мультфильмов.

Слайд 9

- владеют навыками составления и использования мнемотаблиц; - применяют навыки нормированного звукопроизношения, выразительной речи в разных видах деятельности; - имеют представления о правилах составления рассказа и этапах развития сюжета; - у детей развиваются высшие психические функции (зрительное, тактильное, слуховое восприятие, пространственные ориентировки, мышление, память, речь, расширяется круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности). - предоставляет возможность комфортной инклюзии детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ, учитывая личные склонности и интересы ребенка, его психофизические возможности. Результаты совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя :

Слайд 10

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя позволяет детям с ОВЗ участвовать в мероприятиях и конкурсах разного уровня: - Городской фестиваль детского творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили»; - Краевой фестиваль «Праздник эколят – молодых защитников природы»; - VI Всероссийский литературный конкурс с международным участием «Звезда Арктики – Умка»; - Краевой конкурс экологического мультфильма «Маугли»; - Межрегиональный конкурс мультимедийных проектов «Добрые истории»; - Международный открытый фестиваль детской авторской анимации «Мульт-Горой»; - Чемпионат KIDSKILLS . Чемпионат рабочих профессий среди дошкольников и младших школьников; - Городской фестиваль дополнительного образования «Весенний дебют».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи

Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....

Интегрированные занятия как одна из основных форм учителя - логопеда с воспитателем

Интегрированное  занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информацион...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя по вопросу педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя по вопросу педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».    ...